Методы продления срока службы глушителя
Очень часто, несмотря на четкие рекомендации по замене того или иного узла в автомобиле, многие автовладельцы не спешат выбрасывать отслуживший свое элемент, а предпочитают провести восстанавливающий ремонт. В частности, глушители предлагается красить жаростойкими красками снаружи, внутрь заливать составы из графитовой смазки и отработанного машинного масла и многие другие рецепты. К сожалению, все эти способы совершенно не работают.
Отдельно нужно отметить распространенную рекомендацию по просверливанию дыр в «банках» глушителя – по мнению советчиков, это эффективная мера по отводу скапливающегося внутри глушителя конденсата… Позвольте, но глушитель для того и устанавливается, чтобы выхлопные газы отводились в строго определенное место – за задний бампер авто, а вовсе не под рандомную часть его днища.
Если данному совету последовать, то единственный эффект, который вы получите, это жуткое шумовое загрязнение окружающего пространства и вонь в салоне на грани возможного (или даже за ней).
Тем не менее есть методы, которые могут продлить глушителю жизнь:
- Для того чтобы минимизировать внутреннюю коррозию, нужно не допускать скопления конденсата в «банках» глушителя. Для этого нужно либо реже включать/выключать двигатель (то есть стараться не ездить на короткие расстояния) или же оставлять машину в отапливаемых помещениях – тогда конденсат не образуется. Также прекрасно помогает избавиться от скопившихся в глушителе окислов периодическая раскрутка двигателя до высоких оборотов (на холостом ходу).
- Аккуратная езда, а также отказ от поездок по грунтовым дорогам. Камни из-под колес – главные враги глушителя. Именно они образуют очаги возникновения коррозий и растрескивание сварных швов.
- Отслеживание качества крепления глушителя. Чтобы уменьшить вероятность образования трещин, нужно минимизировать, а по возможности и вовсе устранить вибрации, которые передаются на глушитель. На заводе для этого крепление глушителя к кузову осуществляют с помощью металлорезиновых подвесов. Однако дефект любого из них (например, истирание резиновой прокладки) приведет к ускоренному износу самого глушителя и выходу его из строя.
- Устранение сбоев в системе зажигания. Троение, детонация существенно увеличивают уровень вибраций, а также стимулируют растрескивание сварных швов. Кроме того, несгоревшее топливо догорает в выпускном коллекторе и непосредственно в глушителе, что может привести к преждевременным прогарам в корпусе последнего.
- Ну и, конечно же, «рекомендация Полишинеля» – заботьтесь о качестве комплектующих. Только оригинальные запчасти способны служить долго, особенно если речь идет о глушителе.
Срок службы клееного глушителя или же исправленного с помощью электросварки зависит от нагрузки и условий эксплуатации автомобиля. В данном случае невозможно точно установить, насколько удалось продлить ресурс. Так что не слушайте тех, кто пытается раздавать такие гарантии.
Причины возникновения неисправности
Объективно самым простым способом решения образовавшейся проблемы является замена элемента. Но установить новый глушитель не всегда возможно. Причин бывает достаточно много.
Если поменять его не удаётся или временно не получается, можно прибегнуть к иному способу устранения проблемы. Заключается он в восстановлении, то есть ремонте глушителя. Причём провести работы можно своими руками, не используя сварочные аппараты, с которыми далеко не каждый умеет обращаться должным образом.
В теории наиболее приемлемым вариантом считается предотвращение поломки, нежели её устранение теми или иными способами. Но всех неприятностей и неожиданностей, потенциально возникающих на дороге, не избежать. Используя меры профилактики, часто удаётся предотвратить и предупредить возникновение целого ряда поломок.
Когда машина эксплуатируется постоянно, глушитель просто не может работать вечно. В определённый момент один или несколько симптомов обязательно проявятся. Чтобы не устранять тяжёлые последствия, рекомендуется ещё на ранних стадиях обнаружения неисправности пытаться её устранить. Когда глушитель прогорел и образовалось отверстие, нарушающее его работоспособность, нужно принять соответствующие меры.
Но для начала нужно понять, что именно указывает на неисправность и какие причины возникновения подобных поломок
Тут следует обращать внимание на следующие моменты:
- материал изготовления. Часто именно из-за использования низкокачественных материалов при изготовлении глушителей они начинают прогорать под воздействием высоких температур со стороны двигателя. Это характерно для бюджетных автомобилей, а также для тех, кто решил сэкономить в своё время на замене этого элемента, и купил дешёвую запчасть;
- абразивное воздействие. Поскольку система выхлопа проходит по днищу автомобиля и обычно не защищена, то на конструкцию воздействуют абразивные частицы в виде камней, песка, разного мусора и пр.;
- удары. Про качество отечественных дорог знает каждый, потому лишний раз напоминать об этом не имеет смысла. Проезжая участки с ямами и выбоинами, довольно легко наехать глушителем на твёрдое препятствие, что приведёт к сильному удару и образованию повреждения. Иногда это просто небольшая трещина, а в некоторых случаях и вовсе можно потерять деталь;
- резьбовое соединение. С его помощью глушитель соединяется с системой выхлопа. Если соединение слабое или износилось с течением времени, вероятность потерять глушитель достаточно высокая. Потому за состоянием затяжки и самой гайки нужно периодически следить.
Потенциальных виновников в повреждении глушителя достаточно много. Но в подавляющем большинстве случаев причину следует искать в естественном прогорании металла в процессе эксплуатации и в механических повреждениях из-за ударов днищем машины о твёрдые предметы и поверхности.
Полностью исключить подобные ситуации невозможно. Потому в определённый момент глушитель прогорит или пробьётся. Вопрос лишь в том, как устранять подобные неисправности. Можно пойти путём замены элемента, либо же попытаться его восстановить своими руками. Причём использовать метод сварки вовсе не обязательно. Существует целый ряд методов, где сварочный аппарат не нужен.
Почему громкий глушитель является нарушением за которое могут выписать штраф
Прежде, чем приступить к осуждению, необходимо понять, что это незаконно. Так где же прописано нарушение, а вернее уровень шума для ТС? Все просто!
Есть такой документ как «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Именно в нем можно отыскать пункт 6.5. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004. Теперь осталось обратиться к вышеупомянутому ГОСТу. Находим там таблицу 1, и вот оно…
Допустимые уровни шума выпускной системы двигателей автомобилей, находящихся в эксплуатации
Тип автомобиля | Уровень шума, ДбА |
Автомобили легковые категории М1 и грузопассажирские и грузовые категории N1 | 96 |
Автобусы категории М2 и автомобили грузовые категории N2 | 98 |
Автобусы категории М3 и автомобили грузовые категории N3 | 100 |
Кроме того те же самые критерии приведены и в таблице 9.2 ТРТС 018/2011. Более того, здесь еще упомянуто о ситуации, когда в систему выпускных газов были внесены изменения. Смотрим п. 9.10 ТРТС 018/2011.
Теперь все встало на свои места. В случае превышенного порога шума из выпускной системы или изменения системы выпуска газов, водитель фактически нарушает законодательство. Теперь осталось найти статью КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за подобное нарушение.
Запах газа
Если во время вождения вы почувствуете запах газа внутри автомобиля, это может быть признаком проблем с выхлопной системой. Обычно это происходит, когда одна из выхлопных труб или трубок повреждена и начинает течь. Когда это происходит, пары бензина выходят через трещину. Иногда это место утечки может находится в салоне вашего автомобиля.
Это всего лишь несколько часто встречающихся признаков, что бы понять есть ли у вашего автомобиля проблемы с выхлопной системой. Если вы заметили хотя бы один из них или вам кажется, что с выхлопной системой что-то не так, то специалисты рекомендуют обратиться в сервис выяснения причин неисправности и дальнейшего ремонта.
Источник
Какие способы использовать?
Бывают ситуации, когда из-за большой площади повреждения применить рассмотренные выше способы не получится. В такой ситуации необходимо снять глушитель и найти хорошего сварщика.
С помощью угловой шлифмашинки вырезается металлическая латка толщиной 1 мм, после чего заготовка наваривается на поврежденный участок с таким расчетом, чтобы гарантировано перекрыть повреждение.
При желании можно рассмотреть внутренние элементы глушителя и оценить их состояние.
Если это необходимо, корпус разрезается на две половинки, а далее делается проем для осмотра и ремонта перегородок и патрубков.
Перед началом восстановительных работ поврежденный участок желательно обезжирить и обработать с помощью высокотемпературной краски (об этом ниже).
Альтернативные методы ремонта глушителя
Наравне с холодной сваркой можно отремонтировать деталь при помощи:
- Специального бандажа из стеклоткани. Этот материал также способен выдерживать высокие температурные нагрузки. Бандаж из стеклоткани подходит для ремонта обширных участков глушителя, для которых не подходит холодная сварка. В состав этого материала также входят силикаты и эпоксиды.
- Металлической заплатки. При этом также не требуется использовать сварочный аппарат. Заплатка фиксируется с помощью хомутов.
- Специальной ленты. Это изделие состоит из высокопрочного клеевого состава, выдерживающего высокие температуры, который активируется и становится керамическим, после контакта с водой. Лента для глушителя также может быть выполнена из стеклоткани.
Тем не менее, не всегда сварка, лента, бандаж или заплатка помогают избавиться от неприятных «симптомов». Многие автовладельцы часто начинают искать трещины в глушителе, если из него начинает капать вода, но причины этого явления редко связаны с прохудившейся деталью.
Преимущества и недостатки
Качество ремонта глушителя во многом определяется навыками мастера, а также свойствами использованных материалов. Отдавать предпочтение следует проверенным маркам холодной сварки с термостойкостью не ниже 150℃. Для ремонта одиночных повреждений лучше подойдут пастообразные материалы, в паре с бандажом лучше использовать жидкий состав. Применение холодной сварки даст такие преимущества:
- относительная простота и дешевизна ремонта;
- высокая скорость проведения работ и быстрое застывание смеси;
- отсутствие риска термического повреждения металла;
- достаточная надежность соединения (до 120 кг/см2 при испытании на разрыв).
В то же время следует помнить о некоторых существенных недостатках холодной сварки, большинство из которых связано с ее неправильным выбором, хранением и использованием. Так:
- просроченный материал становится хрупким;
- под воздействием внешней среды и солнечных лучей состав холодной сварки может меняться;
- применение дешевых «универсальных» сварок недопустимо из-за высоких рабочих температур глушителя;
- меньшая, чем у дуговой сварки, прочность соединения.
Выбор клея
Для реставрации силиконовых изделий подходят несколько разновидностей клея. Чтобы выбрать нужный состав, рекомендуется ознакомиться с характеристиками доступных вариантов и остановиться на подходящем, с учетом особенностей изделия. Как правило, для соединения деталей используют силиконовый герметик либо цианакрилатный клей. Такие растворы надежно устраняют дефекты и прочно состыковывают поверхности.
Хороший результат склеивания обеспечивает клей, удовлетворяющий следующим требованиям:
- эластичность и прочность — состав образует шов, который не повреждается при внешнем воздействии и вибрационной нагрузке;
- оптимальная консистенция — густота смеси для проникновения в труднодоступные участки и заполнение маленьких щелей;
- способность выдерживать высокую температуру — также, как и сам силикон, клей должен без потери свойств переносить нагрев;
- простота эксплуатации — на удобство влияют упаковка вещества и способ нанесения;
- быстрая полимеризация — качественный раствор способен застывать за пару часов.
Силиконовые клеи-герметики
Эластичный силиконовый герметик производится из кремния, который встречается в форме кварца либо песка. Сначала из материала создают полимеры, которые выступают базой для герметика. Исходный материал определяет ключевые параметры герметика. Главной характеристикой является высокая способность к растяжению, что позволяет задействовать герметик для работы с подвижными соединениями. Материал компенсирует деформацию на стыковочных местах и не разрушается при стороннем влиянии.
Специальные разновидности герметиков с повышенной термостойкостью допускается нагревать до 300 градусов. Также возможность широкого использования связана с противостоянием герметика негативному воздействию ультрафиолетовых лучей, чистящих средств и влажности.
Цианакрилатные клеи
Основой цианакрилатных растворов являются эфиры альфа-цианакриловой кислоты. В качестве дополнительных компонентов используются пластификаторы, необходимые для регулирования вязкости, и стабилизаторы для улучшения адгезии. В зависимости от марки цианакрилатного раствора в нем могут присутствовать модифицирующие компоненты, отвечающие за стойкость образуемого шва к влаге и нагреву.
Цианакрилатные составы демонстрируют невосприимчивость к органическим растворителям и электроизолирующие параметры. Чтобы растворить нанесенный клей после затвердевания, потребуется обработка специализированными веществами.
У меня кроссовый мотоцикл или питбайк – грозит ли штраф для спортинвентаря?
Здесь ситуация однозначная, но, тем не менее, достаточно спорная.
- С одной стороны, любая техника, оказавшаяся в пределах дорог (в полях тоже есть дороги) становится транспортным средством. Так говорит судебная практика, несмотря на то, что на такую технику чаще не бывает ни ПСМ, ни тем более ПТС. То есть суды в 2023 году применяют по всей строгости статьи Административного кодекса к любому транспорту, вне зависимости от наличия на него ПТС/ПСМ или же если это формально “спортинвентарь”.
- С другой же стороны, так как это тот же спортинвентарь, то в случае с кроссовой мототехникой и питбайками не выполняются многие требования Техрегламента. В частности, в них значительно превышаются допустимые уровни шума от глушителя – и это ещё с завода, безо всяких доработок.
Таким образом, вас всё равно оштрафуют за громкий глушитель на кроссовом мотоцикле или питбайке. И это, помимо штрафа за возможную езду без прав.
Глушитель сечет
Иногда на бочках устройства появляются трещины. Первый признак того, что сечет глушитель (на стыке, из-под хомута, на соединении) — характерные щелкающие звуки. Обнаружить поврежденное место легко, так как возле трещины быстро появляется черное пятно. Чаще всего проблема возникает на изгибах труб, вдоль швов сварки — там, где металл наиболее напряжен.
Два основных способа, как устранить сечение:
- Классическая сварка (одним швом или методом изготовления латки).
- Холодная сварка (композитный материал, застывающий со временем после нанесения).
Глушитель при ремонте снимать не обязательно
Но важно, независимо от выбранного способа, участок вокруг поврежденного места очистить шкуркой и металлической щеткой, обработать растворителем
Клей-герметик для холодной сварки покупается уже готовым. Чтобы его использовать, необходимо размять в руках до мягкости пластилина и полностью однородной текстуры, потом залепить отверстие и аккуратно выровнять шпателем. Ездить на автомобиле после этого можно только через сутки.
Есть еще один способ ремонта своими руками, но он подходит только для кратковременного устранения неполадки и не является полноценным. Это перемотка сечения глушителя изолирующим материалом. Материал продается в магазинах, но можно изготовить его и самостоятельно:
- Размочить асбест, добавив в него жидкое стекло.
- Залепить отверстие получившимся составом.
- Обмотать место ремонта асбестовой нитью.
- Сверху обмотать медной проволокой.
Напоминаем, что метод временный и позволит продержаться немного до настоящего ремонта. Его можно применить и в том случае, когда пробит глушитель, но только если отверстие небольшое.
Чем чреваты поломки глушителя
Часто устройство рассыпается или оплавляется, что должно заставить вас проверить систему зажигания. Именно из-за некорректной работы этой системы приходит в негодность катализатор. Когда есть неисправность, горючее не сгорает совсем как уже упоминалось, попадая в отсек выхлопа. Поэтому функция дожига возлагается на катализатор, который уже, итак, достаточно раскален. Под высокими температурами соты сильно нагреваются, спекаясь вовсе при этом.
Масштабная проблема может крыться в свечах зажигания, катушках, также высоковольтных кабелях. Как следствие, неисправные форсунки, начинающие переливание топливной жидкости. Все это изнашивает маслосъемные цилиндропоршневые кольца. Та же участь может постигнуть маслосъемные колпачки. В итоге в катализаторе будет догорать теперь уже масло.
К частой причине поломки можно отнести механическую деформацию корпуса. Стоит уяснить, что соты имеют тонкую структуру стенок, легко поддающиеся даже малым физическим нагрузкам. Желательно оснастить днище машины дополнительной защитой.
Чем страшна поломка катализатора, какую опасность он несет? Дело в том, что керамические крупицы проникают посредством выпускного тракта прямым ходом в цилиндры мотора. Находясь внутри, почти мгновенно царапают цилиндры, полностью деактивируя двигатель.
Пострадает от керамических частиц турбина, если она имеется. От перегрева деформируется головка блока, сокращая потенциал силового агрегата.
Избежать гибель мотора своего авто можно, если своевременно выявлять и устранять неисправности глушителя. Старайтесь, не доводить машину до критического состояния, избавление которого выльется в страшные последствия и дорогой ремонт. Тем более, заменить вышедший из строя катализатор можно собственноручно.
Вибрации
Также могут возникнуть вибрации, передающиеся через рулевое колесо, педали и сиденье. Их появление может быть связано с образованием ржавчины в выпускной системе. От этого обычно страдают автомобили, используемые исключительно для частых коротких поездок. Дело в том, что при таком режиме эксплуатации автомобиля глушитель и трубопроводы не успевают нормально разогреться, чтобы накопленная вода могла испариться, поэтому оставшийся в системе конденсат рано или поздно приводит к образованию ржавчины. Заметив во время эксплуатации автомобиля появление непривычных вибраций или снижение мощности двигателя, обратитесь к квалифицированному специалисту для проверки выпускной системы.
Профилактика
Предотвратить
неисправность всегда лучше, чем бороться с последствиями. Водителям надо снижать вероятность возникновения такой проблемы. Ниже простые правила профилактики, которых несложно придерживаться:
- периодически
мойте деталь, иначе грязи и реагенты вызовут коррозию и металл разрушится; - время
от времени покрывайте поверхность выхлопной трубы антикором; - часто
прислушивайтесь к работе выхлопной системы — если звучание стало громче
обычного, поднимите машину и проверьте элементы внимательнее; - установите
гофрированную трубку между коллектором и корпусом глушителя — такое соединение
лучше защитит деталь от вибраций, устранит трение и снизит температуру выхлопа.
Гофра глушителя
Гофра глушителя
Любой автомобильный выхлоп состоит из нескольких
частей: гофры — она гасит вибрации, дрожание
двигателя; резонатора —
отражает выхлопные волны, снижает шум и пульсацию газов; катализатора — преобразует токсины,
делая их менее вредными для здоровья людей; глушителя — рассеивает звуковые волны, поглощает
шум. Профилактика подразумевает также регулярный наружный осмотр всех
этих частей. Если, например, обрывается гофра, то ее надо быстро
отремонтировать, чтобы проблема не перекинулась на другие зоны выхлопной
системы.
Средство | Что удастся |
Бандаж и ленты | Обширные зоны |
Герметики | Мелкие отверстия, |
Холодная сварка | Треснувшие металлические |
Таким образом, все
эти способы ремонта глушителя помогут только временно. Полноценное
восстановление детали возможно только с использованием сварки. А в некоторых
случаях и она уже не поможет — тогда придется заменять элемент целиком.
Народные способы ремонта и особенности их применения
Если глушитель прогорел, можно использовать народные методы ремонта (некоторые упоминались выше):
В состав выхлопной системы входят трубопроводы и бачки. Из этих элементов более подвержены прогоранию бачки, что обусловлено накоплением конденсата и «кручением» внутри газов.
Кроме того, толщина металлического каркаса здесь ниже, что также является дополнительным фактором.
Возможны ситуации, когда повреждаются трубы при механическом ударе о камень или в случае въезда на скорости в яму.
Трещина может появиться и в случае резкого изменения температуры (при въезде в лужу). Если осмотр показал повреждение трубопровода, а сам дефект имеет небольшие размеры, применяется термолента.
Ее преимущество заключается в обеспечении герметичности и высокой скорости ремонта.
С другой стороны, здесь не обеспечивается достаточная жесткость, поэтому повреждение обязательно вернется.
Многие автовладельцы уверены, что лучшим способом восстановления является применение специального герметика, обеспечивающего жесткость соединений и стыковку разных элементов.
Его можно применить и в случае установки новой прокладки глушителя или при монтаже соединительных узлов, имеющих нестандартные размеры.
Чтобы приготовить состав, требуется взять кусок материала, размять его (должен принять форму пластилина), после чего залепить поврежденный участок.
Далее обработанное место разравнивается с помощью шпателя. Через 24 часа можно садиться за руль и отправляться по своим делам. Кроме того, такой способ может продлить ресурс выхлопной системы.
Главное — правильно подобрать тип холодной сварки — она должна выдерживать большие температуры.
Герметик может пригодиться в еще одной ситуации. Так, если происходит изгибание фланца, объединяющего два элемента системы, или уплотнительное соединение потеряло герметичность, можно обработать поврежденное место соединения.
Потребуется кусок асбеста (рыхлого или листового), асбестная нитка и медная проволока. Для размягчения в материал добавляется жидкое стекло, после чего прогоревшая часть глушителя заполняется упомянутой массой.
Место ремонта плотно обматывается сначала асбестовой нитью, а после этого медной проволокой.
Преимущество такого способа заключается в высокой скорости ремонта и возможности отсрочить капитальные восстановительные работы.
Применение
Клеящие герметики или холодная сварка на основе эпоксидных смол годятся для устранения течи бензобака, восстановления радиатора. Найдётся и для горячего глушителя средство, не боящееся температурной агрессии.
- однокомпонентные составы, готовые к применению после разминания;
- двухкомпонентные жидкие составы;
- двухкомпонентные пластилинообразные;
- высокотемпературные составы.
Клеящие составы, рекомендованные для восстановления выхлопной системы, переносят без последствий вибрацию, ударные нагрузки и напряжения. Обладают диффузионной адгезией к стали и чугуну.
Меры предосторожности обусловлены токсичностью составов:
- Естественная вентиляция помещения;
- Работы производить в резиновых перчатках;
- Смешивание компонентов проводить в неметаллической ёмкости непищевого назначения;
- При попадании на кожу, смыть с мылом.