Компьютерная диагностика автомобиля

Особенности компьютерной диагностики двигателя автомобиля

Наиболее трудной задачей диагностирования мотора машины является определение узла, в котором произошла поломка

На многих транспортных средствах отсутствует единая система электронного управления двигателем (ЭСУД), следовательно, специалисты обращают внимание на признаки различных поломок, проводят множество сложных операций по диагностике. Во время подобных процедур часто снимают навесное оборудование, частично разбирают мотор автомобиля.

Что же показывает проверка силовой части? Компьютерная диагностика транспортного средства – современный способ проверки узлов и элементов, взаимодействующих с ЭСУД. Нередко неисправности одного механизма непосредственно влияют на функционирование другого. Подобные ошибки фиксируются во время анализа, что позволяет точно и оперативно локализовать неполадки.

Компьютерная диагностика автомобиля помогает оценить показатели двигателя во время работы и сравнить их с номинальными. Анализ работы силовой части позволяет проверить системы зажигания, питания и охлаждения, механизм газораспределения и непосредственно ЭСУД. Одновременно с проверкой возможно оценить состав топливно-воздушной смеси, качество заполнения цилиндров ТВС и прочие показатели.

Диагностика осуществляется поэтапно: после выведения отчета о неисправностях идет расшифровка информации. В результате решается, ремонтировать или менять конкретную деталь, узел, элемент.

Приборы, необходимые для проверки, подразделяют по назначению на 2 группы:

  1. Отвечающие за измерение физических параметров. К устройствам данной группы относятся амперметры, вольтметры, омметры, манометры.
  2. Отвечающие за отображение работы машины в цифровой или графической форме. Примером таких приборов являются сканеры, мотор-тестеры.

Требования, предъявляемые к устройствам компьютерной диагностики двигателя автомобиля:

  • наличие в базе данных номинальных характеристик для множества моделей, марок машин;
  • высокая точность обработки данных;
  • защита от неправильного подключения, перегрузки;
  • автоматическое выключение прибора;
  • простота использования.

Если разобраться с амперметром или манометром будет несложно для многих людей, то, например, сканером должен пользоваться опытный работник. Модульные приборы, которые подключаются к ПК, могут измерять ток, напряжение, давление, определять разряжение газов и наличие жидкости в частях мотора. Результаты измерений обязаны быть очень точными, так как на их основании в дальнейшем проводится диагностика карбюраторных и инжекторных двигателей с различными системами зажигания – классической, микропроцессорной или электронной.

Использование мотор-тестеров помогает оперативно и точно определить неисправности при подаче топлива, в системе зажигания, протестировать работу генератора и заряд аккумулятора.

Чтобы определить код неисправности, часто применяют системный сканер. Данное устройство имеет цветной экран, а также оснащено небольшим принтером. Его работа заключается в считывании кода ошибки с последующей распечаткой данных. При тестировании прибора в автоматическом режиме исправления происходят до пяти раз. Невозможность купирования ошибки свидетельствует о том, что имеется поломка в системе управления.

Основными функциями сканера являются:

  • считывание кодов неисправностей, которые сохраняются во время самодиагностики автомобиля в памяти блока управления, с последующей расшифровкой;
  • удаление кодов ошибок из памяти без устранения причины неисправности;
  • отображение показателей работы транспортного средства в режиме реального времени;
  • воздействие на датчики, блок управления;
  • активация исполнительных механизмов;
  • внесение в программу блока управления корректировок в пределах возможностей прибора и автосервиса.

Газоанализаторы с помощью сканера способны определить состав отработанного газа. На основании полученной информации возможно провести оценку работы двигателя. Также стоит отметить, что есть газоанализаторы, которые тестируют автомобиль в автономном режиме.

Полноценную компьютерную диагностику двигателя автомобиля проводят в сервисах, которые укомплектованы требуемым оборудованием, в том числе ПК с подключенными специальными приборами.

Необходимые устройства комплекса для проведения компьютерного анализа:

  • персональный компьютер;
  • универсальный сканер;
  • многокомпонентный газоанализатор;
  • быстродействующий многоканальный цифровой мотор-тестер;
  • многофункциональная мобильная закрывающаяся стойка для диагностирования.

Данные устройства должны иметь изолированные провода, а также располагаться в одном месте.

Зачем нужно проводить диагностику

Обстоятельства, при которых владельцу транспортного средства желательно провести его комплексную диагностику:

  • Если он заметил «странности» при управлении автомобилем, например:
    • увеличенный расход топлива;
    • замедление при нажатии на педаль газа;
    • длительный (дольше обычного) прогрев;
    • не запускается / плохо запускается;
    • заметно потерял мощность;
    • издает посторонние шумы и стуки;
    • выпускает черный или белый выхлоп;
    • работает неравномерно и др.
  • После ДТП. Существует большая вероятность того, что рабочие компоненты авто имеют незаметные на первый взгляд повреждения, которые в любой момент могут создать вам проблемы.
  • При покупке автомобиля б/у. Диагностику проводят с целью приблизительной оценки остаточного ресурса двигателя, чтобы не купить «кота в мешке».
  • Он заботится о своем автомобиле, о безопасной езде, и старается регулярно проходить плановое техническое обслуживание.

Какие основные сведения можно получить при сканировании?

Первый этап качественной диагностики ЭБУ автомобиля – это сканирование. В данном случае специалисты подключаются к диагностическому разъему, последовательно проверяют все важные сведения о вашем автомобиле. Это может быть запланированная программа проверки поочередно каждого датчика, а также комплексный тест, заложенный в специальных диагностических программах. Все зависит от того, какой софт используют специалисты на станции. Чем лучше программы, тем проще выполнять диагностику и ремонтные работы.

Основные сведения для владельца авто следующие:

  • работоспособность основного комплекта датчиков двигателя – датчики давления, положения дроссельной заслонки и коленвала, регуляторы холостого хода и прочие присутствующие в машине детали;
  • исправность проводки – на диагностике можно легко обнаружить обрыв проводки к определенным элементам, включая даже детали освещения, это очень ценная информация для машин в возрасте;
  • точный уровень холостых оборотов в разных режимах – обычно этот параметр позволяет понять, насколько стабильно машина держит холостые обороты, есть ли проблемы в этой сфере техники;
  • настройки двигателя – при диагностике видны основные характеристики работы агрегата, включая выставленный угол опережения зажигания, расход топлива и прочие особенности в режиме реального времени;
  • ошибки ЭБУ – в процессе определенных сбоев в работе двигателя электронный блок фиксирует ошибки и записывает их коды в память, это помогает найти системные проблемы в двигателей автомобиля.

Именно для сканирования ошибок чаще всего люди пригоняют автомобили на качественную компьютерную диагностику. Но это не единственная информация, которую можно получить от специалистов. Стоит сразу же настроиться на получение максимального количества сведений, чтобы не тратить деньги зря. Диагност обычно расскажет вам только то, что вызовет у него подозрения, или то, о чем попросите вы. Так что заранее подготовьтесь задавать нужные вопросы, чтобы во время диагностических процедур полностью устранить возможные проблемы.

ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Мультиметры

предназначены для измерения величин постоянного и переменного напряжения, переменного и постоянного тока, сопротивления, оборотов двигателя, температуры, угла замкнутого состояния контактов, а также проверки диодов и транзисторов. Многие такие приборы позволяют фиксировать измеряемые значения, имеют функцию автоматического выключения, а также защиту от неправильного подключения и от перегрузок. Мультиметры необходимы в любом автосервисе и могут быть весьма полезными для автолюбителей. При этом они имеют относительно небольшую стоимость и высокую надежность.

Манометры

различного типа и назначения используются для измерения давления газов и жидкостей в системах и агрегатах автомобиля.Электронный измеритель давлений предназначен для определения величины давления топлива, масла в двигателе и управляющего давления в автоматической коробке передач, компрессии в бензиновых двигателях, а также разряжение во впускном коллекторе. Наличие комплекта адаптеров позволяет обслуживать практически любые автомобили импортного и отечественного производства.

Мотортестеры

представляют собой довольно сложные приборы, требующие определенных знаний и навыков при использовании. Более ранние модели представляют собой устройства для определения рабочих параметров систем зажигания с использованием осциллографа. Только при их использовании можно измерять высокочастотные импульсы, создаваемые системами зажигания, так как они имеют длительность менее миллисекунды с амплитудой напряжения до 30 кВ. Многие современные мотортестеры являются модульными приборами, не имеют встроенных устройств, отображающих результаты, измерений и их необходимо подключать к компьютеру. С помощью мотортестеров измеряют любые напряжения и токи, а также давления (разряжения) газов и жидкостей в различных системах и узлах двигателя. На основе полученных данных диагностируют карбюраторные и впрысковые моторы с классической, электронной или микропроцессорной системой зажигания. Мотортестеры позволяют быстро и объективно определять неисправности в системах зажигания, топливоподачи, газораспределения, а также проверять работу генератора и зарядку аккумулятора. Для этого они включают в себя средства статистической обработки полученных данных.

Проверка компрессии в цилиндрах двигателя

Одно из важнейших и самых распространенных мероприятий, которое поможет удостовериться в том, что ваш двигатель правильно работает. Измерение компрессии поможет узнать о проблеме преждевременно, пока она не привела к серьезным неполадкам в работе двигателя или к его остановке во время поездки.

Для проверки компрессии для любительского использования есть специальный прибор – компрессометр. Современные компрессометры укомплектованы всем необходимым для потребителя, в том числе адаптерами (переходниками) для разных моделей, так же может быть измерена компрессия в дизельном двигателе автомобиля. Измерение компрессии двигателя в автосервисах производится при помощи мотортестеров или компрессографов. Снижение компрессии может быть вызвано разными факторами, в том числе износом деталей поршневой группы, неисправностями деталей газораспределительного механизма и т.д. Перечислять можно очень долго. Но самое главное, что нужно знать, так это то, что при понижении давления параметры двигателя и экономичность значительно ухудшаются. Обычному автолюбителю вряд ли будут понятны цифры, которые получены при проверке компрессии в цилиндрах двигателя. Для простоты и удобства есть специальные руководства по измерению компрессии двигателя. При этом необходимо использовать руководство для конкретного типа двигателя

Компьютерная диагностика может:

  • показать сбои и отказы, имевшие место в электрооборудовании и электронных системах, в том числе – системах безопасности, освещения, управлении климат-контролем.
  • отразить реальный пробег автомобиля. Правда, при условии, что диагност достаточно опытный и знает, в каких подсистемах искать достоверную информацию, ведь изменить данные о пробеге просто в памяти одометра умеет сегодня едва ли не каждый автоэлектрик.
  • показать часть проблем механических систем, если они на данной модели авто имеют связь с бортовой электроникой: тормоза, рулевое управление, подвеска с изменяемыми характеристиками, трансмиссия (в т.ч. полный привод).
  • показать некоторые проблемы системы питания двигателя – конечно, если она управляется электроникой, а не тягами, ведущему к карбюратору или пружинами механических форсунок дизеля “докоммонрейловской” эпохи.
  • выявить многие проблемы системы зажигания в бензиновом впрысковом (инжекторном) двигателе.

На самом деле проверка автомобилей на стенде тоже не обходится без участия компьютера, но компьютерными такие тесты почему-то не называют.

Компьютерная диагностика двигателя автомобиля своими руками

Если вы решили провести компьютерный анализ двигателя транспортного средства самостоятельно, то можно справиться с этой задачей с помощью различных недорогих функциональных устройств.

Адаптер

Адаптер – это специализированное оборудование для диагностики, обладающее универсальным разъемом для подключения к ОБД-2 и имеющее возможность передавать информацию на смартфон, компьютер или планшет. Для установки прибора надо к автомобильному разъему ОБД подключить адаптер и скачать необходимую программу на телефон.

Все характеристики двигателя отобразятся на экране телефона через специальное программное обеспечение. На экране появится как рабочая информация – температура охлаждающей жидкости, показания вольтметра, так и основные данные (код ЭБУ, программный код, номер блока и т. п.).

При выборе самого адаптера следует обратить внимание на программу, которую нужно будет скачать на телефон. При этом необходимо уточнить, насколько универсален данный аппарат.. Бортовой компьютер

Бортовой компьютер

Во многих современных машинах имеются штатные диагностические БК. В большинстве случаев эти приборы значительно уступают настоящим бортовым диагностическим компьютерам. Следовательно, чтобы получить подлинную информацию о состоянии двигателя автомобиля, необходимо использовать специализированное устройство.

Несомненным плюсом данной компьютерной системы является возможность следить за важными показателями и их изменениями во время езды. Прибор специально разработан так, что им удобно пользоваться, управляя машиной.

Если вы подбираете БК для транспортного средства с карбюраторным мотором, то необходимо убедиться, что у устройства имеется совместимость с данным автомобилем. К слову, многие бортовые компьютеры, изготовленные для современных заграничных моделей, подойдут для карбюраторных отечественных машин. В комплекте прибора должно быть руководство по эксплуатации, в котором расшифрованы все кодовые сигналы.

Диагностический сканер

Часто для диагностики транспортного средства применяют специальные сканеры. Данный прибор стоит не очень много, информация со сканера принесет немного больше пользы, чем слова механика СТО.

Данные транслируются в зашифрованном виде на экран устройства. Перед приобретением сканера необходимо проверить наличие у прибора инструкции с расшифровкой сигналов.

Большинство моделей изготавливается для современных иностранных автомобилей, значит, нужно удостовериться, что диагностический прибор подойдет для конкретной отечественной машины.

Основные причины покупки оборудования для компьютерной диагностики двигателя автомобиля и других его узлов:

  1. Возможность сэкономить деньги на услугах диагностов, в компетенции которых можно усомниться.
  2. Возможность самостоятельно следить за работой двигателя и автомобиля в целом.
  3. Мастерской сложнее будет вас обмануть. Вы будете точно знать, в чем причина поломки, поэтому на предложения починить/заменить еще какие-то детали можно смело отвечать отказом.
  4. Вы сможете регулярно отслеживать состояние двигателя, вовремя устраняя мелкие поломки. Тем самым снизится риск серьезных проблем с транспортным средством.

Все приборы и устройства, перечисленные выше, не доставляют автовладельцу каких-либо сложностей при подключении, эксплуатации. Если вы не имеете возможности самостоятельно подключить бортовой компьютер, то лучше его установить в сервисном центре.

Как самому выполнить компьютерную диагностику двигателя?

До недавнего прошлого возможность выполнения такой компьютерной диагностики была доступна лишь профессиональным специалистам, которые использовали для этого соответствующее оборудование и специализированное программное обеспечение. Однако сегодня в интернете можно с легкостью найти соответствующие программы для диагностики, которые подходят для тех или иных марок автомобилей. Всё что вам потребуется – это купить соответствующий кабель, который позволяет подключать компьютер или планшет к блоку управления автомобилем. Стоимость таких кабелей не слишком высока, поэтому заплатив несколько сотен рублей вы можете приобрести необходимый вам коннектор, скачаете такое программное обеспечение и будете сами выполнять диагностику автомобиля.

Непосредственно самодиагностика не представляет какой-либо сложности. Необходимо подключить планшет или компьютер к такому блоку управления, запустить программу, после чего заводят двигатель и дают ему поработать несколько минут. За это время программа получит всю необходимую информацию от встроенных в мотор датчиков и контроллеров, и предоставит автовладельцу информацию в удобочитаемом виде, что и позволит определить наличие тех или иных проблем и отклонений в работе силового агрегата.

Заключение

Выполнив качественную диагностику двигателя, вы сможете определить имеющиеся поломки силового агрегата, и на основании полученной информации в последующем можно будет провести ремонт мотора, полностью восстановив его работоспособность. Можем порекомендовать вам при необходимости выполнения такой диагностики обращаться к профильным специалистам, которые хорошо знакомы с особенностями силовых агрегатов автомобилей вашей марки, что и позволит таким мастерам максимально точно определять имеющиеся поломки и в последующем вы будете полностью уверенными в качестве выполненного ремонта.

Спасибо за посещение данной статьи. Пожалуйста, ставьте пальцы вверх статье, это поможет ее распространить и, читайте мои старые статьи и ждите новые.

Оборудование для диагностики

Существует три типа диагностических приборов: газоанализаторы, мотортестеры и сканеры.

Сканер

Первый прибор – это сканер. Он подключается к автомобилю, к диагностическому разъёму. Сканер – это прибор, который позволяет общаться с блоком управления двигателем. Собственно говоря, он и задуман для работы с блоком управления.

