Как часто нужно менять шаровую опору?
Периодичность замены шарниров определена в инструкции по техническому обслуживанию любого автомобиля. Однако, с учетом «качества» дорог, опоры выходят из строя значительно чаще установленного срока 40-60 тысяч км.
Кроме того, если поврежден резиновый пыльник, внутрь шарнира попадает влага и грязь. Если вовремя не заметить порыв – узел выйдет из строя через несколько сотен километров.
Износ диагностируется по наличию люфта и характерному стуку подвески. Рекомендуется регулярно проверять состояние шарниров, особенно после поездок по разбитому асфальту или в условиях бездорожья.
Тем. кто ремонтирует автомобиль собственными силами в гараже, известно. что многие виды работ вряд ли можно сделать без приспособлений, в частности — без съемников. В магазинах обычно их можно купить по предварительному заказу, исполнения которого приходится ждать иногда довольно долго. Цена этого механизма тоже немалая.
С помощью предлагаемых вниманию читателей самодельных приспособлений можно извлекать пальцы шаровых опор из конических отверстий рычагов и тяг без повреждений деталей. Причем съемники почти универсальные и пригодны для ремонта соответствующих (да и других) узлов большинства автомобилей. и не только легковых.
Материал для изготовления съемников можно подобрать и приобрести в любом пункте приема черного металлического лома.
Съемник типа «клин».
Самый простой по своей конструкции, однако тоже хорошо справляющийся с поставленной перед ним задачей. Для его изготовления вам понадобится:
- взять небольшую металлическую пластину (достаточно размера в спичечный коробок);
- с помощью болгарки (угловой шлифовальной машинки)/станка с абразивным кругом придать ей форму клина, получившаяся заготовка в профиль должна обрести форму треугольника;
- все той же болгаркой, начиная с верхнего угла треугольника, в нем нужно проделать вертикальный прорез на 2/3 его высоты, шириной чуть больше диаметра пальца шаровой опоры;
- для облегчения работы с инструментом к середине основания клина рекомендуется приварить металлический прут, хотя это можно и не делать, если такого прута у вас под рукой нет.
Вот такая вот своебразная скоба у вас должна получиться в итоге.
Дальше дело техники:
- вставьте изготовленный только что клин между корпусом шаровой и проушиной;
- ударяя молотком по пруту (основанию клина), забивайте самодельный съемник опор до того момента, пока палец не выскочит из гнезда.
ВАЖНО!
При использовании данного вида съемника всегда существует риск повреждения пыльника, поэтому применять такой инструмент можно лишь в случае запланированной замены наконечников или опор. Если ремонт рулевого механизма или подвески такую замену не предусматривает, от съемника типа «клин» лучше отказаться.
Винтовой Г-образный
Третий тип съемного механизма, который можно сделать самому – тоже винтовой, но он показал себя с отличной стороны и позволяет работать на любом авто.
Для его изготовления понадобиться круглый металлический прут диаметром не менее 10 мм и длиной 15-17 см.
Из него необходимо сделать Г-образную заготовку с длиной плеча 5 см. То есть, берем прут, на нем отмеряем 5 см, зажимаем в тисках и при помощи молотка загибаем его на 90 град.
На длинной части заготовки нарезаем резьбу и подбираем гайку.
Остается изготовить упорную планку. Сделать ее можно по подобию клина, расписанного выше. То есть берем пластину, но толщиной 0,5 см. С одной стороны делаем прорез под палец опоры.
При надобности можно толщину пластины со стороны пропила уменьшить, сточив слой металла. Главное, чтобы пластина входила в зазор между корпусом опоры и проушиной, при этом она не оказалась слишком тонкой, иначе в процессе выпрессовки она согнется.
С другой стороны, от пропила делаем отверстие под Г-образную заготовку. Остается только надеть пластину на длинную часть прута. Если резьба получилась по длине недостаточной, чтобы выжать палец, то можно под гайку подложить несколько шайб.
Работает этот съемник так: Выкручиваем гайку практически до конца, устанавливаем пластину в зазор между опорой и проушиной, а прут поворачиваем так, чтобы короткое плечо упиралось в палец.
Затем просто закручиваем гайку, при этом пластина будет выступать в качестве упора, а прут коротким плечом выдавит палец.
Стоит ли самостоятельно изготавливать съемник?
Выше было сказано, что стоимость съемника для ВАЗ 2107 его не превысит 500 рублей – это, во-первых. Во-вторых, для самостоятельного изготовления вам понадобится материал – два отрезка прочных стержней. Из них нужно сделать рычаги. В-третьих, обязательно нужны болт и гайка. Резьба у них должна быть прочной и с большим шагом. И это только основные затраты, если всего материала у вас нет, придется его купить. Это, конечно же, обойдется в какую-то сумму.
Сравнив все статьи расходов, можно сделать вывод о том, что лучше всего купить готовый съемник и не заниматься лишними действиями. Может, это будет немного дороже, но зато вы не потратите свое время и силы
Когда покупаете съемник, обращайте внимание на то, из какого металла он изготовлен. В противном случае он не выдержит нагрузки и попросту сломается
И тогда придется выкручиваться из ситуации, прибегать к хитростям, чтобы снять шаровую ВАЗ 2107.
Как пользоваться съемником шаровых опор – Металлы, оборудование, инструкции
Выполняя ремонт системы рулевого управления и ходовой части автомобиля, владельцы нередко сталкиваются с ситуацией по демонтажу шаровых опор и наконечников тяг. Эти детали конструкции невозможно снять без специального инструмента. Таковым является съемник для шаровых опор. Приспособление способно в несколько раз упростить процесс выпрессовки деталей.
Приобрести данный инструмент не составляет особого труда – достаточно отправиться в ближайший магазин автозапчастей и там выбрать подходящий съемник. Также можно изготовить приспособление своими руками. Рассмотрим виды съемников, а также поговорим о выборе этих инструментов.
Съемник шаровых опор – функции инструмента и его использование +
Как у человека со временем изнашиваются суставы, так и в автомобиле стираются шаровые опоры, сделанные по принципу этих самых органических сочленений. Естественно, наша обязанность вмешаться. В чем нам поможет съемник?
Замена изношенного металлического соединения в машине сродни операции по приведению в порядок стертого в процессе долгой жизненной «эксплуатации» живого «шарнира». Однако присутствие хирурга тут совсем необязательно, замена шаровой опоры на личном авто доступна любому владельцу, хоть это и не слишком приятная процедура.
Первая неприятность состоит в том, что просто так шаровая опора не ломается.
Обычно такой подлый случай происходит в самый неподходящий момент, к примеру, когда водитель, да еще со всей своей семьей, перевозят на крыше Жигулей холодильник, и во время поворота или объезда какого-либо препятствия автомобиль вдруг с треском «проседает» на одну сторону. То есть первое условие поломки – непосильная нагрузка на шарниры. Чтобы предупредить возникновение подобных случаев, нужна периодическая диагностика ходовой части.
Изготовление съемника
Первым делом ищем трубу и шайбы.
И отрезаем отрезок трубы 10см, я не знаю, как другие делали — пишу, как делал я!
Теперь нам нужно приварить гайку к шайбе, а шайбу к трубе, нужно всё делать как можно точнее по центру.
То, что всё так получилось, не особо красиво — ничего страшного! Всё почиститься и покраситься!
Теперь нам нужно одну сторону болта сделать немного под конус.
Кстати гайку с болтом использовать желательно с мелкой резьбой, но я использовал что было.Теперь разберёмся с нижней частью, нам нужно вырезать шайбу и в трубе тоже сделать отверстие.Многие сначала вырезают на шайбе и трубе отверстие, а потом приваривают. Мы же сначала приварили, а потом вырезали.
Вот такие отверстия нужно вырезать, примерно так должно получиться.
И всё! Наш съемник готов! Окончательный вид.
Было затрачено 0 рублей! Всё, что требовалось, валялось дома!
Вот такой замечательный съемник у нас получается, с ним намного будет удобнее снимать шаровые опоры и рулевые наконечники!У меня +1 инструмент в гараж, и на этом всё!
Остаётся покрасить в яркий цвет, чтобы был приметный и не терялся.Всем удачных самоделок!
Съемник рулевого наконечника для авто своими руками
- Здесь укажем примерный список необходимого:
- Болгарка;
Дрель;
Метчики для нарезания резьбы;
Сварочный аппарат (для изготовления некоторых разновидностей).
Также потребуется подходящее железо. А также гайки и болты. Некоторые работы проще всего производить, зажав заготовку в слесарных тисках.
Среди многих конструкций клин является самым простым вариантом. Он представляет собой тонкий с одной стороны, утолщающийся к другой конец металла. При этом, с тонкой стороны имеется выемка под палец. Применяется это приспособление следующим образом. Оно тонким концом надставляется в щель между ухом поворотного кулака и шарниром рулевого наконечника, после чего.
Клин с помощью молотка забивают туда. По мере продвижения наконечник будет выдвигаться из уха. Сделать приспособление можно из любого подходящего куска железа, выточив или вырезав проем под палец.
Винтовой съемник
Это более сложное приспособление. Для его изготовления вам придется воспользоваться сварочным аппаратом. Само по себе это приспособление работает, путем закручивания гайки в обрезанном с одной стороны цилиндре. Таким образом, палец с минимальными усилиями выдавливается из посадочного гнезда. Сделать такую приблуду можно так:
- Находим подходящий цилиндр, он должен быть сделан из металла толщиной 2-4 миллиметра. С одной стороны нужно вырезать полосу на всю длину цилиндра, ее толщина должна быть не более 3 сантиметров;
- Далее, из хорошей железной пластины вырезается подходящий по диаметру круг. В нем вырезают выемку. Она должна совпадать с пустой полосой цилиндра. После чего, заготовку приваривают к одному из торцов цилиндра;
- Берем довольно толстую пластину железа. Желательно не меньше 5 миллиметров. И также вырезаем из нее круг. В его середине высверливается отверстие (10). В нем нужно будет нарезать резьбу. Получившуюся деталь привариваем к свободному концу цилиндра;
- Остается вкрутить в отверстие подходящий болт, и приспособление готово к употреблению.
Как пользоваться съемником шаровых опор
Выполняя ремонт системы рулевого управления и ходовой части автомобиля, владельцы нередко сталкиваются с ситуацией по демонтажу шаровых опор и наконечников тяг. Эти детали конструкции невозможно снять без специального инструмента. Таковым является съемник для шаровых опор. Приспособление способно в несколько раз упростить процесс выпрессовки деталей.
Приобрести данный инструмент не составляет особого труда – достаточно отправиться в ближайший магазин автозапчастей и там выбрать подходящий съемник. Также можно изготовить приспособление своими руками. Рассмотрим виды съемников, а также поговорим о выборе этих инструментов.
Современный рынок инструментов для обслуживания и ремонта автомобилей предлагает самый широкий выбор различных съемников, в том числе несколько видов инструмента для демонтажа шаровых опор и рулевых тяг.
Первые приспособления считаются более универсальным решением. Они подойдут для обслуживания любых автомобилей.
Винтовой съемник
Усилие в этом механизме создается благодаря заворачиванию болта в корпус. Сам же корпус инструмента надевают на проушину в шаровой опоре. В процессе закручивания болта он упирается в палец. Последний выпрессовывается из своего посадочного гнезда.
Рычажные
Не меньшей эффективностью обладает рычажный съемник для шаровых опор. Однако эти инструменты отличаются большими габаритами. Поэтому подойдут не для каждого автомобиля. Например, рычажным инструментом на ВАЗ-2107 можно демонтировать верхнюю шаровую опору, а вот снять нижнюю уже не выйдет – рабочее пространство слишком ограничено. Для этого лучше всего применить специальный инструмент.
Такое приспособление можно не приобретать – легко сделать съемник шаровых опор своими руками. Он собирается из подручных средств. Давайте рассмотрим и другие инструменты, которые можно как купить, так и изготовить самостоятельно.
Это наиболее простой и при этом достаточно эффективный съемник. Его нельзя отнести к какому-либо типу механизмов, однако в вопросах выпрессовки это хороший выбор. Для изготовления понадобится только болгарка или станок с абразивным кругом. Заготовка представляет собой пластину из металла, размеры которой аналогичны коробку спичек.
Но при работе с этим инструментом есть существенный недостаток. В процессе выпрессовки опоры повреждается пыльник. Именно поэтому клин используют только при замене наконечников либо опор. От ремонтов при помощи такого приспособления лучше отказаться.
Винтовые разжимные механизмы
Это еще один вариант, который можно изготовить самостоятельно. Он хорошо себя зарекомендовал как съемник шаровых опор ВАЗа (касается классических моделей). Особенности конструкции системы подвески этих машин таковы, что и верхняя, и нижняя опоры установлены симметрично друг к другу. Между ними не так уж и много расстояния.
Рассмотрим, как работает этот съемник шаровых опор. ВАЗ-2107 отремонтировать им тоже можно. Для демонтажа верхней опоры выкручивают стопорную гайку, однако не полностью.
