Дым из трубы глушителя с сизым оттенком
Некоторые автомобилисты путают сизый дым с белым, считают, что это одно и то же. Сизый дым всегда сопровождается повышенным расходом масла, и свидетельствует о неисправностях цилиндро-поршневой группы. Причины появления сизого выхлопа из трубы:
- износ, наличие задиров в цилиндрах;
- износ, поломка поршневых колец;
- прогар поршней;
- затвердевание маслосъемных колпачков.
Еще могут на поршнях лопнуть перегородки между поршневыми кольцами, в головке блока износиться направляющие втулки под клапана. Когда из трубы идет сизый дым, нередко он сопровождается стуками в двигателе, и при таких признаках дальше эксплуатировать автомобиль не стоит, здесь требуется капитальный ремонт.
Черный цвет выхлопа дизеля: главные причины
Одной из наиболее безобидных причин черного дыма является низкое качество дизтоплива (цетановое число горючего) в топливном баке. Цвет выхлопа постепенно нормализуется после немедленного перехода на лучшую солярку.
Дизель на плохом горючем обычно дымит серо-черным выхлопом. Также причиной появления небольшого количества сажи в выхлопе является засорение выпускной системы двигателя. В других случаях наличие черного дыма из выхлопной трубы дизеля указывает на то, что:
- имеются проблемы в системе подачи топлива или воздуха дизельного двигателя;
- нарушены условия оптимального сгорания смеси (часто по причине износа ЦПГ);
- возможны неисправности механизма газораспределения;
К появлению черного выхлопа дизеля часто приводит забитый воздушный фильтр или затрудненный вход воздуха во впускной воздушный тракт, неточности в регулировке зазоров клапанов или сбои в установке фаз газораспределения. Распространенной причиной выступает износ двигателя и низкая компрессия в цилиндрах. Выхлоп дизеля черного цвета также появляется при неисправностях системы корректировки давления наддува, нарушениях в работе ТНВД или форсунок (низкое давление топливного впрыска, изменение формы факела распыла дизтоплива, установлены неподходящие дизельные форсунки).
Низкая компрессия
В списке главных причин того, что дизтопливо сгорает не полностью, выступает падение компрессии в цилиндрах. При низкой компрессии дизельный мотор имеет хорошо различимый черный выхлоп. В дизеле создаваемое давление в конце такта сжатия играет ключевую роль. От температуры сжимаемого воздуха в момент топливного впрыска зависит эффективность самовоспламенения топливно-воздушной смеси. При низкой компрессии температуры для полноценного сгорания будет недостаточно, а проблема наиболее сильно проявляется при отрицательных температурах за бортом. Дизельный двигатель с низкой компрессией зимой часто не заводится.
Топливная аппаратура
Дизель также имеет черный дым выхлопа в результате неисправностей ТНВД, негерметичности дизельных форсунок или слишком большого опережения угла впрыска. При большом опережении (ранняя подача горючего) может проявиться сильная детонация, повышенный шум при работе мотора на разных режимах. В списке поломок топливной аппаратуры отмечают износ форсунок и нарушение формы факела распыла, выход из строя регулятора оборотов в топливном насосе высокого давления. Продолжительная езда на топливе низкого качества быстро выводит ТНВД из строя, так как низкосортная солярка не обеспечивает должной смазки насоса.
Турбокомпрессор
Черный выхлоп дизеля может также появиться в результате проблем с турбокомпрессором, который не развивает необходимого наддува для эффективного сгорания смеси. Отсутствие герметичности впускного тракта часто приводит к тому, что из выхлопной трубы дизельного мотора идет черный дым. Такой дым в этом случае можно увидеть в момент перегазовки. На турбодизеле подача топлива при перегазовке увеличивается, но давление наддува происходит с задержкой в результате инерционного вращения турбины. По этой причине в цилиндре имеет место нехватка воздуха для полноценного сгорания топливно-воздушной смеси, в результате чего дизельный двигатель сильно дымит.
Продолжительная езда с ранним углом впрыска или неисправными дизельными форсунками может привести к прогару форкамер или разрушению перемычек. Также вероятно обгорание и разрушение поршней.
Белый дым из трубы у автомобиля с дизельным двигателем
Белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя при запуске в сырую или холодную погоду – это в целом нормально, только если он не слишком густой, и начинает пропадать с нагревом силового агрегата. Но еще выхлоп у авто с дизелем бывает непонятного цвета – то ли он белый, то ли с сизоватым оттенком. Когда на прогретом моторе дымность не исчезает, необходимо выяснить, что является причиной этого явления.
Опять же опытные автомобилисты и мастера в автосервисах могут отличить неисправный двигатель от исправного по внешним признакам. Как же быть новичку? Можно использовать простой «дедовский» метод – во время работы прогретого двигателя приложить на время к выпускной трубе кусок чистой белой бумаги (тетрадный лист) и посмотреть, что на нем появилось. Если на листе остались только капли воды, значит, мотор, скорее всего в порядке. Появление масляных пятен на листе говорит о том, что через поршневые кольца в систему выпуска попадает масло, необходимо готовиться к ремонту поршневой группы.
О чем говорит разноцветный дым
Предположительную причину задымления легко определить по цвету выхлопа дизельного двигателя. Но не ориентируйтесь только на этот показатель. Съездите на станцию техобслуживания, чтобы специалисты выявили проблему с помощью профессиональной диагностики.
Дым из выхлопной трубы
Угольный
Распространенная причина черного выхлопа заключается в некачественном горючем, из-за которого в деталях накапливается сажа. Купите более дорогое топливо. Если же проблема не решилась, ищите источники неприятностей во внутренней системе. Наиболее распространенные:
- Поломка маслосъемных колец. Из-за этого выхлоп дымит черным, а расход солярки увеличивается.
- Сбой в газораспределительном механизме. Топливо проникает в камеру сгорания слишком рано или поздно.
- Сбившиеся настройки регулировки топливного насоса. В форсунки поступает большой объем солярки, которая сгорает из-за малого количества воздуха. Излишки выходят через выхлопную систему в виде пара.
- Сажа в камере сгорания. Она покрывает клапаны и область вокруг них, а затем частично выходит наружу в виде черного дыма.
- Забившиеся воздушные фильтры. Они перестают чистить воздух в цилиндре от посторонних частиц, которые повреждают двигатель. Его мощность снижается, а солярка уходит впустую и дымит.
Проверьте топливную систему, если из трубы появляется черное облако, а двигатель запускается не сразу. Причина — забившиеся отверстия форсунок. Снимите их и осмотрите на наличие сажи.
Проблема бывает в разгерметизации воздушных каналов. Насосом создайте давление в системе и прислушайтесь. Если слышится шипение воздуха, дело именно в этом.
Выхлопная труба дымит черным из-за неотрегулированного впрыска топлива. Поэтому солярка воспламеняется слишком поздно, и цилиндр покрывается копотью.
Также причина сильного дымления из выхлопной трубы дизельного двигателя заключается в неисправности турбины из-за засора канала вывода воздуха или разгерметизации коллектора. Поломку легко выявить на слух. Сломанная деталь сильно свистит.
Выхлоп может дымить из-за чрезмерной нагрузки на двигатель. Обычно такое происходит, если водитель поднимается в гору и включает высокую передачу.
Белоснежный
Белый цвет дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя обычно появляется в двух случаях:
- в камеру сгорания попала жидкость (чаще всего антифриз);
- солярка сгорает не до конца.
Обязательно проконтролируйте уровень антифриза в бачке. Проблема обычно появляется на моторах с предпусковым подогревом. Охлаждающая жидкость попадает в камеру через прокладку впускного коллектора, смешивается с маслом и превращается в белую смесь. Откройте крышку расширительного бачка и осмотрите жидкость. Если она бурлит, покрыта маслянистой пленкой и пахнет выхлопными газами, белоснежный пар появился именно из-за этой проблемы.
белый дым из трубы
Труба дымит вследствие неполного сгорания солярки по следующим причинам:
- увеличенное давление;
- поломка свечей накала, поршней, топливного насоса.
Одновременно отмечается снижение мощности мотора, рост потребления горючего даже на холостом ходу и замедление реакции двигателя на нажатую педаль.
Белый дым во время запуска мотора не всегда указывает на какую-либо проблему. Он появляется из-за испарения водяного пара, который накопился во время стоянки машины. Одна часть конденсата оседает на выхлопной трубе, а вторая выходит из нее. Если причина именно в этом, то летом белоснежный пар перестает идти сразу после прогревания двигателя. В холода труба дымит чуть дольше.
Синий
Синий дым из дизельной выхлопной трубы появляется в двух случаях:
- моторное масло в цилиндре;
- горючее распределяется неправильно.
В первом случае дым пестрит разнообразием оттенков — от серовато-голубого до насыщенно-синего (все зависит от температуры двигателя и объема масла). Также отчетливо ощущается вонючий запах гари. Причины проблемы заключаются:
- в разгерметизации поршневых колец;
- поломке турбины;
- или износе клапанных сальников.
Во втором случае голубоватый цвет выхлопа дизеля говорит о поломке топливного насоса или форсунок. Если вовремя не заменить делали, одна часть солярки будет сгорать не до конца и выходить наружу в виде облака. А вторая продолжит гореть в поршне, поэтому деталь перегреется, оплавится под влиянием высоких температур или полностью выгорит.
Если система дымит при включении мотора, причина в понижении компрессии двигателя.
Коричневый
Не бывает коричневого дыма из дизельной выхлопной трубы. Это промежуточный оттенок, а причины такие же, как при черном паре — сажа в камере сгорания, забившиеся фильтры, проблемы с топливной системой, повреждения внутренних деталей.
коричневый дым из трубы
Последствия для двигателя, если пошел густой белый дым
Обнаружить причину белого дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя – полдела
Важно понимать последствия и устранять дефекты, так как последние быстро прогрессируют, разрушая компоненты двигателя
С густым белым облаком за кормой можно проехать считанные сотни километров: далее нужно проводить детальную диагностику силового агрегата. На начальной стадии, возможно, потребуется заменить прокладку, заделать трещины в блоке или головке, устранить течь охлаждающей жидкости в масляный контур. Если не придать должного значения выбросам из выпускного тракта – капитального ремонта двигателя не избежать.
Как найти причину перегрева двигателя
Если двигатель постоянно греется, а из трубы глушителя идет белый дым, следует в первую очередь проверить:
- масло в картере ДВС, оно должно быть нормального темного цвета. Белый или слишком светлый цвет моторного масла говорит то том, что в него попал антифриз или тосол, и при смешивании образовалась эмульсия;
- нагрев патрубков радиатора, когда верхние шланги охлаждающей системы горячие, а нижние – холодные, скорее всего, неисправен термостат, и охлаждающая жидкость идет по малому кругу;
- наличие охлаждающей жидкости в радиаторе, если ее мало, следует немедленно заглушить мотор, дождаться, пока он немного остынет, затем долить антифриз в систему охлаждения.
Также охлаждающая система может «завоздушить», но пока прокладка ГБЦ герметична, белый дым из трубы глушителя почти не идет. Пробивает прокладку при перегреве достаточно быстро, поэтому ездить с повышенной температурой в системе охлаждения нельзя, необходимо искать причину и устранять дефект.
Принцип работы и от чего дым становится белым
В дизельном моторе реализован принцип воспламенения смеси солярки с воздухом от сжатия, даже если есть свечи, они нужны только для облегчения пуска, в зажигании смеси, когда мотор вошел в режим, они не участвуют. Распыленная солярка перемешивается с воздухом и резко, под большим давлением, сжимается, в результате чего смесь нагревается и самовоспламеняется.
В исправном моторе, воздух и топливо подаются в нужное время и в правильной пропорции, в результате получается полное выгорание смеси после самовоспламенения, после чего, идет выброс газов через выхлопной коллектор и глушитель. Прогоревшие газы практически не имеют цвета, а если выхлоп побелел, это означает:
- Возможно, в цилиндры попадает ОЖ (охлаждающая жидкость),
- Не полное выгорание топлива внутри цилиндров,
- Повышенная влажность при прогреве выхлопной системы,
- Конденсат, скопившийся внутри выхлопной системы.
При прогреве дизеля, (он сначала работает на холодную) появление белого дыма, абсолютно нормальное явление. Белым его делает пар, образующийся в выхлопной системе из конденсата. Конденсат появляется если машина постояла на улице ночку. При прогреве, нагревается глушитель и конденсат испаряется. После прогрева (через несколько минут после запуска двигателя) пар пропадает.
Зимой это происходит дольше, так как конденсат испаряется хуже и мотор греется дольше. Чем температура ниже, тем парообразование будет дольше. В добавок, солярка сгорает не полностью, по причине несвоевременного воспламенения смеси внутри цилиндров. Её присутствие в выхлопном газе тоже дает белый цвет.
Если с нагревом мотора газы становятся прозрачными, ваша машина в порядке, неисправностей нет, беспокоиться не зачем.
Когда дизель прогрелся (работает на горячую), появление белого выхлопа, означает задержку возгорания топлива внутри цилиндров, по причине нарушения подачи горючего через форсунки. Возможные причины:
- Повышенное давление в форсунках — неисправность ТНВД.
- Возможно, износились плунжеры внутри ТНВД.
- Нарушен цикл впрыска — неправильно настроен ТНВД, требуется регулировка.
- Неисправность одной или нескольких форсунок, они создают перелив.
- Снижена компрессия внутри одного или нескольких цилиндров, пропускают клапана или залегли кольца.
Одновременно с подобными неисправностями, у дизеля появляются проблемы с запуском, он и плохо заводится, и начинает «троить», нестабильность работы ощущается, как при минимальных, холостых оборотах, так и под нагрузкой. Мощность при движении ощутимо снижается, а расход солярки заметно возрастает.
Еще одной причиной сильного дымления может стать попадающая в цилиндры жидкость охлаждения мотора. Белизну и интенсивность вызывает её испарение в процессе работы дизеля. В зависимости от свойств и цвета жидкости, выхлоп становится сероватым и даже сизым.
Это наиболее опасная для мотора проблема. В процессе сгорания солярки смешанной с водой образуется оксид серы и сернистого ангидрида, что губит и сам мотор и все с ним связанные системы.
Возможные причины нарушения герметичности контуров ДВС
Причины попадания жидкости из одного независимого контура в другой обычно связаны с нарушением целостности прокладки головки блока цилиндров. Прокладка имеет множество отверстий с уплотнителями для каналов масла и охлаждающей жидкости. Она чаще всего подвергается деформации и разрушению в результате перегрева двигателя. Как следствие, прокладка дает трещину или изнашивается уплотнитель, в результате чего и происходят утечки. В особо сложных случаях трещина может получиться и на самом корпусе блока цилиндров.
Охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания. Ее остатки, которые не успевают испариться и вылететь в трубу белым дымом, стекают по стенкам цилиндров в картер, разбавляя масло. Помимо вышеперечисленных вариантов попадания воды в масло, необходимо проверить и все другие возможные причины.
Также при диагностике рекомендуется обратить внимание на факторы, которые могли вызвать значительное повышение температуры двигателя. Например, некорректная работа термостата, который также нужно заменить вместе с прокладкой ГБЦ
В поиске причины неисправности скорее всего потребуется разбор двигателя, а также квалифицированные специалисты, которые обладают достаточным опытом и знаниями для качественного выполнения задачи.
Отличия белого дыма от водяного пара
Густой белый дым от паров воды также не является признаком нормальной работы. При первом запуске холодного дизеля начинает выделяться конденсат, как из паров воды, содержащихся в выхлопных газах, так и из остатков влаги внутри выхлопных труб и глушителей. Но интенсивность дыма не вызывает беспокойства, а после прогрева газы становятся прозрачными.
Если этого не происходит, то нужно проверить, что именно формирует белый цвет. Мелкодисперсное несгоревшее дизельное топливо визуально трудно отличить от паров воды, но по запаху это совершенно разные вещества. А второй знак образует скорость испарения конденсата с листа белой бумаги, который выносится в выхлопную трубу.
Вода выходит быстро, а дизельное топливо оставляет следы масла и быстро растекается по пористой структуре со значительно большей проникающей способностью.
Чистый белый дым от солярки появляется только в самых неосторожных случаях, например, когда топливо вообще не сгорает в одном из цилиндров. При частичном сгорании образуется свободный углерод (сажа), а газы приобретают серый оттенок.
Белый дым из выхлопной трубы
Если количество со временем после запуска снижается после того, как двигатель будет прогрет, тревожиться не нужно – это вполне обычное явление, особенно при пониженной атмосферной температуре. Если дым остается сгущенным и белесым, и его объем не снижается, стоит задуматься о диагностике силового агрегата. Причин проблемы существует не так много:
- Технические сбои разнообразного характера.
- Естественное испарение конденсата.
При втором явлении особенного повода для беспокойства нет: конденсатные капли могут образоваться при резких перепадах температуры или в холодный сезон. Скапливается влага в самой выхлопной трубе, особенно это актуально для автомобилей, которые оставляют на ночь на улице (зимой это может привести к замерзанию влаги в трубе, в результате придется отогревать систему). Газ становится нормальным, когда вся влага испарится и перестанет смешиваться с выхлопом.
При запуске бензинового двигателя при пониженных температурах (менее 10 градусов) из трубы машины появляется белый дым, который исчезнет, когда мотор прогреется. На самом деле выходит пар. При неполадках выходит именно дым: он не рассеивается, достаточно густой и не пропадает даже после прогрева. Придется ехать на СТО, чтобы выявить неисправности.
Белый цвет дыма: причины и последствия
А вот если дизель дымит белым уже при хорошо прогретом моторе и при плюсовой температуре, это говорит о проблемах системы охлаждения. Скорее всего в блок цилиндров попала охлаждающая жидкость. Большей частью она состоит из воды, которая образует густой пар при сгорании топливно-воздушной смеси. Жидкость проникает в блок из-за разгерметизации самих цилиндров или износа прокладок, отвечающих за герметичность головки блока или впускного коллектора.
Для диагностики неисправностей снимают головку блока и оценивают состояние всех частей системы. Попадание воды в топливно-воздушную смесь усиливает износ всех деталей. Ремонт системы охлаждения обойдется гораздо дешевле, чем капремонт мотора. Поэтому белый дым при работе дизеля “на горячую” лучше не игнорировать.
Черный цвет дыма: причины и последствия
Черный окрас выхлопа обусловлен высоким содержанием в нем сажи. Чаще всего дизель дымит черным цветом из-за низкого цетанового числа дизельного топлива, говоря проще — из-за плохого горючего. Подтвердить или опровергнуть эту догадку поможет переход на более качественную солярку. Если после нескольких циклов запуска цвет дыма остался прежним, значит, причина не в топливе.
Забился воздушный фильтр
Задача фильтра — очищать поступающий в цилиндры воздух от твердых частиц, которые могут повредить двигатель. При его засорении подача воздуха уменьшается, что сказывается на мощности мотора и расходе горючего. При забитом фильтре топливо сгорает впустую. Если вы заметили, что наряду с черным дымом увеличился расход топлива, первым делом проверьте фильтр. В автомобилях, оснащенных бортовой системой диагностики, компьютер будет выдавать ошибки P0171 или P0172.
Решение проблемы очевидное — воздушный фильтр нужно поменять. Автопроизводители советуют производить замену фильтрующих элементов каждые 12 месяцев или через каждые 10-20 тыс.км. Срок “жизни” фильтра во многом зависит от условий эксплуатации авто. На пыльных грунтовых дорогах он засорится быстрее, чем при езде по ровному чистому асфальту.
Забились форсунки
Если дизель дымит черным дымом на холодную, запускается не с первой попытки и глохнет при нажатии на педаль газа, скорее всего, причина в форсунках. При использовании низкокачественного топлива в распылительных отверстиях скапливаются смолы и шлам. Вернуть работоспособность форсунок поможет их очистка. Существует два способа промывки форсунок:
- Химический. В топливную систему заливают специальный очищающий состав (сольвент) и запускают двигатель несколько раз.
- Физический. Форсунки снимают с двигателя и помещают в специальную ультразвуковую ванну. Этот способ более эффективный, хотя и более затратный.
Неисправен турбокомпрессор
Черный дым из выхлопной трубы при низкой мощности двигателя и повышенном расходе масла указывает на проблемы с турбонаддувом. Причин может быть две:
- засор воздуховодного канала;
- протечка впускного тракта/выпускного коллектора.
Диагностировать утечку воздуха можно даже на слух — при включенном двигателе система турбонаддува издает громкий характерный свист. Если турбокомпрессор “молчит”, нужно заглушить мотор и проверить воздушный тракт на предмет засора.
Неисправности ТНВД
Дизель может дымить черным из-за неверно выставленного угла впрыска на топливном насосе высокого давления (ТНВД). Топливно-воздушная смесь воспламеняется с задержкой. Давление в цилиндрах растет, что приводит к образованию большого количества сажи. Проверять и при необходимости изменять угол впрыска лучше в автомастерских, так как процедура сложная и требует специального оборудования. Затягивать с этим не стоит, так как длительная эксплуатация авто с неправильно выставленным углом впрыска приводит к быстрому износу деталей цилиндро-поршневой группы.
Еще одной причиной дымности дизеля может стать износ плунжерных пар ТНВД. На эту неисправность указывают “плавающие” обороты на холостом ходу при прогреве мотора.
Дизель дымит черным дымом
Наличие черного облака, выделяющегося из дизельного двигателя, может говорить о неполном сгорании топливной смеси, из-за чего остальная ее часть сгорает уже в выхлопной трубе. Причин появления черного дыма может быть много, но к самым распространенным можно отнести залегание маслосъемных колец, образование нагара, проблемы с работой топливного насоса, перегрузка силового агрегата, загрязнение топливных форсунок или фильтра. Рассмотрим каждый из причинных факторов отдельно.
Черный дым из выхлопной трубы
Залегание маслосъемных колец
В таком случае вместе с черным дымом повышается расход топлива. При залегании колец необходимо провести их замену. Также владельца авто ждет более дорогая процедура – замена цилиндров.
Залегание маслосъемных колец
Появление нагара
Оседание нагара в камере сгорания сопровождается появлением черного или серого дыма даже при незначительных нагрузках на двигатель. Нагар может появляться на клапанах или вокруг них. К характерным признакам появления нагара, помимо черного дыма, относится повышенный расход. Устранить образовавшийся нагар можно при помощи специальных присадок.
Нагар в камере сгорания
Неисправность топливного насоса
Неправильно отрегулированный топливный насос также может стать причиной задымленности дизеля. Связано это с увеличением количества топлива, подаваемого в форсунки. В камере сгорания не хватает воздуха, поэтому излишки топлива, попадая в выхлопную систему, там догорает.
Неисправность дизельного топливного насоса
Перегрузка двигателя
Часто перегрузка возникает при движении автомобиля в гору при включенной высокой передаче. Для снятия нагрузки с мотора рекомендуется включать пониженные передачи. Это позволит избежать появления черного дыма из выхлопной трубы и обеспечить надежную работу автомобиля.
Дизель дымит под нагрузкой
Засорение форсунок
В процессе эксплуатации транспортного средства на стенках форсунок могут скапливаться частицы нагара, из-за которых нарушается процесс подачи топлива, которое в итоге сгорает не полностью. Для устранения проблемы и продления жизни форсункам необходимо провести их чистку. Хотя в некоторых случаях может помочь только замена форсунок.
Загрязнение дизельных форсунок
Загрязнение фильтра
При засорении воздушного фильтра в топливной смеси уменьшается количество воздуха, что приводит к неполному сгорания топлива. Устранить дымление можно путем чистки фильтрующего элемента или его замены.
Засорение воздушного фильтра
Присадки против дымности — панацея или бесполезные траты?
Различные бренды автохимии предлагают специальные присадки для уменьшения расхода масла. Они формируют на трущихся деталях двигателя пленку, которая защищает их от износа и заполняет уже имеющиеся микротрещины. Использование присадок заменяет раскоксовку поршневых колец, очищая их от грязи. Все это обещают производители, но так ли это на самом деле?
На автофорумах можно встретить противоречивые мнения о противодымных присадках. Некоторые автомеханики отмечают, что применение таких средств затрудняет капремонт двигателя. Детали мотора покрываются масляным слоем, который очень сложно отмыть до конца. Отдельные детали, которые можно было просто почистить, приходится заменять, соответственно, ремонт обходится дороже.
Присадка лишь немного продлевает жизнь мотора до постановки на ремонт, но не гарантирует его безотказную работу.