Та информация, которую мы видим на сканере — это информация из блока управления. Если на сканере написано «угол опережения зажигания — 15 градусов», означает ли это, что он реально там 15 градусов? Конечно же нет. Да, он может быть и 15. Но, 15 – это считает блок управления, так он задал угол и выдает 15 градусов.

Мотортестер

Данный прибор – это глаза диагноста. Мотортестер – это измерительный прибор, который можно сравнить по работе с мультиметром. Это такой мощный прибор, заточенный под диагностику двигателей, под измерение высокого напряжения, давлений, токов. Причем, больших токов, всевозможных напряжений, для съема осцилограмм, для их запоминания. То есть это измерительный прибор, в отличие от сканера. Сканер ничего сам не измеряет, сканер отображает то, что видит блок управления.

В сканере мы можем увидеть 15 градусов, подключаем мотортестер, смотрим, а там 5 или 0, или даже минус.

Газоанализатор

То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.

То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.

Дополнительное оборудование

Даже основными диагностическими приборами нельзя полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.

Топливные монометры

В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей. Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.

Пример из практики автосервиса “Желтый бокс”

Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).

Тестер утечек

Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе. Какие места утечек могут быть: Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда. Регуляторы холостого хода.

Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.

Стетоскоп технический

Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.

Эндоскоп

Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет? Как это увидеть, не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.

Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру. Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой. Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась. И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОДОВ ОШИБОК

Сканеры кодов ошибок представляют собой портативные устройства для считывания кодов неисправностей. Они выпускаются различными производителями под названиями: Code-Reader, SmartTune, Creader, OBD II reader и т. д. «Кодридеры» в основном предназначены для небольших автосервисов и автолюбителей, так как доступны и относительно недороги – для некоторых моделей минимальная цена составляет 1850 рублей за комплект. Они могут использоваться и для автомобилей группы VAG (Volkswagen Audi Group), у которых своя система подключения – четыре провода соединяются попарно. Сканеры во многих случаях позволяют быстро и просто определять неисправности, что, в частности, необходимо, если на приборной панели автомобиля загорелся оранжевый индикатор «Check engine». Их подсоединяют к разъему (OBD), который обычно размещается в салоне автомобиля. Затем включают зажигание (питание прибора возможно только в этом случае) и на жидкокристаллическом индикаторе появляются четыре цифры – код ошибки, который расшифровывается по прилагаемой книжке. В процессе определения кода неисправности сканер автоматически пытается стереть ошибку пять раз. Если это не удалось, можно предположить, что имеется серьезное повреждение и требуется вмешательство специалиста.

Системный сканер представляет собой небольшой прибор с цветным экраном и встроенным миниатюрным принтером для распечатки отчетов. В современных версиях сканеров имеется минимум кнопок и информация вводится посредством технологии «touch screen» – прикосновением к экрану. Прибор по определенной программе связывается с электронным блоком управления, считывает и отображает в удобной для восприятия форме информацию о параметрах работы. При этом он может выполнять следующие функции: – чтение и расшифровка кодов ошибок, определенных системой самодиагностики автомобиля и хранящихся в памяти блока управления; стирание из памяти кодов, но при этом причина возникновения ошибки не устраняется; – отображение параметров работы автомобиля в реальном масштабе времени; – воздействие на блок управления, датчики, исполнительные механизмы и их активация; – внесение изменений в программу работы блока управления в пределах компетенции сервисной службы и технических возможностей сканера. Связь сканера с электронными системами автомобиля осуществляется на понятном для обеих сторон «языке», который называется протоколом связи и определяет набор используемых «слов» и порядок их применения. Поскольку автопроизводители часто используют свои оригинальные протоколы связи, сканер может работать только с определенным перечнем марок и моделей автомобилей. Универсальные системные сканеры обладают расширенными возможностями в этой области.

Газоанализаторы предназначены для определения состава отработавших газов, что является одним из важнейших оценочных показателей работы двигателя. Для карбюраторных и впрысковых бензиновых моторов используют четырехкомпонентные газоанализаторы, способные определять содержание оксида углерода (CO), диоксида углерода (CO 2 ), углеводородов (CH) и кислорода (O 2 ) в выхлопе. Некоторые модели способны работать автономно, а другие – автономно и (или) совместно с компьютером. Программное обеспечение включает обширную базу данных заводских параметров большинства распространенных моделей автомобилей со сведениями по их настройке и тестированию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий