Как проверить клапан продувки адсорбера?
Правильную процедуру проверки КПА можно найти в руководстве по обслуживанию автомобиля. Последовательность действий различается в зависимости от марки и модели автомобиля.
Проверка катушки
В большинстве автомобилей клапан обычно закрыт, то есть он должен быть закрыт без напряжения и открыт при подаче напряжения. Причём, когда на КПА подаётся напряжение должен быть слышен отчетливый щелчок.
Проверка герметичности
Следующим шагом является проверка правильности закрытия продувочного клапана и его герметичности. Для этого нужно подключить ручной вакуумный насос (можно использовать медицинский шприц) и приложить вакуум к клапану.
Без напряжения клапан должен хорошо держать вакуум. Теперь подключаем напряжение аккумулятора. Клапан продувки щелкает, и вакуум немедленно падает. В этом случае КПА исправен.
Например, Автоваз рекомендует следующую процедуру:
- Проверить шланги на правильность и надежность соединения.
- Если замечаний нет, подключить диагностический прибор и завести двигатель.
- Выбрать на диагностическом приборе режим «Активные тесты; Управление выходом клапана продувки адсорбера».
- С помощью диагностического прибора открыть клапан, следя за поведением параметра «Текущий коэффициент коррекции длительности импульса впрыска топлива по сигналу датчика кислорода».
- При открытии клапана с 0 до 96% переменная «Текущий коэффициент коррекции длительности импульса впрыска топлива по сигналу датчика кислорода» изменяется на 10-20% (обеднение или обогащение топливовоздушной смеси).
Помимо клапана продувки адсорбера коды ошибок, связанные с EVAP, часто бывают вызваны неисправным вентиляционным клапаном или крышкой бензобака.
Предыдущая запись Система улавливания паров бензина EVAP
Следующая запись Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя: как он работает, проблемы, симптомы, проверка
Назначение и принцип работы клапана продувки адсорбера
Схема клапана абсорбера
Система EVAP устанавливается на бензиновые двигатели внутреннего сгорания для предотвращения попадания паров топлива в атмосферу. Электромагнитный клапан продувки адсорбера является элементом этой системы
Поэтому, чтобы выяснить, для чего нужен клапан адсорбера и как он работает, важно понять принцип работы всей системы. Конструкция адсорбера представляет собой емкость, заполненную адсорбентом, чаще всего активированным углем. Устройство соединено с топливным баком и управляющим клапаном автомобиля специальными трубками
Устройство соединено с топливным баком и управляющим клапаном автомобиля специальными трубками.
Образующиеся в топливном баке пары бензина проникают в сепаратор, где они конденсируются и снова сливаются в бак. Какая-то часть паров не успевает конденсироваться в сепараторе и попадает через паропровод в адсорбер. В фильтрующей системе они поглощаются активированным углем, накапливаются и затем при запуске двигателя подаются во впускной коллектор. Процесс поглощения топливных испарений проходит только при отключенном двигателе. Когда автомобиль работает, электронный блок управления открывает электромагнитный клапан продувки адсорбера, через который поступает воздух и таким образом происходит вентиляция. При этом накопившийся конденсат вместе с воздухом высасываются из адсорбера и снова попадает в двигатель, где происходит его дожигание. Клапан адсорбера обеспечивает вентиляцию всего механизма и направляет топливный конденсат назад в двигатель.
Использование в автомобильной технике
Адсорберы применяются в химической промышленности для очистки загрязнений, автомобилях для фильтрации в замкнутой цепи рециркуляции паров бензина в двигателях внутреннего сгорания. Он предназначен для ограничения попадания в атмосферу паров бензина из топливного бака. В европейской норме Евро-2 введён запрет на обмен газов между вентиляцией бензобака и атмосферы, поэтому пары бензина адсорбируются и при продувке посылаются на дожиг в цилиндры двигателя.
Адсорбер соединяется трубками с дроссельным патрубком и топливным баком имеет систему впрыска с обратной связью. С помощью электромагнитного клапана можно переключать режимы работы системы улавливания паров бензина. Часто применяется активированный уголь для улавливания паров бензина. Адсорбер не сообщается с атмосферой при выключенном двигателе из-за электромагнитного клапана, когда один из штуцеров перекрыт и, следовательно, пары бензина из бака и впускного коллектора поглощаются при попадании в адсорбер. При пуске двигателя, контроллер системы впрыска управляет клапаном и, клапан соединяет полость адсорбера с атмосферой для продувки сорбента. После чего попавшие в ресивер пары бензина дожигаются в камере сгорания. Длительность соединения и интенсивность продувки сорбента напрямую зависят от расхода воздуха двигателем.
Требования к регенерации и перезагрузке адсорбентов
Отличительной особенностью всех адсорберов является необходимость к периодической регенерации и полной перезагрузке адсорбента.
По мере работы устройства неизбежно происходит забивание микропор загрязнителем, что постепенно снижает эффективность захвата нежелательных или вредных компонентов газовой фазы.
В связи с этим, промышленные адсорберы часто устанавливаются в парах: один аппарат работает в режиме поглощения, а другой – в режиме регенерации, (которая также может быть совмещена с десорбцией).
Среди распространенных методов реактивации адсорбентов можно выделить следующие:
- Продувка горячим водяным паром. Важную роль при паровой реактивации играют разогретые водные диполи, приобретающие более высокую реакционную способность, что позволяет им «отрывать» поллютанты от адсорбента, вновь раскрывая микропоры активированного угля, силикагеля или цеолита. Данный метод регенерации относится к деструктивным. Так, например, активированный уголь требует полной перезагрузки после примерно 100 циклов регенерации.
- Продувка газами. В зависимости от захватываемого адсорбата, может использоваться углекислый газ, кислород, некоторые инертные газы, а также воздушная смесь, обычно – высокотемпературная.
- Невоспламеняемое термическое прокаливание. Может быть проведено как самостоятельно, так и в комбинации с паровой продувкой. Недостаток метода – сильное истощение сорбента, (около 5% массы за каждый цикл прокаливания). Термическое прокаливание особенно рационально в отношении извлечения из фильтрующего субстрата маслянистых веществ.
Для чего нужен адсорбер
Экологические стандарты предусматривают ограничение выхлопных газов, которые выбрасываются в атмосферу транспортными средствами. С каждым годом нормы ужесточаются. Производителями автомашин были придуманы специальные устройства, которые защищают природную среду от отработанных газов из двигателей внутреннего сгорания.
Такие устройства называются адсорбер. Хотя правильно звучит как «Абсорбер» от латинского слова «Absorbeo» – «поглощать». Эти приборы устанавливаются на бензиновые моторы всех транспортных средств.
Так выглядят адсорберы для различных марок автомобилей:
Адсорбер ВАЗ
Адсорбер Audi
Адсорбер Toyota
Новичков автовладельцев часто интересует, где стоит система EVAP. Так называется оборудование, которое устанавливается в автомобили и является уловителем вредных паров. В него входит клапан абсорбера.
Клапаны адсорбера различных моделей:
Клапан адсорбера Тойота
Клапан адсорбера Ауди
Клапан адсорбера ВАЗ
EVAP расшифровывается, как Evaporation Emission. На русском означает систему вентиляции бензобака. Происходит от латинского слова – Эвапорация или испарение.
Внимание! Адсорбер – второстепенный узел в двигателях автомобилей. Но его поломка негативно сказывается на моторе и его комплектующих
Эксперты советуют при появлении признаков неисправности этого аппарата обратиться в сервис-центр по ремонту машин.
Признаки неисправности адсорбирующей системы.
Большинство проблем адсорбирующей системы возникает при неисправности электромагнитного клапана. Он открыт либо закрыт соответственно при запуске или остановке двигателя. Нормально работающий электромагнитный клапан никак не даёт о себе знать. Его неисправность, когда продувка системы не осуществляется, а давление в баке не сбрасывается, грозит серьёзными поломками других частей автомобиля.
Неполадки с адсорбером, как правило, сопровождаются следующими признаками:
- через 5-10 минут после прогрева двигателя начинают «плыть» обороты;
- при нажатии педали газа на холостом ходу при запущенном двигателе последний ведёт себя так, как будто заканчивается топливо, вплоть до полной остановки;
- при движении автомобиль не развивает полную мощность, по ощущениям работает на 80-90% от максимальной;
- датчик топливного бака показывает неверные данные, иногда может быть «полным» или, наоборот, «пустым»;
- во время открытия бака во время заправки слышен свистящий звук, словно ёмкость всасывает воздух из окружающей среды;
- присутствует явно завышенный расход бензина;
- иногда при непрогретом моторе абсорбер стучит, звук легко спутать со стуком клапанов двигателя.
При наличии перечисленных выше признаков электромагнитный клапан необходимо проверить. Неисправный компонент следует заменить. Стоит деталь недорого и меняется достаточно легко даже своими силами.
Признаки неисправности адсорбирующей системы не всегда связаны лишь с неполадками электромагнитного клапана. Очень часто забивается непосредственно фильтр-банка с угольным порошком. Если необходимо, деталь меняют либо разбирают и чистят (сушат), восстанавливая её фильтрующие свойства.
Признаки неисправности адсорбера
Вообще система адсорбера очень редко выходит из строя, поэтому не каждый автолюбитель задумывается о его назначении. Но рано или поздно фильтр может забиться, а клапан перестать открываться. О том, что адсорбер перестал работать как надо, могут свидетельствовать следующие симптомы:
Самым явным признаком неисправности адсорбера является сильный свист из бака в момент его открытия. Это значит, что электромагнитный клапан не открывается и избыточное давление паров в баке никуда не уходит.
Примерно после 5 – 10 минут после начала работы двигателя начинают плавать обороты.
При резком нажатии педали акселератора двигатель начинает глохнуть, создаётся впечатление, что топливо в баке приближается к минимальной отметке.
Падает мощность двигателя. При движении автомобиль начинает «тупить», как будто у него отобрали пару десятков «лошадей».
«Поплавок», указывающий количество топлива в баке начинает на ходу менять показания, как в меньшую сторону, так и в большую.
Расход топлива незначительно вырастает.
На непрогретом двигателе появляется громкий стук, исходящий от клапана продувки. Некоторые автомобилисты путают его со стуком клапанов.
Как работает адсорбер и клапан
Содержимое адсорбера
Схема действия автомобильного адсорбера достаточно проста, однако есть в ней отдельные нюансы, которые рекомендуется знать каждому автомобилисту. Поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.
Пары бензина, будучи легче воздуха, поднимаются в верхнюю часть бензобака. Здесь их задерживает сепаратор, объединенный с гравитационным датчиком. Здесь определенная часть паров конденсируется и в жидком состоянии стекает обратно в бак.
Однако определенная доля бензиновых испарений способна проходить через гравитационный клапан и сепаратор и в результате попадает в адсорбер. Здесь она задерживается угольным фильтром, конденсируется в промежутках между крупными угольными гранулами и сохраняется до момента запуска двигателя.
Если же двигатель запущен, то электромагнитный клапан открывается и пропускает накопленный в полости адсорбера бензин в магистраль впускного коллектора либо в систему дросселя. Смешиваясь с воздухом, поступающим через дроссельную заслонку, бензиновые пары в виде готовой топливно-воздушной смеси подаются в цилиндры.
Статья в тему: Гидроблок (клапанная плита, гидроплита) АКПП
Как видно, принцип работы адсорбера достаточно прост и понятен, однако эффективность его работы в разных автомобилях может быть различной – это во много обусловлено использованием адсорбирующих модулей различного типа.
Клапан адсорбера: неисправности, диагностика и ремонт
Вполне очевидно, что на любой машине с адсорбером (адсорбер Приора, Калина или иномарка), клапан адсорбера при выходе из строя может повлиять на работу ДВС. Другими словами, как на отечественной бюджетной модели (например, клапан продувки адсорбера Калина), так и на автомобиле высокого класса указанный элемент в ряде случаев является причиной сбоев в работе двигателя.
На деле, неполадки клапана продувки могут вывести из строя бензонасос. Также, если вентиляция адсорбера нарушена, топливо может скапливаться во впускном коллекторе, нарушается смесеобразование, силовая установка не выдает полной мощности и т.д. Часто проявляются проблемы при запуске холодного ДВС, возрастает нагрузка на стартер при попытках завести двигатель.
Основные признаки неисправности клапана адсорбера:
Появление таких признаков вполне может быть вызвано и другим причинами, однако часто это говорит о нарушенной вентиляции адсорбера. Именно по этим причинам специалисты рекомендуют выполнять регулярную проверку клапана адсорбера.
Механическая проверка нужна в том случае, когда во время работы мотора на холостом ходу или «на холодную» слышно, что щелкает клапан адсорбера. При появлении посторонних звуков на ХХ можно резко нажать на педаль газа.
Если щелчки по характеру звука не меняются, тогда высока вероятность, что эти звуки издает клапан адсорбера. Так вот, если клапан адсорбера стучит, для начала можно попробовать почистить его регулировочный винт, после чего закрутить данный винт.
Далее следует выполнить регулировку клапана абсорбера. Чтобы отрегулировать клапан адсорбера, винт для регулировки проворачивают на 0.5 оборота. При этом нужно учитывать, что если затянуть винт сильно, ЭБУ может принять это за неисправность и загорится ошибка.
Однако если регулировка клапана адсорбера выполнена правильно, данный клапан практически без стука. Главное, учитывать индивидуальные особенности того или иного клапана на конкретной модели автомобиля.
Для чего нужен адсорбер
Прежде чем перейти к вопросу о том, как контролировать работу адсорбера, кратко остановимся на описании работы системы улавливания паров бензина (называемой Evaporative Emission Control – EVAP на английском языке). Это даст более четкое представление о функциях как адсорбера, так и его клапана. Итак, как следует из названия, система EVAP предназначена для улавливания паров бензина и предотвращения попадания несгоревшего окружающего воздуха. Пары образуются в топливном баке при нагревании бензина (чаще всего при длительной стоянке под палящим солнцем в жаркую погоду) или при падении атмосферного давления (очень редко). Задача системы улавливания паров топлива – возвращать эти же пары во впускной коллектор двигателя и сжигать их вместе с топливовоздушной смесью. Как правило, такая система устанавливается на все современные бензиновые двигатели в соответствии с экологическим стандартом Евро-3 (принят в Евросоюзе в 1999 году).
Система EVAP состоит из следующих элементов:
- угольный адсорбер;
- электромагнитный клапан продувки адсорбера;
- соединительные трубы.
Также имеются дополнительные провода – жгуты, ведущие от электронного блока управления двигателем (ЭБУ) к указанному клапану. С их помощью обеспечивается управление этим устройством. Что касается адсорбера, то он имеет три внешних подключения:
- с топливным баком (через это соединение образующиеся пары бензина попадают прямо в адсорбер);
- с впускным коллектором (он производит продувку адсорбера);
- атмосферным воздухом через фильтр топлива или с помощью отдельного клапана на входе (предоставляет перепад давления, необходимый для продувки адсорбера).
Адсорбер представляет собой своеобразный бочонок (или подобный сосуд), который заполняется измельченным углем, в котором, собственно, собираются пары бензина, после чего в результате продувки они отправляются в топливную систему автомобиля. Длительная и безотказная работа адсорбера возможна только при его регулярной и достаточной вентиляции. Следовательно, проверка адсорбера автомобиля означает проверку его целостности (поскольку кузов может ржаветь) и его способности конденсировать пары бензина. Более старые адсорберы также пропускают уголь внутри себя через свою систему, который забивает как систему, так и их продувочный клапан.
Функция электромагнитного клапана продувки адсорбера – удалять пары бензина, присутствующие в системе. Это делается путем его открытия по команде от блока управления двигателем, т. Е. Клапан является приводом. Он расположен в трубопроводе между адсорбером и впускным коллектором.
Что касается управления клапаном адсорбера, во-первых, нужно проверить, что он не забит угольной пылью или другим мусором, который может попасть в топливную систему при сбросе давления извне, а также углем из адсорбера. А во-вторых, нужно проверить его работоспособность, т.е возможность открывания и закрывания по команде электронного блока управления двигателем. Кроме того, проверяется не только наличие самих элементов управления, но и их значение, которое выражается во времени, в течение которого клапан должен быть открытым или закрытым.
Что интересно, двигатели с турбокомпрессором не создают разрежения во впускном коллекторе. Поэтому для работы системы в ней есть еще один двухходовой клапан, который срабатывает и направляет пары топлива во впускной коллектор (если нет давления наддува) или на вход компрессора (если есть давление наддува).
То есть важно не напряжение, приложенное к клапану (оно стандартно и равно общему напряжению в автомобильной электросети), а его продолжительность. Есть такое термин, как «скважность продувки адсорбера»
Он скалярный и колеблется от 0% до 100%. Нулевой порог показывает, что продувка отсутствует, соответственно, 100% означает, что адсорбер очищается в максимально возможной степени в любой момент времени. Однако в действительности это значение всегда промежуточное и зависит от условий эксплуатации автомобиля.
Также интересно понятие рабочего цикла, поскольку его можно измерить с помощью специальных диагностических программ на компьютере. Примерами такого программного обеспечения являются Chevrolet Explorer или OpenDiag Mobile. OpenDiag Mobile хорошо подходит для управления адсорбером отечественных автомобилей ВАЗ «Приора», «Калина» и других подобных моделей. Нужно дополнить, что для работы с мобильным приложением требуется дополнительный сканер ELM 327 или похожий.
Клапан адсорбера: неисправности, диагностика и ремонт
Само собой разумеется, что в любой машине с адсорбером (Приора, Калина или импортный адсорбер) клапан адсорбера в случае поломки может повлиять на работу двигателя. Иными словами, как в недорогих отечественных моделях (например, продувочный клапан адсорбера Калина), так и в элитных автомобилях в ряде случаев причина выхода из строя двигателя именно этот элемент.
Фактически, отказ продувочного клапана может привести к отключению бензонасоса. Более того, при нарушении вентиляции адсорбера топливо может скапливаться во впускном коллекторе, нарушается смесеобразование, силовая установка не вырабатывает полную мощность и т.д. Часто возникают проблемы с запуском холодного двигателя, наблюдается повышенная нагрузка на стартер при попытке запустить двигатель.
Основные симптомы неисправных клапанов:
- работа двигателя на холостом ходу нестабильна;
- холостой ход поплавка;
- потеря мощности двигателя;
- Расход топлива увеличивается;
- клапан адсорбера не издает звуков при работающем двигателе;
- слышно шипение при отвинчивании крышки топливного бака;
- рядом с автомобилема в салоне пахнет бензином;
Появление таких симптомов может быть связано с другими причинами, но часто указывает на неисправность вентиляции адсорбера. По этой причине специалисты рекомендуют регулярно проверять клапан адсорбера.
Механический осмотр требуется, если слышен щелчок дроссельной заслонки, когда двигатель работает на холостом ходу или холодный. Если на холостом ходу слышен странный шум, можно резко нажать на педаль газа.
Щелчки по характеру звука. Если клапан регулирования давления не переключается, высока вероятность того, что звук исходит от клапана регулирования давления. Теперь, если клапан регулирования давления стучит, в первую очередь можно попробовать очистить его регулировочный винт, а затем затянуть регулировочный винт.
Далее отрегулируйте клапан абсорбера. Чтобы отрегулировать клапан адсорбера, поверните регулировочный винт на 0,5 оборота
Обратите внимание: если винт затянут слишком сильно, ЭБУ может счесть это неисправностью, и отобразится сообщение об ошибке
Однако, если клапан адсорбера отрегулирован должным образом, клапан адсорбера практически не подвержен детонации. Главное — учесть индивидуальные особенности того или иного клапана в конкретной модели автомобиля.
1 Принципы и особенности работы адсорбера
Чтобы контролировать количество поступаемых в камеру сгорания паров топлива, на каждую модель автомобиля с двигателем инжекторного типа устанавливается специальный продувочный клапан – как правило, в районе бензобака. В целом, адсорбер – это система, состоящая из нескольких клапанов, каждый из которых отвечает за определенные параметры. Так, клапан гравитации предотвращает перелив топлива в аварийных ситуациях, а датчик давления, соответственно, регулирует давление в бензобаке. Кроме того, в состав адсорбера входит угольный фильтр, электромагнитный датчик и специальные соединительные трубки для целостности системы.
Что касается адсорбера на модель Лада Калина, то при неисправности этого механизма у автомобиля повышается расход топлива и существенно понижается уровень мощности. Однако в последнее время специалисты расходятся во мнении относительно того, как именно неисправность адсорбера влияет на поведение двигателя и автомобиля. В любом случае, адсорбер – это важная составляющая топливной системы, компоненты которого подлежат ремонту и замене в случае обнаружения неисправностей в работе.
Клапан адсорбера: неисправности, диагностика и ремонт
Вполне очевидно, что на любой машине с адсорбером (адсорбер Приора, Калина или иномарка), клапан адсорбера при выходе из строя может повлиять на работу ДВС. Другими словами, как на отечественной бюджетной модели (например, клапан продувки адсорбера Калина), так и на автомобиле высокого класса указанный элемент в ряде случаев является причиной сбоев в работе двигателя.
На деле, неполадки клапана продувки могут вывести из строя бензонасос. Также, если вентиляция адсорбера нарушена, топливо может скапливаться во впускном коллекторе, нарушается смесеобразование, силовая установка не выдает полной мощности и т.д. Часто проявляются проблемы при запуске холодного ДВС, возрастает нагрузка на стартер при попытках завести двигатель.
Основные признаки неисправности клапана адсорбера:
- на холостом ходу двигатель работает не стабильно;
- плавают обороты на ХХ;
- пропала мощность двигателя;
- увеличен расход топлива;
- при работе ДВС клапан адсорбера не издает звуков;
- при откручивании крышки бензобака слышно шипение;
- возле авто и в салоне пахнет бензином;
Появление таких признаков вполне может быть вызвано и другим причинами, однако часто это говорит о нарушенной вентиляции адсорбера. Именно по этим причинам специалисты рекомендуют выполнять регулярную проверку клапана адсорбера.
Для того, чтобы проверить клапан адсорбера, на многих авто достаточно компьютерной диагностики. Также бывает не лишней и ручная проверка. Как правило, коды ошибок в памяти ЭБУ укажут на проблемы по части электрики (например, ошибка обрыв цепи управления клапана продувки адсорбера).
Механическая проверка нужна в том случае, когда во время работы мотора на холостом ходу или «на холодную» слышно, что щелкает клапан адсорбера. При появлении посторонних звуков на ХХ можно резко нажать на педаль газа.
Если щелчки по характеру звука не меняются, тогда высока вероятность, что эти звуки издает клапан адсорбера. Так вот, если клапан адсорбера стучит, для начала можно попробовать почистить его регулировочный винт, после чего закрутить данный винт.
Далее следует выполнить регулировку клапана абсорбера. Чтобы отрегулировать клапан адсорбера, винт для регулировки проворачивают на 0.5 оборота. При этом нужно учитывать, что если затянуть винт сильно, ЭБУ может принять это за неисправность и загорится ошибка.
Однако если регулировка клапана адсорбера выполнена правильно, данный клапан практически без стука. Главное, учитывать индивидуальные особенности того или иного клапана на конкретной модели автомобиля.