Как заряжать кальциевые батареи
Пластины кальциевых моделей также состоят из свинца, но в него добавляют до 0,1 % кальция. Это делается для снижения электролиза воды, повышения коррозийной стойкости и прочности пластин. Результат — увеличение долговечности АКБ, отдача более высокой мощности.
Сегодня наибольшее распространение у автомобилистов получили именно кальциевые батареи. Их относят к типу «поставил и забыл», производители анонсируют их срок службы не менее пяти лет. Однако, как обстоит дело в реальности, нужно исследовать дополнительно.
Для кальциевых батарей характерен один существенный недостаток, о котором производители не забывают информировать покупателей. Он заключается в том, что кальциевые модели не переносят глубокого разряда. При падении ЭДС до уровня 11,7 В и ниже они полностью разряжаются. Даже после заряда батареи до нормального напряжения часть её ёмкости утрачивается безвозвратно.
Считается, что 2-3 цикла глубокого разряда могут полностью вывести её из эксплуатации. Изготовители рекомендуют раз в месяц проверять напряжение (ЭДС) на клеммах и при необходимости подзаряжать её. Если этого не делать, то срабатывает схема — чем меньше времени уделять батарее, тем чаще её приходится менять.
Мнения специалистов разделяются насчёт того, как правильно заряжать кальциевые батареи. Наиболее крупные поставщики таких АКБ в России — словенские бренды TAB и Topla — констатируют, что напряжение заряда кальциевых батарей не должно превышать 14,8 В. При зарядке от ЗУ нужно устанавливать ток, численно равный десятой части от значения ёмкости (например, 5 А для АКБ ёмкостью 50 А·ч.). Именно 14,8 В (максимум) выдаёт с генератора на батарею регулятор напряжения любого авто.
Напряжением 14,8 В кальциевая батарея заряжается только до 50 % ёмкости. Полную зарядку даёт напряжение 16,1 В, которое на втором этапе нужно подавать на клеммы до тех пор, пока ток не упадёт до величины 0,5 А. С этого момента рекомендуют, не изменяя напряжения, продолжить зарядку в течение двух часов, затем её прекратить. АКБ будет заряжена на 100 % ёмкости.
Аккумулятор также можно считать полностью заряженным, если напряжение на клеммах составляет 12,7 В через 8-12 часов после прекращения зарядки.
Ещё проще заряжать кальциевый аккумулятор специально предназначенным для этого типа АКБ зарядным устройством с программируемыми режимами. В конце цикла устройство попеременно подаёт на батарею напряжение в 16,1 В и в 13,2 В. По мере зарядки длительность импульсов напряжения меняется, результатом становится более быстрое получение 100 % заряда.
Как часто заряжать аккумулятор автомобиля
Одним из видов обслуживания АКБ является подзарядка его от внешнего источника питания.
Меняющиеся условия эксплуатации приводят к тому, что генератор не может восстановить заряд батареи на 100%, но сделать это можно зарядным устройством (ЗУ).
Периодичность такого обслуживания батареи напрямую зависит от степени ее износа и особенностей эксплуатации.
Для нового аккумулятора достаточно раз в год перед зимой проводить КТЦ и подзарядку от ЗУ. Но постепенно количество зарядок придется увеличивать.
В конечном же итоге аккумулятор исчерпает свой ресурс окончательно и ее придется менять.
Какая есть альтернатива
Продвинутые зарядные устройства есть далеко не у всех. Однако у людей сейчас масса различных гаджетов и некоторые приобретают универсальные ЗУ, которые позволяют заряжать разные типы аккумуляторных батарей. В том числе и свинцово-кислотные. Восстановительный заряд можно сделать с их помощью. Вполне возможно, что там специального режима для этого, но широкие возможности по настройкам позволяют подобрать его вручную. По крайней мере, установить небольшой ток 0,03*C─0,1*С и поставить срабатывание при достижении определенного напряжения в них возможно.
Одним из наиболее популярных универсальных ЗУ является iMax B6 и его модификации. Нечто подобное выпускают под брендами Pulsar, Robiton, а т. п. Достаточно выбрать режим для свинцовых батарей, установить ток, количество банок в аккумуляторе и запустить зарядку. При необходимости с помощью этих устройств можно сделать разряд.
Как определить, что АКБ нуждается в зарядке?
Обычно после установки новой батареи владелец автомобиля забывает о ней. Если АКБ необслуживаемая, то при правильной эксплуатации её хватит на несколько лет исправной работы.
Если не возникает проблем с электропитанием, заряжать АКБ практически не требуется. Если по какой-то причине она разрядится (длительное питание потребителей тока без зарядки, сульфатация пластин от старости и т. п.), то это моментально обернётся невозможностью завести машину.
При более глубоком разряде не будут нормально работать и другие приборы. В этой ситуации нужно, прежде всего, определить степень разряда. Чтобы уметь быстро устанавливать причину, следует запомнить несколько чисел:
- 100% заряду батареи соответствует напряжение 12,7 В;
- при 50 % заряде эта величина составляет 12,2 В;
- о нулевом заряде свидетельствует напряжение ниже 11,7 В.
Ещё точнее можно установить степень разряженности АКБ по уровню плотности электролита, которую определяют ареометром. Правда, этот замер можно сделать только на обслуживаемых моделях, имеющих пробки. Простейшая таблица соответствия, которую можно запомнить, выглядит так:
- 100 % заряду соответствует плотность электролита выше 1,27 г/см³
- 50 % — 1, 20 г/см³
- 0 % — 1,00 г/см³.
С обслуживаемой АКБ нужно обращаться более внимательно. Необходимо периодически (летом — не реже одного раза в неделю) проверять уровень электролита, пополнять банки дистиллированной водой, нейтрализовать щелочным раствором (соды, например) верхнюю панель батареи для предотвращения саморазряда.
Чтобы АКБ любого типа прослужила дольше, нужно контролировать степень разряда и вовремя подзаряжать её
Особое внимание следует уделять кальциевым батареям, плохо переносящим глубокий разряд
Время заряда
Зарядное устройствоЕще один весьма насущный вопрос — сколько заряжать аккумулятор 60 ампер? Скорость зарядки прямым образом зависит от выставленных силы тока и напряжения и степени уровня разряда батареи. Соответственно, чем больше будет подаваемый ток и напряжение, тем быстрее аккумулятор будет полностью заряжен. Если следовать всем указанным выше рекомендациям, то цикл одного заряда будет длиться около 10 часов.
Некоторые автолюбители, желая сэкономить свое драгоценное время и находясь в вечной спешке, используют еще один небезопасный прием заряда АКБ. Ими выставляется сила тока, превышающая 20 ампер, а сама зарядка длится не более 5 часов. Разумеется, что заряжать таким способом постоянно нельзя – батарея быстро придет в негодность. Однако в экстренных случаях эта методика может пригодится.
Как заряжать в первый раз новый АКБ
Производители отправляют в торговлю АКБ заряженные до 80% ёмкости. Под воздействием низких и высоких температур при перевозке и хранении происходит дополнительная потеря ёмкости. Продавцы обычно делают проверку двумя способами:
- Напряжение измеряют вольтметром без нагрузки, норма 12,5 – 12,7 В.
- Нагрузочной вилкой, нормальным будет падение до 10,5 В и ни делением ниже.
Такая проверка не всегда корректна. Если с напряжением всё понятно, то нагрузочную вилку могут использовать с меньшей нагрузкой. Например, измерить падение напряжения на аккумуляторе ёмкостью 100 Ач вилкой для 60 Ач. Поэтому нужно проверять ампераж вилки. Нелишней будет и проверка даты производства. Лучше не покупать выпущенные более года назад аккумуляторы.
Но даже недавно выпущенный и прошедший проверку аккумулятор, нужно зарядить перед первым использованием.
Первый заряд необходимо выполнить током в 1/10 ёмкости и напряжением рекомендуемым производителем. Зарядка продлится всего пару часов. Силу тока регулировать не нужно, в конце этот показатель упадет до ноля.
Аккумулятор это важная часть автомобиля. Прошли те времена, когда машину можно было завести кривым стартером. Современное авто не простит разряженную батарею, просто не заведётся и не поедет. Поэтому можно и нужно заряжать новые и уже эксплуатируемые АКБ.
Подготовка и проверка аккумулятора
Если для возобновления запаса энергии аккумулятор демонтируется с машины, перед началом зарядки его желательно помыть, а после высушить. Это нужно для того, чтобы удалить токопроводящие загрязнения и избежать утечек тока во время эксплуатации авто. Сделать это можно с помощью мыльного раствора
Органические растворители надо применять с осторожностью – они могут растворять материал корпуса батареи
Если аккумулятор в обслуживаемом исполнении, надо проверить уровень электролита, вывернув пробки и осмотрев каждый элемент. Если уровень в какой-либо из банок ниже нормы, надо долить дистиллированную воду
Еще лучше в этом случае – замерить плотность жидкого реагента во всех банках, не обращая пока внимание на абсолютное ее значение (так как батарея не заряжена полностью)
Если плотность жидкости в отстающей банке заметно выше остальных, значит, уменьшение количества произошло за счет испарения воды. Это исправляется добавлением воды. Если плотность примерно равна, а в одной или нескольких банках уровень ниже, возможна утечка через механическое повреждение корпуса.
Надо внимательно осмотреть АКБ на предмет отверстий или проломов, а еще лучше смочить корпус раствором поваренной соды. В месте утечки электролита будет наблюдаться интенсивное пенообразование.
Если все в порядке, пробки можно пока не заворачивать обратно на случай «кипения» батареи. Но этого режима надо избегать.
Если АКБ необслуживаемого исполнения, но имеет полупрозрачный корпус, в наличии нормального уровня электролита можно убедиться, рассматривая каждый элемент на просвет.
Батарея с полупрозрачным корпусом.
Как определить зарядился ли аккумулятор
Основным критерием, применяемым для определения окончания процесса возобновления запаса энергии, является необходимый уровень напряжения на клеммах кислотно-свинцового аккумулятора. В номинале он равен 2,1 вольт на один элемент. Для батареи из 6 банок (на 12 вольт) он составит 12,6 вольт. Такой аккумулятор можно зарядить и до 13,6 вольт, но это с практической точки зрения не нужно, потому что это, по факту, перезаряд.
Если проанализировать разрядные кривые, то очевидно, что выходной уровень под нагрузкой упадет с 13,6 до 12,6 вольт в течение 1 минуты (или после одной прокрутки стартера), и дальше напряжение будет медленно снижаться. Этот критерий используется во всех автоматических зарядных устройствах (в некоторых случаях опосредовано – через уменьшение зарядного тока при зарядке стабилизированным напряжением).
Полностью заряженная АКБ.
Также признаком полного заряда служит плотность электролита – к окончанию процедуры она должна достигнуть уровня 1,27 г/см3. Но этот признак требует периодических замеров, что неудобно. К тому же, для определения окончания процесса надо, чтобы плотность изначально была в норме. Поэтому этот критерий служит вспомогательным признаком достижения полного заряда.
Интенсивный электролиз («кипение») не служит обязательным признаком окончания процесса. Этот режим крайне нежелателен, его допускать нельзя.
Каким напряжением заряжать аккумулятор автомобиля
Начнем с того, что зарядка аккумулятора предполагает подачу на него такого тока, которого не хватает батарее для полного заряда. На основе данного утверждения можно ответить на вопросы, каким током заряжать аккумулятор автомобиля,а также сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством.
В том случае, если аккумулятор с емкостью 50 Ампер-часов заряжен на 50%, тогда на начальном этапе следует установить зарядный ток 25 А, после чего этот ток нужно динамично уменьшать. К моменту полного заряда аккумулятора подача тока должна прекратиться. Такой принцип работы лежит в основе автоматических зарядных устройств, при помощи которых автомобильный аккумулятор заряжается в среднем за 4-6 часов. Единственным минусом таких ЗУ является их высокая стоимость.
Основой для расчета времени заряда АКБ является емкость аккумулятора. Зная данный параметр, время заряда просчитывается достаточно просто. Если аккумулятор имеет емкость 50 А•ч, тогда для полной зарядки требуется подать на такую батарею ток не более 30 А•ч. На зарядном устройстве выставляется 3А, что потребует десять часов для полной зарядки аккумулятора зарядным устройством.
Чтобы на 100% быть уверенным в том, что аккумулятор полностью заряжен, через 10 часов можно выставить на ЗУ ток 0.5 А, после чего продолжить заряжать батарею еще 5-10 часов. Такой способ заряда не представляет опасности для автомобильных аккумуляторов, которые имеют большую емкость. Минусом можно считать необходимость заряжать АКБ около суток.
https://youtube.com/watch?v=mkyMn8I7E4A
Для экономии времени и быстрой зарядки аккумулятора можно выставить на ЗУ 8 А, после чего производить заряд около 3 часов. По истечении данного срока ток заряда уменьшается до 6 А и аккумулятор заряжается этим током еще 1 час. В итоге, потребуется 4 часа для зарядки. Отметим, что данный режим зарядки не является оптимальным, так как АКБ желательно заряжать небольшим током до 3 А.
Зарядка большим током может привести к перезарядке и избыточному нагреву аккумулятора, в результате чего значительно сокращается его ресурс. Также отметим, что использование способов заряда аккумулятора, которые направлены на сведение к минимуму негативного процесса сульфатации пластин, на практике не имеют заметных положительных результатов.
Правильная эксплуатация аккумулятора в зависимости от его типа (обслуживаемый и необслуживаемый), исключение глубокого разряда и своевременная зарядка при помощи ЗУ позволяют кислотному аккумулятору исправно работать от 3-7 лет.
Калькулятор: сколько времени заряжать аккумулятор авто?
Как определяется время зарядки аккумулятора?
Существует классическая формула времени зарядки аккумулятора:Т=C/I+10%
где:
- Т – время зарядки
- С – емкость аккумулятора
- I – мощность зарядного устройства
- 10% – потеря энергии в качестве тепла
Аккумулятор считается полностью заряженным, если электролит начинает закипать. В среднем, аккумулятор можно зарядить за 9 — 11 часов.
Как определить текущий уровень зарядки?
Предыдущая формула справедлива для полностью пустого аккумулятора. Но как определить уровень заряда предположительно не пустого аккумулятора? В этом случае ориентируются на два показателя — либо напряжение, либо плотность. Напряжение без нагрузки (напряжение при снятых клеммах) аккумулятора можно связать с примерным уровнем заряда. Если аккумулятор находится на транспортном средстве, «напряжение без нагрузки» измеряется, когда двигатель остановлен, а нагрузка полностью отключена (сняты клеммы).
Степень заряженности оценивают на отключенном от нагрузки аккумуляторе, не менее, чем через 6 часов покоя, и при комнатной температуре. В случае температуры, отличной от комнатной, вносится температурная поправка. В среднем считается, что падение температуры на 1 °C от комнатной снижает ёмкость примерно на 1 %, таким образом при −30 °C ёмкость автомобильной АКБ будет равна примерно половине от ёмкости при +20 °C.
В случае определения заряда по плотности используют специальный инструмент, так называемый «ареометр». Это устройство, имеющее вид поплавка. С помощью него измеряют плотность электролита. Для этого необходимо слить немного электролита в и емкостей аккумулятора в стеклянную колбу и поместить туда ареометр. В среднем показатель заряженного аккумулятора должен быть в пределах 1,27-1,29 единиц. Но, стоит учесть, что для разных моделей этот показатель может быть разным, в зависимости от производителя.
Зависимость плотности или напряжения от заряда аккумулятора отображена в таблице:
Напряжение без нагрузки при T = 26,7 °C | Примерный заряд | Плотность электролита при T = 26,7 °C | |
12 В | 6 В | ||
12,70 В | 6,32 В | 100 % | 1,265 г/см³ |
12,35 В | 6,22 В | 75 % | 1,225 г/см³ |
12,10 В | 6,12 В | 50 % | 1,190 г/см³ |
11,95 В | 6,03 В | 25 % | 1,155 г/см³ |
11,70 В | 6,00 В | 0 % | 1,120 г/см³ |
Советы по зарядке аккумулятора
- Крайне не рекомендуется заряжать аккумулятор дома, лучше использовать гараж или иное проветриваемое помещение.
- Желательная температура в помещении, в котором будет производиться зарядка, это 20-25 градусов.
- При зарядке выделяются газы, они не должны скапливаться в одном месте.
- Запрещается курить или или использовать элементы огня рядом с заряжаемым аккумулятором, т.к. это может привести к взрыву
- Сначала подключаем клеммы к аккумулятору, затем вставляем вилку зарядного устройства в розетку
Какой выбрать ток?
Оптимальный ток для заряда должен составлять 1/10 от полной емкость АКБ. То есть, иными словами, если ваша батарея имеет емкость в 55 Ампер*час, значит необходимый ток нужен 5,5 Ампер. Это рекомендации производителей как самих устройств, так и приборов ЗУ. Но идеальным вариантом будет пуск меньшего тока на клеммы аккумулятора. То есть, при аналогичном случае подавать ток не 5,5, а уже 2,75 Ампер. Конечно процесс будет происходить немного медленнее (в два раза), но качество от этого только повысится.
Как зарядить аккумулятор без снятия с автомобиля
Напоследок разберем такой вопрос, как зарядка батареи без снятия ее с автомобиля.
Если это делается при предварительном отключении бортовой сети, то подзаряжать можно без каких-либо опасений, главное обеспечить устойчивое положение ЗУ и вентиляцию (то есть заряжать при открытом капоте).
Но многие интересуются, можно ли это делать без отключения от бортовой сети. Такие попытки могут иметь негативные последствия.
На ряд электроприборов напряжение подается постоянно. К примеру, даже при полностью выключенном зажигании питание поступает на системы безопасности, аудиосистему (она находиться в режиме ожидания) и прочее.
Если же попытаться зарядить подключенное АКБ, возникающие скачки напряжения (до 16 В) или силы тока (до 50 А) могут привести к перегоранию предохранителей (в лучшем случае) или самого оборудования.
Поэтому лучше не экспериментировать с зарядкой батареи, не отключенной от бортовой сети.
Что касается такого вопроса, как зарядка в условиях сниженных температур (зимой в неотапливаемом гараже), то это вполне возможно.
В процессе зарядки в батарее проходят химические процессы с выделением тепла, поэтому она сама себя обогреет.
Если перед вами стоит цель периодически подзаряжать аккумуляторную батарею, то достаточно использовать автоматическое зарядное устройство без каких-либо дополнительных регулировок и сам процесс зарядки будет совершенно не сложным.
Но если полностью провести качественное обслуживание источника питания, то здесь лучше всего обратиться к специалисту, который имеет специальные приборы, зарядные устройства и оборудование для работы в этой сфере деятельности.
Благодаря такому периодическому обслуживанию аккумуляторная батарея прослужит на много дольше.
А здесь читайте как заряжать необслуживаемый аккумулятор.
Заряд автомобильных аккумуляторов
Начнём от ситуации бездействия прибора (в отключенном состоянии). Каким напряжением или током заряжать аккумулятор автомобиля, когда прибор находится на хранении? В условиях хранения АКБ основная цель зарядки направлена на компенсацию саморазряда. В этом случае зарядка обычно выполняется малыми токами.
Диапазон значений заряда, как правило, от 25 до 100 мА. При этом напряжение заряда необходимо поддерживать в границах 2,18 – 2,25 вольт по отношению к единичной аккумуляторной банке.
Выбор условий заряда аккумулятора
Зарядный ток аккумулятора обычно настраивается на определённую величину в зависимости от заданного времени заряда.
Подготовка автомобильной батареи аккумуляторов для подзарядки в режиме, который требуется определить с учётом технологических свойств и технических параметров при эксплуатации АКБ
Так, если предполагается заряжать аккумулятор в течение 20 часов, оптимальным параметром тока заряда считается величина, равная 0,05С (то есть 5% от номинальной ёмкости аккумулятора). Соответственно, значения будут пропорционально увеличиваться, если менять один из параметров. К примеру, при 10-и часовой зарядке, сила тока уже составит 0,1С.
Заряд двухступенчатым циклом
При таком режиме изначально (первая ступень) осуществляется заряд током 1,5С до состояния, когда напряжение на отдельной банке достигнет значения 2,4 вольта.
После этого переводят зарядное устройство на режим по току заряда величиной 0,1С и продолжают заряжать до полного набора ёмкости 2 – 2,5 часа (вторая ступень). Напряжение заряда в режиме второй ступени варьируется в пределах 2,5 – 2,7 вольта для одной банки.
Форсированный режим заряда
Принцип форсированного заряда предполагает установку значения зарядного тока на уровне 95% от номинальной ёмкости батареи – 0,95С.
Способ достаточно агрессивный, но позволяет всего за 2,5-3 часа зарядить аккумулятор практически полностью (на практике 90%). До 100% ёмкости зарядка форсированным режимом отнимет 4 – 5 часов времени.
Контрольно-тренировочный цикл
Для этого варианта оптимальным является зарядка с параметрами, вычисленными простой формулой:
I = 0.1 * С20;
Заряжают до момента, когда напряжение на отдельно взятой банке составит 2,4 вольта, после чего уменьшают величину зарядного тока до значения:
I = 0.05 * C20;
При таких параметрах продолжают процесс до полного заряда.
Практика эксплуатации автомобильных АКБ отмечает положительный результат, когда контрольно-тренировочный цикл применяется к новым аккумуляторным батареям, ещё не побывавшим в работе
Контрольно-тренировочный цикл охватывает также практику разряда, когда АКБ разряжается небольшим током 0,1С до уровня общего напряжения 10,4 вольта. При этом степень плотности электролита поддерживается на уровне 1,24 г/см3. После разряда прибор заряжают по стандартной методике.
Другие вопросы касательно зарядки автомобильных аккумуляторов
Очень часто в процессе эксплуатации владельцы пытаются заряжать аккумулятор без снятия батареи с автомобиля. Другими словами, зарядка АКБ производится без снятия клемм прямо на машине, то есть аккумулятор на зарядке остается подключенным к сети транспортного средства.
Обращаем ваше внимание на то, что при зарядке аккумулятора показатель напряжение на выводах батареи может быть на отметке около 16 В. Данный показатель напряжения сильно зависит от того, какой тип ЗУ используется при зарядке
Добавим, что даже выключение зажигания и изъятие ключа из замка не означает, что все устройства в автомобиле обесточены. Охранный комплекс или сигнализация, головное мультимедийное устройство, внутрисалонное освещение и другие решения могут оставаться включенными или находиться в режиме ожидания.
Зарядка аккумулятора без снятия и отключения клемм может привести к тому, что на включенные устройства подается слишком высокое напряжение питания. Результатом обычно является поломка таких устройств. Если в вашем автомобиле имеются приборы, которые не могут быть полностью обесточены после выключения зажигания, тогда заряжать аккумулятор без отсоединения клемм запрещено. Перед зарядкой в этом случае необходимо произвести обязательное отключение «минусовой» клеммы.
Также не следует начинать отключение аккумулятора с «плюсовой» клеммы. Клемма «минус» на аккумуляторе соединяется с электросетью автомобиля посредством прямого соединения с кузовом. Попытка отключения «плюса» первым может иметь печальные последствия. Непреднамеренный контакт гаечного ключа или другого инструмента с металлическими элементами кузова/двигателя автомобиля приведет к короткому замыканию. Данная ситуация достаточно распространена в тех случаях, когда при помощи ключей производится откручивание плюсовой клеммы с вывода АКБ при не снятом минусе.
Что касается зарядки аккумулятора на холоде или в помещении зимой без отопления, то АКБ можно смело подзаряжать в таких условиях. Во время зарядки батарея нагревается, температура электролита в «банках» будет положительной. Параллельно с этим заносить аккумулятор в тепло для зарядки требуется в том случае, если внутри аккумулятора замерз электролит и АКБ была полностью посажена. Заряжать такой аккумулятор нужно строго после того, когда произойдет оттаивание замерзшего электролита.
Как часто заряжать аккумулятор автомобиля
Обычно с исправным аккумулятором не возникает проблем тогда, когда температура наружного воздуха плюсовая. Запуск двигателя в таких условиях способен обеспечить аккумулятор, который заряжен только наполовину. При снижении температуры воздуха ниже ноля емкость АКБ немедленно уменьшается от 1.5 до 2 раз. Также в холодное время года для запуска двигателя требуется подача большего пускового тока, так как моторное масло в картере густеет и стартеру сложнее провернуть коленчатый вал.
Сама эксплуатация автомобиля зимой зачастую предполагает короткие поездки, включение большого количества энергоемкого оборудования (подогревы зеркал, стекол, сидений и т.д.) Нагрузка на аккумулятор значительно возрастает. При этом зарядиться от генератора и компенсировать потери, затраченные на запуски, батарея попросту не успевает. С учетом вышесказанного оптимально полностью заряжать аккумулятор зарядным устройством до 100% не реже одного раза в год до наступления холодов.
Добавим, что в случае проблем с запуском двигателя по причине наличия неисправностей мотора (проблемы с топливной аппаратурой, компрессией и т.п.), владельцу приходится намного дольше и интенсивнее крутить стартер. В таких случаях заряжать аккумулятор внешним зарядным устройством потребуется намного чаще.
Общие принципы заряда АКБ
Панель управления автоматического ЗУ
Чтобы функционировал долго, необходимо использовать хороший и нужный ток зарядки аккумулятора. Сила тока батареи на 60 Ач на автомобиле не должна превышать норму, в противном случае автолюбитель может столкнуться с определенными проблемами. Сразу же нужно отметить, что осуществить зарядку автомобильной батареи не так сложно, особенно, если вы что-то понимаете в химии и физике. Перед тем, как заряжать АКБ, необходимо внимательно изучить его эксплуатационные особенности и свойства.
Также надо изучить характеристики непосредственно ЗУ, но наиболее важный момент — это знать, каким током лучше заряжать прибор на 60 Ач или любой другой. В первую очередь, помните о том, что автомобильного аккумулятора в любом случае должен быть постоянным. Если вы не знаете, как ограничить этот импульс, можно применять специальные выпрямители. Эти девайсы необходимы для регулировки напряжения и прочих показателей.
Покупая или беря в аренду ЗУ, необходимо внимательно ознакомиться с его характеристиками и возможностями. К примеру, ЗУ, необходимое для работы с 12-вольтовыми АКБ, позволяет увеличить уровень напряжения до 16.6 вольт, если это нужно. Как правило, это требуется для того, чтобы произвести заряд любого необслуживаемого прибора.
Как заряжать необслуживаемый аккумулятор
Многие модели современных АКБ являются необслуживаемыми. Доступа к банкам у них нет, поэтому проверить уровень электролита и долить дистиллят в них не получится.
Заряжаются такие батареи так же, как и обычные, 2-мя способами: с постоянным напряжением или постоянной силой тока. Лучше всего не рисковать, а купить современное ЗУ с электронным блоком и сигнализатором окончания зарядки. Обычно по завершению цикла на таком приборе загорается цветной индикатор.
Старый, механического типа зарядник придется контролировать самому. Понадобится определить степень разрядки АКБ.
Определить его можно по напряжению на выводах батареи. 12,7 В значит, что она полностью заряжена. 11,7 В – полная разрядка, 12,2 В – разрядка на 50%.
Величина зарядного тока должна составлять 10% от емкости АКБ. Например, при половинном разряде и емкости аккумулятора в 60 А·ч для восстановления емкости потребуется 30 А·ч. 10% от 60 А·ч – 6 А. 30 А·ч разделить на 6 А получится 5 часов. Следовательно, время зарядки составит 5 часов.