Затем между пальцами устанавливают съемник с полностью закрученным болтом. Далее двумя ключами удерживают приспособление. Выкручивают болт, пока палец не выйдет из гнезда.
После того как верхняя опора заменена, ту же операцию проделывают с нижней.
Г-образный винтовой съемник
Для каких автомобилей может использоваться этот съемник шаровых опор? 2107, 2105 и 2106 – вот те автомобили марки ВАЗ, для которых он подходит лучше всего. Инструмент достаточно универсален.
Чтобы изготовить его, понадобится прут из металла – диаметр его должен быть не менее 10 мм, а длина – 15-17 см. Из этого прута делают Г-образную заготовку, длина плеча которой должна быть не менее 5 см.
Так, берут прут, отмеряют на нем 5 см, зажимают в тисках и выгибают под прямым углом. На длинной части элемента режут резьбу. Находят подходящую гайку.
Теперь необходимо сделать упорную планку. Она изготавливается по принципу клина. Для заготовки подойдет пластина, толщина которой не менее 5 мм. С одной стороны пластины делают прорез, подходящий по палец опоры. С другой — проделывают отверстие под диаметр прута. Далее надевают пластину на длинную часть прутка и зажимают зайкой.
Замена шаровых опор на ВАЗ-2107 и на классике
Вобщем рано или поздно практически любой владелей ваз классики столкнется с необходимостью замены шаровых опор в передней ходовой. Процесс достаточно трудоемкий, нам понадобится инструмент, перечень ниже, масса терпения, возможно WD-40, Немного силушки богатырской и крепкие нервы! Основные симптомы вышедшей из строя шаровой — стук при езеде по кочкам и неровностям со стороны передних колес, металлический, чаще всего глухой, вобщем хороший повод заняться диагностикой передней ходовой вашего ВАЗа.
Диагностику проводим следующим образом — для начала вывесив колеса по очереди с усилием покачиваем оные схватившись руками за верх и низ. При этом колесо должно как бы стучать. Обязательно проверьте не растянуты ли у вас гайки на ступицах, при необходимости отрегулируйте ступицы. Посадите друга или соседа за руль, попросите нажать педаль тормоза. Затем с силой качайте колесо. Если отчетливо слышен глухой металлический стук — это стучат шаровые опоры. К сожалению нижние шаровые опоры так не продиагностируешь, они не застучат при нажатом тормозе. Но раз уже верхние менять то и нижние скинуть проверить по пути не проблема
шаровые нужно менять
Нам понадобятся новые шаровые:
самый разнообразный инструмент
Для начала снимаем колесо, думаю нет необходимости расписывать весь процесс, балоневый ключик в помощь, домкрат и вперед с песней. Рекомендую всегда при проведении работ такого рода не полагаться на надежность ручника и передачи а положить чего нить под колеса дабы машинка не уехала прямо вам на голову… Итак, сняли колесо:
Для удобства проведения работ я бы советовал вывернуть колеса (при работе с правым колесом руль до упора вправо, ну а с левым — влево), хотя это не обязательно. Затем я подстраховываюсь и под машину ставлю страховочного «козла» и дабы разгрузить ходовую я под нижний рычаг поставил брусок и опустил домкратом машину на него.
Затем берем ключик рожковый на 22 и приступаем к процессу откручивания гаек, которые держат пальцы наших шаровых опор. Как видно на фото ниже, я подогнал высоту домкрата так, чтобы ключ проходил между витками пружины, так гораздо удобнее и быстрее
Затем, когда гайка откручена остается «выбить» палец. Берем молоток, но бъем не по самому пальцу (это бесполезно) а вот по этой области, которая выделена красным на фото ниже, и палец шаровой после нескольких хороших ударов (бъем не стесняясь, с пристрастием) выйдет на волю
Затем откручиваем нижнюю шаровую, точнее гайку которая держит палец. В идеале палец не проворачивается, хотя бывает всякое
Тут есть нюанс, на фото ниже красным обведено место, где гайка еще не выкрученная застопорится, попросту упрется. Ничего страшного, начинаем «выбивать» нижнюю шаровую ударами молотка в область обведенную синим на фото ниже а когда палец выйдет на волю, то просто дооткручиваем гайку, обычно уже руками
Затем диагностируем еще раз шаровые не снимая с рычага, как крутится палец (в моем случае верхний вообще болтался как гавно в проруби а нижние оказались в норме) и затем приступаем уже к откручиваню шаровых с рычагов, у меня для этого используется 2 ключика — один обычный и «трещетка» на 13
Вуаля, шаровая снята. Нижнюю при необходимости аналогично
Берем новую шарову, наживляем на рычаг. Резьбу на болтах рекомендую чем нить замаслать, в идеале графиткой, что бы в следующий раз при необходимости все это разобрать не возникло ненужных проблем
Затем затягиваем все три болта хорошенько, но без фанатизма, чтоб не сорвать резьбу. И вставляем палец, закручиваем гайку рожковым ключом, готово!
По аналогии ставим нижнюю шаровую. Собственно все, одеваем колесо и готово. Вот вы и научились самостоятельно менять шаровые на ВАЗ классике не прибегая к услугам специалистов на СТО. Это относительно несложно, главное чтоб ничего не закисло
клуб ВАЗ «классика» —
Какую шаровую опору выбрать?
Во время выбора новой шаровой опоры руководствуйтесь качеством изделия, репутацией изготовителя, и только в последнюю очередь – ценой. На отечественный автомобиль можно установить сравнительно недорогую новую деталь от российских производителей шарниров. Но при выборе нужно быть предельно аккуратным, часто под видом оригинальной детали недобросовестные продавцы продают подделку, срок службы которой в два раза меньше оригинала.
Изготовитель | Стоимость | Ресурс | Особенность |
БелМаг | 600 руб | 70 тыс. км | Отличаются самым большим сроком службы, наиболее популярный и востребованный изготовитель шаровых опор на постсоветском пространстве |
«Трек» | 400 руб | 60 тыс. км | Изготавливаются из наиболее прочных материалов, способны выдержать критические ударные нагрузки |
«Кедр» | 390 руб | 60 тыс. км | Поставляются в запрессованном виде с антифрикционной смазкой |
Но, все вышеназванные изготовители ориентированы, прежде всего, на такие марки автомобилей, как ВАЗ, ГАЗ и т.д. Владельцам иномарок в плане выбора комплектующего для ходовой части несколько сложней. Установка низкокачественного изделия может привести к серьёзной поломке подвески, что выльется в будущем в серьёзные финансовые затраты.
Рекомендуется обращать внимание на продукцию следующих производителей:
Изготовитель | Страна | Стоимость | Ресурс | Особенность |
Febi | Германия | 700 руб | 90 тыс. км | Пожалуй, лучший вариант для импортного автомобиля. Отличительная особенность – использование цельнокованой технологии во время изготовления – 700 рублей |
Sidem | Бельгия | 590 руб | 85 тыс. км | Высокое качество изготовления, использование водостойкой смазки и пыльника из хлоропропеновой резины |
Nipparts | Япония | 490 руб | 80 тыс. км | Неплохой вариант для японских автомобилей, также выполняется из качественных материалов |
После того, как новый экземпляр детали приобретен, можно приступать непосредственно к замене шаровой опоры на своем автомобиле.
Статья в тему: Причины окисления клемм аккумулятора
Метки: выпрессовка шаровых
Комментарии 29
Смысл сварочкой?Она обратно и так и так не вылетит! Разболтаться может не спорю!просто если ты не знаешь когда кто рычаг крутил, так там саленблокам уже кирдык пришел?Монтажечкой рычаг поднимай где сален, если трещин много, то можно сказать он не функционирует!Так и будет дальше подвеску разбивать!Лучший метод это нагреть болты гарелкой и поставить новые рычаги=)если тебе машина нужна хорошей и не с головной болью=) А запрессовывай окуратней, чтобы ухо не загнуло и люфта небыло=)А то будешь потом каждый год за шаровыми бегать=)Уже проверенно=)
На БМВ Е-30 на передних нижних рычагах по две подобные шаровые только без стопорных колец. Там шаровые работают на разрыв, поэтому вылететь никак не могут. Наверняка в данном случае тоже самое. А снимаются они элементарно ударом кувалды. Запрессовываются также. Думаю рычаг снимать по любому.
кольцо должно стоять полюбому! если не сильно закисло, то поменяешь без снятия рычага! при снятии нижних рычагов сбивается схождение!
Рычаг придется снимать. А новую впресованную шаровую, тщательно проверь, БЫВАЕТ вылетает. Обычно для страховки прихватываю сварочкой в 2-3-х точках
советую приобрести набор клещей для снятия-установки стопорных колец
Осуществляя ремонт рулевого управления и ходовой части, практически каждый автовладелец сталкивается с проблемой (наконечников рулевых тяг), решить которую без специального инструмента довольно проблематично.
Причина – конструктивные особенности названных элементов: их пальцы имеют конусовидную форму, которой они входят в посадочные гнезда, со временем место этого вхождения загрязняется, замасливается, ржавеет, делая соединение поверхностей слишком плотным, практически единым, то есть таким, которое простым физическим воздействием не разъединить. Нужен помощник – съемник шаровых опор – инструмент в разы упрощающий выпрессовку.
Стать его обладателем несложно: для этого нужно пойти в ближайший автомагазин и там его приобрести либо сделать съемник шаровых опор своими руками любым из представленных ниже способов, которые мы сгруппировали в зависимости от того, каким образом в них создается усилие.
Особенности демонтажа
Какой бы хороший инструмент в ваших руках не был, им нужно правильно воспользоваться. Иначе, толку не будет никакого
Важно правильно подготовить к ремонту рычаг. Во время эксплуатации, соединение поворотного кулака и пальца рулевого наконечника подвергается воздействию химических реагентов, находящихся на дороге
Также, в резьбовое соединение попадает пыль и песок. Все это приводит к прикипанию деталей. Чтобы не мучиться с их разборкой, нужно перед работой их зачистить.
Делается это с помощью металлической щетки. Счистив грязь, соединение обильно смачивают проникающей смазкой. Производить эти действия нужно за несколько часов до ремонта, чтобы смазка разъела достаточное количество ржавчины.
Заключение
. Для полноценного ремонта автомобиля имеется большое количество приспособлений. Все они облегчают работу. При этом, водители часто задаются вопросом, как сделать съемник рулевых наконечников своими руками. Ведь продающиеся в магазине варианты не слишком надежны, что делает ремонт лотереей, риск сломать инструмент достаточно большой.
Осуществляя ремонт рулевого управления и ходовой части, практически каждый автовладелец сталкивается с проблемой (наконечников рулевых тяг), решить которую без специального инструмента довольно проблематично.
Причина – конструктивные особенности названных элементов: их пальцы имеют конусовидную форму, которой они входят в посадочные гнезда, со временем место этого вхождения загрязняется, замасливается, ржавеет, делая соединение поверхностей слишком плотным, практически единым, то есть таким, которое простым физическим воздействием не разъединить. Нужен помощник – съемник шаровых опор – инструмент в разы упрощающий выпрессовку.
Стать его обладателем несложно: для этого нужно пойти в ближайший автомагазин и там его приобрести либо сделать съемник шаровых опор своими руками любым из представленных ниже способов, которые мы сгруппировали в зависимости от того, каким образом в них создается усилие.
Полезные советы
- Не беритесь за восстановление шарнира, если палец вынимается из него без разборки, такому узлу не поможет ремонт, а только замена. Отверстие под палец в корпусе должно быть меньше диаметра шара чтобы. В случае износа вкладыша, палец не мог вылететь из корпуса, став причиной аварии.
- Восстанавливая шарнир своими руками, разбирайте его полностью и шлифуйте шар пальца, каким бы способом вы ни собирались реставрировать узел. Тогда плоду вашей работы не так скоро понадобится замена. Даже собираясь, использовать для восстановления экструдер не поленитесь разобрать шарнир чтобы посмотреть не нужна ли замена пальцу. Если не нужна, тогда только отшлифуете его шар.
- https://avtoshark.com/article/repairs/chassis-repairs/cemnik-sharovyh-opor-svoimi-rukami/
- https://remontautomobilya.ru/semnik-sharovyx-opor-svoimi-rukami-instrukciya-i-materialy.html
- https://prometey96.ru/ustrojstvo-avto/semnik-sharovyh-opor.html
- https://vaz-remzona.ru/semnik-sharovoj-vaz-2107/
- https://zapchasti34.ru/hodovaya/vypressovka-sharovoj-opory.html
- https://kaksdelato.ru/semnik-sharovyh-opor-svoimi-rukami.html
- https://ravon-r2.ru/kak-rabotaet-semnik-sharovyh-opor/
- https://dsp-market.ru/avto/samodelnyj-semnik-rulevyh-nakonechnikov.html
- https://cooptech.ru/obsluzhivanie-avto/prisposoblenie-dlya-snyatiya-rulevyh-nakonechnikov-svoimi-rukami.html
- https://instanko.ru/drugoe/semnik-sharovyh-svoimi-rukami.html