Рихтовка дисков
Рихтовка требуется при появлении вмятин на автомобильном диске. В процессе обработки используется молоток, если речь идет о мелких повреждениях, либо кувалда, если повреждения более крупные. Сначала с помощью молотка исправляются деформации, а потом начинается основной процесс рихтования. Литые диски могут сильно пострадать от ударов, чем они и отличаются от прочих
Это требует особой осторожности и аккуратности в процессе работы. Для этих целей используется специальный молоток
Сильные повреждения устраняются на специальном станке, где имеется центровка, гидравлика, а также иные насадки. Весь процесс рихтовки сводится к нанесению ударов по изогнутой поверхности с целью ее выровнять. Новичок не должен этим заниматься, так как при неправильных действиях можно просто сломать диск. При правильном проведении ремонтного процесса можно реализовать всю работу за максимально короткие сроки, при этом избежать каких-либо неприятных последствий.
Что значит прокатка диска
Прежде чем обратиться к специалистам, которые занимаются прокаткой литых дисков, либо же специализируются на вопросах прокатки автомобильных штампованных дисков, каждый автомобилист обязан понять суть и принцип этой процедуры.
Начнём с того, что прокатка возможна лишь в условиях автосервиса, который занимается подобными операциями. Это обусловлено необходимостью использовать дорогое профессиональное оборудование. Совершенно бессмысленно покупать подобные станки для личного применения. В финансовом плане это совершенно неоправданные затраты. Плюс нужна определённая квалификация и навыки, чтобы качественно прокатывать диски.
Специальная прокатка для автомобильных дисков направлена на то, чтобы вернуть изделию его утраченную в результате удара или повреждения начальную геометрию, то есть правильную форму. Процедура направление на устранение неровностей и удаление образовавшихся вмятин. Прежде чем установить деталь на станок, проводится процедура осмотра и анализ повреждений, чтобы определить степень смещения.
Прокатка дисков
Смещение геометрии на автомобильных колёсных дисках бывает 3 типов:
- осевой;
- радиальной;
- комбинированной.
В случае с радиальным смещением речь идёт о нарушении геометрии диска применительно к вертикальной плоскости. На практике это понять намного проще. Если ехать на машине или просто покрутить вокруг своей оси такой диск, биения будут возникать снизу и сверху. Подобные деформации характерны для задних и передних частей ободов.
Если говорить про осевое смещение, то здесь наблюдается деформация или изменение геометрии уже в горизонтальной плоскости. При этом происходит неравномерное распределение массы в плоскостях, от чего резина на машине начинает активно, но неравномерно, изнашиваться.
Не сложно догадаться, что при комбинированном смещении сочетаются сразу два вида нарушения геометрии, то есть изменения происходят в вертикальной и горизонтальной плоскости. Именно прокатка повреждённых колёсных дисков позволяет устранить возникшие дефекты, а также вернуть изделиям их первоначальную форму, избавившись тем самым от радиальных, осевых или комбинированных смещений.
В условиях российских дорог, технология профессиональной прокатки литых и штампованных дисков становится всё более востребованной. Это обусловлено тем, что с помощью такого метода появляется реальная возможность продлить срок службы изделий, а не покупать новый комплект, стоимость которого для целого ряда автовладельцев сильно ударяет по кошельку.
Потому многих закономерно интересует, как правильно прокатать деформированные литые диски, и что делать в случае нарушения геометрии на штампованных стальных изделиях. Прежде чем рассказать про суть технологии или процедуры реставрации путём прокатки, каждый автомобилист обязан узнать о признаках, когда такая услуга действительно становится актуальной.
Основные виды
Автомобильный диск – один из основных элементов колесной конструкции, простой, но от этого не менее важный. Производители сложного технического устройства не случайно указывают необходимые характеристики для выпускаемых моделей, и в идеальном варианте нужно, чтобы это изделие соответствовало 6 базовым параметрам. Покупая диски у дилера, автолюбитель платит внушительную сумму, но многие именно так и поступают, чтобы не терять время на поиски более дешевых, соответствующих выставленным критериям.
Это – распространенная практика, невзирая на цены, поскольку несоответствие параметрам нередко приводит к появлению технических неисправностей, а иногда и к ДТП. Иногда не очень подходящие детали устанавливаются из стремления к декоративному экстерьеру, придания машине более дорогого вида.
На рынке запчастей можно найти огромное количество вариаций на заданную тему, различия состоят в размере, декоративности дизайна и в технических характеристиках. Однако весьма условно их делят на три группы, у каждой из которых есть свои преимущества и недостатки:
- Стальные штампованные, гнущиеся, а не раскалывающиеся при ударе о препятствия, подлежащие восстановлению умелыми руками на специальном оборудовании.
- Легкосплавные (литые) изготовлены из алюминиевого или магниевого сплава, весят немного и отводят тепло от тормозного механизма, привлекательны внешне, но могут расколоться при ударе, и эта особенность считается их существенным недостатком.
- Преимуществами кованных считаются легкость и прочность. Однако их способность выстоять при попадании в яму может негативным образом сказаться на подвеске автомобиля.
Каждый из перечисленных видов приобрел за время практической эксплуатации своих сторонников и противников. Требования к качеству зафиксированы не только в специальном ГОСТе, но и в современном законодательстве. Допустимые и недопустимые повреждения определяются в 2-х случаях: при покупке изделия, в автомагазине, и при необходимости ремонта (в результате столкновения или аварии).
Поскольку никто не будет оспаривать влияние дисков на эксплуатационные характеристики авто, безопасность движения и даже комфорт водителя, такие решения нужно принимать, обладая некоторыми специфическими знаниями и с учетом имеющихся нюансов.
Ремонт с помощью аргоновой сварки
Самый распространенный метод восстановления литья – это аргоновая сварка. Технология позволяет устранять сколы, царапины и прочие дефекты.
Суть ремонта заключается в заваривании поврежденных участков. Метод эффективный, но сложный, поэтому требует участия квалифицированного специалиста.
Ремонт проходит в несколько этапов:
- Выявление всех имеющихся дефектов.
- Подготовка завариваемой поверхности.
- Аргоновая сварка.
- Шлифовка швов, образовавшихся после сварки.
Разболтовка колесных дисков ваз, форд, опель, нисан, таблица разболтовки
Если на поверхности есть трещины, они пропиливаются, чтобы исключить риски дальнейшего распространения дефекта.
Подготовка поверхности предполагает ее зачистку (поскольку сверху автомобильный диск покрывается различными материалами, например, лаком).
Сам процесс аргоновой сварки требует максимальной аккуратности. Необходимо получить ровный, небольшой, но прочный шов, гарантирующий сохранность целостности конструкции.
На завершающем этапе поверхность шлифуется, после чего литой диск окрашивается.
При окраске часто используются порошковые полимеры, отличающиеся высокой адгезией и устойчивостью к коррозии. К тому же окрашенная поверхность приобретает повышенную прочность.
Ремонт и покраска литых дисков
В настоящее время исправить литые диски можно сразу несколькими вариантами, которые мы опишем по очереди.
Сварка считается самым распространенным вариантом ремонта. С помощью такой технологии опытный работник может убрать много внешних проблем. Обычно подобного ремонта хватает не на слишком долго, и после двух-трех месяцев интенсивной езды водитель может снова ощутить некоторый дискомфорт при езде. Также производитель не советует производить термическую обработку — часто после такой процедуры диск теряет свою форму, а также геометрию, что впоследствии может сказаться на езде. Потому необходимо как можно раньше задуматься: нужна ли правка литых дисков, есть ли смысл в этом вообще? А может лучше купить новые диски и спокойно ездить? На эти вопросы должен ответить сам водитель автомобиля.
Рихтовка колес применяется при небольших повреждениях. Такой ремонт литых дисков своими руками не будет много стоить водителю . Единственное, о чем нужно помнить, это то, что литые диски нельзя нагревать.
Ручная правка является самым простым вариантом ремонта диска, его вполне реально можно провести в домашних условиях своими силами. Чтобы правильно выровнять вмятины, потребуется молоток, гидродомкратен и кувалда. Вначале рихтовки необходимо правильно подсчитать, сколько раз необходимо произвести удар по вмятине, чтобы диск принял первоначальный вид
Осторожно! Если правильно не рассчитать силы, можно усугубить положение.
Ремонт дисков обязательно должен оканчиваться покраской. При выявлении несмываемых пятен, вернуть диску первозданный вид можно только покраской. Сама процедура покраски может производиться самостоятельно в собственном гараже. Для этого потребуется только лишь несколько банок краски, малярный скотч, обезжириватель и перчатки. Вначале диски снимают с машины, хорошо очищают и вытирают насухо. После чего краска распределяется в несколько слоев по всему периметру.
Если ранее диски уже были крашеный, то вначале нужно убрать прежний слой специальным раствором.
Нанесите состав при помощи кисточки на всю поверхность диска и оставьте на двадцать минут, после чего краска должна начать вздуваться. Теперь старый слой будет очень легко снять тонким шпателем.
После снятия первого слоя краски перед вами возникнет практически чистый диск. Если диски с резиной, то необходимо заклеить их по всему периметру скотчем
Внимание! Не забудьте перед непосредственной покраской обезжирить поверхность, в домашних условиях это можно сделать обыкновенным спиртом
Самый важный момент — это окрашивание, которое делится на пункты:
- Грунтовка. Наносят при помощи распыления, наносить можно либо в два, либо в три слоя, но не жирно. После первого нанесения необходимо подождать пятнадцать минут. Хочется заметить, чтобы результат вам понравился, после крайнего нанесения необходимо подождать несколько часов.
- Покраска. Нанесение краски необходимо производить в несколько слоев и ждать по пятнадцать минут для застывания слоя.
- Лак. После полного высыхания краски, наносится финишный слой лака, у каждого производителя он разный, поэтому возможно потребуется два слоя лака.
Вот и вся небольшая инструкция. В конечном итоге на покраску диском, причем всех трех слоев, уйдет приблизительно от 1000 до 1200 рублей. Но вот если вы решите обратиться в СТО, чтобы сделать ремонт литых дисков, цена вас сказочно удивит – от 10000 до 12000 тысяч рублей в зависимости от области проживания.
Подробную инструкцию по покраске вы найдете здесь:
Виды дископравных станков
Выбрать диск на современный автомобиль — задача не из простых. Диски производят из различных сплавов и материалов, а также они имеют различные конструкции и узоры. Поэтому подобрать дископравный станок нужно с умом. Существуют такие виды ископаемых станков:
- Для правки дисков из стальных сплавов;
- Для правки легкосплавных дисков;
- Для дисков из цветных металлов;
- Для ремонта «восьмёрки»;
- Стенды для ремонта дисков грузовиков.
По принципу действия станки делятся на механические и гидравлические. Механические, в свою очередь, используются для устранения таких повреждений:
- Биения по радиусу и оси;
- Эллиптичность;
- Неглубокие вмятины;
- Правка места для посадки резины.
Что собой представляют литые автомобильные диски?
Первоначально все без исключения колёса машин комплектовались штампованными дисками, надёжность которых вызвала сомнения. Они отличались низким уровнем качества и не могли использоваться на протяжении значительного интервала времени.
На смену штампованным автомобильным дискам пришли литые диски, которые вызвали небывалый ажиотаж среди водителей. Автомобили с литьём раскупались, словно горячие пирожки в голодный год. Особенно это касается подержанных видавших виды машин. Даже стоимость машин с литыми дисками была выше, чем аналогичных автомобилей со штамповкой.
Современный литой диск производится с использованием метода горячего литья. Металлическое сырьё плавят при высокой температуре до жидкого состояния и заливают в специальные формы. Несомненно, надёжность их выше, чем штампованных металлических дисков, но есть свои особенности использования и эксплуатации.
В силу технологии производства литые диски имеют одну слабую сторону. При достаточно сильных ударах и столкновениях их поверхность деформируется и её целостность нарушается. Повреждения приводят к нарушению геометрии диска и появлению характерного биения, отдающего в руль при движении автомобиля.
Современные машины оснащаются улучшенной версией литья коваными дисками технология производства, которых претерпела улучшения. Это было сделано специально для повышения надёжности и долговечности материала. При создании кованого диска заготовленный легкосплавный материал незначительно нагревается для повышения пластичности основания и подвергается штамповке.
Структура материла становиться волокнистой, что способствует значительному увеличению его прочности и надёжности. Кованые диски устойчивы к различному роду повреждениям и могут использоваться на протяжении значительного интервала времени.
Каждый автолюбитель должен помнить, что использование деформированного литого диска снижает безопасность вождения транспортного средства в несколько раз. Он может оказаться слабым звеном и тем самым спровоцировать аварию. Периодически надо проводить осмотр поверхности литых дисков, и если выявлены повреждения, принимать незамедлительные меры по их устранению.
Можно выделить следующие основные повреждения литых дисков:
- повреждение лакокрасочного покрытия;
- сколы и царапины;
- осевое смещение;
- трещины;
- радиальное смещение;
- нарушение целостности диска.
Прокатка дисков — что это за сервис?
Один из самых важных видов обслуживания дисков – это их прокатка (правка). Этот вид сервиса появился сравнительно недавно, но теперь без него не обходится ни один визит к мастерам. Это устранение всех мелких царапин, сколов, деформаций, возникающих на поверхности диска. Также прокатка исправляет деформированные края литых дисков, о чем раньше автовладельцам приходилось только мечтать! Ведь ещё лет 5-6 назад поврежденный литой диск оставалось только выбросить. Без вариантов.
Выбор автосервиса для прокатки литых дисков
Вот здесь мы сталкиваемся с дилеммой: какой же сервис-центр выбрать для постоянного обслуживания? Очевидно, что тот, в котором имеется качественное оборудование для прокатки (правки) литых дисков. Прокатка уже давно вошла в стандартный набор процедур шиномонтажа. Прокатку успешно совмещают с балансировкой колес и заменой полного комплекта шин. Это очень удобно – буквально за два часа вы получаете полный набор услуг для вашего авто и последующие полгода можете ездить без опасения даже по очень плохим дорогам.
Здесь также следует отметить, что оборудование для прокатки и правки дисков есть только в профессиональных сервис-центрах. Не стоит в приступе экономии ехать в ближайший подпольный гараж, где работают «знающие люди». Люди-то может и знающие, но откуда в гараже возьмется дорогостоящее немецкое оборудование, предназначенное для строго определенных дисков?
Тем более, что деформация краев диска сама по себе очень опасна для общего баланса колес, а увидеть её невооруженным глазом нельзя. Такой тип повреждения часто можно обнаружить только с помощью специального диагностического оборудования, а оно есть не везде. Поэтому выбирая сервис-центр, ориентируйтесь, в первую очередь, на наличие (и состояние) диагностических приборов, которые там установлены. Помните, что теперь от точности показателей этого оборудования будет зависеть ваша безопасность и безопасность пешеходов.
Хорошие сервисные центры обычно закупают оборудование для прокатки немецкого или датского производства. Почему именно немецкого или датского? Потому что в этих странах очень высокие требования к стандартам автомобильной промышленности, а это значит, что требования высоки и к показателям балансировки колес, и к характеристикам шин, и к качеству сервисного обслуживания, которое невозможно без качественного оборудования.
Как производится прокатка литого диска?
Диск, который нужно выправить, располагают на специальной оси. На него воздействуют с помощью специальных растяжек, придающих ему изначальную форму. Управляет станком оператор. Погрешностей в работе быть не должно, неосторожные движения оператора недопустимы, так как любое неверное воздействие на диск приведет к ещё большей его деформации.
Конечно, зарубежные производители данного станка уверяют, что испортить диск таким образом нельзя. Но нашим мастерам это неоднократно удавалось. Что, в принципе, логично – если установка обладает достаточной мощностью для исправления мелких повреждений, значит, может и сама их нанести. С помощью горе-мастеров, разумеется.
Поэтому не стесняйтесь, поинтересуйтесь опытом работы мастеров с данной установкой. Даже хороший мастер, впервые столкнувшийся с новым оборудованием, не сразу поймет, как им пользоваться. Но ваше транспортное средство никак не должно от этого пострадать
В конце концов, вы платите за ремонт деньги, можете и осторожно расспросить мастера, что он знает об этой установке и как собирается ею воспользоваться
Как почистить колёсные диски — обзор моющих средств
Рихтовка колесного диска — кувалда в помощь
Покраска колесных дисков своими руками
Вариант второй, царапины
Сюда же можно отнести и различные формы теплового повреждения.
Приходит в голову два способа классификации царапин:
- По целостности отражающего слоя:
- Царапина не затронула отражающее покрытие, повреждена только поликарбонатная подложка.
Отражающее покрытие повреждено.
type=»a»>
По ширине и расположению:
- Узкие царапины. Благодаря избыточности хранимой информации, и использованию приводом различных корректирующих алгоритмов, не очень опасны.
Широкие царапины. Помимо большего количества повреждённых данных, добавляются дополнительные проблемы, например привод в этом месте может «терять» дорожку и продолжать читать соседнюю. Успешное чтение в подобных случаях во многом зависит от совершенства привода.
Концентрические царапины – худший вид повреждений. Мало того, что при этом уже не помогают корректирующие алгоритмы, т.к. повреждается весь сектор целиком, вместе с избыточной информацией, так они ещё сбивают с толку систему позиционирования.
type=»a»>
Особо суровые повреждения отчетливо видны на просвет компакт диска, как на этом снимке:
Царапины на поликарбонатном покрытии мешают лазерному лучу привода считать данные с рабочей поверхности, из-за того, что вносят искажения в фокусировку. В результате луч лазера или попадает не туда, или после отражения не возвращается на считывающий элемент головки.
Такие повреждения можно устранить с помощью полировки.
Есть разные способы полировки. Начиная от заполнения царапин специальными пастами, с коэффициентом преломления, близким, к коэффициенту поликарбоната, и заканчивая удалением или сглаживанием с помощью нагревания повреждённого верхнего слоя. Вполне применимы методы, используемые при полировке линз и другой оптики.
Полировать можно вручную, или использовать самодельные полировочные устройства, сделанные на основе электробритвы с линейным приводом, либо воспользоваться специализированными инструментами, которые в разнообразии предлагаются на e-bay.
Успешное выполнение вышеупомянутых действий, помимо наличия специальных инструментов и материалов, требует значительного опыта. Поэтому, если информация на проблемном носителе для Вас важна, советую эту работу поручить специалистам по восстановлению данных. Или воспользуйтесь приведёнными ниже советами, ограничившись протиркой диска.
В интернете можно найти описания различных «шаманских» методов, типа покипятить болванку, поморозить ее, погреть над газовой горелкой или лампой накаливания. Все методы призваны расплавить поликарбонат, чтобы царапины сгладились либо устранились. Поскольку эти методики имеют большой риск оказать деструктивное необратимое воздействие на носитель, я их не рекомендую.
Итак, если после борьбы с царапинами доступными Вам способами, данные всё ещё не читаются, переходите к
Алгоритм проведения ремонта
Для того чтобы получить качественный ремонт кованных автомобильных дисков, можно обратиться к специалистам нашей компании. Примечательно, что все услуги предоставляются в комплексе. Перед тем, как приступить к ремонту, наши специалисты проводят качественную диагностику.
Далее идут подготовительные работы, которые, в первую очередь, включают мытье дисков. Это необходимо для удаления грязи. Далее этапы выглядят следующим образом:
- Визуальный осмотр дисков на предмет наличия сколов и других имеющихся дефектов.
- На стенде производится диагностика, которая позволяет выявить осевое и радиальное биение.
- Далее, в зависимости от результатов диагностики, предлагается вариант решения.
Иногда бывают ситуации, при которых диски не подлежат дальнейшему восстановлению. Это чаще происходит при чрезмерных деформациях, а также при наличии широких и длинных трещин. Об этом специалисты всегда сообщают клиентам.
покраска диска
Акриловой краской можно покрыть не весь диск, а, к примеру, нанести рисунок. Акриловой краской можно покрыть не весь диск, а, к примеру, нанести рисунок.
Покраска штампованных дисков почти ничем не отличается от окраски кузова. Поверхность очищают от грязи, моют, обезжиривают и высушивают. Затем грунтуют, красят и наносят лак.
Прокатка
Если повреждения диска незначительные, его можно отдать на прокатку, причем как литой, так и стальной. Оборудование для прокатки дисков одно и то же — будут различаться лишь цены. Стальной диск ремонтопригоднее, и восстановить его дешевле. Сталь более податлива, так что прокаткой можно убрать осевое биение, вмятины на ободе и другие деформации. К слову, если на ободе образовалась настолько крупная вмятина, что нарушилась герметичность колеса, то в случае со стальным диском погнутый край можно выправить кувалдой даже в полевых условиях. А вот с литым диском такой фокус, увы, не пройдет.
Процедура следующая: диск прокатывают и вытягивают гидравлическим прессом с роликовыми профилями. Контроль геометрии поверхности диска ведется с помощью лазерного измерителя.
Какие диски проще ремонтировать
Наибольшую популярность сейчас получили литые колесные диски. Красивые на вид, с различным дизайнерским решением они очень сильно повышают привлекательность автомобиля. Так же по своим прочностным характеристикам они не уступают позиции стальным своим собратьям. Прежде всего, потому, что сплав, из которого они изготовлены, заливают в специальную форму, закаливают. В дальнейшем литой диск проходит процесс искусственного старения.
Однако они все равно чувствительны к нашим дорогам и другим внешним воздействиям. Поэтому ремонт колесных дисков изготовленных методом литья, происходит чаще, чем стальных дисков.
Бывают ситуации, когда в результате сильного внешнего воздействия, вызванного большой скоростью передвижения на очень плохой дороге выходят из строя сразу несколько колесных дисков. Если это стальные диски, то тут проще, прокатал на СТО, отбалансировал и в путь.
В общем, стальные колесные диски ремонтировать проще, это очевидно, но как обстоят дела с литыми дисками.
С литыми колесными дисками ситуация сложнее.
Какую роль играют колесные диски автомобиля?
Колесные диски абсолютно любого автомобиля должны всегда поддерживаться в должном состоянии. Большое число водителей допускают грубую ошибку, придерживаясь принципа: «едут, да и ладно», а зря. Ведь диски оказывают большое влияние на поведение автомобиля и безопасность движения по дорогам.
Так как диски имеют прямое отношение к ходовой части и являются их основной частью, то их неисправность может привести к следующим последствиям:
- Любые смещения дисков влияют на постановку подвески относительно кузова и дорожного покрытия. Чаще всего, самыми первыми страдают: рулевое управление, амортизаторы и рычаги независимой подвески, которые смещаются и нарушают углы постановки колес в еще большую сторону.
- Экономичность. Поврежденный диск влияет на расположение шины относительно дорожного покрытия. В результате этого, создается повышенное сопротивление грунта к колесу, а значит, автомобилю потребуется больше топлива, чтобы преодолеть данный барьер. Таким образом, неисправные диски увеличивают расход топлива автомобиля.
- Безопасность движения. В конце концов, неисправный диск, который имеет определенные смещения, влияет на безопасность передвижения. Дело в том, что при совершении каких-либо маневров, диск может вырвать колесные болты из резьбы, сорвать колесные гайки или шпильки, а также привести к внезапному заносу. Все эти проблемы никогда заканчиваются приятными последствиями.