6 Мерседесов, которые официально завозились в СССР

Самые первые машины

Сразу после окончания ВОВ стране было не до легковых автомобилей. Все силы отдавались на восстановление промышленности и сельского хозяйства. Однако предприятия в СССР восстанавливались семимильными шагами. Уже в 1949 г. любой желающий мог купить “Москвич-401” за 8000 руб. “Победа” стоила 16 тыс. руб. Самым же дорогим автомобилем был ГАЗ-12 – машина советской номенклатуры. Стоило это авто около 40 тыс. руб.

В 50-х годах появились новые модели “Москвичей”, мгновенно завоевавшие огромную популярность у населения страны. В 60-е годы в Советском Союзе прошла деноминация, и стоимость авто снизилась. Но при этом снизились и зарплаты советских граждан. “Москвич” можно было купить уже всего за 2500 руб. При этом на такую машину у среднестатистического жителя СССР уходила примерно 31 зарплата.

Востребованный, удобный бизнес: стоит ли открывать дело по строительству бань

Креативно, прибыльно: стоит ли открывать дело по производству деревянной посуды

“Думаем об апелляции”: Егор Крид не согласен с вынесенным решением суда

“Волга” в те времена стоила 5100 руб., то есть около 53 зарплат. Цена на «Запорожец» ЗАЗ-965 составляла 1800 руб. (22 зарплаты).

Изменения, которые принесли восьмидесятые

К середине 80-х годов, когда к власти пришел Горбачев и советская “железная хватка” стала ослабевать, в страну стали уже официально поступать многие автомобили иностранного производства. Правда, сначала это было машины, произведенные “братьями” по соцлагерю. Были и миниатюрные “Трабанты” или “Вартбурги” производства ГДР, югославские “Заставы”, реже — польские “Полонезы”. Верхом шика, конечно, была чехословацкая “Шкода” (кстати, и сейчас эта марка довольно популярна и в России, и на Украине). Постепенно, через Дальний восток, в страну потянулась медленная вереница “правосторонних” японских автомобилей.

Trabant

Первыми в этом преуспели военные офицеры, служившие в заграничных контингентах и моряки, ходившие в “загранку”.

Мнение эксперта Исаак Якович Зельдер Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Оттуда они возвращались уже с подержанными иномарками, имевшими за плечами от десяти и больше лет заграничного пробега. Как и прежде, в фаворе были немецкие, шведские и американские марки. Теперь к ним добавились японцы, французы, итальянцы и другие.

К началу 90-х иномарки были уже не таким редким явлением и в провинциальных городах. С распадом СССР на территорию бывшей страны хлынул огромный поток разнообразных изделий международного автопрома. Теперь иностранные автомобили больше не вызывали ажиотажа, воспринимаясь как само собой разумеющееся.

Просто покупали

Для простых граждан иномарки были доступны в комиссионных магазинах, но для покупки нужно было разрешение властей, проверка доходов и т. д. Но высоким качеством автомобили не отличались.

При этом все они были очень дорогими. За «стукнутую» иномарку брали 5000-6000 рублей.

Законно купить иномарку было сложно, да и дорого. Потому советские люди начали искать обходные пути, чтоб приобрести зарубежное авто. Так появились черные рынки.

О черных рынках я узнал от дедушки. Он часто посещал такие места, восхищался иностранными автомобилями. «Там было опасно, но жутко интересно», — говорил он.

«Милиция могла появиться в любой момент, причем арестовывали всех, и продавцов, и покупателей, не разбираясь. Потом, конечно, отпускали, но все равно неприятно».

«Москвич» и бездорожье

Советский «Москвич» также был неоднократно испытан на бездорожье. Он неплохо справляется с размытой дорогой, большими лужами и непролазной грязью, оставляя позади некоторые «проходимистые» иномарки.

Только лишь песчаные насыпи даются «Москвичу» сложнее, он забирается на них с двух-трех попыток, может забуксовать или скатиться обратно. Интересно то, что на гору машина легче взбирается задом.

Конечно, «Москвич» и не разрабатывался для труднопроходимых районов, а позиционировался как городской автомобиль. Несмотря на это, он может успешно конкурировать со многими иномарками, что подтверждает его официальное участие в знаменитом ралли-рейде «Лондон — Сидней» в лице участников команды «Автоэкспорт» и испытания энтузиастов.

Кооперация со Страной Советов

С началом Первой мировой войны почти все экономические связи России с Германией оборвались. Отделения DMG в Москве и Одессе были конфискованы в пользу российской казны. Однако незначительное количество немецких автомобилей продолжало поступать в Русскую армию через нейтральные страны Швейцарию и Швецию. Среди них и автомобили Daimler и Mercedes. Вполне официальную контрабанду организовал крупнейший в Финляндии торговец автомобилями Сергей Николаев, имевший связи с офицерами Учебной автороты. На 1 июля 1917 года в Русской армии числилось 167 легковых машин и две грузовые марки Mercedes и 55 грузовиков и специализированных автомобилей Daimler. Большинство из них приобрели ещё до войны, многие поступили в войска в 1914 году от частных владельцев, но службу несли и автомобили, завезённые во время войны.

Первая мировая война низвела две великие империи до уровня государств «третьего мира». Сначала Россию, а затем и Германию. Революции прокатились по обеим странам, обе в итоге проиграли войну.

Первые робкие торговые связи бывших противников в сфере автотранспорта начались уже в 1920 году. 16 апреля 1922 года наркоминдел Г. В. Чичерин заключил с министром иностранных дел Германии В. Ратенау договор о восстановлении дипломатических отношений. А уже 9 октября того же года было основано совместное Русско-Германское торговое акционерное общество «Русгерторг» (Deutsch-Russische Handels-AG, Berlin, Lindenstraße 20-24), взявшее на себя среди прочего поставку немецких автомобилей в Советскую Россию. На следующий год в Москве вновь открылось представительство фирмы DMG, а легковые автомобили Mercedes отличились в Первом всероссийском автопробеге. Затем советская делегация посетила завод в Штургарте-Унтертюркгейме. Возглавлял её начальник Отдела автотранспорта в Наркомате путей сообщения З. Я. Литвин-Седой, который симпатизировал концерну DMG, а председателем технической комиссии был Е. А. Чудаков. После этого в Москву стали поступать шикарные специализированные автомобили Mercedes для Скорой помощи. Бытует мнение, что они обслуживали только Кремлёвскую больницу, но это не так, некоторые машины были доступны и простым москвичам.

В 1925 году во Втором всероссийском пробеге призы получили не только легковые машины Mercedes, но и грузовики Daimler. Постепенно возобновился и стал нарастать экспорт грузовиков, пожарных машин и автобусов в СССР. Испытывались у нас и полноприводные машины Krupp-Daimler предназначенные для военных целей под видом сельскохозяйственных тракторов и тягачей. А завод «Красный путиловец» планировал даже начать на их базе производство автопоездов с зенитными артиллерийскими установками. Для ленинградской Пожарной части имени Ленина приобрели автолестницу Magirus на шасси Mercedes-Daimler – подобную московской. А Москва пополнилась новыми пожарными машинами Metz на шасси Daimler.

В 1926 году произошло объединение двух старейших автомобильных производителей Германии, фирм Daimler-Motoren-Gesellschaft и Benz & Cie. Родились концерн Daimler-Benz AG и новая марка всех его автомобилей – Mercedes-Benz. Во второй половине 20-х годов экспорт коммерческих машин Mercedes-Benz в СССР достиг небывалых доселе масштабов. В 1927–1940 годах к нам поступило около 500 грузовиков и автобусов. Только в 1931 году было отправлено 256 единиц, что составило 55% всех поставок концерна Daimler-Benz в данном секторе на внешний рынок. Со вступлением в строй автогиганта ГАЗ и реконструкции завода АМО импортные закупки стали неуклонно падать – Советский Союз смог почти полностью обеспечить себя отечественной техникой. Однако тяжёлых грузовиков, вместительных городских автобусов и шасси для них по-прежнему не хватало, их приходилось закупать за границей.

Проблемная техника

Иномарка была не только объектом гордости автовладельца, но и предметом постоянных хлопот. Гражданин, законно приобретший иностранный автомобиль, в течение года не имел право его продавать, за исключением случаев, когда машина попадала в ДТП.

Кроме этого, подержанные иномарки на отечественных дорогах быстро ломались, а найти запчасти было целой проблемой.

Владелец понимал: нужно избавляться от автомобиля, пока он еще что-то стоит.

Машины продавали на «фестивале» – так в народе называли открытую площадку купли-продажи автомобилей, расположившуюся в столичном «Южном порту». Зачастую сумма, которую выручал автовладелец от сделки не только в разы превышала затраты на покупку и растаможку автомобиля, но и выгодно отличалась от суммы прописанной в документах.

В 1980-х годах авторынок «Южного порта» приобрел откровенно криминальную репутацию. Там заправляла так называемая Южнопортовая ОПГ, представленная выходцами с кавказского региона.

«Татра» Т3

Трамвай чехословацкого производства, в котором ехали Шурик и Лида (во второй части фильма «Операция «Ы»), наверное, смело можно назвать легендарным, ведь выпускался он с 1960 по 1999 год прошлого века (без малого 40 лет!).

«Татра» T3 — трамвайный вагон, который производился пражским заводом ЧКД. За все время было выпущено более 14 тысяч экземпляров, включая безмоторные прицепные. По большей части они использовались в самой Чехословакии и поставлялись в Советский Союз. В существенно меньших масштабах трамваи шли на экспорт в ГДР, Югославию и Румынию.

Эти трамваи не имели пневматических систем, оборудование было исключительно механическим и электрическим. Вагон базировался на жесткой цельнометаллической несущей конструкции, представляющей собой раму, штампованные крышевые и бортовые шпангоуты с приваренными к ним листовой боковой обшивкой и крышей. Передняя и задняя части трамвая делались из специального пластика. Для разных стран существовали определенные модификации транспортного средства.

Главная →

Интересное →

История марки Mercedes

С некоторыми условностями можно сказать, что история бренда «Мерседес» отсчитывается от 1886 года, когда немецкий инженер Карл Бенц запатентовал авто с бензиновым мотором. На практике его детище мало напоминало машину в современном понимании. Скорее это был трехколесный велосипед, на который Бенц установил четырехтактный двигатель. Супруга Бенца смогла объехать город на таком транспорте.

Почти одновременно с Бенцом представил свое изобретение Готлиб Даймлер, собравший одиночный цилиндр четырехтактного ДВС в тандеме с Вильгельмом Майбахом.

Карл Бенц, Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах

Успех изобретений и помощь партнеров позволили Бенцу и Даймлеру основать свои фирмы. У Бенца – Benz&Cie в Мангейме, а у Даймлера с Майбахом – Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG). Уже с 1901 года фирма Даймлера выпускала авто под маркой Mercedes.

История названия

В Германии первые авто не вызвали особого восторга. Немцы не понимали функционала изобретения. А вот французам новинка приглянулась. Авто стало символом роскоши и свободы.

Mercedes 35 PS

Получилось, что родиной марки «Мерседес» стала именно Франция, а поспособствовал этому некто Эмиль Еллинек. Это был экстравагантный аристократ с духом авантюризма, который буквально влюбился в фирму Даймлера и Майбаха. Приличное состояние позволило ему занять место главы представительства компании во Франции. С подачи Еллинека состоялась презентация авто, получившего наименование Mercedes 35 PS.

Дело в том, что у Эмиля было двое сыновей и дочь по имени Мерседес. В дочери Еллинек души не чаял и ее именем называл все, что любил.

Адриана-Мерседес Еллинек

Также имя «Мерседес» расшифровывается как «милосердная», то есть автомобиль получил имя в честь Девы Марии Милосердной.

Слияние

После зарождения автомобильной промышленности последовало стремительное развитие. В двадцатом веке двигатели становились все мощнее, а сами машины – роскошнее. Продукция Бенца уступала предприятию Даймлера и Майбаха в красоте и скорости, но зато брала практичностью и практически монополизировала нишу грузовых авто.

В годы Первой мировой войны компания «Даймлер» занялась выпуском двигателей для ВВС. Инженеры ставили целью сохранение мощности мотора на высоте. Выходом стало такое изобретение, как компрессор. После войны на нем стали делать и гражданские машины.

В 1926 году происходит слияние компаний Даймлера и Бенца. К звезде на эмблеме Даймлера прибавляется лавровый венок со значка Бенца, а автомобиль получил приставку «Бенц» к названию. Это главная веха в истории названия «Мерседес-Бенц».

Mercedes-Benz Typ S

В концерне начинает работать Фердинанд Порше. Уже в 1927 году он представляет Mercedes-Benz Typ S, который и остается легендой и сегодня.

Вторая мировая война

В это трудное время концерн Daimler-Benz делает автомобили разных классов. Но за две недели воздушной бомбежки цеха полностью разрушены. Увы, концерн физически прекратил существование, что в начале 1945 года официально подтвердил совет директоров.

Послевоенное развитие и мировая популярность

Производство сильно тормозило отсутствие технической базы, так что «ласточкой» новой эпохи стал скромный седан W136 с мотором на 38 «лошадей». Он был спроектирован еще в 30-е годы.

Концерн Daimler-Benz строил планы на перспективу, но производственной базы на это не хватало. Однако уже в 1951 году выпущен «Мерс» с 6-цилиндровым двигателем. За краткий период компания выпустила более 170 экземпляров, став лидером среди производителей авто Западной Европы.

Стабильное развитие шло до начала 1980-х годов, когда компанию начали теснить японские производители, предлагавшие качество за более скромную цену. Ситуация вынуждала перейти на новую модель развития. Инженеры и дизайнеры Daimler-Benz изменили модельный ряд, запустили новый S-класс и открыли еще одну нишу – внедорожники. Так появился Geländewagen.

«Мерседес-Бенц» g класс w460 1979

Следующее десятилетие прошло в трудах над разработкой свежих моделей. В 1998 году случилось мощное слияние Daimler-Benz с американским концерном Chrysler Corporation. На рынке автомобилей все равнялись на DaimlerChrysler.

Mercedes-Benz сегодня

Если в 2018 году бренд был вторым среди производителей авто и восьмым среди мировых концернов, то год спустя он вышел на главные позиции. По данным Википедии, бренд оценивается в 60,355 млрд долларов.

Где можно было встретить иностранные автомобили?

Конечно, на дорогах провинциальных городов, а, тем более, сел и поселков, иномарку было не встретить. А, если и попадалась одна, то это было событием, приравненным к чемпионату мира по хоккею или приезду Пугачевой, или Кобзона.

Иномарка в составе Милиции СССР

Совсем другое дело столица. Здесь, даже в начале “застоя” иномарки встречались на каждом шагу. Да, их не было так много, как сейчас, но они были в таком количестве на столичных дорогах, что уже не производили впечатление однозначной экзотики.

А у вас часом не было иномарки во времена СССР?

ДАТа куда там

В первую очередь, такие автомобили были у всех членов иностранных посольств. Учитывая, что таких в Москве было немало, то создавался довольно неплохой автопарк. Естественно, что приезжая в нашу страну, никто из них и не думал о том, чтобы пересесть на “Жигули” или “Волгу” (о “Москвиче” или “Запорожце” и вовсе смешно говорить!). Ведь многие наши соотечественники-автолюбители любили поговаривать, что, попробовавший иномарку, на советскую машину за руль уже не сядет.

«Мерседес» на улицах СССР

Просто разница в исполнении, динамике движения, качестве и комфорте была настолько разительной, что выбрать советский автопром мог только фанатичный патриот. Или тот, у кого выбора-то и вовсе не было.

Это интересно: Горбатый, Копейка, Козлик и еще 8 народных кличек советских авто: за что машины получили свои прозвища

Какие и сколько иномарок было в разные десятилетия

Если в 60-х годах основную часть авто иностранного производства составляли машины с дипломатическими номерами и закрепленные за членами аппарата ЦК КПСС, то в дальнейшем ситуация стала меняться к лучшему.

Традиция дарить хорошие автомобили, взявшая начало от иностранных подарков генсеку, привела к тому, что такие же шикарные авто захотели иметь и другие представители советской элиты. Начиная с 70-х годов, многие известные артисты, включая Высоцкого и Миронова, имели хорошие иномарки уже на советских номерах.

Пик иностранного автопарка пришелся на время московской олимпиады. В это время в советскую столицу приехали тысячи иностранцев, и, понятное дело, не на “Жигулях”.

Например, Высоцкий за свою жизнь сменил не меньше 5 различных иностранных моделей. Среди них были два “Мерседеса”, два БМВ из 5-й серии и “Рено-16”. Арно Бабаджанян, как настоящий кавказец, рулил шикарным “Империал ле барон”, приобретя его в хорошем состоянии всего лишь после 8 лет эксплуатации первым хозяином. Никита Богословский ездил сначала на “Штайре”, затем — на “Опеле Олимпия”, а в конце пересел на “Мерседес”. А вот Андрей Миронов смог “достать”, благодаря стараниям жены, только БМВ из 3 серии (хотя вначале была надежда получить “Мерседес”). Самый обширный автопарк иностранных автомобилей был у В. Луи. Журналист-международник имел 10 (!) автомобилей различных марок: “Мерседес-Бенц”, “Вольво”, “Порше”, “Форд Мустанг” “Лэнд Ровер” и др.

Конечно, среди небольшого иностранного автопарка в СССР встречались изредка и другие модели: “Альфа”, “Вольво”, ФИАТы, “Датсуны”, “Шевроле” и даже “Феррари”.

«BMW» в СССР

Простым смертным “забугорное” чудо техники можно было приобрести только в комиссионном магазине и в почти полностью убитом состоянии. При этом, цена их была, как у новеньких “Жигулей”, а вот с ремонтом надо было изрядно попотеть. Ни запчастей, ни СТО для ремонта таких автомобилей официально не существовало. Каждый выкручивался как мог.

Это интересно: Почему при работе поворотников раздаются щелчки

1968 Pontiac Firebird 400

Еще один потрясающий автомобиль также ушел с молотка на том же аукционе, что и Shelby GT500. Модель относится к дебютному поколению и имеет сходную базу с Chevrolet Camaro с рабочим названием F-Body. Инженеры и дизайнеры, недовольные решением руководства, постарались сделать автомобиль, максимально отличающийся от Camaro. И во многом у них это получилось.

Самой популярной конфигурацией Firebird 400 была так называемая High Output версия с 6,6-литровым двигателем от модели GTO. Силовая установка позволяла выдавать до 325 л. с. Кроме того, в 1968 году предлагалась особая опция Ram Air, которая включала эффектные и функциональные воздухозаборники на капоте, систему впуска пониженного сопротивления и модифицированный распредвал.

Средний ценник на модель колеблется в пределах 5 млн руб.

1987 Mercedes 420 SEL

Автомобиль S-класса для Полиции. Не слишком ли..? Но и такое было в истории автомобиля со W126 кузовом. Из автомобиля для политиков компания “Мерседес” превратила этот автомобиль в бронированный полицейский седан

Обратите друзья внимание на фотографии на определенное место, а именно, на широкие рамки окна которые прямо указывают, что этот Мерседес 420 SEL является бронированным. Но несмотря на высокий класс надежности и безопасности автомобиля S-класса в 1969 году броня не помогла Генеральному директору Немецкого банка Альфреду Лорду Хаузену. Он был взорван в бронированном Мерседесе террористической организацией группы RAF

В результате теракта банкир погиб

Он был взорван в бронированном Мерседесе террористической организацией группы RAF. В результате теракта банкир погиб.

Способы приобретения

Иномарки в СССР имели разное происхождение. Это были трофейные, полученные по ленд-лизу, подарочные или покупные автомобили. На трофейных машинах разъезжали маршал Жуков и композитор Богословский.

Последний приобрел свой кабриолет Steyr только по спецразрешению Молотова.

Один из основных каналов поступления иномарок в СССР шел через дипломатов. Когда приходило время переезда дипломата за рубеж он сдавал автомобиль в специальный комиссионный магазин, через который его могли купить другие граждане. Так иномарки появились у актера Андрея Миронова и космонавта Алексея Леонова.

Нередко иномарка преподносилась в качестве дорогого подарка. Юрий Гагарин, проявлявший интерес к хорошим машинам, но не имевший возможности их приобрести, получил в дар от французского автопроизводителя спорткар Matra Bonnet. А Галине Улановой Пьер Карден подарил «Ситроен ДС».

В большом количестве всевозможную «автоэкзотику» везли моряки. Они сильно рисковали, так как за рейс разрешено было провезти только один автомобиль. В портовых городах – Риге, Одессе, Калининграде, Мурманске – иностранные автомобили были не такой уж редкостью.

Более широкому распространению иномарок в СССР поспособствовало снижение в конце 1970-х годов таможенных пошлин на подержанные автомобили. Этим воспользовались артисты, которые активно везли «секонд-хенд» на родину. Именно знаменитости, в отличие от «подпольных миллионеров», могли открыто демонстрировать свои приобретения и, в отличие от чиновников, свободно выбирать машину, а не получать ее по разнарядке.

Стой, догонять буду!

В советских спецслужбах иномарки работали еще до войны. Правда, постепенно их вытесняли отечественные модели. В милиции служили, как правило, обычные автомобили, в КГБ — малосерийные, эксклюзивные версии с форсированными или замененными на более мощные моторами.

В 1970-х в милиции стали появляться породистые западные автомобили. Одним из первых был универсал Ford Galaxie — появился он после международной выставки «Кримтехника-74» (говорили, что это подарок московской милиции).

Вскоре в Москве стали мелькать западногерманские Mercedes-Benz семейства W108 и BMW 5-й серии. Импортные автомобили ходили перед правительственными кортежами и торжественными колоннами при встрече почетных гостей, но появлялись иногда и в более прозаичных ситуациях. К слову, BMW участвовал даже в поимке «Волги» — такси, захваченной злоумышленниками в фильме «Букет на приеме» из многолетнего цикла «Следствие ведут знатоки».

Солидный милицейский Mercedes-Benz W108 с невиданной для СССР динамикой и комфортом

Поголовье «Мерседесов» сильно выросло перед Олимпиадой, когда завезли много иномарок. В СССР служили Mercedes-Benz W116, которые позднее стали причислять к S-классу, и более демократичные Mercedes-Benz W123. Недавно, к слову, на продажу выставили темно-синий Mercedes-Benz W116, которым якобы пользовался в советские времена министр внутренних дел Н. Щелоков.

Mercedes-Benz W123 на службе в милиции было довольно много

Помимо Mercedes-Benz и BMW, иногда в милицейской раскраске можно было встретить более экзотические модели: американский фургон Dodge Tradesman и Volvo 264, французский Renault 20 и даже Porsche 911! Вероятно, большинство этих машин были подарками с каких-нибудь зарубежных выставок.

BMW Е3 на московской улице

Уже в новые перестроечные времена в столице вновь стали появляться милицейские автомобили из Америки — Ford Crown Victoria и Chevrolet Cavalier. А затем и много других иномарок.

ВАЗ-2101 — копия Fiat 124

В случае с организацией производства «Жигулей», была не только куплена лицензия на производство итальянских FIATов, но и построен завод по их выпуску в г.Тольятти. Первые автомобили ВАЗ-2101, сошедшие с конвейера тольяттинского автозавода представляли собой FIATы, созданные с использованием итальянских комплектующих и при участии итальянских специалистов.

Заимствование зарубежных идей имело как положительные так и отрицательные стороны. Такой подход позволял наладить массовое производство в сложных условиях после революции и Великой Отечественной войны, в тоже время сильно ограничил развитие собственных независимых конструкторских бюро. Образцами для отечественных инженеров зачастую становились устаревшие образцы зарубежной техники, что сыграло существенную роль в отставании отечественного автопрома.

Главная →

Интересное →

“S” класс – как символ статуса.

На протяжении многих десятилетий флагманский автомобиль S-класса является символом социального прогресса. Тот кто может позволить себе купить этот класс автомобилей не просто подчеркивает свой статус в обществе, но и приобретает автомобиль оборудованный самыми последними совершенными разработками в мировом автомобилестроении. Уважаемые читатели, сегодня мы предлагаем Вам интересное путешествие в историю этой легендарной модели Mercedes-Benz S-Class(а). 

Автомобиль Mercedes S-класса это не просто символ обозначающего статуса, но и один из лучших легковых автомобилей представительского класса за последние 25 лет. Не смотря на приличную стоимость этого автомобиля он во всем мире пользуется огромной популярностью не только у богатых предпринимателей, но и во многих государственных структурах, которые приобретают этот S-класс в качестве служебных автомашин. Дорогие друзья, сегодня мы решили вспомнить о том,- с чего же все начиналось и к чему все это пришло. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий