Срок службы аккумуляторов автомобильных: сколько служит аккумулятор на машине

Видео «Проверка автомобильного аккумулятора»

Различаются следующие виды автомобильных батарей:

  1. Свинцово-кислотные. Являются одними из дешевых и надежных батарей. Обычная кислотная АКБ может проработать не более 6 лет. Долговечность зависит от производителя.
  2. Аккумуляторы AGM. Пластины батареи связывает волокно, пропитанное кислотой. Благодаря таким процессам сокращаются потери холостого хода, тем самым повышается производительность. Эти АКБ предназначены для автомобилей с системой рекуперации энергии. Срок службы составляет не более 8 лет.
  3. Гелевые аккумуляторы. В этих батареях связывающим элементом служит гель двуокиси кремния. Срок годности гелевых АКБ составляет до 10 лет.

На продолжительность службы АКБ влияет и постоянное нахождение аккумулятора в разряженном состоянии, это происходит по следующим причинам:

  1. Неисправность системы зарядки. Если неисправен генератор или регулятор напряжения, то АКБ не заряжается до необходимых значений, в результате начинает разряжаться. Это грозит полной разрядкой аккумулятора, сульфатацией пластин и снижением емкости.
  2. На современные автомобили устанавливают большое количество дополнительного оборудования, которое создает повышенную нагрузку на аккумулятор, особенно, когда автомобиль находится без движения, и генератор не работает.
  3. При неправильной установке электрооборудования возможна утечка тока. Даже при небольшом токе за несколько дней аккумулятор может полностью разрядиться. Если после продолжительной стоянки стартер вращается не так быстро, следует замерить ток утечки и устранить неполадку в кратчайшее время.
  4. Важным условием эксплуатации АКБ является крепление. При плохом креплении корпуса батарея находится под воздействием повышенной вибрационной нагрузки. Кроме того, если она плохо закреплена, то может выскочить при резком повороте или торможении из гнезда, тогда соскочившая плюсовая клемма замкнет о кузов. Батарея должна быть хорошо закреплена с помощью скоб либо другими зажимами.
  5. Передвижение в городских условиях, частое простаивание автомобиля в пробках приводит к разрядке. При каждом очередном запуске мотора батарея отдает часть заряда. Но так как автомобиль передвигается на небольшие расстояния между стартами, АКБ не успевает восполнить заряд.

Соблюдая правильную эксплуатацию аккумулятора, возможно добиться его долгой жизни

Если батарее постоянно не хватает заряда, электролит, залитый в банки, начинает расслаиваться на две фракции: тяжелые и легкие кислоты. Тяжелые оседают на дно и способствуют тому, что вырабатывается слишком большое количество энергии. Легкие поднимаются и разъедают верхнюю часть пластин.

Как понять, что АКБ вот-вот «умрет»

Есть несколько способов, помогающих определить, что аккумулятор нуждается в замене. Рассмотрим их по степени сложности.

Простые методы

К простым способам относятся те, которые не требуют специальных навыков.

1

Нужно обратить внимание на экран бортового компьютера. Если на нем с регулярностью появляется значок, сигнализирующий о низком заряде аккумулятора, хотя тот, допустим, заряжался всю ночь, то, помимо проверки электроники в целом, следует задуматься о замене АКБ

2. Осмотреть корпус АКБ. Он должен быть герметичным, без трещин. Никаких подтеков электролита!

3. Проверить цвет электролита. Если он бурого или темно-красного оттенка, тогда АКБ пора менять. Такой цвет говорит о разрушении пластин.

4. Обратиться в сервис и попросить провести диагностику АКБ. Такой способ рекомендован, когда истек срок службы батареи.

5. Проверить запах аккумулятора при работающем двигателе. Неприятное амбре серной кислоты сигнализирует о том, что электролит кипит, а это – повод поменять (если нельзя реанимировать) АКБ.

6. Понаблюдать за запуском двигателя. Если он даже в теплую погоду заводится с трудом после нескольких потугов прокрутить мотор – это причина задуматься о «здоровье» батареи.

7. Завести двигатель несколько раз подряд. В неисправном аккумуляторе заряда не хватит больше, чем на 2 пуска.

8. Посмотреть за зарядом АКБ после скоростной езды на трассе. После нее заряд не должен оставаться на минимальном уровне.

9. Зимой следует проверить батарею на наличие морозных узоров. Это свидетельствует о замерзании элементов внутри. В таком случае аккумулятор уже не спасти.

10. Необычный способ – включить музыку и фары. Спустя час работы попробовать завести мотор. В неисправном АКБ не хватит заряда для пуска двигателя.

11. На современных аккумуляторах с индикаторами следует проверить лампочки после полной зарядки. Не должно быть красного огонька.

12. Метод, подходящий для зимы, но очень условный – проверить, насколько быстро запускается двигатель на морозе. Исправный АКБ может выдерживать до -25 градусов.

Важно: нужно учитывать несколько признаков вместе. К примеру, затрудненный пуск двигателя и сильный запах серной кислоты от АКБ

Сложные способы диагностики

Перечисленные ниже методы требуют определенных навыков и некоторых инструментов.

1. Заряжать аккумулятор всю ночь, а затем проверить плотность электролита. В норме она должна быть 1.24-1.3 летом, а зимой – 1.28-1.3.

2. Проверить мультиметром вольтаж после полной зарядки аккумулятора при выключенном двигателе. Он должен быть на уровне 12.6V. Если показатель меньше 12V, автомобиль может даже не завестись. Если проверка происходит при включенном двигателе, показатель увеличивается до 14V. Более высокие данные приведут к закипанию электролита.

3. Проверить электролит по банкам. Его уровень не должен колебаться, то есть, в одной – норма, в другой – ниже. Максимально допустимая разница: +/-0.02 единицы.

4. Узнать приблизительную (более точные данные можно получить только на СТО) емкость аккумулятора. Если батарея утратила половину или даже больше своей емкости, то она должна быть заменена. Примерная емкость вычисляется на основании полученных данных о напряжении:

  • выше 12.4 V – 100%;
  • от 12 до 12.4 V – 50-90%;
  • от 11 до 12 V – 20-50%.

5. Проверить при помощи специального вольтметра (подключается к прикуривателю) напряжение в бортовом компьютере. От аккумуляторного оно будет отличаться максимум на 0.5В.

6. Узнать величину сопротивления аккумулятора при помощи цифрового тестера. На основании данных прибор вычислит емкость АКБ и его пусковой ток. Последний показатель не должен быть ниже 300 ампер.

7. Проверить аккумулятор нагрузочной вилкой (возможно только летом – зимой такой метод сильно разрядит батарею). Этот способ чаще используют в СТО, но и в домашних условиях его возможно применить. Прибор (он имитирует работу стартера) подключают к клеммам и включают. Напряжение в момент использования у нормального аккумулятора упадет не более чем до 9V. Если больше – АКБ пора менять.

Внимание: Даже если признаки проблем отсутствуют, батарею, прослужившую дольше положенного срока, лучше заменить, особенно если за окном – холодное время года

Есть ли смысл жаловаться на продавца за продажу некачественного товара

Не всегда сотрудники торговых точек соглашаются на возврат дефектного аккумулятора. Часто говорят о том, что при первом пуске устройства при проверке его работы, батарея была исправной.

Рекомендуем: Датчик давления в шинах: описание, неисправности, виды, фото

В таком случае они обязаны забрать бракованное устройство и отправить его на экспертизу, которая будет производиться за их счёт.

Возврат должен быть проведён в течение недели, а при проверке качества – 20 дней.

Для удобства покупателей им предлагается аналогичный товар на безвозмездное пользование на время ремонта или экспертизы устройства.

При выявлении поломки батареи в результате её неправильной эксплуатации, возврат товара не осуществляется, а покупатель ещё и оплачивает проведение экспертизы.

Продавец не всегда может определить качество проданного аккумулятора визуально. Поэтому не стоит его винить в продаже дефектного товара. А вот написать претензию покупателю нужно в обязательном порядке.

Если же претензия не была удовлетворена, стоит обратиться в суд, выдвинув соответствующие требования.

Инструкция по применению

Длительность службы во многом зависит от соблюдения правил эксплуатации. Можно приобрести батарею высочайшего качества от известного бренда, потратить немалые средства, но столкнуться с необходимостью замены уже через полгода. В ряде случаев виной всему будет выступать брак, но чаще всего причина кроется в грубых нарушениях инструкций по применению. Чтобы срок эксплуатации аккумулятора автомобиля соответствовал гарантийному или превосходил его, стоит запомнить несколько правил:

  • Переворачивать устройство категорически запрещается.
  • Исправно работающая батарея нуждается в периодическом замере уровня заряда. Лучше всего проводить периодический контроль раз в 2−3 месяца. Для получения наиболее информативной картины необходимо измерять напряжение с включенным и выключенным двигателем. Если устройство не выдает заявленные значения, стоит обратиться в сервисный центр для установления причин. Если удается выявить неполадку на раннем сроке, то можно избежать более серьезных последствий.
  • Любая модель аккумулятора теряет воду из электролита. Скорость потери может быть разной. Она зависит от качества материалов, возраста АКБ, условий эксплуатации. Проводить замер уровня воды рекомендуется раз 3−4 месяца. Ресурс аккумулятора автомобиля можно продлить, если своевременно доливать дистиллированную жидкость в нужном количестве. В качестве подсказки на устройствах расположены специальные отметки.
  • Некоторые владельцы практически не пользуются машиной в зимнее время. Если существует необходимость оставить средство передвижения в гараже на длительный срок, то стоит отсоединить клеммы. В противном случае произойдет полная разрядка АКБ, завести автомобиль будет невозможно. Кроме того, ситуация, когда уровень заряда опускается до 0, крайне негативно влияет на состояние устройства.
  • Оценить состояние батареи можно по цвету электролита. В нормальном состоянии жидкость должна быть прозрачной. Присутствие темных оттенков говорит о коротком замыкании в каких-либо банках.

Факторы, сокращающие срок службы АКБ

Нахождение аккумулятора в разряженном состоянии

Причин этому может быть несколько:

  • характер поездок. Если вы ездите по городу, часто стоите в пробках и проезжаете небольшое расстояние между частыми пусками мотора, то аккумулятор автомобиля просто не успевает восполнить заряд. Ведь АКБ отдаёт энергию при запуске двигателя, а затем он восстанавливает её при поездке. Если этого не происходит, то батарея постоянно разряжена;
  • ток утечки превышает норму. Даже если АКБ нормально заряжается от генератора во время поездки, но на стоянке присутствует сильный ток утечки, аккумулятор постоянно будет разряжен;
  • состояние бортовой сети автомобиля. Из-за неисправностей автомобильной сети АКБ может не заряжаться, как следует. К примеру, не работает регулятор напряжения или вышел из строя диодный мост генератора. В результате аккумулятор автомобиля не заряжается от генератора.

Из-за того, что аккумуляторная батарея постоянно находится в разряженном состоянии, в ней активизируется процесс сульфатации. В результате снижается ёмкость и уменьшается срок службы аккумулятора автомобиля. Стоит сказать, что сульфатация является естественным процессом во всех свинцово─кислотных АКБ и постепенно приводит к выходу их из строя. При разряде АКБ на пластинах выделяется сульфат свинца. При зарядке он растворяется во время химической реакции, но какая-то его часть остаётся. Процесс сульфатации активизируется, если аккумулятор имеет хронический не до заряд

Поэтому важно иметь представление о норме заряда аккумулятора автомобиля.  

Короткое замыкание

Короткое замыкание – это «смертный» приговор АКБ. Если даже замыкание произошло в одной из банок, то он отслужил своё. В старых обслуживаемых аккумуляторах была возможность замены банки. Малообслуживаемые и необслуживаемые этого делать не позволяют. Короткое замыкание может стать следствием прорыва сепаратора между разноимёнными пластинами. Это может произойти, например, при короблении пластин в результате замерзания электролита.

К замыканию может приводить и осыпавшаяся на дно корпуса обмазка пластин. Это может происходить из-за повышенного вибрационного воздействия (езда по бездорожью, плохим дорогам). Производители аккумуляторов стараются уменьшить это явление. Для этого совершенствуется технология нанесения активной массы и конструкция пластин, а также используются всевозможные легирующие добавки (сурьма, кальций, селен, серебро и др.).

Существуют ситуации, когда замыкание происходит на новом аккумуляторе. Это уже производственный брак и подлежит замене по гарантии на аккумулятор. Как правило, такие производственные дефекты обнаруживаются в течение первых 6 месяцев эксплуатации.  

Коррозия

Процесс коррозии пластин аккумулятора и соединительных мостиков можно назвать естественным, как и сульфатацию. Производители АКБ стараются уменьшить это явление при помощи легирования пластин различными компонентами. В некоторой степени получается снизить коррозию, но полностью справиться с ней не удаётся. В итоге большинство аккумуляторов к концу срока службы выходят из строя из-за сульфатации и коррозии.  

Чрезмерный заряд аккумулятора

Это может происходить в случае подачи завышенного напряжения на выводы аккумулятора. Причиной здесь в большинстве случаев становится неисправная работа бортовой сети автомобиля. В частности, генератора. Как известно, при напряжении 14,4 вольта в АКБ резко активизируется процесс гидролиза воды. Это её разложение на водород и кислород.

Прочее

На сроке службы аккумулятора автомобиля отрицательно сказываются и экстремальные температуры эксплуатации. Так, при низких температурах (ниже минус 30 градусов по Цельсию) резко повышается риск замерзания разряженного аккумулятора. В таких условиях снижается эффективность зарядки. Если вы живете в северных широтах, то имеет смысл на ночь забирать аккумулятор домой и ставить его на зарядку. Для сведения, при понижении температуры на каждый градус ниже плюс 15 С ёмкость снижается на 1 Ач. Нетрудно подсчитать насколько меньше становится ёмкость АКБ при отрицательных температурах.

Высокая температура (выше плюс 30 С) также не несёт ничего хорошего для аккумуляторной батареи. В летнее время температура под капотом может достигать 100 градусов Цельсия. Это приводит к испарению воды из электролита и снижению его уровня ниже допустимого.

Средний срок службы АКБ популярных марок

Срок службы АКБ напрямую зависит от бренда. Дешевые устройства считаются самыми ненадежными и недолговечными. Лучше приобретать автомобильные батареи таких брендов:

  • Bosch. Считаются самым надежными, отличаются высокими техническими характеристиками. На них дается длительная гарантия от производителя. Служат 6-10 лет;
  • Rocket. Корейская продукция, отличающаяся высоким качеством. На них распространяется гарантия от 1 и до 3 лет. Средний срок эксплуатации устройства составляет 4-5 лет;
  • Akom. Хороший бренд, дающий гарантию на продукцию от 1 и до 2 лет в зависимости от модели. Средний срок их жизни составляет 4-6 лет;
  • Varta. Проверенный бренд, выпускающий качественный товар, способный безупречно проработать от 6 и до 8 лет при правильных условиях эксплуатации;
  • Титан. Компания выпускает широкую линейку АКБ с высокими техническими характеристиками. Способны бесперебойно работать до 6 лет;
  • Зверь. Компания выпускает необслуживаемые батареи, с гарантией 36 месяцев.

Факторы, влияющие на срок годности АКБ

На то, какой ресурс эксплуатации аккумулятора, влияют различные факторы и о них должен знать любой автомобилист. Как правило, в среднем служит автомобильный аккумулятор не меньше трех с половиной лет. Но этот показатель может быть снижен, если не будут соблюдаться элементарные условия использования и если устройство не будет постоянно находиться в разряженном состоянии.

К автомобильному оборудованию, потребляющему значительный объем энергии, можно отнести:

  • акустику авто, будь то обычная магнитола или мультимедийный центр, а также другие электронные гаджеты, работающие постоянно при запущенном или заглушенном двигателе;
  • противоугонные системы, а также различные механизмы, призванные обеспечить безопасность водителя;
  • кондиционер или печка;
  • бортовой компьютер.

Конструктивные элементы устройства

Во многом эти компоненты определяют срок службы АКБ, так как они питаются от батареи, в некоторых случаях даже тогда, когда машина стоит в гараже или на стоянке. Также следует отметить, что если к электросети подключены нерабочие девайсы или оборудование, это приведет к тому, что АКБ регулярно будет разряжаться. Как показывает практика, многих наших соотечественников не волнует срок эксплуатации аккумуляторных батарей до того момента, пока они не сталкиваются с проблемой невозможности запуска мотора. А она, в свою очередь, зачастую связана именно с тем, что аккумулятор автомобиля разрядился.

Немаловажным фактором, который определяет срок службы автомобильного аккумулятора, являются погодные условия. Если в вашем регионе на протяжении года преобладают отрицательные температуры, эффективность работы АКБ будет снижена. Все потому, что из-за мороза электролитический раствор в банках батареи переходит в более вязкое состояние, соответственно, это приводит к увеличению сопротивления заряда. Более того, если автомобиль постоянно используется в условиях мороза, это также приведет к тому, что ресурс службы батареи будет снижен, и год выпуска не играет роли (автор видео об устранении замыкания в банках — Вадим Бальцанов).

Какие факторы приводят к уменьшению срока службы:

  1. использование авто в условиях температурных перепадов — замерзание рабочего раствора, а также его периодическое размораживание ни к чему хорошему не приведет;
  2. деформирование корпуса батареи — если на ней имеются повреждения или трещины, это станет причиной утечки раствора электролита;
  3. уменьшение значений емкости, что также может быть связано с неправильной эксплуатацией;
  4. постоянная перезарядка АКБ;
  5. высокий саморазряд, в результате чего АКБ не может самостоятельно подзаряжаться до нужного уровня, когда авто стоит на стоянке;
  6. появления коррозии на внутренних компонентах устройства;
  7. еще один фактор, влияющий на износ — это высокое испарение влаги.

Как известно, в любой бортовой сети основным элементов считается генераторное устройство, так что этот узел также влияет на срок действия батареи. К примеру, если реле регулятора выходит из строя, это может привести к скачкам напряжения в электросети. Соответственно, в конструкции батареи будут перегреваться банки, а это, в свою очередь, способствует выкипанию рабочей жидкости из них. Как вы понимаете, ничем хорошим для устройства это не обернется. Кроме того, если его заряд будет слишком низким, а автомобиль будет эксплуатироваться с батареей в таком состоянии, то пластины устройства начнут сульфатироваться (автор видео о восстановлении и подготовке автомобильной батареи к зиме — канал Дневник Рыбака).

Еще одним фактором, который влияет на износ, является вибрация — при регулярных вибрациях служит аккумулятор значительно меньше. Все потому, что в результате вибраций в конструкции девайса разрушается обмазка пластин, по этой же причине могут возникать повреждения корпуса, в частности, трещины. Также вибрации могут привести к той же сульфатации пластин, образованию короткого замыкания в устройстве, а также перенапряжению в электросети автомобиля.

И последний фактор, который способствует выходу из строя батареи, является манера езды. Если вы ездите на своем авто только в городской черте, с учетом постоянных остановок и передвижения на короткие дистанции, то ресурс службы будет меньше, чем если сравнивать с авто, эксплуатирующимся по трассе. Из-за частых запуском мотора происходит более быстрый разряд, а если поездки не занимают достаточно времени, то устройство будет просто не в состоянии полноценно восполнить свой заряд. Особо остро эта проблема проявляется в период холодов, поскольку кроме стандартного электрооборудования, работает еще и печка, а также оптика, которые еще больше способствуют разряду.

Что влияет на срок службы АКБ

Сколько служит аккумулятор зависит от:

  • качества производства. Брендовая продукция более износостойкая с гарантией 2-4 года от производителя. Такие АКБ способны прослужить 5-9 лет. А вот изделия, на которых гарантия производителя составляет от 6 месяцев и до года служат не более 3 лет;
  • грамотного ухода, состоящий из слежения за электролитом и своевременным добавлением дистиллированной воды;
  • температурного режима. Зимой при слишком низкой температуре воздуха аккумулятору приходится работать в слишком тяжелых условиях, что сильно влияет на срок его эксплуатации. Но при прогреве машины это компенсируется, и АКБ восстанавливается. Для тех, кто интенсивно эксплуатирует аккумулятор зимой, рекомендуется несколько раз в год проводить процесс десульфатации;
  • исполнения батареи. Аккумулятор может быть обслуживающим или необслуживающим. Если второй вариант регулярно заряжается, срок его жизни может быть довольно большим;
  • исправности системы зарядки (а именно генератора). Если в сети будет высокое напряжение, это приведет к перезаряду устройства, если низкое – к неполному заряду;
  • типа езды. Если автомобиль эксплуатируется только в городе, срок жизни аккумулятора будет меньше, чем у транспортных средств, которые ездят на далекие расстояния;
  • надежности крепления батареи. АКБ должен быть прочно зафиксирован на месте, чтобы он исправно работал даже на дороге с неровностями.

Рекомендации экспертов и опытных водителей

Можно воспользоваться множеством полезных советов экспертов и опытных автовладельцев, которые позволяют существенно увеличить работу автомобильного аккумулятора.

Приведем наиболее популярные рекомендации, которые используются на практике многими водителями:

  • не допускать использование батареи в разряженном состоянии, ни в каких ситуациях,
  • выжимать полностью сцепление, чтобы пуск двигателя был легким,
  • когда двигатель не запустился с первого раза, последующий запуск выполнять через 1 минуту,
  • при проведении чистки батареи проверить вентиляционные отверстия на наличие грязи,
  • перед тем, как поставить машину на стоянку, следует отключить все энергопотребители,
  • периодически заряжать батарею специальными устройствами,
  • проверять бортовую сеть с периодическим замером напряжения на выводах аккумулятора с работающим двигателем,
  • отрегулировать работу двигателя и зажигание,
  • контролировать плотность и уровень электролита, при необходимости корректировать состояние.

В случае, когда автомобиль долгое время простаивает, желательно отсоединять клеммы. Но лучшим вариантом будет его снять, выполнить зарядку и отдельно хранить в удобном месте.

Следует отметить, что при неправильной эксплуатации самый лучший, качественный аккумулятор, независимо от указанного срока его службы, может прийти в негодность за несколько месяцев эксплуатации. Для долгой, продуктивной работы желательно учесть факторы, влияющие на быстрый износ, рекомендации специалистов

Немаловажное значение имеет и грамотный выбор изделия при покупке

Идеальный аккумулятор для автомобиля подбирается не по признаку дорогого, мощного и надежного агрегата, а наиболее подходящий под ваш автомобиль. Грамотный выбор АКБ предполагает учитывание таких показателей, как диаметр и полярность клемм, габариты. В техническом паспорте транспортного средства указаны все параметры, нагрузки стартера при пуске двигателя. Разумным выбором станет приобретение устройства, соответствующего показателям и рекомендациям производителя транспортного средства. Не лишними будут рекомендации специалистов сервисов технического обслуживания и компаний, реализующих продукцию этого вида.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий