Мотороллер Тулица: технические характеристики

Особенности модели мотороллера

Специфичен   кожух переднего колеса. Прямо в нем располагался ящичек для инструментов. 
Тросы управления, электропроводку создатели Туриста провели в скрытых полостях руля. Если на Т-200 тросы были видны. Перед водителем на щитке располагаются только контрольные приборы. 
Капот на новой модели ТМЗ откидывался назад и фиксировался упором на крючке, что позволяло практически моментально открыть доступ к двигателю, навесному оборудованию, бензобаку. Отдельно обеспечить доступ к баку и свече зажигания, не поднимая капота, можно за счет откидывающегося сиденья. 
На Туристе появились сигналы поворота, чего еще не было в штатном исполнении на Т-200М. За счет улучшения фаз газораспределения, формы камер сгорания и увеличения степени сжатия, удалось поднять на 20% мощность двигателя – с 9 л.с. при 4500 об/мин. до 11 л.с. при 5600 об/мин. Повышение степени сжатия потребовало применения бензина с октановым числом не менее 72. 

При этом воздушный фильтр остался таким же, как и ранее. Выпускная система  был аналогичен по конструкции глушителю Т-200М, отличаясь только креплениями к кузову. 
Кузов Туриста стал намного прочнее, чем у предшественника, центр тяжести заметно снизился. Соответственно, проблема устойчивости на высоких скоростях, свойственная первым “Тулам”, была во многом решена. Плавность хода, так необходимая на неровных советских дорогах, была достигнута в основном за счет увеличения хода подвески. Например, ход задней подвески Т-200М составлял 60 мм, а у Туриста – почти в два раза больше (110 мм). В конструкции передней подвески вернулись к варианту толкающего типа (как на самых первых “Тулах” Т-200; на Т-200М – тянущего типа). 
Увеличение максимальной скорости повлекло за собой необходимость увеличить эффективность работы тормозной системы. Соответственно, у Туриста диаметр тормозных колодок составил 150 мм (у Т-200М диаметра тормоза заднего колеса – 130мм), и они взаимозаменяемы с тормозными колодками переднего колеса Т-200М. Ступицы колес Туриста также отличаются от ступиц предшественника. Оба колесе Туриста – полностью взаимозаменяемые. 
В системе электрооборудования отказались от – указателя переключения передач. И ввели сигналы поворота с переключателем, расположенным на левой рукоятке руля. Фара Туриста взаимозаменяема с фарой “Вятки” В-150М, посадочные размеры заднего фонаря аналогичны размерам заднего фонаря Т-200М. 

Турист — мотороллер производства СССР. Начал производиться в 1968 году. Этот мотороллер стал наследником более ранней модели — мотороллера «Тула». Мотороллеры этой серии имели светло-зелёный цвет и по сравнению с более ранними моделями имели совершенно другой внешний облик.

Рама и колеса

Мотоцикл «Тула» (фото можно увидеть в данной статье) выстроен на основе дуплексной рамы, качество которой вполне приемлемо. Она обладает высоким показателем жесткости на кручение. Благодаря этому разработчики смогли добиться улучшенной управляемости.

Как уже говорилось выше, на мотоцикл установлены небольшие колеса с широкими профильными шинами, больше подходящие для мотороллеров. За счет малого диаметра снизился центр массы и улучшилось сцепление с дорогой. Это привело к улучшению устойчивости. Увеличенная ширина колес позволила снизить давление на грунт и повысить тем самым проходимость.

«Турист»

Мотороллер под таким гордым названием производился на Тульском заводе со второй половины шестидесятых годов прошлого века. По замыслу создателей, он был сделан для свободного перемещения по бескрайним просторам Союза. Авторы, базируясь на предыдущих Т-200 и Т-200М моделях, создали отличную от предшественников по дизайну серию. Технически «Турист» — мотороллер, ставший заметным прорывом в машиностроении. Он заметно отличался от предыдущих аналогов.

Конструкторское бюро, которому была поручена разработка «Туриста», проделало огромную работу по усовершенствованию многих технических недостатков выпускаемых на Тульском заводе малых транспортных средств.

У новой модели был несущий капот, который позволил отказаться в задней части мотороллера от габаритного трубчатого подрамника. А его новая рычажная толкающего типа вилка обеспечивала неплохую управляемость. Как свидетельствуют отзывы, этот мотороллер, наряду с новшествами, имел и несколько недостатков. Но в целом «Турист» — вполне комфортный и надежный. Более того, на проходившем в 1967 году Всесоюзном мотоциклетном соревновании в номинации «первенство марки» именно с ним был удостоен главного приза и общего первого места. Спустя два года — в 1969-м — этот успех был повторен. Среди серийных моделей тульский «работяга» занял второе место.

Мотороллер с коляской

     Имеется информация, что с 1960 года на шоссе, уличных магистралях и просёлочных дорогах можно было увидеть мотороллер «Тула» Т-200 с лёгким боковым прицепом.

     Мотороллер широко известной в стране марки в новом варианте должен быть стать еще более популярным. Ведь теперь на нём могли совершать деловые, туристические поездки, загородные прогулки не два, как раньше, а три человека. Испытания показали, что, несмотря на сравнительно низкую мощность двигателя (8 л

с.), эксплуатация мотороллера с боковым прицепом возможна и на горных дорогах.      В самом мотороллере была изменена звёздочка вторичного вала коробки передач; дополнительно введён кикстартер, который позволял заводить двигатель без применения династартера (это особенно важно при неисправной аккумуляторной батарее).      Вместе с коляской ширина мотороллера 1455 мм; величина колеи — 1035 мм; вес мотороллера без горючего и инструментов 220 кг

      Мотороллер с прицепом при двух пассажирах развивал скорость до 60 км/час; контрольный расход топлива — 5 л на 100 км пробега.      Ориентировочная цена мотороллера «Тула» Т-200 с боковым прицепом 6870 рублей.

Мотороллер “Manet S-100” (1959 год)

 

      Выпуск мотороллера «Манет S 100» — было новым достижением чехословацкой промышленности в конце пятидесятых годом.

       В мотороллере установлен был двухтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 5,1 л. с. (при 5500 об/мин) с объёмом цилиндра 98 см³. Цилиндр расположен вертикально; охлаждение двигателя воздушное (с помощью вентилятора). Максимальная скорость машины 70 км/час.

       Мотороллер имел четырёхступенчатую коробку передач. Переключение передач ножное и ручное. Двигатель запускался при помощи электрического стартёра, кнопочное управление которого было расположено на щитке приборов. Зажигание производилось как от динамо, так и от батареи. «Манет S 100» отличался экономичностью в расходовании горючего. Расход бензина на 100 км при средней скорости 40 км/час равнялся примерно 1,8 л, при скорости 50 км/час — 2,3 л, при скорости 60 км/час — 2,8 л.

       Прочная конструкция, лёгкость в управлении при любой скорости, хорошая амортизация — таковы были особенности нового чехословацкого мотороллера. Им можно было пользоваться на дорогах с различным покрытием. Грузоподъёмность мотороллера составляла до 150 кг. Длина мотороллера 1990 мм, ширина 560 мм, высота 1300 мм. Вес 100 кг.

Мотороллер “Osa”

 

     На польском мотороллере «Оса» установлен двухтактный одноцилиндровый двигатель с рабочим объёмом 150 см³, развивающий мощность в 6,5 л. с. при 4800 об/минуту. (степень сжатия 6,3). Этот двигатель отличается от двигателей, которые имеются у отечественных мотороллеров «Вятка ВП-150» и «Тула Т-200», иначе решённой системой охлаждения. Он охлаждается по типу мотоциклетных двигателей — встречным потоком воздуха. Такая система даёт ряд преимуществ (например, простота конструкции, отсутствие потерь мощности на привод крыльчатки вентилятора). Единственный её недостаток — слабое охлаждение при езде на малых скоростях, особенно по плохим дорогам.

       Маятниковая подвеска обоих колёс в сочетании с амортизаторами двойного действия и мягкое седло обеспечивали плавный ход. Размеры шин: 3,25X14″. Бензобак мотороллера вмещает 7,5 л; на 100 км расходовалось 3,2 л бензина.

       Вес мотороллера 125 кг, допускаемая нагрузка 180 кг, максимальная скорость 80 км/час.

 

Не удержались и размещаем фотоизображение мотороллера “Vespa”.

  

  

Технические характеристики

У последователя «Туриста-М» был более мощный двигатель. «Тулица» стала мощнее на две лошадиных силы. И опять, как и в случае с предыдущей моделью, такого параметра удалось достичь благодаря повышению степени сжатия от 7.8 до 9.3.

Увеличению мощности двигателя способствовала и трехканальная, более совершенная продувка в цилиндре. Но повышение этой технической характеристики приводило к повышенным тепловым нагрузкам. Для того чтобы сохранить нормальный режим работы, мотороллер «Тулица» получил новую головку цилиндра, имеющую развитые боковые ребра, и центральное расположение свечи.

Интересно, что увеличение и степени сжатия, и соответственно, мощности не повлияло на топливную экономичность и не потребовало перехода на более высокооктановую марку бензина. Мотороллер «Тулица» по-прежнему работал на АИ-76. Его вместо роликового стал игольчатым. Тем самым конструктивно была повышена вдвое долговечность коленчатого вала. В результате двигатель мотороллера «Тулица», обозначающийся в техпаспорте как «Т-200А», получил мощность от четырнадцати до шестнадцати лошадиных сил.

Сцепление тоже изменилось в лучшую сторону. Благодаря дополнительной паре дисков — ведущего и ведомого, а также встроенному демпферу оно стало надежнее. Конструкторы также смогли сделать раму у мотороллера «Тулица» несколько жестче, чем у предшественника.

Боковая подставка, исходя из недовольств пользователей, была перенесена с правой стороны на левую. Глушитель на мотороллере «Тулица» стал крепиться к кузову в двух точках с помощью резиновых прокладок. Тем самым был ощутимо снижен шум и повышена его долговечность.

В январе 1978 года с конвейера тульского завода им. Рябикова сошел новый мотороллер «Тулица» (фото ниже).

Правда, новым его можно назвать только номинально, по сути, это была модернизированная модель «Туриста-М». Даже внешне их различить довольно сложно: дополнительные боковые жалюзи охлаждения двигателя и педаль кик-стартера, которая теперь располагалась снаружи, — вот, пожалуй, вся разница. Что же касается «внутренних» преобразований, то они в машине были действительно существенными.

«Турист»

Мотороллер под таким гордым названием производился на Тульском заводе со второй половины шестидесятых годов прошлого века. По замыслу создателей, он был сделан для свободного перемещения по бескрайним просторам Союза. Авторы, базируясь на предыдущих Т-200 и Т-200М моделях, создали отличную от предшественников по дизайну серию. Технически «Турист» — мотороллер, ставший заметным прорывом в машиностроении. Он заметно отличался от предыдущих аналогов.

Конструкторское бюро, которому была поручена разработка «Туриста», проделало огромную работу по усовершенствованию многих технических недостатков выпускаемых на Тульском заводе малых транспортных средств.

У новой модели был несущий капот, который позволил отказаться в задней части мотороллера от габаритного трубчатого подрамника. А его новая рычажная толкающего типа вилка обеспечивала неплохую управляемость. Как свидетельствуют отзывы, этот мотороллер, наряду с новшествами, имел и несколько недостатков. Но в целом «Турист» — вполне комфортный и надежный. Более того, на проходившем в 1967 году Всесоюзном мотоциклетном соревновании в номинации «первенство марки» именно с ним был удостоен главного приза и общего первого места. Спустя два года — в 1969-м — этот успех был повторен. Среди серийных моделей тульский «работяга» занял второе место.

Трансмисссия мотороллера Тула Т-200

Многодисковое сцепление, работающее в масле, установлено на первичном валу коробки передач и состоит из четырех армированных сталью пластмассовых ведущих дисков 3 и 5 стальных ведомых дисков 4.

Ведущий барабан 2 имеет пазы, в которые входят выступы ведущих дисков. Ведомые диски своими внутренними выступами входят в пазы ведомого барабана 6. Ведущие и ведомые диски прижимаются друг к другу силой пяти пружин 13.

Ведущий барабан через приводную цепь получает вращение от коленчатого вала двигателя и при включенном сцеплении вращение через ведущие, и ведомые диски передает вращение ведомому барабану и далее первичному валу коробки передач.

Выключение сцепления производится рычагом 17, нижний конец которого через шток 14, шарик 15 и шток 16 упирается в регулировочный винт 9 нажимного диска. При выключении сцепления поворотом рычага регулировочный винт 9 отжимает нажимной диск 10 , диски сцепления освобождаются, и двигатель оказывается отсоединенным от коробки передач.

Коробка передач, установленная на мотороллере Т-200, имеет четыре передачи вперед. Коробка выполнена с постоянным зацеплением шестерен, с подвижными шестернями-каретками и размещаются в общем картере с двигателем.

На первичном валу 6, изготовленном за одно целое с шестерней первой передачи 5, свободно вращаются шестерни второй 4 и четвертой 2 передач. Подвижная шестерня 3 насажена на шлицы первичного вала и может перемешаться вдоль его оси.

На вторичном валу вращаются шестерня 8 первой передачи, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 5, и шестерня 11 третьей передачи.

Шестерня 12 четвертой передачи напрессована на вторичный вал.

Подвижная шестерня 9 может перемещаться по шлицам вторичного вала.

На конце вторичного вала посажена на шлицах звездочка 15, связанная цепью со звездочкой заднего колеса и являющаяся ведущей звездочкой главной передачи.

Переключение скоростей производится путем перемещения подвижных шестерен 3 и 9 первичного и вторичного валов в соответствующие положения. Эти перемещения осуществляются при помощи механизма переключения, действующего от ножного двуплечего рычага.

Передняя передача служит для передачи вращения от коленчатого вала двигателя на шестерню ведущего барабана сцепления, что осуществляется при помощи цепи, надетой на звездочку коленчатого вала и шестерню барабана.

Главная передача мотороллера Т-200 состоит из втулочно-роликовой цепи, соединяющей звездочку 14 вторичного вала коробки со звездочкой ведущего колеса.

Общие характеристики

Согласно техническому паспорту и руководству по эксплуатации, основные характеристики у мотороллеров модели Тулица следующие:

  • колёсная база составляет 1400 мм;
  • дорожный просвет в условиях полной загрузки, а также нормальных показателей давления в шинах будет не меньше 125 мм;
  • длина 2080 мм;
  • ширина с учётом руля и зеркал не больше 950 мм;
  • высота 1200 мм;
  • вес без нагрузки (сухой) будет до 140 кг;
  • максимальная нагрузка с учётом водителя составляет 170 кг;
  • максимально мотороллер может развивать скорость 97 км/ч;
  • при движении 30 км/ч тормозной путь в условиях полной нагрузки будет 7 метров;
  • на скорости 45-50 км/ч по шоссе мотороллер будет расходовать 3,2 литра на 100 км;
  • на скорости 73 км/ч расход горючего увеличивается до 4,5 литров на 100 километров пути.

Получается, что у Тулицы вполне себе приемлемые характеристики и эксплуатационные показатели, несмотря на то, что последние экземпляры этой техники выпускались более 30 лет назад.

Чтобы детальнее познакомиться с транспортным средством, нужно также изучить и другие его характеристики, пройтись по двигателю, коробке передач, ходовой части и так далее. В завершении вы узнаете, какие основные недостатки конструкции имеет этот мотороллер под названием Тулица.

Описание

Производство мотороллера было начато в далеком 1979 году, на заводе имени В.М. Рябикова. Данная модель «пришла» на замену «Туристу-М». Внешний вид во многом напоминает «старшего товарища». Но, отличия все же есть. Перечислим их: наружное расположение кик-стартера, предусмотренные отверстия на корпусе, для вентиляции внутреннего пространства. Чтобы поближе ознакомиться с техникой, рекомендуется просмотреть фото мотороллера «Тулица».

В плане технических характеристик мотороллер прибавил. Таким образом, производительный элемент вырабатывает на 2 единицы мощности больше, чем «Турист-М2». Увеличенная мощность стала результатом усовершенствованной продувки цилиндра, а также степеням его сжатия. Для лучшего теплового режима, на новой модели был установлен новый цилиндр, поменяли расположение свечи на центральное. Крепеж цилиндра осуществлен на 4-х длинных шпильках.

Большая мощность оставила прежним расход топлива. То есть на экономичности это никак не сказалось. На поршне размещено три кольца (на «Туристе-М» 2 кольца). На смену роликового подшипника в шатуне пришел игольчатый.

На данной модели не обошлось без изменений в раме. «Тулица» оборудована гораздо прочнее силовой рамой. Это было достигнуто вследствие установки новой боковой поперечины, усиленных косынок. Модернизировалась опора двигателя, расположенная сзади.

Где приобрести «Тулицу»?

После 1995 года «ТУЛАМАШ» полностью прекратил выпуск ранее разработанной мототехники, перейдя на другой вид продукции. Однако у любителей двухколесных раритетов есть еще возможность приобрести мотороллер «Тулица». «Авито» – интернет-сайт, где частные лица размещают объявления о продаже различных товаров, — на сегодняшний день предлагает довольно большой выбор этих машин. Цена на модель зависит от ее внешнего вида и общего технического состояния. Там же при необходимости можно приобрести и запчасти на этот транспорт.

Словом, если хочется иметь «Тулицу» у себя в гараже, то все зависит от желания и финансовых возможностей.

Особенности двигателя

Начнём детальное знакомство с двигателя на мотороллерах Тулица. Сам мотор здесь устанавливался только одного типа. Но некоторые элементы могли отличаться.

К числу основных параметров силового агрегата можно отнести следующие пункты:

  • это одноцилиндровый двигатель с диаметром цилиндра 62 мм;
  • ход поршня составляет 68 мм, а степень сжатия тут 66 единиц;
  • цилиндр имеет рабочий объём в 199 см3;
  • максимальная мощность мотора составляет 14 лошадиных сил;
  • крутящий момент у него 1,6 кгс м;
  • используется совместная с топливом система смазки;
  • зажигание функционирует от аккумуляторной батареи, то есть система тут батарейная;
  • двигатель может работать с карбюраторами КА-36Ф или же К-62Г;
  • в качестве топлива используется смесь из бензина и масла;
  • топливо требуется марки А76;
  • в качестве масла подойдёт состав типа М-8В, М6/10Г или МС-20;
  • в конструкции двигателя предусмотрен инерционно-масляный тип воздушного фильтра;
  • система охлаждения здесь принудительная и работает от вентилятора;
  • система запуска мотора при постоянном токе и может осуществляться с помощью кикстартера или династартера.

Конечно, это далеко не современный тип двигателя. Но всё равно конструктивно он достаточно простой, что обеспечивает высокие показатели надёжности и долговечности. С ним тех особых сложностей в плане обслуживания и ремонта. Во многом за счёт этого мотороллеры Тулица до сих пор могут ездить по дорогам общего пользования.

Двигатель

Число цилиндров – 1
Диаметр цилиндра, мм – 62
Ход поршня, мм – 68
Степень сжатия – 66
Рабочий объем цилиндра, см³ – 199
Максимальная мощность двигателя
При 5200 – 5800 об/мин коленвала, л. с. – не менее 14
Максимальный крутящийся момент при
4900 – 5500 об/мин, кгс•м – 1,6
Система смазки – совместно с топливом
Система зажигания – батарейная
Карбюратор типа – КА-36Ф или К-62Г
Применяемое топливо – смесь бензина А76 и масла М-8В или М-63/10Г1 или масла МС-20
Воздухофильтр – инерционно масляный
Охлаждение – принудительное от вентилятора
Система запуска: при постоянном токе – династартером или кикстартером

Мотороллер «Муравей» — история и характеристики

Немного истории. В 1945 году Агостино Д’Асканио, известный итальянский авиационный конструктор, работавший на заводе Пьяджо, сконструировал необычную и удивительную по тем временам машину, которая вскоре получила название «мотороллер». Само это слово применялось и до этого, но им обозначали моторные самокаты, которые строились самостоятельно юными техниками. А мотороллеров у нас тогда ещё не было. Это чудо техники имело небольшие размеры, было дешёвым и манёвренным. Автор этого изобретения развил идею дальше, сделал несколько модификаций мотороллера, самым популярным из них стал трёхколёсный небольшой грузовичок. Начиная с апреля следующего года, в 1946 году, завод Пьяджо стал серийно выпускать этот чудо-автомобиль. А через два года машину уже производили во многих странах.

Через некоторое время этот автомобиль привлёк внимание советского руководства. В 1956 году было принято Постановление Совета Министров о начале выпуска таких машин в Советском Союзе. А уже 7 июля 1956 г

Тульскому заводу поручили выпустить до конца года 2500 машин. Была сделана опытная партия таких мотороллеров под названием «Т-200 Тулица». Тут надо отметить, что эта марка была ещё двухколёсной, а не грузовой моделью

А уже 7 июля 1956 г. Тульскому заводу поручили выпустить до конца года 2500 машин. Была сделана опытная партия таких мотороллеров под названием «Т-200 Тулица». Тут надо отметить, что эта марка была ещё двухколёсной, а не грузовой моделью.

В 1957 году конструкторы И. Г. Лерман и В. С. Махонин на базе «Т-200» сконструировали уже грузовой мотороллер. Они сделали его в двух модификациях. «ТГ-200К» — с кузовом, «ТГ-200Ф» — модификация с фургоном. После этого была выпущена опытная партия устройств в количестве 999 штук. Эти грузовые мотороллеры стали использовать для внутризаводских перевозок, где стало понятно, что они отлично подходят для этих целей. Затем машинами снабдили хозяйственные службы города. Они себя отлично показали и стали востребованными. На следующий год производство этих машин было включено в государственный заказ.

1987-1989 гг. были лучшими в производстве тульских грузовых мотороллеров. С 1987 года стал выпускаться «Муравей-2». Максимальная нагрузка его составляла 315 килограмм.

Мотороллер «Муравей». Характеристики

Машина могла преодолевать подъём до 40 градусов, могла ехать по бездорожью с максимальной скоростью 3 километра в час. Этот грузовой мотороллер вывозили в 21 страну мира. Производство машины продолжалось до 1995 года.

Кратко говоря, были вот какие модификации этой машины. Сначала это был «ТГ-200» (мотороллер «Муравей»), затем «Т-200М» — его модификация, потом был выпущен «Турист», после — три модификации «Муравей-2».

Надо заметить, что мотороллер «Муравей», несмотря на небольшие размеры, оставил заметный след в истории советского автомобилестроения и сохраняет свою актуальность до сих пор.

Расскажем о самой машине. Несмотря на то, что с прекращения производства в 1995 году прошло уже много лет, активно используется и сейчас мотороллер «Муравей». Технические характеристики его таковы:

  • он имеет максимальную скорость 60 километров в час;
  • грузоподъёмность — 280 килограмм;
  • 240 килограмм собственного веса;
  • мощность двигателя — 12 лошадиных сил.

У него высокая проходимость и он незаменим в хозяйстве в сельской местности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий