Можно ли смешивать моторное масло?
В принципе доливка небольшого количества одного типа, одинаковой вязкости различных производителей масла вреда двигателю не нанесет. Совершенно другая ситуация будет в случае постоянного смешивания жидкости различного вида и вязкости, что приведет к изменению смазочных свойств и образованию коксовых отложений в масляных каналах.
Моторные масла одного типа
Базовая основа масел одного вида абсолютно идентична. Различна будет только вязкость и пакет присадок улучшающих свойства масла. При этом каждый производитель разрабатывает и внедряет собственный пакет присадок, отличающийся от конкурирующих фирм.
Минеральное масло
Минеральное моторное масло изготавливается в основном из нефтепродуктов. Натуральная минеральная основа отличается большей нестабильностью в сравнении с синтетическими маслами, в частности изменением вязкости в зависимости от температурных показателей. Существенным недостатком является достаточно быстрая потеря смазочных свойств при работе в условиях высоких температур, что требует более частой замены масла. Отчасти эти недостатки компенсируются различными пакетами присадок.
Полусинтетическое масло
Наиболее распространено полусинтетическое масло, имеющее основу, состоящую из минеральных и синтетических компонентов. Полусинтетическая базовая основа обладает более стабильными параметрами и менее подвержена температурным изменениям.
Успешно используется во многих импортных и отечественных автомобилях и позволяет производить холодный старт без длительного прогрева двигателя.
В зависимости от климатических условий используются масла, имеющие различную вязкость:
- летнее 5W40;
- зимнее 5W15;
- всесезонное 10W.
Синтетическое масло
Синтетические масла имеют не только высокую цену, но и более высокие технические параметры и предназначены для эксплуатации в современных двигателях с большими оборотами. Базовая основа получается путем синтеза нефтепродуктов на молекулярном уровне.
Важно! Смазочные свойства синтетических масел сохраняются длительное время даже в условиях высоких температур. Синтетические масла имеют следующие свойства:
Синтетические масла имеют следующие свойства:
- высокий индекс вязкости;
- низкий порог коэффициента трения;
- высокую термическую и окислительную стабильность;
- низкую испаряемость;
- высокий индекс вязкости.
Смешение моторных масел различного типа
Специалисты предупреждают, смешивание любых моторных масел даже одного вида и различных производителей не рекомендуется. Любая смесь масел не отвечает нормам и стандартам и пагубно влияет на работу двигателя. Если по какой-либо причине было произведено смешивание масла, то от этой жидкости следует как можно быстрее избавиться. Далее разберемся с наиболее часто задаваемыми вопросами, такими как, можно ли смешивать моторные масла разных производителей и можно ли долить масло другой марки в двигатель.
Смешение масел различной вязкости
Долить в двигатель масло, имеющее другую вязкость можно, но с оговоркой, что оно должно быть одного типа и от одного производителя. Можно это рассмотреть только как временную меру. Не стоит постоянно применять лить в двигатель масло различной вязкости.
В случае необходимости изменения вязкости лучше всего произвести полную замену масла с требуемыми параметрами.
Мешать масло различных брендов не следует. Каждый производитель использует собственный пакет присадок, который может быть несовместим с другими пакетами. Последствия химических реакций могут быть непредсказуемы, поэтому лучше воздержаться от подобных экспериментов, которые могут привести к ремонту двигателя.
Смешение синтетических, полусинтетических и минеральных масел
Не существует официальных запретов или разрешений на смешивание моторных смазочных жидкостей, принадлежащих к различным группам и брендам. На этот счет меютсятолько некоторые рекомендации или предписания. Однако, это не значит, что их можно смешивать без ограничений.
Бывают случаи (резкое понижение уровня смазочной жидкости), когда нет возможности использовать правильное масло, чтобы доехать до ближайшего сервисного пункта СТО.
Минеральная смазочная жидкость может быть смешана с марками, принадлежащими к полусинтетической или синтетической группам, которые производятся методом гидрокрекинга или на основе ПАО (полиальфаолефинов). Другие синтетические материалы (гликолевые, полиэфирные, силиконовые) не совместимы с минеральным маслом.
Только официальный представитель автобренда может с уверенностью рекомендовать, какие вещества можно или нельзя смешивать для данного авто.
Многие современные синтетические масла, выпущенные под известными брендами, обладают допусками по стандартам АСЕА (для производителей стран Европы) и АРI (США). В соответствии с их требованиями предусмотрено смешивание моторных масел различных марок, сертифицированных в рамках указанных стандартов.
Такие смеси не образуют опасных химических реакцийдля бензиновых и дизельных силовых агрегатов. При этом нет вспенивания и не выпадают вредные осадки.
Однако, опытные эксперты и автомеханики предостерегают автовладельцев от постоянной эксплуатации транспортного средства с залитым коктейлем. Смешивание смазочных веществ различных групп и производителей в пределах стандартов АСЕА и АРIвозможно только для временного восполнения недостающего количества моторного масла в двигателе. Полученная смесь не предназначена для длительного использования при дальнейшей эксплуатации машины.
Это говорит о том, что при экстренных ситуациях можно добавлять сертифицированное масло любой другой марки, чтобы добратьсядо СТОили сервисного центра без повышения нагрузок на двигатель внутреннего сгорания. Далее производятся следующие действия:
- Устраняются неисправности мотора.
- Полностью заменяется масло на марку, соответствующую рекомендованной.
Одновременно с полной заменой смазочного материала необходимо произвести установку нового фильтрующего элемента (масляного фильтра). Интервал между следующими мероприятиями по замене масла сокращается в несколько раз (в два-три раза), т.к. в картере силового агрегата остается старое масло, которое невозможно полностью слить (почти 10% объема).
Как смешивается полусинтетика и синтетика? Если возникает необходимость такого смешивания, то лучше всего добавлять более качественное смазочное вещество. Например, к полусинтетике 10W 40 всегда можно долить синтетическое моторное масло 5W 40.
К чему приведет езда на смешанном составе
Один из наиболее рискованных вариантов – мешать «минералку» с синтетикой или наоборот. У этих масел разная основа, поэтому конфликта химических компонентов не избежать. Многие «экспериментаторы» таким способом пытаются получить недорогую полусинтетику. Последствия:
- быстрая закоксовка поршневых колец и зашлаковка двигателя: имеется в виду забивание масляных проходов, каналов продуктами реакции химических веществ;
- появление осадка и потеря основных свойств смазочным составом.
Если смешать минеральное масло с синтетикой, образуется пена. Уже после 500 км пробега выпадет осадок – белесые хлопья. А после 1000 км смесь начинает загустевать и забивать масляные каналы. Итогом «эксперимента» станет выход двигателя из строя и, как следствие, его капитальный ремонт. К чему может привести неправильное смешивание составов, рассказано в видео ниже.
Какие типы смешиваний допускаются
Европейские автомобильные марки уже не первый год используют свою систему допусков ГСМ, ставя на их упаковку соответствующую маркировку. Последняя означает следующее: конкретная марка смазочного материала прошла внутреннюю проверку на заводе автопроизводителя, и ее состав соответствует требования конкретных типов двигателей.
При выборе масляной основы следует обращать внимание на эти допуски. В остальном же можно придерживаться нескольких правил при доливке смазочных материалов в мотор:
В остальном же можно придерживаться нескольких правил при доливке смазочных материалов в мотор:
Минеральная и полусинтетическая основы
Подобное сочетание вполне допустимо, так как последний материал частично состоит из первого
Однако, прежде чем использовать «синтетику», важно обратить внимание на ее химический состав
Синтетические основы
Смешение синтетических материалов разных производителей также допускается
Но, как выше было указано, следует обратить внимание на наличие допуска. Использование «синтетики» различных марок также может привести к образованию осадка
Просто его будет в несколько раз меньше, чем при других сочетаниях. Еще одним обязательным условием является то, что первое техобслуживание автомобиля производится с использованием масла, рекомендованного автопроизводителем.
«Синтетика» и «полусинтетика»
Подобное сочетание также допускается. Причем можно использовать материалы с разной степенью вязкости. Однако наилучшим вариантов считается использование синтетической смазки после «полусинтетики», а не наоборот.
Что представляет собой классификация SAE?
Это классификация моторного масла по степени вязкости, внедренная Американским сообществом автомобильных инженеров, которая делит смазочные средства на отдельные подвиды в соответствии с возможностью их эксплуатации в определенном температурном режиме.
Вязкость смазки определяется характером трения, возникающего между молекулами данного вещества.
Можно охарактеризовать несколько типов вязкости:
- Кинематическая вязкость замеряется при двух фиксированных температурных режимах, соответствующих 40 С° и 100 С°. Замер происходит посредством фиксирования продолжительности вытекания определенного объема жидкости из узкого сосуда под давлением;
- Фиксируется минимальная температура, при которой масляный насос может прокачивать жидкость.
- Динамическая вязкость замеряется в мПа x сек. при температурном воздействии 150 С°.
- Минимальная температура, при которой можно привести в действие стартер, проворачивающий мотор.
Классификация SAE предоставляет потребителям информацию о температурном диапазоне рабочей среды, в котором стартер будет качественно выполнять свою функцию, масляный насос будет прокачивать жидкость через всю систему при холодном запуске.
По SAE масла делятся на 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60) классов. Чем больше коэффициент, тем больше, соответственно, степень вязкости жидкости.
Всесезонные масла, способные выполнять необходимые функции в широком температурном диапазоне, отмечаются двойной маркировкой, определяющей зимний и летний класс, например, 0W30 означает, что смазку нужно заливать в мотор с расчетом рабочей температуры от 0 С° до 30 С°.
Напрашивается вывод о том, что для добавления в масло с классом вязкости по SAE 5W30 подходит жидкость 5W40. При этом нужно понимать, что 5W30 не рекомендуется доливать в 5W40, если температура окружающей среды во время эксплуатации транспортного средства выше 30 С°. В таких случаях не рекомендуется мешать две упомянутые разновидности смазочных материалов. Это может негативно сказаться на обтекающих характеристиках жидкости.
С чем можно смешивать синтетику
Практически все бренды, выпускающие подобный продукт, имеют отметку API (для американских масел) или АСЕА (для европейских). Это допуск по принятым стандартам, а он предусматривает возможность смешивания любых марок, сертифицированных по АСЕА или API без каких-либо последствий для двигателя в виде появления пены, выпадения осадка и т. п. Поэтому на подобной смеси можно спокойно доехать до ближайшего автосервиса, чтобы полностью залить «своё» масло. Также не забывайте о подделках: если покупаемый товар вызывает даже малейшие подозрения, откажитесь от его приобретения: тут уже никакие API и ACEA не помогут.
Смешивание синтетики и полусинтетики
Если необходим срочный долив в мотор с синтетическим маслом, то вполне можно воспользоваться полусинтетикой. Продукт 5W40 можно разбавить материалом 10W40 – получится состав вязкостью примерно 8W40. Однако в идеале лучше разбавлять полусинтетику синтетическим маслом: например, к 10W40 долить 5W40.
Причины
Поводов для смешивания есть несколько. Например, после поездки в другой регион у вас снизился уровень масла на щупе. Особенно часто такое случается на турбированных моторах с пробегом более двухсот тысяч. Естественно, дабы двигатель не испытывал масляное голодание, нужно как можно скорей возобновить его уровень. Вы двигаетесь в ближайший магазин, но на полках не оказывается того масла, которое у вас залито в машине. Можно ли смешивать синтетику с синтетикой разных производителей? Об этом мы расскажем немного позже. А пока рассмотрим еще одну серьезную причину, из-за которой приходится доливать масло.
Это неисправности цилиндропоршневой группы. Так, на расход смазочной жидкости влияет наличие задиров и прочих деформаций стенок цилиндров, а также состояние маслосъемных колец. Последние могут залегать по истечении длительного пробега. Также масло проникает в камеру из-за эллипсности цилиндров. Да, никто не исключал естественный уход. Но он не должен превышать 20 процентов от общего объема на весь срок замены (это 8-10 тысяч километров). Если вам приходится часто доливать масло, это повод задуматься об исправности цилиндропоршневой группы.
Также долив масла автомобилю требуется из-за некачественного уплотнения. Часто автовладельцы забывают менять сальники коленвала (передний и задний). Деталь копеечная, но, чтобы ее заменить, нужно разворотить половину подкапотного пространства (особенно если это задний сальник). Посмотрите, нет ли следов потека на двигателе и навесном оборудовании. Возможно, долив масла вам приходится делать именно из-за некачественного уплотнения.
Когда возможно смешивать минералку с полусинтетикой
Считается, что смешивать между собой разные типы моторных жидкостей не допускается, так как элементы присадки вступают между собой в химическую реакцию, последствия которой сложно предугадать. И совершенно непонятно, какая в результате смешивания образуется жидкость по своим характеристикам. В исключительных случаях смешать минеральное масло с полусинтетическим и гидрокрекинговым возможно.
Очевидно, совместимость разных типов автомасел лучше выяснять у производителей марки автомобиля. Например, изначально залита минеральная жидкость. Можно добавить синтетическую или полусинтетическую на основе полиальфаолефинов (ПАО), которая подходит для этих целей. В то же время мешать минеральную смесь с полиэфирной, гликолевой и силиконовой синтетикой нежелательно.
Отличия полусинтетики от синтетики
Базовые основы масел не отличаются разнообразием. Они бывают всего двух типов:
- Синтетика – создается искусственным путем, или с помощью гидрокрекинга. Несмотря на общее название, основы могут отличаться друг от друга. Есть сырье органического (минерального) происхождения. Производится из нефтепродуктов, из которых удаляются «лишние» компоненты. Чистая синтетика производится из химических соединений: эстеров, полиглеколей, или полиальфаолефинов. Эти компоненты относительно совместимы между собой, но могут по-разному взаимодействовать с присадками.
- Минералка – чистое углеводородное сырье. Никакой химии, просто с помощью возгонки физически выделяются нужные компоненты. Качественное, но неустойчивое сырье. В него можно добавить присадки, стабилизирующие физические свойства.
- Полусинтетика получается при смешивании базовых основ: синтетической и минеральной. При этом используется гидрокрегинговая база. Причина простая: и в том и в другом случае основа природная. Если смешивать полусинтетику в таком виде, никаких химических конфликтов не произойдет.
Если у вас именно такой вариант, вопрос: «можно ли мешать синтетику и полусинтетику?» не возникает, в принципе, основа одна, просто получится разная концентрация.
Можно ли смешивать масла различных групп
Для начала выделим 4 группы автомасел, основу которых составляет базовая часть, а в нее уже добавляются разные присадки, существенно различающиеся у каждой группы смесей. Именно присадки и определяют тип масла:
- минеральные — методом селективной очистки получают из нефти; недорогие, экологически чистые, универсальные
- полусинтетические — образованы частичным микшированием синтетических и минеральных масел в определенной пропорции; недорогие, подходят любым типам ДВС, с низкой испаряемостью, обеспечивают профилактику известкового налета на деталях двигателя
- гидрокрекинговые — методом глубокого гидрокрекинга тщательно очищаются, по своим параметрам приближены к синтетическим, только дешевле
- синтетические — методом химического синтеза получают базовую основу с однородными молекулами, что обеспечивает низкий коэффициент трения; дорогостоящие, имеют широкий диапазон вязкости, отличную текучесть, низкую испаряемость, замедленный процесс старения при контакте с кислородом.
Последствия
На первый взгляд может показаться, что все моторные смазки совместимы между собой, ведь основная цель изготовителей кроется в защите мотора от температурных перепадов и преждевременного износа. Тем не менее, их состав и способности имеют существенные различия, что определяет невозможность безобидного взаимодействия некоторых ингредиентов. Настало время поговорить о том, к каким последствиям могут привести смешения разных моторных масел.
«Противостояние» присадок
Отложения на маслозаборнике
Когда вы заливаете в двигатель масло другой марки, происходит смешивание присадок. Присадки – это химические соединения, используемые для очистки моторного отсека от пыли и копоти и способствующие повышению антикоррозийной устойчивости внутренней поверхности его рабочей зоны. Из чего состоят присадки и как они взаимодействуют между собой дано понять лишь инженерам компании-производителя: формулы всех ингредиентов держатся в строжайшем секрете. При самом негативном раскладе взаимодействие разных химических элементов приведет к быстрой коррозии металла, разрушению уплотнительных элементов, чрезмерному расходу ГСМ или закоксовыванию механизмов с последующей остановкой силового агрегата.
Смешивание разных химических основ
Химические основы любой моторной смазки могут быть следующих типов:
- минеральные – полностью состоят из натуральных нефтепродуктов. Срок службы в умеренном режиме вождения – 4-5 тысяч км пробега;
- полусинтетические – на 60-70 % состоят из натуральных и на 30-40 % из искусственных ингредиентов. Срок выработки – 7-8 тысяч км пробега;
- синтетические – имеют полностью ненатуральную химическую основу. Срок службы – 10-15 тысяч км пробега.
Сравнение синтетики и минералки
Отталкиваясь от данной информации, несложно понять, что смешивание синтетических и минеральных масел невозможно: обе жидкости будут существовать автономно друг от друга, что приведет к «раздвоению личности» мотора. Внутренняя поверхность движка будет сначала обволакиваться натуральными нефтепродуктами, а затем – смываться искусственными аналогами. Под воздействием масляного насоса данный процесс будет повторяться с пугающей частотой, нарушая целостность защитной пленки и подвергая рабочие узлы высокотемпературным перегрузкам. Кстати, часть химических соединений при взаимодействии минералки и синтетики будет выпадать в осадок. Что в итоге? Увеличение междетальных зазоров, выдавливание уплотнительных элементов, разрушение поршней и капитальный ремонт мотора. Естественно, такая ситуация может образоваться только после длительного взаимодействия двух совершенно разных жидкостей. Краткосрочное же использование смешанного состава может привести лишь к регулярному перегреву мотора и выходу из строя фильтрующих элементов.
Вопреки ожиданиям от самостоятельного смешивания натуральных и искусственных основ полусинтетическое моторное масло не получится: образование полусинтетики возможно лишь на специальных установках, а не внутри моторного отсека.
Можно ли смешивать масла разной вязкости?
Сравнение вязкости моторных масел
Говорить о совместимости летних и зимних моторных масел не имеет смысла – даже новичкам в автомобильном деле понятно, что этот «тандем» к универсальности жидкость не приведет. И причина этому — разные вязкостные свойства. Если летние смазки обладают более густой консистенцией, то зимние, наоборот, имеют чрезмерно жидкую основу. Смешивание снизит морозную и высокотемпературную устойчивость состава и нарушит стабильность защитной пленки.
Универсальные автомобильные смазки можно мешать только если они имеют небольшие расхождения в маркировке, например, 5w30 и 5w40. Однако, имейте ввиду: совмещение таких вязкостей снизит высокотемпературный порог масла.
Масла разных производителей
В идеале доливать в мотор нужно масло того производителя, которое уже залито в мотор. Например, если вы используете техническую жидкость Shell, то и доливать под капот рекомендуется продукцию данного бренда. Такая мера способствует наиболее благоприятному смешиванию рабочего состава и достижению максимально эффективной циркуляции внутри рабочей зоны. Если не соблюдать это правило, можно остаться без средства передвижения.
https://youtube.com/watch?v=Oc8r9e2GiH4
Смешивание трансмиссионных масел разных производителей
Начнем с того, что трансмиссионные масла, как и моторные, могут сильно отличаться друг от друга даже с учетом похожих характеристик. Это значит, что такие смазочные жидкости могут иметь не только разную масляную основу (минеральная, полусинтетическая и синтетическая), но и уникальный пакет присадок.
Если просто, даже одинаковые по индексу вязкости масла для КПП все равно отличаются по допускам, рассчитываются для разных нагрузок, рабочих температур и т.д. С учетом того, что активные присадки в их составе также могут взаимодействовать между собой, смешивание масел для коробки передач может привести, как минимум, к потере полезных свойств, а как максимум к образованию осадка, отложений и т.п.
Если для механической трансмиссии или робота с «сухим» сцеплением последствия могут сразу и не проявиться, в случае с АКПП, роботизированной КПП с двумя «мокрыми» сцеплениями типа DSG или вариатором CVT вполне возможно быстрое появление сбоев в работе коробки передач или даже полный выход такой КПП из строя.
Получается, распространенное мнение о том, что если смешать простую минералку и синтетику, получится полусинтетический продукт. На самом деле, это не так. Дело в том, что производитель, изначально изготавливая смазку или смешивая две масляные основы (базы), учитывает отдельные особенности и нюансы, добиваясь необходимого результата и свойств жидкости при помощи специальных присадок.
При этом для минерального масла присадки одни, для полусинтетики уже совсем другие, а для синтетики используются свои отдельные компоненты. Не трудно догадаться, что смешивание трансмиссионных масел, даже с учетом более низких температур в КПП по сравнению с ДВС, вполне может дать отрицательный результат.
Достаточно часто после смешивания уже через 100-200 км выпадает белесый осадок, далее смешанное масло в коробке меняет свою вязкость, начинает пениться и т.д. Для МКПП это означает увеличенный износ и более «жесткую» работу коробки, тогда как для автомата все может закончиться забитым масляным фильтром, загрязнением каналов гидроблока.
Также работа автомата после долива масла может сопровождаться рывками и толчками при переключении передач, проскальзыванием фрикционов и их подгоранием. В результате значительно увеличивается износ АКПП, коробка может встать в аварийный режим, передачи могут начать пробуксовывать.
Заключение
Бытует мнение, что можно смешивать в двигателе полусинтетику путем добавления масла на синтетической основе.
Если вы угадаете состав (гидрокрекинг или полиальфаолефин), то особых проблем не будет. Просто перестанут работать некоторые присадки. А если основа принципиально разная – неизбежно появление шлаков.
В случае, когда вы не знаете, какое масло было в картере, и собираетесь залить новое – лучше при проведении регламента выполнить промывку.
При этом масляный фильтр придется менять дважды:
- Перед заливкой промывающей жидкости.
- После промывки, перед заливкой нового масла.
Можно для этой цели использовать двойную порцию новой смазки (вместо промывающей жидкости). Хорошее моторное масло (особенно новое) обладает моющими свойствами. Вы просто просчитываете, что обойдется дешевле. Эффективность практически одинаковая.
Если необходимость смешать синтетику с полусинтетикой возникла в аварийном порядке (например, потеря объема смазки в дороге), выбирать не приходится. Надо добавить в картер масло, максимально похожее по характеристикам, и следовать на ближайшую станцию техобслуживания.
После чего необходимо устранить причину утечки жидкости, промыть двигатель (способы см. выше) и залить новое моторное масло.