Правила прикуривания
Теперь более подробно о том, как правильно прикуривать севший аккумулятор от другой машины, и о чём следует обязательно помнить.
Последовательность операций можно представить в таком виде:
- сначала нужно подобрать подходящего по всем параметрам донора, ориентируясь на приведённые ранее рекомендации;
- затем машина, которая будет помогать товарищу с севшей АКБ, должна поработать при оборотах 2–3 тысячи порядка 5 минут, чтобы генератор дополнительно подзарядил батарею;
- перед началом соединения зажигание и электроприборы на обеих машинах следует отключить;
- соединить провода, соблюдая полярность;
- попробовать запустить мотор на машине, где сел источник питания;
- если завести двигатель не получилось, тогда нужно отключить на проблемном автомобиле зажигание;
- только теперь запускается ДВС на доноре;
- наблюдая за состоянием АКБ подержать мотор работающим 10–15 минут;
- заглушить донорский двигатель и лишь после этого попробовать запустить ДВС на проблемной машине;
- если запуск увенчался успехом;
- отключить провода;
- подержать двигатель на холостых оборотах, чтобы генератор успел подзарядить АКБ.
В лучшем случае это спровоцирует перегорание предохранителей генератора. В худшем – выйдут из строя сам генератор, диодный мост и прочие компоненты бортовой электросети.
Но это не даёт окончательно понять, как правильно и безопасно прикуривать другую машину с севшим аккумулятором от исправного автомобиля.
Тут огромную роль играет не только порядок подключения крокодилов, то есть клемм проводов для прикуривания, но ещё и вопрос с запуском мотора.
Следует отдельно рассказать, как нужно правильно прикурить один автомобиль с севшей батареей от другого, проблем со стороны аккумулятора у которого не наблюдается.
Подключение клемм
Касательно порядка подключения клемм есть отдельная и более детальная инструкция.
Здесь важно помнить следующее:
- машины следует ставить лицом друг к другу максимально близко, но избегая соприкосновения кузовами;
- прежде чем прикуривать другой автомобиль, рекомендуется завести свою машину и дать мотору поработать на холостых;
- перед подключением клемм убедитесь в качестве соединений, убрав следы смазки, коррозии, окислов и пр.;
- первым подключается плюсовой провод к АКБ;
- второй конец обязательно удерживается в руках, не допуская контакта с металлическими поверхностями;
- плюс крокодила соединяется с плюсом разряженной батареи;
- второй конец с плюсом идёт на плюсовую клемму от АКБ-донора;
- минусовые клеммы следует подключать в обратной последовательности;
- сначала минусовой крокодил идёт на минусовую клемму донорской батареи;
- второй конец минусового крокодила соединяется не с минусом проблемного аккумулятора, а просто замыкается на массе.
В качестве массы можно выбрать любой металлический, очищенный от лакокрасочного материала элемент. Убедитесь, что провода не цепляют никакие подвижные компоненты вроде приводных ремней.
Если соединить между собой минус и плюс проблемной АКБ с минусом и плюсом исправной батареи, тогда вы допустите распространённую ошибку. Это не позволит запустить мотор. Зато заряженная АКБ начнёт заряжать севший источник питания. В итоге две батареи окажутся наполовину заряженными. И ни одна из них свой мотор запустить не сможет.
Если запомнить всю эту последовательность и правила, никаких сложностей в помощи другим автомобилистам не возникнет. И вам также помогут выйти из непростой ситуации.
Вопрос запуска двигателя
Очень часто автомобилисты, никогда не сталкивающиеся с подобными ситуациями, интересуются, запускать двигатель или нет.
Касательно этого вопроса возникли нешуточные споры. Но тут нужно размышлять логически.
У современного авто с ДВС есть 2 источника питания. Это аккумулятор и генератор. Основной задачей АКБ является запуск стартера и мотора. На это уходит огромное количество энергии. Пусковой ток для легковых авто в среднем составляет 260–300 Ампер.
Когда мотор уже запущен, источник питания меняется, и им становится генератор. Одной из задач работающего генератора становится восполнение утраченного заряда в аккумуляторе.
Если АКБ села, для запуска двигателя требуется другая батарея. Этой самой батареей при прикуривании как раз и становится АКБ донора. Соединение аккумулятора от машины-донора как раз и происходит с помощью крокодилов.
Потому запускать мотор на машине с севшей АКБ нельзя, пока функционирует двигатель автомобиля-донора. Это может спровоцировать поломку генератора, выход из строя ЭБУ, стартера и пр.
Почему садится аккумулятор машины
Главными причинами разрядки аккумуляторных батарей являются следующие:
- Устаревание и возрастное сокращение их емкости. Накопление батареей энергии происходит тихо и незаметно. В классических щелочных или кислотных АКБ отсутствуют какие-либо движущиеся, трущиеся детали, однако не стоит думать, что внутри них ничего не изнашивается. Разрядка АКБ, как, впрочем, и зарядка, связаны с протеканием между электродами и электролитом обратимых химических реакций.
Но некоторые вещества со временем окисляются и теряют способность к восстановлению – реакция перестает быть обратимой, и емкость батареи снижается. Данный период, в зависимости от модели аккумулятора, занимает от 4 до 5 лет эксплуатации, и в течение данного времени объем накапливаемого заряда сокращается почти что вдвое. И это особенно критично зимой, когда эффективная емкость падает еще сильнее.
- В автомобиле при выключенном моторе остаются работающие потребители электричества (например, не выключенное освещение). Иногда, если емкость аккумулятора и без того сократилась с возрастом, хватает даже просто оставленного на зарядке смартфона со включенным плейером. А если добавить сюда еще и какую-нибудь неисправность, вроде негаснущей подсветки бардачка, то с утра машину с гарантией завести будет невозможно.
- Ошибки в подключении «прожорливых» электропотребителей. Такими являются сигнализационная система, регистратор или же стереосистема. Если подключить их неправильно, то никакой мощности двигателя не хватит снабдить их энергией. А главное, такие неверно подключенные устройства способны «выпотрошить» АКБ даже в том случае, если они не работают!
- Дефект генератора. В АКБ энергия поступает именно от генератора. Двигатель может работать вполне стабильно, выдавая положенную мощность, но если, к примеру, токосъемные щетки генератора испачканы маслом или же истерты, то он не сможет подать на АКБ достаточно энергии, чтобы ее поступление превысило расход. А кроме неисправности самого генератора, проблему может вызвать и изношенный ремень привода.
Особенности выбора кабеля
Для любого водителя важно не только знать, как правильно завести автомобиль с разряженным аккумулятором. Правильный выбор кабелей также важен, так как выбор неправильных кабелей чаще всего приводит к выходу из строя электронного оборудования или даже к пожару
По этой причине обычные кабели здесь не подходят, так как они просто расплавятся во время передачи электроэнергии. Существует несколько важных критериев, которые необходимо учитывать, чтобы избежать необратимых последствий.
Следует отметить, что ни один мотоциклист не застрахован от разрядки аккумулятора, поэтому желательно иметь «стартовые провода» на случай прикуривания сигареты. Чаще всего они окрашены в красный и черный цвета. Это помогает понять, какой из них подключать. Красный цвет — положительный, а черный — отрицательный.
Сечение
При выборе способа освещения автомобиля следует уделить должное внимание этой особенности. Поскольку провода являются автомобильными, на них подается напряжение 12 вольт
По этой причине достаточно сечения 15-16 мм. В случае длительного использования следует ожидать только сильного нагрева. Тогда сечение должно быть немного больше — от 20 до 22 мм.
Длина
Этот критерий не кажется таким уж важным, поскольку он обеспечивает в основном удобство процедуры. Однако, если вы выберете короткие провода, нельзя исключить вероятность того, что крокодилы отсоединятся во время передачи тока от донора к реципиенту.
Это, в свою очередь, создает риск короткого замыкания. Поэтому им также не следует пренебрегать, чтобы избежать катастрофических последствий.
Изоляция
Кабели, которые могут использоваться в легких автомобилях, в настоящее время выпускаются с одним из двух типов внешних оболочек
- Жесткая оплетка;
- ПВХ.
ПВХ является очевидным выбором — жесткая изоляция со временем разрушается под воздействием перепадов температуры. Следовательно, по истечении определенного времени эти кабели уже не могут использоваться для различных и необходимых целей.
Что касается ПВХ, то этот материал устойчив к изменениям температуры, даже резким.
Зажимы
Для достижения хорошего контакта необходимо использовать медные крокодилы. Это объясняется тем, что проводимость этого металла в несколько раз выше, чем у его алюминиевого аналога. Также стоит отметить наличие пружин на клеммах, которые предотвращают их выскальзывание из клемм при запуске двигателя.
Не следует забывать и о качестве контакта самих клемм. Если они плохо припаяны, то под воздействием высоких температур провода отделятся от крокодилов.
Совету по продлению жизни АКБ или как исключить необходимость прикуривания
Важно понимать, что если авто нуждается в прикуривании, то обязательно при успешном совершении процедуры следует приобрести новый аккумулятор. Чтобы продлить его жизнь, необходимо знать следующее:
- Исключить возможность частого запуска двигателя при незначительных пробегах.
- Нельзя долго оставлять АКБ разряженной, так как это приведет к ее полной непригодности. Если аккумулятор разрядился, то следует сразу же восполнить его заряд от генератора или зарядного устройства.
- Контролируйте исправность генератора, так как недостаточная выработка тока приводит к медленному снижению ресурса АКБ.
- Запуск двигателя зимой должен быть восполнен достаточным пробегом для восстановления заряда. Старайтесь зимой проезжать больше километров, тем самым давая возможность восполнения заряда.
- Для облегчения запуска двигателя зимой рекомендуется использовать предпусковые подогреватели.
- Контролируйте возраст АКБ, и изделия, которым более 5 лет лучше сразу менять, не дожидаясь холодов.
И на основании вышеописанных способов не составит большого труда произвести прикуривание авто не только правильно, но еще и безопасно.
Что происходит на холоде с машиной?
Чтобы понять, почему авто не заводится при отрицательных температурах, надо обратить внимание на такие факторы:
- На морозе увеличивается вязкость масла. Каждый его сорт рассчитан на работу в определенном интервале температур, и если она выходит за установленные пределы, то характеристики масла изменяются, в первую очередь вязкость. Масло застывает, становится густым, и для того, чтобы провернуть коленчатый вал, стартеру автомобиля требуется большая мощность, и соответственно, он начинает потреблять значительный ток от аккумулятора.
- Емкость аккумулятора зависит от температуры и при ее понижении уменьшается. Следствием этого будет уменьшение тока, который он может отдавать.
Выше описаны не единственные изменения, которые происходят при пониженных температурах, но они приводят к тому, что для запуска мотора машины при этом требуется больший ток, а аккумулятор его обеспечить не может. В таком случае используется такой прием, как попытка прикурить авто.
Как правильно прикурить автомобиль от другого автомобиля: пошаговая инструкция
Итак, «донор» найден и прогрет, провода наготове — что дальше? Действуем по пунктам:
1. Расположите автомобили рядом так, чтобы пусковые провода свободно дотягивались от одного аккумулятора до другого. При этом машины не должны касаться друг друга. В некоторых автомобилях аккумулятор расположен в багажнике, но под капотом есть специальные контактные выводы для прикуривания — лучше использовать именно их для уменьшения потерь тока.
2. На обеих машинах выключите все дополнительные потребители энергии (подогревы, музыку, отопители, освещение) и заглушите двигатель «донора».
3. Откройте капоты и определите положительные (+) и отрицательные (−) токовыводы аккумуляторов. Обычно на корпусе АКБ есть соответствующая маркировка, а к плюсовому токовыводу подсоединена бо́льшая клемма с красной заглушкой.
4. Соедините плюсовые (+) токовыводы/клеммы обоих аккумуляторов красным пусковым проводом с помощью контактных зажимов-«крокодилов». При этом следите, чтобы металлические части зажимов чёрного провода не касались красных — это может привести к замыканию, большому количеству искр, повреждению аккумуляторов и электрики автомобилей.
5. Присоедините контактный зажим чёрного пускового провода к минусовому (−) токовыводу/клемме «донора».
6. Последний свободный зажим чёрного провода рекомендуется подключить к неокрашенной металлической детали двигателя автомобиля, которому оказывают помощь («реципиента») — так вы снизите риск повреждения севшего аккумулятора и сократите путь электричества к стартеру. Если найти подходящее место для подключения не удаётся, допустимо, как и на «доноре», подключиться к минусовой (−) клемме аккумулятора.
7. На этом этапе автомобили уже соединены в единую цепь. Если аккумулятор «реципиента» не был полностью посажен, а у «донора» достаточно мощная батарея, можно попробовать завести прикуриваемую машину — в случае успешного запуска сразу переходите к отключению проводов (шаг 10). Если же состояние аккумуляторов вызывает вопросы или вы прикуриваете дизель, лучше сперва запустить двигатель «донора» и дать поработать 5–10 минут, чтобы его генератор подзарядил оба аккумулятора. Для более эффективной зарядки немного нажмите на педаль газа, подняв обороты мотора до 2000.
8. Перед попыткой запуска «реципиента» обязательно заглушите двигатель «донора». Моторы обеих машин не должны работать одновременно — могут сгореть электронные блоки управления, регуляторы напряжения генераторов и прочее дорогое электрооборудование.
9. Убедившись, что «донор» заглушен, пробуйте заводить «реципиента». Если стартер вообще не крутит двигатель или из-под капота раздаются щелчки — возможно, дело в плохом контакте: ещё раз проверьте все зажимы пусковых проводов.
10. Как только прикуриваемый автомобиль завёлся, отключайте пусковые провода, чтобы не нагружать генератор. Последовательность обратная: сперва чёрный провод, затем красный.
После прикуривания не глушите двигатель автомобиля 20–30 минут, чтобы аккумулятор зарядился. Стоять на месте при этом не обязательно, будет даже лучше, если вы поедете
И не забудьте поблагодарить второго водителя — выручать друг друга на дороге очень важно
Как правильно прикуривать машину с полностью севшим аккумулятором
Мы вскользь упомянули о проводах, которые являются основным и единственным используемым инструментом, не считая аккумуляторов.
Рассмотрим недостатки некачественных изделий, используя которые вы увеличиваете вероятность неудачи:
жилы должны быть медными и иметь большой диаметр. Тонкие жилы физически не способны переносить большие токи зарядки
Поэтому при выборе комплекта обращайте особое внимание на этот параметр: провода должны иметь возможность проводить токи порядка 150-800 А. Изделия мощностью 150-200 А (основная масса – китайского производства) считаются одноразовыми, оптимальный показатель – 400-700 А;
большое значение имеет и качество изоляции
Слишком тонкая оплётка в сочетании с низкоамперными проводами может расплавиться после первого применения, а это грозит коротким замыканием и серьёзными неприятностями;
хилые крокодилы также не будут способствовать надёжному соединению аккумуляторов. Нужно выбирать изделия с массивными «крокодилами», желательно медными, и с мощными пружинами;
соединение провода с зажимом также должно быть надёжным. Лучший вариант – пайка, менее предпочтительный – обжатие.
А теперь перейдём к рассмотрению правильного алгоритма, как прикурить разряженный аккумулятор от другой машины:
- оба автомобиля должны быть заглушены, у обоих отключаем все электроприборы, дабы при осуществлении пуска избежать резких перепадов напряжения;
- очень важный этап – подключение проводов. Порядок подключения крокодилов должен быть следующим: положительная клемма донорского АКБ должна быть соединена с плюсовой клеммой реципиента. Ошибка при подключении чревата самыми серьёзными неприятностями – возникновением короткого замыкания, выходом из строя электроники на обоих автомобилях, а в худшем случае – возгоранием;
- один конец второго провода одеваем на минусовую клемму донорской батареи, на машине с севшей АКБ можно соединять провод как с минусовой клеммой реципиента, так и с массой. В последнем случае соединение должно быть надёжным, а металл – оголённым;
- после этого можно садиться в машину с севшим аккумулятором и пытаться запустить мотор;
- в отдельных случаях этого будет достаточно – машина заведётся. Но иногда, когда разряд очень глубокий, из-за электрических потерь попытка оказывается неудачной. В этом случае необходимо немного подзарядить севшую батарею;
- для этого на машине-реципиенте выключаем зажигание, а на донорской заводим двигатель и даём ему поработать на 2000 оборотах в минуту около 10 минут. За это время не подающий признаков жизни аккумулятор накопит достаточно энергии, чтобы осуществить повторный пуск;
- глушим двигатель, выключаем зажигание, переходим в проблемное авто и пробуем снова завестись. Если аккумулятор просто сел, машина должна завестись. В противном случае можно говорить о том, что аккумулятор просто пришёл в негодность и подлежит утилизации.
Ещё один важный вопрос: можно ли прикуривать с запущенным двигателем или нет? Имеется в виду мотор машины-донора. Ответ однозначен: нет, такие эксперименты недопустимы! Более того — любой работник сервисного центра или СТО вам скажет, что желательно ещё и отключать массу на донорском автомобиле. Для пущей безопасности.
Почему же прикуривание с работающим силовым агрегатом столь нежелательно? Дело в том, что на стартер реципиента будет поступать энергия не только с аккумулятора донора, но и с работающего генератора. А это удвоенная нагрузка, на которую стартер не рассчитан, и в лучшем случае дело закончится перегоранием реле-регулятора.
Как только запустится мотор на автомобиле-реципиенте, количество работающих генераторов удвоится, и это чревато выходом из строя всех включённых электроприборов, включая сам генератор и блок ЭБУ. И это может случиться на обеих машинах!
Так что правильное прикуривание аккумулятора от другого автомобиля требует точного соблюдения вышеописанного алгоритма.
Как прикурить аккумулятор
2 шаг
Обратите внимание на плюсовые и минусовые клеммы на каждой батарее. Положительные клеммы обозначаются знаком плюс (+), а отрицательные клеммы обозначаются знаком минус (-)
3 шаг
Подключите плюсовые концы кабеля к плюсовым клеммам аккумуляторов. Обычно перемычка с положительным зарядом обозначается красным цветом. Если есть маркировка, ориентируйтесь на нее. Порядок подключения имеет значение, поэтому следуйте следующей схеме: сначала подключите один конец «плюсового» провода к разряженной батарее, а затем подключите другой «плюсовый» конец кабеля к заряженной АКБ.
4 шаг
Подсоедините один конец минусового кабеля к минусовой клемме на исправном заряженном аккумуляторе. Минусовая перемычка окрашена в черный цвет.
5 шаг
Подсоедините другой конец отрицательного кабеля к заземленному металлическому элементу автомобиля, в который установлена разряженная батарея. Это позволит заземлить автомобиль с разряженным аккумулятором при запуске. Вы можете крепить заземляющий кабель к раме, шасси или другому чистому элементу без краски или окисления.
6 шаг
Запустите мотор авто с заряженной батареей. После запуска его система зарядки начнет подавать энергию через соединительные кабели.
7 шаг
Подождите не менее пяти минут после запуска двигателя с заряженной батареей. Это позволит разряженному аккумулятору самостоятельно подзарядиться так, чтобы хватило энергии на пуск. Но для полной зарядки времени понадобится больше.
8 шаг
Попробуйте запустить авто с разряженной батареей. Если аккумулятор, которым вы заряжаете имеет достаточный заряд, движок вашего должен легко запуститься.
Если запустить мотор не удается, подождите еще пять минут, чтобы лучше подзарядить АКБ.
9 шаг
Отсоедините кабели с каждого автомобиля в том же порядке, в каком вы их подсоединяли. Это позволит избежать искры.
Сначала отсоединяем «минусовые» концы проводов: в первую очередь заземляющий конец, затем с клеммы изначально заряженной батареи. После этого отсоединяем «плюсовые» кабели: сперва с батареи «донора», а затем с батареи «пациента».
10 шаг
Дайте автомобилю, у которого была разряженная батарея, поработать еще как минимум пять минут. Лучше в это время совершить поездку. Это даст возможность генератору переменного тока лучше подзарядить АКБ.
Дайте возможность мотору автомобиля-донора потрудиться в течение 20 минут. Это позволит полностью восстановить заряд.
Что надо знать ещё о том, как правильно дать прикурить автомобилю
Если вы пытаетесь прикуривать другой автомобиль, надо выполнять обычные меры безопасности. Не стоит путать полярность проводов, иначе можно разрядить собственный АКБ или получить другие неприятности вплоть до пожара. Стоит иметь в виду, что при подключении или отключении проводов возможно искрение в местах контактов.
В принципе, если аккумулятор сильно разряжен, лучший результат может дать попытка прикурить, когда снимаются провода, идущие к разряженному АКБ, и непосредственно к ним подключается заряженный аккумулятор. На видео вы еще раз можете просмотреть, как выполнять эти простые правила.
Стоит отметить, что надо правильно выбирать авто, от которого вы будете прикуривать. Дело в том, что потребление тока мощного внедорожника в момент запуска двигателя способно разрядить АКБ маленького автомобиля, да он и не сможет обеспечить нужный пусковой ток.
Еще обязательное требование – двигатель автомобиля при запуске должен быть заглушен. Дело в том, что в момент запуска формируются мощные броски напряжения, и они способны повредить электронику. Так что соблюдайте описанные правила. И можете еще раз их повторить при просмотре видео
Вольно или невольно, почти каждому водителю приходилось оказываться в ситуации, когда автомобиль не заводится по какой либо причине. Зачастую в таких случаях приходится прикуривать от другого авто. И хотя эта операция выглядит достаточно простой, такой она будет только в случае выполнения ряда правил.
А ваша машина сегодня завелась?
Конечно, как всегда 62.5%
Пришлось повозиться 8.33%
На общественном транспорте веселей 10.42%
Вы что за мной следите? 18.75%
Проголосовало: 96
Мне нравится1Не нравится
Последовательность действий
Как прикурить авто от другого авто, чтобы не спалить к чертям обе машины — вот в чем вопрос. Соблюдайте следующие правила:
- Зажигание обоих авто выключаете.
- Первым подключают провод (обычно красный), к плюсовым клеммам АКБ донора и машины с подсевшим аккумулятором. После чего выполняют подключение минусовой клеммы донора к корпусу авто с севшей АКБ (где не окрашен металл или к массе, если она доступна) а не к минусу севшей батареи, как многие подумали.
- Заводите двигатель на машине с подсевшей батареей. Если не вышло, значит АКБ донора тоже имеет низкий заряд. Либо у вас не только сел аккумулятор, но еще другие проблемы(например с зажиганием).
- Отключайте клеммы проводов в обратном порядке, избегая соприкосновения зажимов, чтобы не вызвать замыкание.
Теперь вам понятно, как правильно прикуривать авто проводами и избежать последствий.Процесс прикуривания показан на видео
На трассе
Неприятность может застать неожиданно, если вы не следили за своим аккумулятором. Если вам понадобилась помощь на дороге, можно попробовать обзвонить друзей, может кто сможет выручить. Еще вариант голосовать и просить помощи у проезжающих мимо водителей. Помочь на трассе дело святое, поэтому возможно кто то и откликнется, если у него есть провода с собой.
Полезная услуга
Сегодня многими сервисам такси предлагается услуга прикурить авто. Вы звоните в такси и заказываете эту услугу. Разумеется готовьте деньги. Она связана с выездом донора с кабелями для прикуривания и буксировочным тросом, если прикурить не получается, с возможностью отбуксировать вас до СТО. Когда заглохли и помощи ждать неоткуда эта услуга такси может вам пригодиться.
Шуруповерт в помощь
Можно попытаться сделать прикуривание от аккумулятора шуруповерта. Для этого:
- Снимите с него аккумулятор.
- К его контактам прикрутите по гвоздю, если они снаружи, Если внутри в них надо вставить гвозди либо толстые проволочки.
- Закрепите все изолентой накрепко
- Изолируйте гвозди от случайного касания друг об друга при помощи сухой губки.
- Теперь проводами для прикуривания соедините клеммы АКБ машины с батареей шуруповерта, с соблюдением полярности.
- Теперь надо выждать 10 минут.
- Сразу отсоединяйте провода, как только завели мотор.
Это может помочь при соблюдении таких условий:
- Батарея шуруповерта имеет максимальный заряд
- Батарея выполнена на основе никеля (Ni), литиевые (Li) могут взорваться.
- У вас всего одна попытка, следующая только после перезарядки батареи.