Как выбрать мотобуксировщик
Обзор поможет разобраться, какая мотособака лучше по глубокому снегу и по скорости, а на каком мотобуксировщике можно перевозить тяжёлые грузы. Выбирать конкретную модель стоит с учётом мощности двигателя, назначения и сферы применения. Важную роль играет комплектация вездехода.
Конструкция
Выпускают два основных типа мотобуксировщиков:
- Переднеприводные – мотор и центр тяжести смещены в переднюю часть машины. Это обеспечивает высокую тяговую способность. Такая техника эффективно работает в сцепке, может тянуть до 3 гружёных саней. Недостатком является плохая управляемость;
- Заднеприводные – центр тяжести смещён назад, что позволяет приподнять переднюю часть. Это упрощает управление, защищает ведущий вал от повреждений при наезде на препятствия. Техника манёвренна при передвижении по накатанному снегу, плотному насту, но плохо преодолевает глубокие сугробы.
Выпускают модели с укороченной и стандартной базой. Короткие модели имеют небольшую площадь контакта, что негативно сказывается на проходимости по рыхлому снегу.
Назначение
Основные сферы применения мотособак: транспортировка груза, обслуживание коммуникаций, поиск пострадавших в экстренных ситуациях. Для зимних экспедиций, перевозки тяжёлых промышленных грузов лучше выбрать переднеприводную модель с мощным двигателем. Для поисковых операций и обслуживания коммуникаций предназначены высокоскоростные мотовездеходы с задним приводом, но обслуживать их лучше в районах, где есть накатанные дороги или замёрзшие реки. Для поездок по глубокому, рыхлому снегу стоит привлекать модели с хорошей разбалансировкой и широкими гусеницами с небольшим количеством движущихся деталей. Понять, какой мотобуксировщик лучше для рыбалки, можно только с учётом высоты снежного покрова в регионе и планируемой нагрузки.
Мощность
Одним из основных преимуществ техники является экономичность. Машины комплектуются маломощными двигателями с низким расходом топлива. Это позволяет передвигаться на расстояния в несколько десятком километров на скорости 35-45 км/час. При выборе стоит учесть назначение. Если буксировщик нужен для транспортировки грузов, то мощность мотора должна быть не менее 15 л.с. Такие силовые агрегаты нужны для экспедиционных моделей, дружной компании рыбаков и охотников из 3-4 человек. Для обслуживания коммуникаций, поисковых операций, обследования местности больше подходят лёгкие машины с двигателем 6–9 л.с.
Комплектация
Производители предлагают технику в разной комплектации. Рекомендуются модели, у которых есть:
- Откидывающийся кожух или чехол моторного отсека для быстрого доступа к двигателю;
- Автоматический натяжитель цепи, который избавит от регулярного планового обслуживания;
- Фары для эксплуатации в тёмное время суток;
- Складной руль – упрощает хранение и перевозку;
- Электростартер – делает простым запуск в любую погоду;
- Чека безопасности – отключает двигатель при падении.
Рукоятки с подогревом сделают поездку более комфортной, а наличие прикуривателя позволит заряжать мобильное электрооборудование.
Также вы можете ознакомиться с мнением экспертов по выбору мотобуксировщиков, представленных в магазине.
Откуда родом первые мотособаки
Появлением мотобуксов современники обязаны суровым жителям североамериканского континента. Именно в Канаде в пятидесятых годах прошлого века изобрели первый буксир, к которому цепляли сани-волокуши. В шестидесятых годах уже был налажен выпуск Hus Ski Snow Traveller built с мотором мощностью 10 лошадиных сил. Позже появились другие модели, с более мощным двигателем – до 16 лошадиных сил.
В Советском Союзе умельцы, прочитав об иностранном изобретении в научно-популярных журналах, пробовали сконструировать буксировщики самостоятельно, используя подручный материал, народную смекалку и двигатель, снятый с бензопилы или мотороллера.
Самое удачное российское изобретение принадлежит инженеру из Архангельска Анатолию Фомичеву. Размышляя, чем можно заменить собачью упряжку, которая тащит груз, конструктор решил соорудить «мотособаку», используя двигатели от бензопил «Дружба» и «Урал». Последний образец оказался удачнее. Скорость такой буксировщик развивал небольшую, до 20 километров в час, а весил примерно 60 килограммов
Фомичев многократно переделывал и дополнял свое детище, уделяя внимание каждой детали, от лыжеуплотнителя до гусениц и прицепа. В 1997 году инженер получил патент, однако еще раньше мотобуксировщик Фомичева стал известен, участвуя в конкурсе вездеходов и мотор-шоу, об архангельской «мотособаке» писали в журналах и рассказывали в телепередачах. Современным охотникам и рыболовам необязательно дневать и ночевать в гараже, собирая мотобукс самостоятельно
На рынке транспорта малой механизации представлен широкий выбор «мотособак». Кстати, любителям активного отдыха даже регистрировать в ГИБДД мотобуксировщик не придется. Чтобы управлять этим средством передвижения, водительское удостоверение не нужно. Не требуется и техпаспорт. Однако каждый владелец «мотособаки» должен знать, что движение по дорогам общего пользования для данного вида транспорта запрещено. Его удел – бороздить бездорожье за городской чертой
Современным охотникам и рыболовам необязательно дневать и ночевать в гараже, собирая мотобукс самостоятельно. На рынке транспорта малой механизации представлен широкий выбор «мотособак». Кстати, любителям активного отдыха даже регистрировать в ГИБДД мотобуксировщик не придется. Чтобы управлять этим средством передвижения, водительское удостоверение не нужно. Не требуется и техпаспорт. Однако каждый владелец «мотособаки» должен знать, что движение по дорогам общего пользования для данного вида транспорта запрещено. Его удел – бороздить бездорожье за городской чертой.
Койра SV15E
Универсальная мотособака, которую можно эксплуатировать круглый год, в том числе, и в период межсезонья. Агрегат отличает продуманная, предельно сбалансированная конструкция и одинаково хорошая приспособленность к любым погодным условиям. Грузоподъемность модели составляет 650 кг (на санях). Внедорожная ходовая часть, а также мотор расположены в передней части агрегата. Отлично подобранные настройки обеспечивают высокий уровень проходимости, плавное и комфортное передвижение. Управление буксировщиком очень простое, не требующее никаких профессиональных навыков. Наличие водительских прав совершенно не обязательно.
Мотор 13-сильный с емкостью 6,5 л, одинаково хорошо работающий при высоких и низких температурах. Часовой расход топлива 2,8 л (для 92-й марки). Возможен запуск при помощи ручного или электрического стартера. Последний актуален при использовании мотособаки в морозы.
Преимущества:
- надежная, практически «неубиваемая» подвеска;
- мощный мотор с хорошей тягой;
- тихий мотор;
- комфортная езда, в особенности, по накатанному грунту;
- высокий уровень ремонтопригодности;
- предельно компактная, разборная конструкция. В разобранном виде мотособака без проблем размещается в автомобильном багажнике.
Минусы:
- частые мелкие поломки;
- проблемы с устойчивостью на скорости, превышающей 30 км/час.
ЗиД Фишкар МБГ-1
Эта «медленная» мотособака занимает одно из достойнейших мест в нашем рейтинге благодаря целому ряду отличных эксплуатационных качеств. Модель отличает хорошая грузоподъемность — порядка 85 кг, что позволяет перевозить большое количество грузов. Ширина гусеничной ленты также достаточно внушительная, 380 мм, что обусловливает отличный уровень проходимости буксировщика. Относительно компактные размеры позволяют без особого труда преодолеть самые труднодоступные участки.
Основные положительные отзывы владельцев о ЗиД Фишкар:
- относительно невысокая цена;
- высокий уровень ремонтопригодности;
- Несложная конструкция, а отсюда — надежность;
- Экономичное расходование топлива (в час не более 2 л).
Для заправки используют такие сорта горючего, как АИ-92 или 95. Небольшой его расход позволяет предпринимать поездки на большие расстояния.
Из минусов называют тихоходность модели. Ее скорость не превышает 15 км/час. Недостатком является и невозможность оснащения колесами. Несмотря на эти очевидные минусы, мотособака данной модели популярна у любителей рыбной ловли и охоты.
ЛИДЕР-3-3Т-15АП
Как и следует из наименования, это один из лидеров продаж. Модель сочетает приемлемую стоимость с отличными эксплуатационными качествами и предельно простым управлением. Мощный движок буксира позволяет перевезти до 400 кг поклажи на санях и до 40 кг на самой мотособаке. Агрегат оборудован реверсом и укомплектован лыжным модулем. Возможно применение как катковой, так и склизовой подвески. В качестве мотора применяется LIFAN, выдержавший испытание временем. Максимальная скорость, которую способен развить агрегат, — 30 км/час. Емкость бензобака 6,5 л, часовые затраты горючего 3 л. 500-миллиметровые гусеницы обеспечивают отличную проходимость.
Преимущества:
- наличие в комплекте лыжного модуля;
- мощный и надежный мотор;
- реверс;
- простое управление даже для начинающего водителя;
- нет необходимости для регистрации в ГИБДД;
- высокая ремонтопригодность. Большая часть использованных комплектующих — российского производства (трансмиссия, вариатор, гусеницы) и постоянно имеются в продаже. Никаких проблем с ремонтом и обслуживанием не бывает;
- фара в комплекте.
Отрицательных отзывов нет. Единственное нарекание, что на 95-м бензине буксировщик работает лучше. Но это сугубо субъективное мнение. Да и быстрой эту модель не назовешь.
Производители и лучшие модели
В обзор лучших фирм по выпуску мини-мотособак заслуженно попадает российская компания «Бурлак». Вся ее продукция относится именно к этому сегменту. Хорошим примером миниатюрной модели оказывается «Бурлак-М Практик» мощностью 6,5 л. с. Преимущества конструкции — трансмиссия автоматического типа и подвеска каткового исполнения. Устройство комплектуют двигателем от известного бренда Lifan, конструкция в целом выполняется по разборному принципу.
Модель «Егерь» несколько отличается:
на выбор предоставляют автоматическое либо вариаторное исполнение;
мощность достигает 15 л. с.;
опционально возможен подогрев рулевых ручек и рукояти газа;
два цветовых решения — белое камуфляжное с одинарной фарой либо желтое спортивное с парной фарой.
Что любопытно, все самые лучшие мини-снегоходы изготавливаются в России. Производители из других стран не могут являться достойными конкурентами на современном этапе. Яркое тому подтверждение – «Разгуляй 9 стандарт». Приобретать комплект ветрозащитного стекла придется дополнительно, потому что в базовую конфигурацию он не входит. Основные параметры:
масса не более 170 кг;
расход топлива до 15 л на 100 км;
средняя стоимость обслуживания около 4000 рублей за год;
возможность проезжать рыхлый снег толщиной до 1 м;
гусеницы покрыты шипами;
подвеска каткового исполнения;
работа на бензине Аи-92.
Еще стоит упомянуть модель KOiRA T 14. Основные особенности изделия:
скорость до 40 км/ч;
всесезонная фирменная гусеница;
мотор мощностью 14 л. с.;
предустановленная фара мощностью 56 Вт (с галогеновой подсветкой);
возможность перевозить в сцепке до 650 кг полезной нагрузки.
Завершить обзор уместно на «Тофалар 500». Запуск мотора производится при необходимости как ручным, так и электрическим стартером. Объем камеры сгорания четырехтактного двигателя составляет 420 см3. Целесообразно использовать в качестве горючего Аи-92. Вместимость бензобака — 6,5 л; мощность мотора 15 л. с.
Прочие свойства:
разгон до 40 км/ч;
нагрузка до 500 кг;
проходимость по льду, грязи и заболоченным участкам;
Как выбрать мотобуксировщик
Разновидности мотобуксировщиков
Прежде чем купить мотобуксировщик, нужно определиться с его предназначением и способом использования: для езды по снегу, по болотистому грунту или пересеченной местности.
Для езды по болоту применяют модели со съемными гусеницами, которые можно оборудовать 4 или 6 колесами. Особые требования предъявляются к раме. Она должна быть выполнена из высокопрочного металла.
Модели с передним приводом считаются оптимальным охотничье-рыболовным вариантом. Это объясняется тем, что из-за большой нагрузки в носовой части контакт с почвой увеличивается. Такая мотособака отлично передвигается по плохим дорогам или в условиях бездорожья.
В зависимости от вида привода различают передне- и заднеприводные модели. Преимущество последних в том, что они послушны к управлению и маневренны. Этого удается добиться благодаря тому, что центр тяжести находится возле места сцепки. Груженая мотособака передвигается идеально, но может «встать на дыбы», если движется порожняком. Центр тяжести переднеприводной модели приближен к передку. Это способствует увеличению площади контакта с поверхностью. Таким образом, степень проходимости переднеприводной модели не зависит от загрузки. Такие модификации более надежны, чем заднеприводные и, как показывает практика, гораздо менее капризны в уходе.
Подвеска
Различают 2 варианта подвесок: склизовые и катковые. Особенность последней в том, что она не имеет жесткой опоры посередине гусениц. Стоимость моделей со склизовыми подвесками ниже. Они отлично буксируют сани. Однако, для песчаных или твердых грунтов это не лучший выбор. Если отсутствует снежный покров, металлические детали сильнее трутся, что приводит к быстрому изнашиванию. Ходовая механическая часть выходит из строя очень быстро.
Для передвижения по твердым бесснежным поверхностям отлично подходит подвеска каткового типа. Катки имеют вид небольших колес, напоминающих по виду танковые. Катковыми подвесками оснащены всесезонные модели мотособак, незаменимых для использования на сельхозпредприятиях и в экспедициях. Недостаток катков в том, что при движении по снегу или грязи они быстро засоряются. Катковые модели идеальны для решения усредненных задач. Мото-буксир со склизовыми подвесками более пригоден для эксплуатации в условиях, приближенных к экстремальным.
Неплохой вариант для передвижения по болотам — пневмоколеса. Движение получается мягким и удобным. Но обходятся такие машины далеко не дешево и в продаже бывают нечасто.
Двигатель
Мощность двигателя мотосаней определяет скорость передвижения мотособаки и грузоподъемность агрегата. Самым распространенным вариантом являются 15 сильные 4-тактные двигатели на 1 цилиндр. Однако, с ростом мощности потребление горючего также возрастает.
Трансмиссия мотобуксировщика
Преимущество автоматической КП в том, что она дает возможность развить максимальное тяговое усилие. Однако, строение «автомата» слишком сложное, поэтому и степень надежности меньше. Вариатор имеет более простое устройство, поэтому более надежен. Стоимость вариаторной трансмиссии ниже, чем автоматической.
Рама
Изготавливают ее из стали — твердой и прочной, но при этом лишенной хрупкости. На эту часть букса приходится максимум ударных нагрузок, поэтому главное требование к раме — стойкость к деформациям. Минимальная толщина ее составляет 3 мм.
Гусеницы
Наилучшим вариантом для передвижения мототягача по снежным заносам являются «агрессивные» гусеницы с большими зацепами. Однако, для бесснежных участков этот вариант — далеко не лучший. От размера гусениц во многом зависит и проходимость машины. Чем больше габариты мотособаки и шире гусеницы, тем выше проходимость модели. Но с увеличением размеров страдает маневренность агрегата. Наилучшая ширина гусениц 500 мм, а максимально целесообразная длина буксировщика 1500 мм. Очень удобны универсальные модульные конструкции, которые позволяют при необходимости оснастить буксировщик лыжами или колесами.
Дополнительное оборудование
Назначение дополнительного оснащения — сделать само устройство более универсальным, а езду на нем комфортнее. К дополнительному оборудованию относятся:
- модули (колесные или лыжные);
- электростартер;
- устройство для подогрева рукояток.
Иногда оснащение поставляется в комплекте с буксом, иногда приходится докупать его отдельно.