Перезарядка сказывается фатальным образом на любых типах АКБ. Если на цикл зарядки нужно 5 часов, то держать аккумулятор с подключенным зарядником 8 или 10 часов не только бессмысленно, но и вредно.
Такой процесс особенно опасен для необслуживаемой конструкции. Если в аккумуляторе, оснащенном пробками, можно подлить дистиллированной воды, то в необслуживаемом такая возможность отсутствует в корне.
Батарея оснащена специальным клапаном, сбрасывающим давление при превышении давления внутри корпуса выше критического.
Это предохраняет батарею от разрушения, но потерю жидкости возместить безвозвратно. Понижение ее уровня ниже требуемого приведет к повреждению пластин и снижению времени службы устройства.
Что такое автомобильный аккумулятор?
Автомобильные аккумуляторы представляют собой разновидности электрических АКБ. Применяются они на автомобилях и мотоциклах. Его назначение заключается в следующем: запуск двигателя, функция источника питания в бортовой системе автомобиля при выключенном моторе. Также играет роль стабилизатора напряжений ТС. Наиболее частыми являются 12 вольтные аккумуляторы. Они встречаются на легковушках, мини автобусах, а также на грузовиках обладающих легкостью. АКБ имеющие напряжение 6 вольт встроены в мотоциклы. А батарея 24 вольта установлена в тяжелые грузовики и в военную технику.
автомобильный аккумулятор
Чтобы запустить двигатель АКБ должен совершить прокрутку, которая обеспечивается стартером. Питание он получает от батареи аккумулятора. В такой момент он использует много энергии, тем самым разряжается сама батарея. Как только автомобиль завелся, обеспечение энергии переходит на генератор. Схема такова, поездка на машине подзаряжает аккумулятор.
Понятие о КТЦ
Теперь следует детальнее разобраться с контрольно-тренировочным циклом для АКБ, поскольку далеко не все понимают, что это такое и для чего проводится.
Используемые на автомобилях аккумуляторные батареи являются свинцово-кислотными. Они отличаются между собой конструктивными особенностями, применяемыми добавками, консистенцией используемого электролита. Поэтому различают AGM батареи, гелевые, кальциевые и пр.
Срок службы АКБ обычно указан производителем на корпусе устройства. При этом часто можно увидеть цифры в пределах 5-10 лет. Такой период кажется вполне приемлемым, поскольку перспектива менять батареи раз в 7-8 лет радует. Но заявленные сроки редко совпадают с реальными. Это обусловлено тяжёлыми условиями работы, езда с постоянным недозарядом. Этим страдают машины, эксплуатируемые в городе и проезжающие короткие дистанции. Добавьте сюда низкие температуры и халатное отношение.
Чтобы минимизировать денежные затраты на покупку новой батареи, следует сделать всё возможное для продления срока службы имеющегося аккумулятора. Для этого и предусмотрена такая процедура как КТЦ.
Контрольно-тренировочным циклом называют процедуру, которая проводится для восстановления разряженных и старых АКБ. Её смысл заключается в полном разряде и последующем заряде устройства.
КТЦ позволяет частично восстановить характеристики, улучшить работоспособность аккумулятора. На прежние 100% эффективности, как было при покупке, рассчитывать не стоит. Но дополнительные 2-3 года АКБ точно послужит.
Рекомендуемая периодичность КТЦ составляет 2 раза в год.
При каких случаях необходимо заряжать аккумулятор
Основной индикатор, это электролит, а точнее его плотность. Данный показатель должен быть не ниже 1,25 г/см3 и не выше 1,29 г/см3. Измеряется специальным прибором — ареометром.
Для определенных климатических условий данные цифры нужно уточнять.
Поэтому желательно чтобы прибор был всегда под рукой, пользоваться им легко и специальной подготовки не потребуется.
Ниже приведены ситуации, когда необходимо подзаряжать АКБ:
- при разрядке аккумуляторной батареи после длительной стоянки автомобиля;
- при длительной, в несколько попыток, но безуспешной заводки автомобиля, что привело к разрядке батареи.
- по причине других ситуаций, которые привели к разрядке источника питания или его выходу из строя.