Лучшие цепи противоскольжения, которые не дадут застрять вашему автомобилю

Цепи противоскольжения Taurus Diament 4×4 265

Оборудование повышенной прочности произведено в Польше. Квадратное сечение цепей с диаметром прутка 4,5 мм повышают проходимость техники в тяжелом бездорожье: пористый и зыбкий грунт, грязевые наносы, снежная шуга.

Не ждите, когда машина по арки сядет в грязь, монтируйте устройства с ручной автонатяжкой на безопасном участке:

  1. Разложите цепи по ходу движения транспорта.
  2. Наедьте на полосы, остановитесь в 20 см от края.
  3. Застегните грунтозацеп, равномерно расправив изделие.
  4. Проехав до 50 м, подтяните замки.

Цепи противоскольжения Taurus Diament 4×4 265

Удобство монтажа без поддомкрачивания и снятия колеса, а также простота использования девайса – отличительные черты польского изделия. Надетые на 4 колеса оплетки значительно повышают тяговые усилия транспорта, боковую устойчивость, сцепление с любым дорожным покрытием.

Разработка Taurus Diament 4×4 265 для крупноразмерных колес завершает рейтинг цепей противоскольжения для внедорожников.

Лучшие цепи противоскольжения отечественного производства

Выбирая цепи противоскольжения на колеса от российских производителей, многие автовладельцы отдают предпочтение комплекту «Сорокин 28.4». Эти грунтозацепы подходят для авто разного размера. Удобное крепление обеспечивает возможность надевания цепочки на колесо даже в условиях ограниченного пространства. А наличие дополнительных тросов повышает надежность, гарантируя длительный срок службы изделия.

Цепи противоскольжения «Сорокин 28.4»

К лучшим цепям противоскольжения для легковых автомобилей относятся грунтозацепы «Промстроп Медведь 76». Они состоят из металлических сегментов, к которым прикрепляются цепи «лесенка». Металлический вал служит механизмом крепления, который вставляется в диск машины и зажимается с внешней и внутренней стороны гайками. «Медведь 76» повышает управляемость авто, а также обеспечивает безопасность езды.

Грунтозацепы «Лесенка LT» российского производства разработаны для легковых авто с неполным приводом. Они подходят для движения по наледи, превосходно справляются с заболоченными участками дороги и легко преодолевают заснеженную местность.

Цепи противоскольжения для грузовых автомобилей своими руками

Все, что позволяет бороться с пробуксовкой грузового автотранспорта, сделает его работу более надежной. Широкое применение нашли как обычные классические цепные приспособления противоскольжения, так и оригинальные идеи – автоматические цепи противоскольжения для грузовых автомобилей. Один из представителей автоматических устройств, ONSPOT VBG, управляется дистанционно, конструкция позволяет сделать подключение с помощью пневмопривода, управляемого с пульта в кабине водителя. Используется на скорости не выше 50 кмч. Эффективность работы автомата и его надежность несколько ниже обычных цепей противоскольжения для грузовиков, но автомат сделает применение более безопасным.

Для того, чтобы сделать цепное устройство противоскольжения своими руками следует:

  • правильно измерить длину и ширину протектора колеса по окружности покрышки;
  • сделать две заготовки кольцевых креплений для колес. Они будут располагаться по обе стороны диска. Одно из креплений выполняется разъемными с замком – для натяжения и фиксации цепей с наружной части колес. Второе крепление тоже разъемное, но вместо замка на концах заготовки кольца выполняются крючки, позволяющие замкнуть крепление в кольцо;
  • нарезаем заготовки – 8-9 кусков цепей поперечных цепных сегментов и через последние звенья продеваем проволоку кольцевых креплений;
  • для облегчения монтажа цепи противоскольжения своими руками один из цепных отрезков заменяем отрезком проволоки диаметром 7-8мм, выгибаем его в виде арки и привариваем концы к кольцевым проволочным креплениям.

Как одеть цепи противоскольжения своими руками

Одеть ее не представляет особой сложности, но требует труда, аккуратности и внимания. Прежде всего, цепь раскладывается перед колесом, замками на внешнюю сторону и крючками задней части цепи на внутреннюю сторону колеса. Наезжаем на устройство так, чтобы от конца разложенного приспособления вдоль следа до точки опоры колеса на снег или грунт было примерно 20-25см. Забрасываем оставшуюся часть цепной системы на колесо и аккуратно расправляем все элементы. Далее зацепляется крючок с внутренней стороны колеса и замыкается наружный замок. Если на цепи есть устройство регулировки натяжения, необходимо сделать все, чтобы увеличить натяжение и выбрать слабину.

Видео как установить цепи противоскольжения:

  • Замерзла вода в бачке омывателя
  • Как ездить при гололеде на трассе
  • Разновидности предпускового подогревателя двигателя

Материал изготовления

Цепи противоскольжения для колес автомобиля бывают жесткими и мягкими.Вначале они производились из металла алюминия и титана. На прочность автоцепей влияет сталь, их размер и, соответственно, толщина звеньев. Большой размер звеньев повышает проходимость.Плюс жесткой конструкции — прекрасная проходимость и сцепка с ледяным покрытием. Жесткая цепь хорошо «выгребает» грязь или снег из-под колес. Однако, от них сильный шум и они способствуют быстрому износу резины.Для мягких цепей металл не используется. Их изготавливают из:– резина;- пластика;- или полиуретана.Мягкие цепи для прочности армируются. Они имеют отличную сцепку с дорожным покрытием и не сильно изнашивают покрышки. Такие цепи практически бесшумные. Их недостаток — плохая сцепляемость с обледенелой дорогой.Для езды по городу зимой использовать желательно мягкие цепи. При езде же по загородной трассе лучше использовать жесткие.

История цепей противоскольжения

Кто впервые изобрел автомобильные антипробуксовочные цепи для передвижения на колесных транспортных средствах в зимних условиях – доподлинно неизвестно. Существует легенда, согласно которой они появились в начале ХХ века в Альпах. Тогда лыжники-спасатели извлекали с их помощью застрявшую в снегу технику.

Однако факт, что уже в 1914 году быстросъемные автоцепи использовались на каретах скорой помощи, которые обслуживали тыл российской армии. Поэтому если красивая история об альпийских лыжниках и выдумка, то датировка изобретения, которую она приводит, вполне достоверна.

Более правдоподобной выглядит версия, согласно которой цепи для антискольжения были изобретены в США. На севере этой страны, в отличие от большей части Европы, довольно суровый климат. Зимой температура воздуха опускается до отрицательных значений, дороги покрываются льдом. Доподлинно известно, что контрабандисты времен сухого закона 1930-х годов использовали цепи для перевоза алкоголя из Канады. Они ввозили свой товар по льду Великих озер, где пробуксовка неизбежна, а также по заснеженному бездорожью.

Сегодня цепи широко используют для передвижения по льду, бездорожью, грязи. Их применяют как на легковых, так и на грузовых автомобилях.

В зависимости от материала выделяют следующие типы цепей:

  • металлические;
  • резиновые;
  • пластиковые;
  • композитные.

В зависимости от назначения приспособления могут быть:

  • простые тормозные;
  • противобуксовочные.

В зависимости от конструкции устройства делят на:

  • лесенка (также в народе ее называют мордовка);
  • соты;
  • треугольники;
  • диагональ.

Рейтинг лучших цепей и браслетов противоскольжения на 2023 год

Цепи противобуксовочные

3-е место: «Промстроп «Медведь 76»

Крайне прочный вариант для своего сегмента. Отлично увеличивают сцепление шасси, предназначены для езды в сложных условиях. Безопасность явно увеличивается за счет уменьшения пути тормоза, что повышает управляемость автомобиля.  Вариация является сегментной и делится на две группы цепей, образуя форму «лесенки». Имеет металлическую базу.

НаименованиеПоказатель
Страна-производительРФ
Допустимый диаметр, смR15-R19
Цена, рублей7000

Промстроп «Медведь 76
Достоинства:

  • Крепкий металлический вал;
  • Прочный зажим гайками;
  • Двойная группа цепей.

Недостатки:

Не обнаружено.

2-ое место:  «Лесенка LT»

Данный образец предназначен для легковых авто с неполным приводным типом. Он позволит преодолевать обледеневшую землю и асфальт с наледью. Его удобно использовать как осенью, так и зимой. Особенно хорош для работы по заболоченной местности. База изготовлена из металла, минимальный срок службы – 10 лет.

НаименованиеПоказатель
Страна-производительРоссия
Допустимый диаметр, см16
Цена, рублей5050

Лесенка LT
Достоинства:

  • Отличное противоскольжение;
  • Прекрасная работа по илистой местности;
  • Варьируемая ширина звена;

Недостатки:

Не выявлено.

1-ое место:  «Сорокин»

Вероятно лучший набор цепей для противодействия скольжению для машин. Производство базируется на легированной стали, удобное крепление не позволяет произвести занос, в условиях ограниченного пространства.  Общая масса конструкции не превышает 4 килограмм, что означает некоторую повышенность в маневренности.

НаименованиеПоказатель
Страна-производительРоссия
Допустимый диаметр, см16
Цена, рублей6199

Сорокин цепи противоскольжения
Достоинства:

  • Отличный кейс для транспортировки;
  • Применение легированной стали;
  • Хорошая сцепка.

Недостатки:

Плохо себя показывает на поворотах.

Браслеты противоскольжения

3-ье место: «ДорНабор»

Прекрасно подходят для колес с радиусом от 16-ти до 18-ти. Комплект специально предназначен  для западных и азиатских марок машин: Toyota Corolla, Nissan Almera, Kia Ceed, Chevrolet Cruze, Ford Focus, Mitsubishi Lancer. Протектор будет работать на «всю катушку».

НаименованиеПоказатель
Страна-производительРФ
Допустимый диаметр, смВарьируется
Цена, рублейВ зависимости от заказа и от количества, мин. 3000

ДорНабор браслет противосколжения
Достоинства:

  • В комплекте имеется специальный мешок для хранения;
  • Звено варьируется;
  • Имеется широкая лента.

Недостатки:

Трудно обнаружить в розничной продаже на территории РФ.

2-ое место: «PRO-4×4 Medium»

Данное устройство придаст легкость и удобность прохождению по бездорожью.  В конструкции применена технология «ПРО-Медиум», что означает малые габариты браслетов и их вес, в сравнении с цепями. По умолчанию в наборе поставляются перчатки для удобного монтажа.

НаименованиеПоказатель
Страна-производительРФ
Допустимый диаметр, смR15-R19
Цена, рублей7000

PRO-4×4 Medium
Достоинства:

  • Отличный комплект по умолчанию;
  • Отличные показатели по бездорожью;
  • Адекватная цена.

Недостатки:

Нет.

1-ое место: ДОРНАБОР «КРОССОВЕР» L 8

Набор ориентирован специально для больших машин, минивэнов и микроавтобусов. Аналогично может применяться для малого пассажирского транспорта. Легко сможет выехать из глубокой колеи, осуществить поднятие в гору, преодолевая заледенелый участок. Прекрасно подходит для рыбалки, охоты, путешествий в экстремальных условиях. Сам набор очень компактен, не занимает много места в багажнике.

НаименованиеПоказатель
Страна-производительРФ
Допустимый диаметр, смR18-R19
Цена, рублейВ зависимости от заказа и от количества, мин 3000-4000

ДОРНАБОР «КРОССОВЕР» L 8[
Достоинства:

  • Компактность по габаритам;
  • Универсальность.

Недостатки:

Не обнаружено.

Правильная небольшая обкатка шин с цепями противоскольжения

Часто автовладелец, надев цепи против скольжения, начинает быстро разгоняться, тогда как неправильно застегнутое крепление раскрывается, что приводит к повреждению покрышки или дорогостоящих элементов подвески автомобиля. Необходимо правильно обкатать колёса, для чего проезжают около 50 метров на минимальной скорости, после чего следует остановиться, подтянуть замки и проверить правильность натяжения. Только в этом случае можно будет обеспечить беспроблемность использования таких защитных конструкций, а автовладелец будет уверен в своём автомобиле.

Цепи против скольжения имеют небольшие замки, которые позволяют отрегулировать степень натяжения. Такие защитные конструкции должны плотно обхватывать колёса, ни в коем случае не болтаться и не заламываться на покрышках. В последнем случае имеется риск продавить колесо, которое выстрелит на скорости, что приведёт к повреждению подвески, колесной ниши и расположенных поблизости кузовных элементов. Поэтому в обязательном порядке проводится обкатка шин, с последующей проверкой правильности натяжения цепей.

Преимущества цепей противоскольжения на колеса

Специалисты неоднократно проводили испытания эксплуатационной эффективности цепей, приведем некоторые результаты одного из них. Отметим, что работу устройств противоскольжения проверяли на укатанном снеге, далее вы сможете ознакомиться с величинами тяговой способности автомобиля с обычными колесами и с приспособлениями разной толщины:

 

Без цепи

5 мм

6 мм

6×8 мм

4×2

340 кг

900 кг

1150 кг

1400 кг

Как вы видите по таблице, за счет цепей удается повысить проходимость автомобиля в 3-4 раза. По мнению опытных автомобилистов, при помощи устройств противоскольжения «Жигули» становятся похожи по своим внедорожным свойствам на «Ниву», тогда как «Нива» оказывается сопоставима с УАЗом. А сам УАЗ по проходимости не уступает трактору.

Таковы результаты испытания, приведенные в одном из известных российских автомобильных журналов:

 

Без цепи

Цепь 5 мм

Лед

Снег

Лед

Снег

Летние шины

43,5

32,3

21,9

11,8

Шипованные шины

23,5

17,0

7,4

5,6

Ремни

27,3

25,2

10,9

8,8

Цепи

23,6

21,4

5,4

5,2

Летние шины при помощи устройств противоскольжения приближаются по своей проходимости к зимней шипованной резине, уступая ей в торможении по рыхлому снегу, но превосходя в разгоне по льду. За счет ремней из полиуретана, к сожалению, не удается добиться таких высоких результатов. Кроме того, их надежность оставляет желать лучшего.

Цепи противоскольжения для внедорожников

Диаметр металлического прутка сварных конструкций – 6 мм, вес комплекта – 6 кг. Надежные приспособления помогут в критических ситуациях вытянуть внедорожник с бензиновым или дизельным двигателем из месива снега и грязи. Изделия не армированы шипами, но протектор авто увеличивается на 19 мм. Плетение «лесенка» отлично «гребет» снег, «соты» уверенно идут по грязи. Обе конструкции увеличивают тяговые свойства транспорта, преодолевая коэффициент сцепления с грунтом.

Цепи противоскольжения Katico

«Соты» лучше держат боковое скольжение, хорошо выбираются из колеи. Конструкция с косым расположением рисунка не перекручивается, меньше травмирует резину.

Выбирайте товары российской компании Katico, которая десять лет поставляет на рынок нужные автоаксессуары – лучшие цепи противоскольжения для внедорожников. Главный критерий выбора – типоразмер колес.

Цена изделий за комплект (2 шт.) – от 2810 руб.

Толщина и диаметр звеньев

Этот параметр влияет на эксплуатационные характеристики цепи противоскольжения. Чем толще цепь, тем она надежнее и долговечнее. В то же время толстая цепь сильнее изнашивает протектор шины и сложнее в монтаже. Подобный вариант не подходит для автомобилей с малым подколесным пространством.

В легковых авто и внедорожников применяются цепи противоскольжения со звеньями диаметром 3.5-6 мм, в крупногабаритном транспорте и спецтехнике – цепи с параметром 6-19 мм.

Важно: для езды по снегу и грязи рекомендуется установить стальные цепи с крупными звеньями, а для движения по льду подойдут модели с небольшими звеньями

Критерии, которые требуется учитывать при выборе

Чтобы оптимально подобрать необходимую пильную цепь для бензопилы и не переплачивать, прежде всего, необходимо определиться с частотой использования инструмента

При нечастом использовании для обрезки сучков и небольших веток в саду можно обратить внимание на недорогую цепь. При постоянном распиле дров и валке деревьев следует приобретать дорогую цепь от известного бренда. Кроме того, при выборе необходимой пильной цепи необходимо учитывать и другие параметры, среди которых стоит выделить:

Кроме того, при выборе необходимой пильной цепи необходимо учитывать и другие параметры, среди которых стоит выделить:

  • шаг звена. Указывает на расстояние между шплинтами звеньев и измеряется в дюймах. Напрямую влияет на производительность и качество пропила. Профессиональные цепи выпускаются с шагом 0,375 или 0,404 дюйма. Такой параметр увеличивает скорость проведения работ, однако увеличивает уровень вибрации. Для бытового использования лучше выбирать цепь с шагом звена 0,325″. Это показатель улучшает комфорт, плавность и аккуратность реза. Подробнее про шаг цепи читайте здесь.
  • толщина ведущего звена. Основной параметр, влияющий на прочность всей цепи, так как на него приходится основная нагрузка во время пиления. Звено толщиной 1 – 1,3 мм применяется при обрезке сучков и небольших веток в саду. Хвостовики 1,4 – 1,5 мм могут выдержать продолжительную высокую нагрузку и используются на строительных площадках. Наиболее прочными являются звенья толщиной 1,8 – 2,0 мм, которые используются профессиональными лесорубами при валке леса;
  • тип режущего звена. Различают два основных вида режущего звена чизель и чиппер. Чизель имеет плоскую режущую поверхность и отличается высокой скоростью пропила, надежностью и простотой обслуживания. Чипперное звено выполнено с лезвием скругленной формы. К его преимуществам относится точность распила и низкая вибрация;
  • материал режущего звена. В зависимости от этого различают два основных типа материала изготовления режущего звена: цельнометаллическое и звено с победитовой напайкой. Использование твердосплавной напайки уменьшает износ, увеличивает производительность и стоимость пильного полотна.

Классификация

Существует несколько разновидностей цепей противоскольжения. Изделия классифицируются по геометрическому рисунку и материала, из которого они изготовлены. Все параметры влияют на внедорожные свойства автомобиля при движении по некачественным дорожным покрытиям. Теперь подробнее о классификации.


Виды цепей противоскольжения

По геометрическому рисунку

Есть три основных рисунка грунтозацепов – «лесенка», «ромб» и «соты». Но помимо внешнего вида, все эти варианты имеют и другие различия. Остановимся на каждом из них отдельно.

Лесенка

Основание цепи представляет собой ветки, расположенные продольно. Они распределены равномерно по всей плоскости автомобильного колеса. Для фиксации цепи применяются специальные замки. Внешне изделие очень похоже на лесенку, за счет чего и получило свое название.


Цепи на колеса лесенка

Ромб

Конструкция состоит из продольных и поперечных веток, образующих форму ромба. Применяется ромбовая конструкция для преодоления не только заснеженных, но и болотных участков дороги. Это и сделало изделие популярным среди владельцев внедорожников.


Цепи на колеса ромб

Соты

Еще одна геометрическая разновидность цепей противоскольжения. Внешне конструкция сильно похожа на ромбовидную, за исключением дополнительных прямолинейных соединительных элементов. Соты считаются наиболее эффективными, ведь при их использовании происходит постоянный контакт конструкции с дорогой.


Цепи на колеса соты

По материалу изготовления

Цепи противоскольжения также классифицируются по материалу, из которого они были созданы. Различают мягкие и жесткие грунтозацепы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Мягкие

При их изготовлении используются неметаллические материалы. Чаще всего это пластик, полиуретан или резина. Чтобы повысить прочность всей конструкции, производители делают армирование. Мягкий тип изделий практически не оказывает негативного воздействия на резину, чего нельзя сказать об аналогах. К тому же неметаллические конструкции дают возможность разгонять автомобиль до 70-80 км/час.


Мягкие цепи противоскольжения

Стоит отметить, что мягкие конструкции, несмотря на свои преимущества, имеют несколько существенных минусов. К недостаткам мягких цепей можно отнести низкую эффективность при прохождении сильно заснеженных участков. Также изделия плохо себя проявляют при пересечении болотных участков.

Жесткие

Для жестких видов цепей используются такие металлы, как алюминий, сталь и титан. Подобные конструкции достаточно прочные, а увеличение толщины звеньев позволяет повысить проходимость авто. Но есть и минусы. Например, при использовании жестких цепей шины изнашиваются более интенсивно, а максимальная допустимая скорость – не более 40 км\час.


Жесткие цепи противоскольжения

Класс

Цепи противоскольжения выполняются в виде продольных цепей или тросов, которые натягивают по периметру шины колеса. Исходя из материала поперечин, различают два класса цепей.

  • «Мягкие» – снабжены пластиковыми (резиновыми) «грунтозацепами». Рассчитаны на езду по относительно ровной дороге с труднопроходимыми участками (рыхлый снег). «Мягкие» цепи быстрее выходят из строя, чем «жесткие» и не годятся для движения по льду. Максимальная скорость – до 80 км/ч.
  • Жесткие – поперечинами является металлическая цепь. Предназначены для езды по «глубокому» бездорожью и гористой местности. По сравнению с «мягкими» цепями «жесткие» модели гораздо быстрее изнашивают протектор шины. Максимальная скорость – до 40 км/ч.

Важно: износ шины зависит и от частоты использования, особенно на твердом дорожном покрытии. «Резина» быстрее изнашивается при резких ускорениях и торможениях, а также недостаточно сильном прилегании цепей к колесу

Самостоятельное изготовление противобуксового средства

Хоть современный рынок и предоставляет автовладельцам широкий ассортимент описываемых средств, но покупать их в обязательном порядке не стоит, не так уж и сложны они для изготовления в «домашних условиях». Однако, стоит упомянуть, что без заводского оборудования возможно изготовить только жесткий вид устройства. Самым простым в сборке будет «лестничный» вариант, чуть сложнее – «ромбовый», а «соты», хоть и не трудны в изготовлении, но займут уйму времени.

Из производственных материалов потребуются:

  • Цепь металлическая, у которой звенья соединены с помощью сварки (одновременно необходимо определится с габаритами звена);
  • Крепежи;
  • Устройство для натяжения.

Из инструментов обязательно следует запастись:

  • Угловой шлифмашинкой с отрезным диском (т.н. «болгарка»);
  • Аппаратом сварочным;
  • Инструментом для измерения;
  • Тисками.

Пошаговый процесс всей работы выглядит следующим образом:

  1. Сначала необходимо произвести замеры – по колесу отмерить обе ветки продольные, они должны оказаться одинаковыми по длине;
  2. Отрезать с помощью «болгарки» намеченные участки;
  3. Замерить поперечные части по длине и нарезать их в определенном количестве (чем их будет больше, тем лучше);
  4. В окончании поперечных веток на звеньях в месте расположения шва сварки, нужно сделать разрез и чуть-чуть разогнуть его. Данную операцию необходимо повторить для каждой подготовленной части;
  5. Затем нужно уложить на поверхность продольные ветки и с помощью разрезов звеньев в поперечных, зацепиться к ним. Здесь требуется четко следить, чтобы было соблюдено перпендикулярное расположение поперечин на равном по длине расстоянии друг от дружки;
  6. Используя сварочный аппарат необходимо заварить сделанные прорези;
  7. Крюки и карабины закрепляются аналогичным образом — на передних концах продольных веток;
  8. В случае надобности, устанавливается натяжное приспособление на ту ветку, которая располагается с внутренней стороны;
  9. Получившееся изделие монтируется на колесо и тестируется на предмет надлежащей посадки (при необходимости возможно будет наращивать/укорачивать продольные ветки).

Элементарные цепи противоскольжения своими руками

Самые простые варианты такой конструкции состоят из двух продольных и нескольких поперечных цепей, соединенных должным образом между собой. Для производства вам понадобится сама цепь, несколько десятков карабинов или соединительных звеньев для цепи, натяжное устройство для цепи, а также порядка двух часов свободного времени.

Скажем сразу, что такие цепи противоскольжения не являются оптимальной конструкцией. Это наиболее простой вариант, который, кстати, вы можете найти на витринах любого автомобильного магазина зимой. Процесс производства цепи следующий:

  • разделите цепь на нужные заготовки (ниже мы рассмотрим их необходимый размер);
  • соедините все продольные заготовки в одну цепь с помощью карабинов, составив единую цепь;
  • затем к местам соединения продольной цепи прикрепите поперечные части конструкции;
  • соедините с помощью поперечных частей всю конструкцию в одну ленту;
  • затем вам понадобится два натяжных устройства для металлической цепи для окончательного соединения системы.

Также вы можете не разделять продольную часть на отдельные звенья и сделать ее цельной. Это поможет затратить меньше времени, но несколько ухудшит качество произведенной вами конструкции.

В итоге вы получите готовую к эксплуатации цепь противоскольжения, которую останется только монтировать на колесо. Правда, процесс монтажа также может вызвать трудности, поэтому мы выделили это действие в отдельный блок информации ниже.

По поводу размеров цепи для производства устройства противоскольжения есть несколько важных замечаний, которые стоит рассмотреть подробнее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий