Двигатель «закипел»: что делать водителю

Как добраться до ремонта

В некоторых случаях работоспособность автомобиля при закипании удается восстановить. Наличие или отсутствие такой возможности определяется видом обнаруженной поломки.

При отказе датчика температуры (не работает вентилятор) вентилятор можно запустить, если вытащить фишку из неисправного датчика. Агрегат начнет вращаться и будет делать это постоянно, даже после выключения зажигания. Долго ездить таким образом нельзя, однако добраться до ближайшей автомастерской вполне реально.

Иногда кипящий автомобиль удается реанимировать, очистив радиатор от внешних загрязнений. Промывку детали с целью удаления внутренних пробок в дорожных условиях не проводят.

В случаях, когда даже облегченный режим движения не позволяет поддерживать приемлемую температуру, мотор следует заглушить и транспортировать авто на буксире или эвакуаторе.

Мне нравится1Не нравится

Как устранить неисправность?

Когда закипает антифриз в расширительном бачке, а стрелка термометра показывает 110 °С и более, нужно заглушить мотор и проверить следующие моменты:

  1. Попробуйте рукой нижнюю часть радиатора. Если она остается холодной, неполадка кроется в термостате. Дайте двигателю остыть и не спеша добирайтесь до гаража либо станции техобслуживания. Неисправный термостат подлежит замене, ремонту он не поддается.
  2. Не срабатывающий вовремя электрический вентилятор подсоедините напрямую к аккумулятору и продолжайте движение в сторону знакомого автоэлектрика, способного поставить точный диагноз.
  3. Определить степень засорения радиатора нереально без разборки системы и демонтажа элемента. Эту версию проверяйте в последнюю очередь.
  4. Заклинивание и разрушение помпы сопровождается резким скачком температуры антифриза и протечкой сальника водяного насоса. Деталь придется заменить, ехать дальше недопустимо.
  5. Признаки образования воздушной пробки идентичны симптомам неисправности термостата. Другое дело, что она не возникает на пустом месте: скорее всего, вы неудачно заполнили систему антифризом.

Для удаления воздушной пробки снимите шланг в верхней точке системы (обычно это блок дроссельной заслонки) и доливайте жидкости в емкость, пока не потечет из этого патрубка.

Теперь о том, что делать с неисправной крышкой расширительного бачка либо радиатора. Лучшее решение – поменять негодный элемент, ремонт помогает ненадолго. Заодно проверьте состояние пластиковой емкости на предмет трещин, могущих появиться в результате давления жидкости и пара. Ездить с заклинившим перепускным клапаном крайне нежелательно.

Прокладка между головкой и блоком цилиндров меняется незамедлительно. Смесь масла и антифриза натворит много бед, вплоть до гидроудара и разрушения стенок камеры сгорания в дизельном двигателе. Учтите, пробой прокладки не всегда сопровождается белым дымом из выхлопной трубы, поэтому следите за цветом и консистенцией охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Если вам довелось столкнуться с кипением антифриза в дороге, проверьте элементы системы по инструкции, представленной выше. Три причины не позволят своим ходом добраться до СТО – поломка помпы, трещина в прокладке ГБЦ и полная потеря жидкости. В остальных случаях можно двигаться, делая остановки с целью остудить силовой агрегат. При утечке антифриза временно долейте в систему дистиллированную воду.

Почему кипит тосол? Такая ситуация может возникнуть по самым разным причинам, например, произошла разгерметизация крышки расширительного бачка системы охлаждения, возникла неисправность термостата, снизился уровень охлаждающей жидкости, был залит плохой тосол, вышел из строя вентилятора охлаждения или датчик температуры. Основное, что должен помнить водитель машины, у которой кипит антифриз, — дальнейшее движение невозможно! Несоблюдение этого правила может привести к полному выходу двигателя из строя, что чревато дорогостоящими и сложными ремонтами. Однако устранить причины кипения тосола на самом деле не так сложно, и порой под силу даже начинающему автовладельцу.

Проверка электрической составляющей автомобиля.

Первым делом открываем капот и проверяем клеммы АКБ и саму батарею. Смотрим, что клеммы хорошо прикручены, не окислены, нет обрыва проводов. Желательно проверить напряжение самого АКБ. Если все в порядке, тогда проверяем зарядку АКБ. Как это сделать, подробно описано в ЭТОЙ статье. Чаще всего автомобиль перестает подавать признаки жизни именно из-за севшего аккумулятора. Можно попробовать прикурить автомобиль, сделать это можно попросив помощи у кого нибудь на дороге.


Не заводиться автомобиль? попробуйте прикурить.

Будьте осторожны. Если в автомобиле пахнет палёным, значит где то есть короткое замыкание. В этом случае необходимо очень быстро снять клеммы АКБ. Перед этой процедурой обязательно наденьте перчатки. Во время короткого замыкания клеммы очень сильно нагреваются. Подсоединять клеммы в случае короткого замыкания, можно только после устранения причины, в противном случае есть риск возгорания.

Если с АКБ и зарядкой все в порядке, тогда проверяем предохранители. Находятся они чаще всего под передней панелью и под капотом автомобиля. Вытаскиваем по очереди каждый и проверяем его сохранность.

Если на панели приборов при включении зажигания загораются соответствующие лампочки, но при повороте ключа не срабатывает стартер, тогда виноват сам стартер, проводка, либо замок зажигания. Проверить это тоже не так сложно. Необходимо найти провод, идущий от стартера (самый тонкий) и подать на него напряжение с + клеммы АКБ. Не забудьте при этом снять автомобиль со скорости. При подаче питания на провод стартер должен сработать. Если этого не произошло, тогда следует снимать и ремонтировать стартер. Более подробно о неисправностях стартера и о том, как проверить стартер, не снимая его с автомобиля читайте в ЭТОЙ статье.


Провод на стартере

Причины перегрева двигателя автомобиля

Автомобильный двигатель обычно склонен к перегреву в жаркую погоду. Но не всегда он перегревается только в жару. Иногда такое возможно даже в мороз. А причины данного явления бывают следующие:

Недостаток или отсутствие антифриза в системе охлаждения, его низкое качество. Чтобы избежать этого, следует регулярно менять и доливать охлаждающую жидкость, не экономя на её покупке.
Утечка ОЖ. Охлаждающая жидкость вытекает по причине негерметичности системы

Важно регулярно проверять уровень антифриза и проводить диагностику автомобиля при обнаружении под ним луж тосола. Не следует эксплуатировать авто с такой неисправностью.
Отказ помпы

При такой поломке тосол не может нормально циркулировать в системе. Это и приводит к перегреву. Поэтому при подозрении на неполадке в работе детали, её нужно проверить и заменить.
Повреждение или сильное загрязнение радиатора. Эту деталь необходимо регулярно мыть и чистить, особенно если машина часто используется на грунтовых дорогах и бездорожье, в пыльной местности. После удара при ДТП в переднюю часть нужно обязательно проверять работоспособность и состояние радиатора. Если он неисправен, купить и установить новую запчасть.

Поломка термостата. При этом движение тосола может не переходить с большого на малый круг, что приводит к опасным последствиям. Если мотор сильно греется, нужно проверить и заменить этот элемент при выявлении дефектов.
Пробой прокладки головки блока цилиндров. Если есть подозрение на повреждение элемента, нужно проверить его состояние и своевременно поменять при обнаружении проблем.
Длительная езда на пониженной передачи с повышенными оборотами. Не стоит часто и долго использовать такой режим вождения.

Иногда встречаются и иные, более редкие причины. Они обычно характерны лишь для определённых моделей и брендов автомобилей. Чаще всего такие неполадки диагностируются только в автосервисе, поэтому разбирать их подробно не имеет смысла.

Если двигатель закипел

Когда температура охлаждающей жидкости достигает предела, то водитель пытается спасти двигатель от последствий, но часто делает это неправильно.

В охлаждающую систему доливается чистая вода. Мотор запускается, но нужно прислушаться к работе автомобиля. Если от расширительного бачка слышны посторонние звуки, например, бурление, то нужно остановиться. Если рабочая температура двигателя уже достигнута и шумов не наблюдается, то можно ехать домой,следя за показанием приборов. Исключите резкий набор скорости. 

Нельзя поливать горячий двигатель водой, так как это отрицательно скажется на дальнейшей работе агрегата. Микротрещины, возникшие от резкого перепада температуры, проявятся не сразу, но устранить их будет невозможно. 

Печать

Проверьте шланги системы охлаждения (и три способа, как их залатать)

Вопреки кажущемуся безупречному внешнему виду, вы должны тщательно следить за шлангами. Желательно раз в сезон (лето, осень, зима…) проводить полную ревизию резиновых патрубков. Поиски отпотеваний, наличие капель жидкости или подтеков под шлангами. Все это свидетельствует об утечке незамерзайки и, как мы уже выяснили, ведет к проблемам.

Временная герметизация поврежденных трубок не всегда легка и часто не способна привести к сколь бы то ни было нормальному результату. Не стоит забывать, что в системе давление может подниматься до двух атмосфер, какая латка из армированного скотча это выдержит?

Лайфхак: можно воспользоваться заплатками для велосипедных камер, но даже они могут не сработать. Дело в том, что, когда вы клеите камеру и накачиваете ее в покрышке, она прижимается к той самой шине изнутри. А в нашем случае внешнего держателя у нее нет, поэтому, скорее всего, она отклеится. Если не сразу, то со временем. Итог: это лишь временный вариант для того, чтобы доехать до дома или до сервиса.

Как правило, шланги могут прохудиться из-за сильного износа или из-за того, что они высохли от старости.

Совет: шланг также можно заменить неоригинальным патрубком, купленным в любом автомобильном магазине, однако следует помнить, что труба может не подойти по диаметру или не согнуться под нужным углом (появятся изломы, зажимы и другие нехорошие вещи). Так что, чтобы такое сделать, нужно быть либо автомехаником со стажем, либо позвать его с собой для подбора…

И наконец третий вариант: прямые участки с трещинами на патрубке могут быть заделаны металлическими обжимками меньшего диаметра и хомутами.

Чем грозит перегрев двигателя и что нельзя делать

Превышение допустимой рабочей температуры ДВС может иметь серьезные последствия. А ошибочные действия водителя в ситуации, когда стрелка указателя перешла в красную зону, могут их усугубить.

Если прибор показывает перегрев — не стоит сразу глушить мотор. Поскольку в этом случае прекращается циркуляция жидкости, и на стенках рубашки охлаждения головки блока цилиндров усиливается кипение. В результате теплообмен ухудшается, т.к. газовая пленка препятствует отводу тепла. Как следствие — ГБЦ может деформироваться, и потребуется дорогостоящий ремонт.

Открывая пробку радиатора или крышку расширительного бачка, мы моментально сбрасываем давление до атмосферного. И перегретый антифриз вскипает во всём объёме. Помимо сильного ухудшения теплоотвода и возможных последствий для мотора, водитель рискует получить сильные ожоги выплеснувшейся жидкостью, смешанной с паром — столб кипятка может достигать пяти метров.

Поливая холодной водой двигатель снаружи, следует помнить, что вода, попавшая на раскаленные коллекторы, может привести к появлению на них трещин. Стоимость восстановительного ремонта неприятно удивит.

Это интересно: Чем опасен «перелив» моторного масла в двигатель?

Почему кипит двигатель — видео

Проблема «закипания» двигателя является достаточно распространенной и обычно проявляется весной и в летний период, когда температура наружного воздуха повышается. Однако мотор может «закипеть» и зимой, хотя последствия не всегда явно заметны. Так или иначе, во всех случаях речь идет о перегреве ДВС по причине неисправностей системы охлаждения силового агрегата.

Как и в любой другой системе замкнутого типа, со временем возникают характерные проблемы: воздушные пробки, застои ОЖ, снижение уровня рабочей жидкости, коррозия внутренних поверхностей, образование накипи, ухудшение пропускной способности каналов, протечки, выход из строя или повреждения отдельных элементов и т.д.

Главное, водитель должен понимать, что перегрев мотора независимо от причины может иметь крайне серьезные последствия или полностью вывести из строя силовой агрегат. В этой статье мы поговорим о том, что нужно делать, если закипел двигатель, почему так происходит. Также будет рассмотрен вопрос касательно того, по каким причинам кипит масло в двигателе и что это значит.

Читайте в этой статье

Нуждается ли машина в ремонте после закипания?

Ключевой вопрос, интересующий многих автомобилистов после перегрева двигателя: потребуется дорогостоящий ремонт мотору или нет?

Если обнаруженные причины, повлекшие за собой повышение температуры силового агрегата, незначительны и были выявлены на начальной стадии, их можно устранить своими силами.


Если нет возможности самостоятельно устранить причины перегрева, рекомендовано обратиться к специалистам

Нет никаких сложностей с тем, чтобы самостоятельно заменить патрубок системы охлаждения, если для этого не требуется специальный инструмент и не надо осуществлять демонтаж многочисленных элементов конструкции.

Также самому удастся без труда заменить датчик температуры. Потребуется всего лишь выкрутить старую деталь, закрутить новую и защелкнуть разъем.

Если же на месте не удалось выявить причину перегрева, или ее невозможно устранить собственными силами, наиболее правильным решением будет обратиться в специализированную станцию технического обслуживания.

Далеко не все автомобилисты знают, что делать, если закипела машина. Если четко следовать рекомендациям и правильно выполнять необходимые действия, можно избежать неблагоприятных последствий для своего автомобиля и максимально минимизировать сумму, которую позже придется заплатить за ремонт.

https://www.youtube.com/watch?v=voTBaOUUGskVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Перегрев двигателя, Закипел автомобиль (https://www.youtube.com/watch?v=voTBaOUUGsk)

Как вам статья? 

Мне нравитсяНе нравится

Профилактика перегрева двигателя

Проблему легче предупредить, чем исправлять, неисправности после перегрева двигателя автомобиля. Поэтому лучше позаботиться заранее, чтобы защитить поверхности трения от выхода из строя даже при перегреве обработайте ДВС по технологии «СУПРОТЕК» с применением триботехнических составов «Актив ПЛЮС» или «Актив СТАНДАРТ». Кроме того, необходимо следить, чтобы радиатор был чист, помпа, вентилятор и термостат – в порядке, а охлаждающая жидкость – в достаточном количестве.

Присадка в моторное масло. Супротек Актив Стандарт
Триботехнический состав (или присадка) для восстановления и продления ресурса нефорсированных бензиновых двигателей объемом до 1,6 литра, поддержания рабочих характеристик: компрессии, мощности, приемистости, эффективного расхода топлива.
подробнееотзывы

Присадка Супротек Актив Плюс в масло двигателя
Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.
подробнееотзывы

Следите за состоянием силового агрегата. Старайтесь заправляться на проверенных на АЗС, где бензин или дизельное топливо надлежащего качества, чтобы поддерживать мотор в хорошем состоянии. Для профилактики отложений на седлах и клапанах регулярно используйте присадку «Супротек Апрохим SGA» или ее аналоги.

Как избежать закипания двигателя в будущем

Чтобы избежать такой проблемы, как перегрев двигателя, в будущем, надо позаботиться о качестве антифриза – использовать только проверенные варианты.

Также стоит своевременно проходить все техосмотры, в ходе которых можно удостовериться в работоспособности системы охлаждения автомобиля. Все они прописаны в паспорте машины и проводятся при определенном пробеге. Кроме того, стоит очень внимательно следить за сигналами, которые подает автомобиль.

Промокоды на шины, диски, АКБ и аксессуары

Шины, масла и диски со скидкой

«Колеса Даром» предлагает более 5 000 типов шин и более 18 000 моделей дисков. Весь ассортимент авто, мото, велотоваров составляет порядка 100 000 наименований. Заходите и забирайте свои скидки! Получить купон

Когда вы выполните диагностику описанную выше, вы сразу же поймете, что не так с вашим двигателем и сможете легко устранить проблему закипания двигателя. Сформируете для себя понимание того, что может произойти с закипевшим двигателем и какие последствия Вас ждут. Сможете выполнять профилактику и предварительную диагностику, скажем 1 раз в сезон, для избежания проблемы закипания двигателя.

P.S. Возможно и у Вас такая же проблема — тревожный сигнал Check Engine на панели приборов, а если нет, то не спешите думать, что она не проявит себя в дальней поездке. Лучшим решением избавить себя от головной боли перед длительной поездкой это деактивация датчиков. Каких? Читайте в этой статье — http://www.chipmaster.ru/otklyuchit-datchik-kisloroda-udalit-virezat-katalizator/

Последствия закипания машины

Закипание двигателя – это не просто его повышение температуры. Степень урона здесь зависит от того, как долго и насколько интенсивно эксплуатировался перегретый двигатель:

  • 5-10 минут – последствий в большинстве случаев нет, на старых автомобилях могут несколько оплавиться тела поршней. Диагностика требуется только при наличии видимого выхлопа из трубы.
  • Более 20 минут – средняя степень перегрева. Возможные последствия: деформация ГБЦ, образование в головке трещин, повреждение прокладок, повреждение и разрушение маслосъемных колец, течь сальников.
  • Более 40-50 минут – предельная степень перегрева двигателя. Последствия такого закипания обычно катастрофические: плавятся и прогорают поршни, цилиндры повреждаются расплавленным металлом поршней, отказывает система смазывания, разрушаются трущиеся элементы, клапанные гнезда вылетают, вращающийся коленвал разрушается. В итоге поршень пробивает стенку блока, после чего двигатель окончательно разрушается.

Что делать если автомобиль закипел?

Прежде чем что либо делать и лезть под капот, надо понимать что температура ОЖ превышает 100°С, поэтому будьте крайне осторожны. Не спешите, делайте все аккуратно, без спешки. Ни в коем случае не надо поливать водой сам мотор, сделаете только хуже, если есть небольшое количество воды, то можно вылить её на радиатор охлаждения. Это немного охладит всю систему.

Если стрелка датчика температуры находиться в красной зоне, надо немедленно заглушить автомобиль. Дальнейшая работа ДВС просто-напросто выведет его из строя, не стоит пытаться доехать до ближайшего автосервиса. После того как заглушили двигатель, первым делом надо понять, из-за чего Ваш автомобиль закипел. Откройте капот, даже если ничего не понимаете, пусть свежий воздух поступает в подкапотное пространство.
Далее следует заняться поиском неисправности. Загляните под капот и проверьте, есть ли утечки антифриза. Ни в коем случае, сразу после остановки не открывайте крышку расширительного бачка, дайте автомобилю остыть примерно до 70°. Если Вы решите сразу открыть крышку расширительного бачка, то моментально получите ожог, даже если в системе нет ОЖ, Вас обожжет пар.
Проверьте, работает ли вентилятор охлаждения двигателя. Для этого, не дожидайтесь пока автомобиль остынет, включите зажигание. При исправном Вентиляторе, он должен моментально сработать, если температура ОЖ выше нормы. Если этого не произошло, то возможно причина перегрева автомобиля кроется именно в вентиляторе. В жаркую погоду он просто спасает автомобиль от перегрева.Проверить работоспособность вентилятора можно еще одним способом — снять фишку с температурного датчика при включенном зажигании. После этого действия практически на всех современных автомобилях срабатывает вентилятор.
После проверки работоспособности вентилятора необходимо проверить работоспособность термостата. Для этого потрогайте два больших патрубка исходящих от радиатора. Оба они должны быть горячие, при условии, конечно, что в системе есть антифриз. Если хотя бы один из них холодный, то термостат, скорее всего, заклинил и подлежит замене.
Следующим этапом будет проверка помпы. На многих автомобилях она вращается с помощью приводного ремня и гоняет ОЖ по всей системе охлаждения

Поэтому обратите внимание на целостность всех ремней. В случаях когда помпа работает от ремня ГРМ или от шестерни, её работоспособность получиться проверить только на запущенном моторе — патрубок, исходящий от помпы, должен быть всегда горячее остальных.

Если после осмотра все узлы находятся в рабочем состоянии, никаких отклонений нет, тогда, скорее всего причина закипания кроется в забитом радиаторе охлаждения, воздушной пробке, неисправности ДВС.

Забитый радиатор охлаждения. С таким автомобиль точно будет кипеть!

В любом случае, дождитесь пока автомобиль немного остынет и долейте ОЖ до необходимого уровня (если нет с собой запаса ОЖ то долейте обычной воды, после таких действий желательно поменять ОЖ по приезду домой).

Уровень ОЖ

Но прежде чем продолжить движение, проверьте состояние масла в ДВС, для этого достаньте щуп и посмотрите, нет ли на нем желтого налета (эмульсии). Самым частым следствием перегрева двигателя является деформация ГБЦ. При такой неисправности ОЖ попадает в картер или цилиндры двигателя. Если на щупе обнаружили эмульсию, то дальнейшее движение на автомобиле будет невозможным.

Эмульсия на щупе. Последствия перегрева ДВС

Советы и рекомендации

  1. Любой подъем температуры выше нормы указывает на снижение эффективности работы системы охлаждения. Чтобы избежать последствий, нужно постараться понизить нагрев любым способом.
  2. Самым простым решением будет включение на полную мощность печки в салоне для дополнительного охлаждения антифриза.
  3. Если в бачке низкий уровень ОЖ или антифриз/тосол кипел, тогда жидкость нужно долить. При этом нельзя заливать антифриз в горячий мотор, так как возможно появление трещин из-за разницы температур.
  4. В случае обнаружения дальнейшего перегрева или утечки охлаждающей жидкости продолжать движение своим ходом нельзя, так как сначала необходимо принять меры для ликвидации неисправностей.
  5. Если двигатель закипел, ремонт своими руками лучше выполнять только при наличии достаточного опыта. Если таких навыков нет, тогда машину следует доставить на СТО не своим ходом.
  6. В случае, когда нужно продолжить движение на автомобиле с перегревающимся двигателем, нужно завести остывший мотор, включить печку на максимум, немного разогнать машину и двигаться накатом до момента, пока указатель температуры снова не дойдет до 80-90 градусов. Опытные водители также глушат ДВС, пока автомобиль катится, однако новичкам делать этого не рекомендуется.

После того, как авто остановится при движении накатом или температура ДВС повысится, двигатель снова нужно заглушить и выждать от 30 до 60 минут (в зависимости от времени года) для остывания агрегата.

Напоследок отметим, что после ремонта на СТО необходимо обязательно промыть систему охлаждения и заменить охлаждающую жидкость на новую в полном объеме. Другими словами, не следует ограничиваться только доливом. Главная причина заключается в том, что после закипания свойства охлаждающей жидкости меняются, то есть она становится непригодной для дальнейшего использования.

Также важно учитывать и тот факт, что не все антифризы или тосолы совместимы между собой. Это значит, что нужно доливать охлаждающую жидкость, которая подходит по цвету и свойствам

Игнорирование данного правила может привести к тому, что жидкости могут вступить в химическую реакцию, после чего ОЖ теряет свойства, в системе происходит выпадение осадка, а также проявляются другие нежелательные последствия.

Симптомы перегрева

Материалы по теме

Но вначале поговорим о прямых или косвенных признаках перегрева. Маловероятно, чтобы стрелочный указатель или сигнализатор просто беспричинно начал подвирать. В комбинации приборов может быть еще одна подсказка. Если вместе с индикацией перегрева зажегся индикатор отсутствия зарядки аккумулятора, то это однозначно укажет на обрыв ремня приводящего как генератор, так и насос охлаждающей жидкости. Перечень таких автомобилей очень велик. Это все Лады с задним или полным приводом и практически все иномарки с цепным приводом ГРМ. Ведь если распредвалы вращает цепь, то участь «крутить помпу» практически всегда достается ремню привода вспомогательных агрегатов. Вот почему его обрыв сразу отразится на генераторе. Еще о перегреве (либо его приближении) сообщит появление пара из-под капота или, что еще противней, из корпуса отопителя, то есть практически из-под ног.

А вот люди, редко бросающие взгляд на приборы, могут определить начало перегрева по появившимся детонационным стукам и потере тяги.

Электровентилятор системы охлаждения двигателя

Электровентилятор системы охлаждения двигателя

Двигатель перегрет – причины

Почему закипают двигатели – такой вопрос интересует многих автолюбителей. Ведь оказаться посередине улицы с автомобилем, из-под капота которого буквально валит столб пара, не хочется никому. Среди самых распространенных причин специалисты называют следующие варианты:

  • Неисправность термостата
  • Неполадки помпы
  • Утечку жидкости, ответственной за охлаждение мотора
  • Появление пробок из воздуха в системе
  • Не работает вентилятор

В каждом конкретном случае потребуется коррекция ситуации и проведение разного рода ремонтных работ.

Неисправен термостат

Когда термостат заклинивает на открытие, начинаются сложности и перебои. Жидкость, ответственная за охлаждение в машине, переходит только на циркулирование по малому кругу — его еще называют рубашкой охлаждения, минуя радиатор. И этот сбой внешне не заметить никак.

На то, что термостат больше не работает в полную силу, указывают некоторые признаки:

  1. Двигатель медленно прогревается до температуры, названной рабочей
  2. Нижний патрубок радиатора начинает быстро нагреваться — всего лишь через пару минут даже после холодного пуска
  3. При разгоне стрелка датчика температурного режима сначала падает, а при остановке или на холостом ходу приподнимается

Стоит внимательно присмотреться к поведению своего авто, чтобы почувствовать неисправность.

Неисправна помпа

Если выходит из строя помпа, то жидкость перестает в должной мере прокачиваться по системе охлаждения. Проблемы с работой насоса могут возникнуть на фоне:

  • Износа детали
  • Разрушения крыльчатки
  • Неполадок с приводом

Стоит понимать, что помпа обладает определенным ресурсом, после чего она вполне может сломаться. Специалисты определяют срок жизни помпы в 80-100 тысяч км. И этот параметр даже включен в регламент ТО.

Выбирайте правильную охлаждающую жидкость

В настоящее время существуют жидкости, адаптированные как для старых систем охлаждения, так и для более современных. В чем различия? Разница возникает в использовании производителями различных типов антикоррозионных, антипенных и других типов присадок.

И хотя смешивание жидкостей разных типов не вызывает никаких последствий, и если есть весомая необходимость добавить в красную зеленую жижу (например, ушла охлаждайка, а автомагазин не близко) – лейте, но использовать в долгосрочной перспективе такой микс мы бы не стали. Осадок отложений на стенках радиатора, блоке термостата, перепускных клапанах и прочем плохо скажется на работоспособности системы в целом.

Причины перегрева двигателя

Наиболее часто мотор «стального скакуна» перегревается по трем причинам:

  • нарушен отвод тепла;
  • температура повышается там, где нет охлаждения;
  • вырабатывается слишком много тепла.

Проблемы с отводом тепла

Засорившийся радиатор

Если радиатор покрыт грязью, тепло рассеивается воздухом менее интенсивно. Другая возможность перегрева двигателя автомобиля – отложения на внутренних стенках радиатора и двигателя. Накипь является хорошим теплоизолятором, мешающим воде или антифризу отдать тепловую энергию наружу.

Неисправный насос

Здесь все просто: если помпа не качает, ОЖ не циркулирует, и «движок» быстро перегревается. Обнаружить неисправность несложно: достаточно проверить руками температуру шлангов, идущих к термостату – при отказе насоса они будут едва теплыми.

Нерабочий термостат

Этот прибор поддерживает температуру ДВС в оптимальном диапазоне, включая при необходимости радиатор в контур циркуляции охлаждающей жидкости. Если термоэлемент неисправен, тосол или антифриз движется только по «рубашке» охлаждения.

Проверяется аппарат так: нужно прогреть машину, а затем проверить патрубки, идущие к радиатору и термостату. Если они примерно равной температуры – все в норме. Если трубка, идущая к радиатору, заметно холоднее, значит, прибор не срабатывает.

Перегрев из-за недостатка или качества моторного масла

Если моторного масла недостаточно (ниже минимальной отметки), или масло не соответствует допускам, или оно оказалось подделкой, то при средних и высоких длительных нагрузках возможен перегрев.

Синтетическое моторное масло SAE 5W-40 Супротек Атомиум
Синтетическое моторное масло классом вязкости 5W-40. Покупайте масло с гарантией производителя.
подробнееотзывы

Проблема повышения температуры в неохлаждаемых элементах

Неисправный вентилятор охлаждения радиатора

Для принудительного охлаждения радиаторного устройства используется вентилятор с электрическим приводом. Приспособление включается, когда охлаждающая жидкость нагревается выше заданного уровня. Если прибор вышел из строя, перегрев двигателя автомобиля на холостом ходу или в пробке неизбежен.

Недостаток ОЖ

Если тосола или антифриза недостаточно, тепло отводится хуже. При этой неисправности первой перестает функционировать отопление салона. Воздушные пробки собираются в самой высокой точке системы – радиаторе, от которого нагревается воздух внутреннего пространства автомобиля.

Проблема с выработкой чрезмерного количества тепла

Неисправный датчик температуры

Эта причина перегрева двигателя – пожалуй, самая коварная, потому что действует тихо и незаметно. Как диверсант. Внешне кажется, что мотор в норме – сигналов нет, потому что или сенсор не передает информацию о неисправности, или индикатор не подает сигнал шоферу.

Понять, что датчик перегрева двигателя «умер», можно по сопутствующим симптомам. Для малоопытных водителей это достаточно сложно. Совет: следите за поведением своего автомобиля. Подозреваете неисправность? Бегите в автосервис.

Локальный перегрев двигателя

Бывает так, что причиной перегрева двигателя становится неправильное воспламенение топливовоздушной смеси. Это возможно, если «тормозит» система зажигания, «тупит» механизм газораспределения или клапаны.

Неисправная система зажигания

Если зажигание опаздывает, смесь паров горючего и воздуха сгорает, позже, чем задумано конструкторами мотора. Выпускной клапан уже открыт, а топливовоздушная смесь еще горит. Повышается температура отработавших газов. ГБЦ быстро перегревается, так как ее охлаждающая «рубашка» не рассчитана на такой нагрев.

Сбои в ГРМ

Хотя причина несколько иная, последствия аналогичны – перегрев двигателя там, где конструкторы не рассчитывали. В этом случае топливовоздушная смесь сгорает вовремя, но клапан выпуска открывается раньше, чем нужно. Итог закономерен: перегрев ГБЦ.

Проблемы с клапанами

Иногда локальный перегрев двигателя ВАЗ или другого авто возможен даже если зажигание и ГРМ в порядке. Например, если клапаны или седла покрыты нагаром. При подобной неисправности топливовоздушная смесь прорывается в каналы подачи воздуха или отвода выхлопа. Пламя нагревает патрубки, а от них перегревается весь «движок».

Перегрев под длительными нагрузками

Среди причин перегрева двигателя не последнее место занимает неправильная эксплуатация автомобиля. Длительная транспортировка другого транспортного средства или груженого прицепа приводят к тому, что мотор перегревается.

Что делать, если машина закипела на дороге

Когда температура антифриза превысила 100 градусов, надо остановиться, но при этом автомобиль не выключать, а оставить его работать на холостом ходу. Также следует включить печку. В течение некоторого времени температура снизится.

Если уже валит пар, надо немедленно остановиться. Все рекомендации, что делать, если закипел автодвигатель, сводятся к тому, что надо дать машине покой. Аккуратно следует открыть капот, чтобы не обжечься паром. Надо подождать минут 20 — этого времени хватит, чтобы немного остыла жидкость. Не стоит пытаться остудить антифриз за счет добавления холодного охладителя в кипящий. Из-за таких действий может случиться деформация блока цилиндра, вплоть до того, что он лопнет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий