Где находятся мозги на ВАЗ-2112: ЭБУ на 16-ти клапаннике

Какие ЭБУ устанавливают на Ваз 2110

Раннее я уже рассказывал про то какие ЭБУ устанавливают на Ваз 2114, кому интересно прочитайте эту статью! Так вот на десятки электронные блоки управления устанавливаются аналогичные.

Январь 4 – технические характеристики на какие модели Ваз 2110 устанавливаются

Одним из самых распространенных ЭБУ устанавливаемых на Ваз 2110 является Январь 4.

Структурная система управления Январь 4

Январь 4 устанавливали на модели Ваз 2110 первого поколения 1999 г.в автомобиля. Конечно это не самая совершенная ЭБУ на Ваз, но все же она имеет ряд приемуществ о которых я расскажу позднее.

Bosch M1.5.4 — преимущества и недостатки использования в Ваз 2110

Для норм токсичности Евро-2 появляются новые модификации блока M1.5.4 (имеет неофициальный индекс «N», для создания искусственного отличия) 2111-1411020-60 и 2112-1411020-40, удовлетворяющие этим нормам и имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер.

ЭБУ Bosch M1.5.4

Так же, для норм России был разработан ЭСУД для 8-кл. двигателя (2111-1411020-70), являющийся модификацией самого первого ЭСУД 2111-1411020. Все модификации, кроме самой первой, используют широкополосный датчик детонации. Этот блок начал производиться в новом конструктивном исполнении — облегченный негерметичный штампованный корпус с выдавленной надписью «MOTRONIC» (в народе «жестянка»). Впоследствии и ЭБУ 2112-1411020-40 тоже стали выпускаться в данном конструктивном исполнении. Замена конструктива, на мой взгляд, полностью неоправданна — герметичные блоки были более надежны. Новые модификации, скорее всего, имеют отличия в принципиальной схеме в сторону упрощения, так как канал детонации в них работает менее корректно, «жестянки» больше «звенят» на одинаковом ПО.

Январь-5 — описание и технические характеристики ЭБУ ВАЗ 2110

Параллельно с системой M1.5.4, АвтоВАЗ совместно с «ЭЛКАР» спроектировал функциональный аналог блока M1.5.4, который получил название Январь-5.». Первоначально были выпущены варианты под нормы Евро-2 (2112-1411020-41) имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер. Позже началось серийное производство и установка систем на базе блоков управления:

  1. «Январь-5.1.2» для 16-ти (2112-1411020-71).
  2. «Январь-5.1.1» для 8-ми (2111-1411020-71) клапанных двигателей.

Все эти блоки имеют ПО и калибровки разработки ОАО «АвтоВАЗ». Для автомобилей классической компоновки используется модификация Январь 5.1.3 2104-1411020-01 в комплектации Евро-2, без датчика детонации.

ЭБУ ВАЗ 2110 Январь 5.1

От версии 5.1 отличается только незапаянными элементами канала детонации.В декабре 2005 г. НПП «Автэл» выпустило в запасные части (на конвейер ВАЗ это никогда не поставлялось!!!) ЭБУ «Январь 5.1.х» с измененной аппаратной частью.

ЭБУ ВАЗ 2110 BOSCH MP7.0H

Следующим поколением ЭБУ для Вазовских десяток стала Bosch MP 7.0 В данной модификации и аппаратная часть и программная разработаны фирмой «Bosch», окончательную калибровку и доводку систем выполнял ОАО «АвтоВАЗ». Это семейство также расширяется и уже дополнилось системами под нормы Евро-3 для 8-ми и 16-ти клапанных двигателей переднеприводных автомобилей, а также для полноприводных автомобилей ВАЗ-21214 и ВАЗ-2123 (нормы Евро-2 и Евро-3).

В качестве ПЗУ в данных блоках использована микросхема FLASH, емкостью 256 Kb, из которых только 32 Kb содержат калибровочные таблицы и могут быть считаны и перезаписаны. Вернее, записать можно все 256 Кб, а вот считать только 32 кб. Считывание /запись этих блоков (без вскрытия блоков) поддерживает только Combiloader от SMS-Software. Возможно так же программировать флэш внешним программатором через переходник, подключаемый к шине ЭБУ.

ЭБУ ВАЗ 2110 BOSCH MP7.0H

В данном ЭБУ использован 16-разрядный процессор B58590 (внутренняя маркировка фирмы Bosch), 20 — разрядная шина и, в качестве ПЗУ, для хранения ПО и калибровок, использована флэш-память 29F200. ЭБУ разных модификаций аппаратно различаются. ЭБУ под нормы Е3 (-50) имеет дополнительный драйвер для подогревателя 2-го датчика кислорода. Так же возможны различия по каналу ДТВ. Красивая бумажная наклейка (встречается и такое), поверх штатного шильдика — скорее всего детище ОПП, такие блоки устанавливались на некоторые «Нивы» и «Надежды», перешитые на ОПП из обычных «нивских».  Этот тип ЭБУ поддерживает не отключаемую драйверную диагностику. Поэтому при установке ГБО на них строго обязательно применение безразрывного отключения форсунок.

Как проверить зажигание ВАЗ 2110 самому

Как уже было сказано выше, в рамках диагностики зажигания следует проверять на ВАЗ 2110 модуль зажигания, выполнять диагностику свечей, колпачков, высоковольтных проводов. Основные признаки неисправностей не всегда связаны с модулем зажигания, то есть нужно использовать метод исключения.

Проверка свечей, заключается в следующем:

  • выкрутить свечи, надев колпачки, уложить их на головку блока и прокрутить двигатель стартером;
  • если искра на свечах не стабильна, меняем неисправные детали на новые или рабочие;
  • повторить проверку уже установленных новых свечей.

Обратите внимание, прокручивать двигатель стартером со снятыми высоковольтными проводами нельзя, поскольку это может привести к пробою в крышке модуля зажигания. Проверка высоковольтных проводов и колпачков:

Проверка высоковольтных проводов и колпачков:

  • снять колпачки, через изолятор на расстоянии 10-15 мм от головки удерживать контакт провода;
  • если иска не пробивает это расстояние, то провода повреждены;
  • проверить провода на сопротивление (номинальное сопротивление должно быть в пределах от 7 до 10к ОМ)
  • при имеющихся отклонениях меняют весь комплект высоковольтных проводов;

Выполнить проверку можно самостоятельно, зная последовательность выполняемых работ и номинальное значение модуля. Итак, если есть подозрения на модуль ВАЗ 2110, проверка предполагает следующий порядок действий:

  • осмотреть модуль зажигания на предмет сколов и трещин (если таковые имеются, модуль зажигания сразу меняют без каких-либо проверок);
  • проверить питание и наличие импульсов, поступающих с ЭБУ (питание проверяют между массой ДВС и центральным выводом (15) колодки проводов, подключенным к модулю). Напряжение при включенном зажигании должно быть не меньше 12В;
  • проверить импульсы, поступающие с электронного блока управления на колодке проводов путем установки одного щупа мультиметра на разъем (15), другой сначала на правый крайний, потом на крайний левый;
  • прокрутив двигатель стартером, фиксируют мультиметром кратковременные скачи напряжения (отсутствие импульсов – проблема в ЭБУ);
  • проверить сопротивление на вторичных обмотках катушек, поставив мультиметр в режим измерения сопротивления. На высоковольтных выводах крышки модуля между 2-3 и 1-4 выводами сопротивление должно быть в пределах 0.5 ОМ (при несоответствии модуль меняют);
  • проверить сопротивление на вторичных обмотках катушки между контактами (15) и сначала крайним правым, потом крайним левым выводом. Сопротивление должно соответствовать 0,5 Ом;
  • проверить модуль на короткое замыкание, установив мультиметр в режим омметра (один щуп прибора на центральный вывод, второй на металлический корпус, норма — сопротивление отсутствует);
  • при фиксировании прибором какого-либо сопротивления, модуль меняют.

Описание «мозгов»

Автомобиль ВАЗ 2110 считается первым транспортным средством отечественного автопрома, оснащенным инжекторным мотором. Силовой агрегат управляется при помощи ЭБУ — электронного устройства, который определяет основные параметры работы двигателя в соответствии с сигналами датчиков. По сути, ЭБУ ВАЗ 2110, ВАЗ 2112 или любой другой модели представляет собой «мозги» машины, работа которых влияет на функциональность транспортного средства в целом.

Управляющий контроллер в ВАЗ 2110

В «Десятках», а также ВАЗ 2112 16 клапанов и других моделях, оснащенными системами БОШ 7.9.7 либо Январь 7.2 в головке установлен один винт М6. С этого винта берется масса на катушки зажигания, а масса непосредственно на управляющий модель берется в салоне. Обычно массой служит приваренная шпилька, установленная на кронштейне блока ЭСУД, в частности, за центральной консолью, за левым экраном. В данном случае на кронштейн масса передается через шпильку, которая заварена на моторном щите, посредине. Также следует отметить, что гайка на этой шпильке обычно не затягивается.

Местоположение блока управления

Теперь рассмотрим вопрос места расположения ЭБУ ВАЗ 2110. Это устройство в Десятке расположено под центральной консолью, в ее нижней части, в частности, под контрольным щитком. Для того, чтобы получить доступ к управляющему модулю, следует с пассажирской стороны демонтировать пластмассовую панель, для этого придется воспользоваться отверткой с крестовым наконечником. Сняв накладку, вы увидите множество различных проводов, штекеров, а также предохранительных устройств. Сам контроллер расположен за ними, он прикручен к планке в горизонтальном положении.

Стрелкой указано расположение модуля ЭСУД за центральной консолью

Описание «мозгов»

Автомобиль ВАЗ 2110 считается первым транспортным средством отечественного автопрома, оснащенным инжекторным мотором. Силовой агрегат управляется при помощи ЭБУ — электронного устройства, который определяет основные параметры работы двигателя в соответствии с сигналами датчиков. По сути, ЭБУ ВАЗ 2110, ВАЗ 2112 или любой другой модели представляет собой «мозги» машины, работа которых влияет на функциональность транспортного средства в целом.

В «Десятках», а также ВАЗ 2112 16 клапанов и других моделях, оснащенными системами БОШ 7.9.7 либо Январь 7.2 в головке установлен один винт М6. С этого винта берется масса на катушки зажигания, а масса непосредственно на управляющий модель берется в салоне. Обычно массой служит приваренная шпилька, установленная на кронштейне блока ЭСУД, в частности, за центральной консолью, за левым экраном. В данном случае на кронштейн масса передается через шпильку, которая заварена на моторном щите, посредине. Также следует отметить, что гайка на этой шпильке обычно не затягивается.

Местоположение блока управления

Теперь рассмотрим вопрос места расположения ЭБУ ВАЗ 2110. Это устройство в Десятке расположено под центральной консолью, в ее нижней части, в частности, под контрольным щитком. Для того, чтобы получить доступ к управляющему модулю, следует с пассажирской стороны демонтировать пластмассовую панель, для этого придется воспользоваться отверткой с крестовым наконечником. Сняв накладку, вы увидите множество различных проводов, штекеров, а также предохранительных устройств. Сам контроллер расположен за ними, он прикручен к планке в горизонтальном положении.

Характерные неисправности: их признаки и причины

Если электронная система управления двигателем дает сбои, это может привести к проблемам в работе силового агрегата. К сожалению, неисправности ЭБУ в отечественных десятках — не редкость, поэтому автовладелец должен знать об основных неполадках, а также причинах их появления.

Для начала рассмотрим симптомы неисправностей:

  1. Нет связи с диагностическим тестером. Если в работе мотора стали появляться проблемы, автовладелец может произвести диагностику работоспособности силового агрегата с помощью тестера или ноутбука. Но если ЭБУ не работает, то при попытке связаться с бортовым компьютером автолюбитель увидит, что связь отсутствует.
  2. На ЭСУД не поступают сигналы о работе форсунок, системы зажигания, топливного насоса, клапана либо датчика холостого хода. Также могут отсутствовать сигналы и с других исполнительных устройств.
  3. Еще один признак — отсутствие реакции на кислородный датчик, контроллер температуры двигателя, датчик положения дроссельной заслонки и другие контроллеры.
  4. Признаком поломки могут служить и механические повреждения устройства. Возможно появление трещин на корпусе в результате сильного механического воздействия, могли перегореть радиоэлементы либо проводники (автор видео о ремонте — Павел Ксенон).

Что касается причин, о неполадки в работе электронного блока управления могут произойти в результате:

Неквалифицированного вмешательства. Такая причина является одной из самых распространенных. Если автовладелец самостоятельно проводит ремонт электрики либо монтирует противоугонную систему или же доверяет это дело неквалифицированным мастерам, в процессе могут быть допущены ошибки. Часто встречаемая проблема — прикуривание аккумулятора авто от транспортного средства с заведенным мотором

При прикуривании двигатели обоих машин должны быть отключены, в противном случае есть вероятность повреждения «мозгов», это важно помнить. Еще одна проблема, которая встречается не так часто — это спутывание полярности при подключении автомобильной АКБ

Если вы спутаете плюс с минусом, это может не только повредить блок управления, но и вывести из строя сам аккумулятор, что чревато дорогим ремонтом. Причина может заключаться в отключении клемм АКБ при запущенном моторе. Также блок управления может выйти из строя в результате включения стартерного узла с отключенной силовой шиной. Вывести систему управления двигателем может случайно попавший на датчик либо проводку транспортного средства электрод в ходе выполнения сварочных работ. Одна из самых серьезных проблем — попадание воды на ЭБУ

При попадании жидкости в устройство может «накрыться» сама плата. Обрыв на участке электроцепи либо замыкание проводки. Также причиной могут служить неисправности в работе высоковольтной составляющей системы зажигания. К примеру, поломка ЭБУ может быть спровоцирована отказом работоспособности катушки, высоковольтных кабелей, распределительного механизма и т.д.

Неисправности центрального блока кузовной электроники ЦБКЭ

Блок ЦБКЭ 21900-3840080-10/20 предназначен для выполнения множества функций.

Это управление лампами наружного и внутреннего освещения, замками дверей, стеклоочистители, тревожная сигнализация, обогрев сидений, электроприводы зеркал и т.д. Устанавливаются на автомобили Приора, Калина, Гранта.

Не работают повороты на Приоре, постоянно горит правые поворотники на Калине, Приоре, Гранте. По таким вопросам постоянно звонят владельцы нам по телефону. Блок кузовной электроники современных автомобилей Автоваза, не выдерживает проверки временем.

Основные признаки неисправного ЭБУ автомобилей ВАЗ:

  • не работают поворотники;
  • одна сторона указателей поворота постоянно горит;
  • не работает функция открывания багажника;
  • нет управления одной или несколькими функциями;
  • не работают все функции блока, на диагностику не выходит.

“Блок комфорта”

на автомобилях ВАЗ не редко выходит из строя. Проблемы с этим блоком распространенные, а замена блока не всегда дешевое занятие. Новый блок стоит 6-7 т.р. плюс 1,5руб. замена блока. Можно найти конечно и б/у вариант, но на это уйдет не мало времени.

Мы предлагаем оперативный ремонт

“блока комфорта”.

Где находится ЭБУ ВАЗ и взаимозаменяемость блоков управления

Прежде всего, для определения типа блока управления нужно найти его место установки в автомобиле. Для этого следует изучить мануал. В качестве примера остановимся на ВАЗ 2108 — 2115. На этих авто ЭБУ стоит в салоне, спереди справа, немного ниже бардачка.

Кстати, для проведения компьютерной диагностики данная информация также полезна, так как нужно знать, в каком месте можно подключиться к диагностическому разъему, установленному в различных местах на той или иной модели.

Диагностические разъемы ВАЗ 2108 – 21099 с низкой панелью находятся возле ЭБУ, под бардачком. Модели  ВАЗ 2108 – 21099 с высокой панелью, а также 2113 – 2115 имеют разъем внутри центральной консоли. Версия ВАЗ 2108 – 2115 с так называемой европанелью имеет разъем на панели, причем расположен он ближе к пассажирской двери.

Что касается самих блоков, ВАЗ 2108 – 2115 разных лет выпуска имеют различные модели ЭБУ. Например, самый популярный ЭБУ Январь 4 ставился на ранние модели инжекторных двигателей с центральным впрыском во впускной коллектор.

Версия Январь 5 – 6  представляют собой ЭБУ с распределенным впрыском, но без поддержки кислородного датчика. Блок управления Январь 7 появился на машинах с 2007 г., поддерживает все датчики, эффективно управляет двигателем.

Еще добавим, что кроме Января, на ВАЗ активно использовались разные поколения блоков GM, являясь аналогией Январь 4 – 7. То же самое можно сказать об ЭБУ Bosch или Ителма. Учитывая все особенности, взаимозаменяемость возможна, однако нужно подбирать аналоги, подходящие по классу, версии, количеству поддерживаемых датчиков и т.д.

Дело в том, что каждая модель подходит только для определенной комбинации двигателя и датчиков, а также проводки и прошивки. Это значит, что различные модели даже в рамках одного семейства  можно ставить только с учетом полной совместимости.

Еще раз отметим, виды ЭБУ на ВАЗ отличаются. Получается, нельзя поставить вместо Январь — 4 или GM-09 SAMARA  Январь 5.1, однако для Январь 5.1 есть взаимозаменяемость с VS (Ителма) 5.1 или Bosch M1.5.4.  В свою очередь, ЭБУ Bosch M7.9.7 не совместим с предыдущими блоками, но может быть заменен на Январь 7.2 Ителма или Автэл.

Чтобы точно определить ЭБУ, достаточно снять каркас панели приборов сбоку, выписать номер ЭБУ. Также при наличии БК можно опционально посмотреть версию и тип ЭБУ, а также номер прошивки блока

Схема 21124

Перечень элементов схемы электрических соединений ЭСУД ЕВРО-2 М7.9.7 а/м 21104:

1 – колодка жгута проводов катушек зажигания к жгуту системы зажигания;

2 – колодка жгута системы зажигания к жгуту проводов катушек зажигания;

3 – катушки зажигания;

4 – датчик сигнализатор иммобилизатора;

5 – блок управления иммобилизатора;

6 – свечи зажигания; 7 – форсунки; 8 – колодка диагностики;

9 – колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;

10 – контроллер; 11 – электробензонасос;

12 – колодка жгута системы зажигания к жгуту датчика уровня топлива;

13 – колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания;

14 – колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;

15 – колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;

16 – колодка жгута системы зажигания к жгуту боковых дверей;

17 – датчик скорости;

18 – регулятор холостого хода;

19 – датчик положения дроссельной заслонки;

20 – датчик температуры охлаждающей жидкости;

21 – датчик массового расхода воздуха;

22 – датчик контрольной лампы давления масла;

23 – датчик фаз;

24 – датчик кислорода;

25 – датчик положения коленчатого вала;

26 – датчик детонации;

27 – электромагнитный клапан продувки адсорбера;

28 – датчик уровня масла;

29 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;

30 – колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;

31 – колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;

32 – реле зажигания;

33 – предохранитель реле зажигания;

34 – предохранитель цепи питания электробензонасоса;

35 – реле электробензонасоса;

36 – реле электровентилятора;

37 – предохранитель цепи питания контроллера;

38 – колодка жгута системы зажигания к соединителю кондиционера;

39 – комбинация приборов;

40 – выключатель зажигания;

41 – электровентилятор системы охлаждения;

42 – блок бортовой системы контроля;

43 – реле стартера;

44 – контакты 8-клеммных колодок жгута панели приборов и жгута переднего;

45 – контакты 21-клеммных колодок жгута панели приборов и жгута заднего;

46 – маршрутный компьютер;

47 – диагностический разъем.

A – к клемме “плюс” аккумуляторной батареи; В1 – точка заземления жгута проводов катушек зажигания; В2 – точка заземления жгута датчика уровня топлива; В3, В4 – точки заземления жгута системы зажигания; С – к стартеру; D – к выключателю плафона освещения салона двери водителя.

Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется   данный провод. Через дробь указывается номер контакта колодки

Частые вопросы по автодиагностике ВАЗ 2112 через компьютер или смартфон

Ранние марки электронных блоков управления имеют только К-линию для внешних адаптеров. По это причине, для них применяется K-Line VAG. Аппарат поддерживает стандарты обмена данными ISO 9141-1, 9141-2, 14230, KWP2000. Подключение выполняется к диагностическому разъему машины. Позволяет считать коды неисправностей, проанализировать данные, очистить ПЗУ компьютера.

Модели двигателей ВАЗ 2121, оснащенные CAN протоколом, имеют сервисною колодку стандарта OBD2. Для коммутации используется 16-пиновый порт. Обмен пакетами данных осуществляется по двум линиям: Кан-верхняя, Кан-нижняя.

* Для сканеров на ELM 327 рекомендована ревизия чипа 1.5.

Подходящие сканеры для диагностики автомобиля ВАЗ 2112

Полноценные профессиональные сканеры, отличаются от адаптером, тем что имеют встроенный дисплей, собственную внутреннюю диагностическую программу для чтения конфигураций ЭСУД.

ДСТ-14Т – это официальный дилерский сканер, рекомендуемый АвтоВАЗ. Подходит для всего модельного ряда. Так же для данных автомобилей применяется следующие мульти-марочное оборудование:

  • ДСТ-14Т;
  • Launch X431 PRO (С программным модулем для ВАЗ);
  • Autel MaxiDas DS708;
  • U480 CAN;
  • CREADER 6;
  • Bosch KTS 340
  • Другие профессиональные автосканеры с OBD2 коннекторами.

Отдельно стоит отметить ДСТ-14Т. Это официальный дилерский сканер, рекомендуемый заводом АВТОВАЗ.

Как уже упоминалось выше, старшие модели двенадцатой оснащались диагностическими разъемами с 12 пиновым портом. Для таких вариантов подойдет классический K-Line VAG. Пакеты данных транслируются через К-Line.

Для подключения применяются следующие программы:

  • Open Diag Free;
  • ELM327 VAZ;
  • Diagnostic Tool v1.3.1-1.3.6.

Диагностика ошибок и расшифровка

Электронные компоненты опрашиваются через цепочку компьютер-сервисное оборудование-ЭБУ. Диагностическая программа собирает воедино информацию с разных систем и при наличии неполадок выдает OBD коды.

При самодиагностике электронных компонентов, ЭБУ опрашивает органы контроля самостоятельно. Результат выводится в виде кодов на табло. Если компонент не отвечает ил его значения не совпадают с калибровочными, ЭСУД фиксирует ошибку в этом месте.

Диагностика датчиков

Аппаратную сервисную проверку на ВАЗ 2112 поддерживают:

  1. Лямбда зонд. Стабильная работа мотора машины соответствует показаниям в диапазоне 0,1-0,9 В. Важный параметр, характеризующий состав топливовоздушной смеси. Информация отображается сканером как вольтаж на лямбда зонде.
  2. Датчик скорости. Работает по принципу датчика Холла. Сканер обрабатывает количество пиков фронтов прямоугольного сигнала, конвертируя в привычное значение скорости.
  3. Датчик ХХ. Показывает информацию об состоянии клапана в виде количества оборотов шагового мотора.
  4. Датчик температуры ОЖ. Отображает текущий нагрев, конвертированный в градусы Цельсия.
  5. Датчик температуры ДВС. Работа идентична ДТОЖ. Работает в паре с индикатором на приборном щитке.
  6. Датчик давления масла. Показывает текущее значение в кПа в канале высокого давления блока.
  7. Датчик давления воздуха. Данные отображаются в кПа. Показывает разрежение во впускном коллекторе на разных мощностных режимах.
  8. Датчик давления топлива. Отображает показатели давления в топливной рампе.
  9. Датчик дроссельной заслонки. Процентное значение открытости заслонки и положения педали газа.
  10. Датчик расхода воздуха. Данные на сканере отображаются в виде напряжения на узле. По диаграмме можно оценить качество подготовки смеси.

Дополнительные узлы для считывания через OBD:

  • ДД, включая широкополосный на новых моделях;
  • кондиционер;
  • Airbag;
  • ДПКВ;
  • датчик фаз.

Обработка данных происходит аналогично. Диагностическое оборудование выводит значение в том виде, котором ЭСУД посылает информацию. Для удобного восприятия, система автоматически конвертирует некоторые показатели в классические единицы измерения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий