Инструмент для кузовного ремонта автомобилей

Киянки и молотки

Мелкий ударный рабочий инструмент для ремонта машин представлен киянками и молотками. Рихтовочный молоток может иметь несколько разных модификаций:

Молоток для правки.

Применяется для выравнивания средних по размеру вмятин.

Молоток для чеканки.

В отличие от предыдущего экземпляра с помощью чеканочного молоточка делают более тонкие работы на завершающем этапе выпрямления кузова.

Молот инерционный.

Правит криволинейной формы вмятины и неровности кузова машины за счет кинетического принципа и особого двойного «оперения».

Молот фланцевый.

Этот молоток способен разделять и вновь монтировать фланцевые соединения.

Киянка.

Молоточек, сделанный из твердых пород дерева, кожи, резины или других искусственных либо природных современных материалов. Киянки могут оснащаться съемной ударной частью — бойком, позволяющим делать аккуратную рихтовку авто без покраски.

Наковальни и поддержки для рихтовки или ударные полотна.

Данный вспомогательный инструмент применяется в качестве поддерживающей основы, на которой выполняются работы по рихтовке. Особенность поддержки: она имеет форму бруска, иногда точно повторяющего форму выпрямляемого элемента. Рихтовочные ударные полотна располагаются на помятой металлоповерхности, после чего сверху производятся удары молотком. Ударные полотна можно подобрать так, чтобы они выступали также в качестве удобных подставок во время рихтовочной работы.

Молоток рихтовочный обратный для правки вмятин.

Чтобы вытянуть вмятины, обратный молоток приваривается или прикрепляется на крюк через просверленное в металле кузова отверстие. При выполнении этого трудоемкого процесса мастеру требуется выполнять постукивание грузиком с обратной стороны, медленно перемещая молоток вдоль изделия.

В рихтовочный набор молотков и поддержек при необходимости могут быть включены некоторые другие инструменты для рихтовки кузова.

Для правки авто могут пригодиться такие разновидности ударных рихтовочных инструментов:

  • молотки с плоским и выпуклым бойком;
  • молотки-гладилки;
  • молотки с насечками;
  • монтировка;
  • специальные пневматические либо вакуумные присоски, приспособление для вытяжки вмятин без покраски;
  • инструмент для работы с пластиком.

Последний представляет собой набор, включающий строительный фен, термопистолет, специальный электрический и воздушный паяльник. С помощью этих приспособлений покореженный пластик автомобиля может быть подрихтован.

Стапель

Стапель — основное приспособление, применяющееся для рихтовки кузова автомобиля и позволяющее выпрямлять вмятые его части. В зависимости от формы и принципа работы стапели для рихтуемой (поврежденной) поверхности авто делятся на такие виды:

Платформенные.

Представляет собой металлическую пятиметровую платформу, изготавливаемую из металлопластин с ребрами жесткости. На это основание с помощью струбцин и подъемного механизма прикрепляется авто для последующего выпрямления вмятины. Стапель с платформой также может использоваться, как подъемник.

Напольные.

Это стационарные конструкции, представляющие собой мощные рельсы, укрепленные в полу мастерской, к которым присоединяются тяговые механизмы. Для безопасности работы выполняются удаленно, через пульт дистанционного управления. Стационарный стапель должен иметь увеличенную грузоподъемность — 10 т.

Рамные.

Стапели с рамой меньше по габаритам, чем платформенные. Принцип действия: вытягивание осуществляется с помощью металлической рамы, грузоподъемность которой составляет от 4 до 6 тонн.

Используемые материалы

Автокосметика и средства ухода за кузовом

Расходные материалы для кузовного ремонта нельзя в прямом смысле классифицировать как инструмент. Однако они необходимы так же, как специальный инструмент и приспособления. Поэтому давайте рассмотрим, что необходимо иметь в мастерской:

  • Чистящие и моющие средства.
  • Обезжиривающую химию.
  • Антистатики (предотвращают налипание пыли на свежеокрашенные узлы).
  • Средства для полирования:
    • абразивные;
    • защитные;
    • универсальные.
  • Материалы для предотвращения возникновения коррозии.
  • Антигравийные материалы.
  • Наждачную бумагу, абразивные круги и др.
  • Сухие чисты тряпки, ветошь.
  • Лакокрасочные материалы, грунтовки, клеи и т. п.
  • Средства индивидуальной защиты: перчатки, очки, маску для сварки и др.

https://youtube.com/watch?v=JD03t50lV3w

Оборудование для окрашивания автомобилей

В перечень работ кузовного ремонта входят операции по окрашиванию. Очевидно, что для них также понадобится специальное оборудование. Вот краткий список того, что вам может понадобиться в процессе восстановления лакокрасочного покрытия автомобиля:

  • Разбрызгиватель для:
    • краски;
    • грунтования.
  • Краскопульт.
  • Аэрограф.

Набор краскопультов для покраски авмашин

Вам не нужны все 3 категории — будет достаточно и одной. Просто определитесь с оптимальным вариантом. Вам следует знать, что аэрограф предназначен для окрашивания небольших поверхностей и не годится для серьёзных объёмов.

Обязательно будет нужен компрессор — он включается в схему оборудования для нанесения краски.

Инструмент для рихтовки

Рихтовка — это приведение вида обрабатываемого изделия к первоначальному. Другими словами, рихтовка необходима для возвращения внешнего вида деталям кузова после получения ими повреждений. В идеале для выполнения рихтовочных работ в арсенале автомастера должен быть следующий инструмент для кузовного ремонта и оборудование:

  1. Молоток рихтовочный (представляет собой инструмент в виде ручки и насадки):
    • с выпуклыми круглым и квадратным бойками;
    • с плоскими круглым и квадратным бойками;
    • с одним плоским круглым бойком и выпуклым квадратным вторым;
    • с одним круглым выпуклым бойком и точечным — другим;
    • с большими круглым и квадратным бойками;
  2. Молоток безынерционный;
  3. Молоток резиновый;
  4. Молоток вакуумный с насадками-присосками (если автовладелец умеет им пользоваться — вакуумный метод распространен не достаточно широко из-за требования к высокому профессионализму работника);
  5. Правка рихтовочная (изогнутый инструмент с острым рабочим краем):
    • двусторонняя;
    • «свисток»;
    • «каблук»;
    • «пресс-папье»;
    • угловая;
  6. Киянка с цилиндрическим бойком (инструмент из однородных составляющих);
    • деревянная;
    • резиновая;
  7. Ложка:
    • рихтовочная;
    • универсальная;
    • вытягивающая;
    • выпуклая;
    • ударная упругая;
    • для выполнения внутренней рихтовки;
  8. Полотна ударные;
  9. Стержни фигурные.

Несмотря на внушительный перечень, весь этот инструмент не займет много места в гараже, но при необходимости существенно облегчит выполнение кузовного ремонта. Как вариант, допускается использование, например, одной ручки для молотка или киянки и нескольких бойковых насадок, то есть иметь отдельную ручку для каждой насадки вовсе не обязательно.

Также для выполнения такого вида кузовной работы потребуются:

  • Наковальня. Несмотря на ассоциации с громоздким напольным устройством, наковальня для рихтовки — ручнойинструмент, с помощью которого возможно эффективное выпрямление вмятин.
  • Самодельные блоки для насечки — оборудование, позволяющее выполнять удары максимально точно.
  • Шлифовальная машинка первого типа — инструмент, используемый для устранения неровностей металла.
  • Споттер сварочный — универсальное оборудование, необходимое для выполнения рихтовки.
  • Домкрат — пользу этого вида оборудования переоценить трудно. Там, где необходима надежная поддержка автомобиля, без домкратов не обойтись. Особо ценны, но и дороги, подкатные домкраты, которые могут работать синхронно.

Набор рихтовочного инструмента

Для повышения качества рихтовки детали кузова снимают и выкладывают на ровную поверхность, застеленную войлоком, который существенно снижает ударную нагрузку. Поэтому небольшой запас этого материала в гараже должен быть.

Споттер

Споттер применяется для кузовного ремонта и помогает подобно обратному молотку простукивать небольшие деформированные детали. Это — один из методов рихтовки машин, который выполняется подобным оборудованием точечно. В связи с этим указанный миниатюрный прибор имеет массу преимуществ перед обычным устройством:

  1. Рихтовочная работа выполняется качественно.
  2. Время работ со споттером невелико.
  3. Не нужно разбирать авто для выполнения авторемонта.
  4. Уникальный принцип работы позволяет споттеру устранять механические повреждения и дефекты кузова, в том числе капота, крыльев, порогов.

Стапель

Стапель предназначен для восстановления геометрии кузова

При столкновении или наезде на препятствие у автомобиля могут возникать различные нарушения геометрии кузова. Они требуют грамотной правки — машина с неправильной геометрией плохо подаётся управлению, и велик риск возникновения новой аварийной ситуации.

Cтапель напольный Blackhawk Korek

Есть следующие разновидности стапелей:

  • напольный — наиболее дешёвая разновидность. Он состоит из рельсов, вмонтированных в пол, анкеров и стоек. Позволяет использовать занимаемую площадь для других задач, когда в нём нет необходимости;
  • платформенный — это эстакада с трапом для въезда и рельсами. Он может использоваться для самых сложных разновидностей правки, однако он требует под себя большой площади в помещении;
  • рамный — очень удобен для правки несложных дефектов. Не занимает много места и очень эффективен.

Рихтовочные инструменты

Суть работ по рихтовке заключается в том, что детали возвращают первоначальный вид. Иначе говоря, это разнообразные методы правки элементов автомобиля. Для выполнения работ подобного рода у вас в арсенале должны быть следующие инструменты:

  • Набор молотков для рихтования:
    • с выпуклыми бойками круглой и квадратной формы;
    • с плоским круглым и выпуклым квадратным бойками;
    • с плоскими бойками (также круглыми и квадратными);
    • с выпуклым круглым и плоским квадратным бойками;
    • с выпуклыми плоским и круглым бойками большого размера.

  • Безынерционный молоток
  • Молоток из резины.
  • Молоток вакуумного типа с насадками в виде присосок.
  • Правка для рихтования — инструмент изогнутой формы с острой рабочей кромкой.
  • Киянка с бойком цилиндрической формы из:
    • дерева;
    • резины.
  • Ложки:
    • рихтовальная;
    • универсальная;
    • для вытягивания;
    • выпуклая;
    • упругая ударного типа.

  • Стержни фигурной формы.
  • Ударные полотна.
  • Наковальня. Может быть небольших размеров. Это необходимый инструмент для выправления вмятин.
  • Машинка для шлифования. Применяется для устранения царапин и сколов, избавления от очагов коррозии и прочих операций подобного типа.
  • Сварочный аппарат. Вполне вероятно, что вам понадобится варить металлические элементы. Использование сварочных аппаратов требует определённого опыта и знаний — учтите это.
  • Домкрат. Это устройство можно найти в комплекте у каждого автолюбителя. Он понадобится для поднятия и поддержки автомобиля как в полевых условиях, так и в мастерской. Существуют разные виды домкратов:
    • реечный;
    • подкатной;
    • рычажно-винтовой.

Расходные материалы

Хоть материалы и не относятся к инструментам и группе «оборудование», но иметь их в своем гараже необходимо всем тем, кто занимается даже самыми незначительными видами кузовного ремонта:

  1. Средства для очистки:
    • Моющее средство — рекомендуется иметь в наличии хотя бы один вид неагрессивного моющего средства для очистки деталей автомобиля от загрязнений;
    • Средство для очистки кузова от битумных пятен — выпускается в основном в виде аэрозолей и очень удобно в применении.
  2. Обезжириватели.
  3. Антистатические средства: желательно наличие таких средств, нанесенных на одноразовые салфетки. Их функция — предохранение поверхности, в том числе и свежеокрашенной от оседания пыли и загрязнителей.
  4. Полироли:
    • защитная
    • универсальная.

    Полировать лучше всего полировальной машинкой, но так как это оборудование довольно дорогостоящее можно обойтись и подручными средствами.

    Полирование автомобиля

  5. Антикоррозионные средства. К сожалению, развитие коррозии, если она уже выявлена, остановить очень трудно, поэтому самый лучший способ ее предупреждения — обработка антикоррозионными средствами. Современные новые автомобили, особенно немецкие и японские, подвергаются такой обработке еще на производстве, но и она со временем требует обновления.
  6. Антигравийные средства. Способствуют повышению защиты днища, пластиковых элементов кузова и лакокрасочного покрытия. Следует помнить, что антигравийные средства должны наноситься в последнюю очередь после всех остальных средств.
  7. Наждачная бумага. В работе может потребоваться бумага с разной зернистостью, поэтому в идеале нужно иметь целый набор такой бумаги. Для выполнения кузовных работ потребуется и специальный брусок, вокруг которого оборачивается бумага для удобства ее использования.
  8. Диски абразивные.
  9. Ветошь.
  10. Расходные материалы при выполнении определенных видов работ (лаки, краски, клеи, грунтовки, шпатлевка и т.д.).
  11. Средства защиты: перчатки, респираторы, защитные очки, сварочные щитки.

Кроме того у каждого автовладельца должен быть инструмент, входящий в стандартные слесарные наборы и наборы жестянщика.

Вот далеко не полный перечень инструмента и оборудования, которое используется при проведении кузовного ремонта, и, естественно, при выборе определенных технологий список может расширяться.

https://youtube.com/watch?v=Sohs3KjAroQ

Крючки, рычаги и прочие приспособления

Рихтовщику, который работает над приданием деформированному кузову первоначальной формы, для выполнения полного объема ремонтных работ с автомобильным покрытием пригодятся также:

Специальные крюки.

Рихтовочные крюки должны быть изготовлены из металла толщиной не менее 10-12 мм.

Выпуклые, упругие, вытягивающие, выравнивающие, универсальные ложки.

Ложкоподобные инструменты производят выгибание и вытягивание труднодоступных (внутренних) частей кузова.

Другие рычаги для контактного ремонта.

Рычаги применяются там, где обычного человеческого усилия не хватает.

Правка и рихтовка автомобилей производится, начиная с самой большой вмятины, с использованием подходящих инструментов, при этом рихтовочные молотки остаются основным выпрямляющим приспособлением.

В целях выравнивания вдавленных частей неотрихтованного кузова автомобиля применяется гидравлический кузовной ремонт. С помощью насоса со всевозможными прямыми и фигурными насадками, оснащенного цилиндрами и работающего на гидравлическом механизме, осуществляют вакуумную вытяжку вмятин авто. При невозможности сделать выпрямление с помощью насосов полезными могут стать зажимы и захваты. В рихтовочные комплекты обычно включают несколько таких зажимающих приспособлений разных размеров (диаметров). Также захваты различаются между собой количеством креплений (их может быть от 1 до 3 шт.) и способом фиксации (самый распространенный метод укрепления на кузове — с помощью шурупа).

Пневмомолотки используются для качественного рихтования труднодоступных мест авто. Также для выполнения особо сложных рихтовочных работ существуют специальные металлические механические агрегаты, имеющие несколько опор (от двух до четырех), между которыми закреплен опускающийся и поднимающийся стержень. Он просовывается в заранее проделанное отверстие той части кузова, где требуется вытягивание. Вместе со стержнем на таком приспособлении обычно используются крепления.

Перед началом рихтовочных работ следует, осмотрев повреждения авто, из всего разнообразия специнструментов подобрать те, которые помогут в рассматриваемом случае. Для небольших повреждений подойдет домашний рихтовочный набор, чтобы выполнить выпрямление более глубоких вмятин, следует прибегнуть к помощи специалистов из авторемонтной мастерской.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий