Ремонт тормозной системы автомобиля своими руками

Причины неисправностей

Если в автомобиле стала проваливаться педаль тормоза, необходимо внимательно проверить всю тормозную систему для выявления неисправности. Даже если в автомобиле однократно резко провалилась педаль тормоза, это нельзя оставлять без внимания. Тормозная система герметична, попадание воздуха приводит к внезапным провалам педали тормоза. Тормозная жидкость заливается именно для обеспечения упругости педали, поскольку жидкость обладает большим сопротивлением. Большинство проблем связано именно с попаданием в систему воздуха. Это могут быть прохудившиеся шланги и манжеты, неисправная педаль, неправильная тормозная жидкость, сбои после замены дисков и колодок. Также может быть неисправен тормозной цилиндр, который часто проще заменить, чем отремонтировать.

Неисправен поршень (цилиндр)

Плохое качество тормозной жидкости, возникновение ржавчины на поверхности при разрыве пыльника хотя бы одного поршня (цилиндра) или в результате длительного простоя машины влекут за собой его частичное заклинивание.

Это изначально будет слышно при задержке его срабатывания, когда колодки начнут стучать о диск. Для того чтобы своими руками сделать ремонт в данном случае необходимо разобрать суппорт и вытащить ржавый поршень, делать это нужно, после того как будут откручены направляющие и снят пыльник и стопорное кольцо.

Если цилиндр еще хоть слегка ходит, то выдавить его можно с помощью компрессора, вставив шланг в отверстие для подачи тормозной жидкости. Также это можно сделать, предварительно не отсоединяя корпуса от системы тормозов просто нужно нажать на педаль, после чего созданное давление выдавит цилиндр из его посадочного места. Если же он намертво заклинил, то превентивной мерой может стать отмачивание его в бензине и другой аналогичной жидкости.

Стоит учитывать, что поршень заднего суппорта не вынимается, а просто выкручивается по резьбе круглогубцами или аналогичным инструментом. После этого нужно вымыть посадочное гнездо цилиндра и зачистить его от грязи и ржавчины. Также стоит поступить и с самим поршнем (цилиндром). Далее нужно вставить цилиндр на место. Нелишним будет при сборке заменить его пыльник новым. Об этом более обстоятельно можно посмотреть в приложенном видео.

Описание ТС

Тормозная система предназначается для безопасного снижения движения и для полной остановки авто. Торможение возникает после создания сопротивления, которое происходит от тормозных сил в контакте с колесами и дорожным полотном. Торможение колес возникает с помощью фрикционного устройства. В экстренных ситуациях требуется большая сила торможения, именно этой особенностью должна обладать ТС.

Устройство ТС подразделяется на следующие виды:

Рабочая — помогает снизить скорость машины при обычном режиме эксплуатации.

Запасная — позволяет уменьшать скорость движения, если произошли неполадки ТС.

Стояночная — удерживает машину неподвижно на наклоненной поверхности в момент, когда водителя нет в салоне.

Вспомогательная — нужна для езды на длинных спусках. Помогает поддерживать постоянную скорость.

Автоматическая — прицеп, при внезапном отсоединении от тягача, автоматически останавливается.

Основные неисправности тормозной системы автомобиля будут рассмотрены на примере гидравлической системы, поскольку именно она устанавливается на всех легковых авто.

Гидравлика — это довольно протяженная система, которая распределена по всему авто. Именно от нее полностью зависит безопасность движения. Водители должны контролировать ее состояние. Ведь как ни странно, неисправности возникают в самый неподходящий момент.

Предназначение тормозных трубок

Любая гидравлическая система нуждается в наличии магистралей, по которым жидкость подаётся в рабочие механизмы. Тормозная система автомашины не является исключением, но здесь имеются свои особенности. Связаны они как с конструкцией тормозов, так и техническими характеристиками используемой рабочей жидкости, к которой предъявляются весьма жёсткие требования:

  • она должна не закипать при температурах, превышающих 200 градусов;
  • не терять текучесть в сорокаградусный мороз;
  • не быть агрессивной к резиновым деталям тормозной системы;
  • не приводить к коррозии.

Последний пункт особенно важен для тормозных трубок, являющихся неотъемлемой частью ТС современного автомобиля. Рассмотрим принцип работы типовой тормозной системы.

Алгоритм остановки транспортного средства связан с выполнением следующих действий:

  • водитель при возникновении необходимости снизить скорость движения машины вплоть до полной её остановки нажимает с соответствующим усилием на педаль тормоза;
  • шток педали напрямую воздействует на поршень главного тормозного цилиндра, приводя его в действие;
  • поршень, двигаясь в цилиндре, воздействует на тормозную жидкость, создавая определенное явление;
  • жидкость, сжимаемость которой близка к нулю, движется по магистрали и воздействует на тормозные цилиндры, расположенные на каждом из колёс;
  • поршни передают импульс движения на тормозные колодки, которые, прижимаясь к дискам, и создают тормозное усилие, притормаживая вращение колёс.

В этой цепочке тормозные трубки являются составной частью гидромагистрали, по которой движется рабочая жидкость. Их задача – не допустить подтеканий ТЖ, поэтому особое значение приобретает качество их соединения с другими элементами тормозной системы. Вот для этого и используется технологическая операция, называемая развальцовкой.

Её сущность заключается в деформировании оконечного участка трубки таким образом, чтобы равномерно увеличить её диаметр (противоположная операция, заключающаяся в сужении диаметра кончика трубки, называется завальцовкой). Развальцовка нужна для того, чтобы обеспечить максимально герметичное соединение трубок друг с другом или трубки с коллектором.

Поскольку, как мы уже отмечали, тормозные трубки подвержены механическим воздействиям, они могут получить повреждение, ставшее причиной разгерметизации системы – в этом случае требуется немедленная операция по их замене. Естественный износ – более распространённая причина замены этой компоненты тормозной системы.

Сама процедура развальцовки трубки состоит из трёх этапов:

  • определение требуемого зазора между трубной решёткой и кончиком трубки;
  • развальцовка и трубки, и трубной решётки;
  • снятие демпфирующей нагрузки с внутренних стенок трубки.

Технология деформации требует, чтобы металл тормозной трубки подвергался так называемой пластической деформации, а металл решётки – упругой деформации. Для обеспечения этого условия решётка изготовляется из более твёрдого металла, что позволяет после завершения этапа развальцовки трубной решётке целиком «обхватить» трубку.

Обеспечение требуемой герметичности такого соединения осуществляется посредством применения метода контактного давления, образующегося между наружными поверхностями контактирующих деталей. В некоторых случаях технология соединения развальцованных кончиков труб предполагает использование сварки – такой метод называют комбинированным.

В заводских условиях развальцовка осуществляется с применением специального станка, оснащённого приводом гидравлического, пневматического или электрического типа, предусматривающего возможность контроля за скоростью вращения. Именно на привод ложится задача обеспечения требуемой надёжности соединения.

При замене тормозных трубок развальцовка осуществляется с использованием специального инструмента, который можно приобрести в автомагазине.

Назначение, виды и устройство тормозных систем автомобилей

Регулирование скорости движения машины, остановка и удержание её в неподвижном состоянии выполняется при помощи тормозной системы – в этом её назначение. На транспорте применяются приводы тормозных систем трёх видов: гидравлический, пневматический и механический.

Гидравлическим приводом оборудованы легковые автомобили. В роли рабочего агента применяется жидкость. На коммерческом транспорте – автобусах, грузовиках, полуприцепах, используется пневматическая система. Усилие на исполнительные механизмы передаётся сжатым воздухом. Механический привод морально устарел, в основной системе не применяется. Сохранился элемент этого привода в качестве ручного стояночного тормоза.

В современных автомобилях применяется резервирование. В двухконтурной системе, при разгерметизации одного из контуров, второй работает в качестве аварийного, а в одноконтурной – аварийное торможение осуществляется ручным тормозом.

Основные узлы гидравлического привода перечислены ниже:

  • Педаль тормоза с толкателем.
  • Вакуумный усилитель, сообщающийся трубкой с всасывающим коллектором двигателя.
  • Главный тормозной цилиндр.
  • Бачок, оборудованный поплавковым реле уровня.
  • Металлические трубки, соединяющие главный цилиндр с тормозными механизмами колёс и регулятором давления.

Поршень главного цилиндра приводится в движение толкателем педали, создавая давление в трубках. Жидкость передаёт давление на поршни цилиндров тормозных механизмов колёс.

Вакуумный усилитель разделён диафрагмой пополам, одна камера сообщается с атмосферой, а другая со всасывающим коллектором двигателя. Разность давлений в камерах создаёт толчок диафрагмы – это позволяет нажимать на педаль с меньшим усилием. При остановленном двигателе вакуумный усилитель не работает, поэтому движение накатом недопустимо.

Регулятор давления задних колёс задерживает срабатывание задних тормозов – одновременная блокировка всех колёс заносит машину. Дополнительно регулятор задаёт силу прижима колодок к барабану.

Тормозной механизм передних колёс дискового типа. Колодки вставлены в суппорт. При торможении жидкость толкает поршни цилиндра – колодки прижимаются к диску с двух сторон. Трение замедляет скорость вращения колёс. После прекращения воздействия на педаль колодки возвращаются в первоначальное положение от биения диска.

Механизм задних колёс барабанного типа. При возникновении давления в цилиндре поршни давят на колодки, которые прижимаются к внутренней поверхности барабана. В исходное положение колодки возвращаются под воздействием пружин после падения давления.

Неподвижность автомобиля на склоне обеспечивает ручной стояночный тормоз. При подъёме рычага тормоза на 3–4 щелчка натягиваются тросы, прижимая колодки к барабану, задние колёса блокируются.

Причины неисправности

Известно несколько факторов, приводящих к неправильному ходу рычага, когда он мягко проваливается. Самые распространённые причины — износ главного цилиндра, завоздушивание и перегрев.

Повреждение цилиндра

Износ механической части главного цилиндра сопровождается утечкой тормозной жидкости, падением давления и потерей герметичности в системе. Педаль проваливается ниже обычного, хотя в идеале не должна утапливаться больше 1/3 от полного хода.

Главный цилиндр состоит из нескольких деталей:

  • металлического корпуса с отверстиями для поступления жидкости;
  • штуцера для подсоединения расширительного бачка;
  • пружин возвратного типа;
  • направляющих втулок;
  • поршней с манжетами;
  • торцевой пробки с прокладкой.

Ремонт детали проводится не так часто. В основном цилиндр заменяется целиком. После этого обязательно из общей системы выкачивается воздух.

Главный тормозной цилиндр

Перегрев дисков

Перегрев дискового механизма возникает на машинах любителей экстремального вождения, а также в результате продолжительной езды по горным серпантинам, с частым нажатием педали в пол. В этом случае нужно дать дискам остынуть, продолжать движение нельзя! Если допускать частое и длительное перегревание, это деформирует колодки и другие прилегающие элементы. Машина не сможет тормозить, что станет причиной возможного ДТП.

Главный признак — характерные синие или желтые полосы на металле диска, который после прекращения движения отдаёт паром. Такой перегрев укажет на температуру в пределах 450°С. А если полоса чёрная — выше 500°С.

Синие и желтые полосы на тормозном диске

Завоздушивание

Воздух обычно попадает внутрь системы из‐за снижения количества жидкости или потерей ею своих изначальных свойств, износа уплотнителей и повреждения магистралей. Пробка считается одной из распространённых причин увеличенного хода тормозной педали. Устранение последствий проводится только после нахождения места разгерметизации и его ремонта. Затем можно прокачать магистраль, чтобы вывести пузыри.

Обычный алгоритм прокачки состоит из нескольких шагов:

  • жидкость заливают в бачок до нужно уровня — на 6 мм ниже максимальной отметки;
  • автомобиль поднимают на гидравлике, снимают колёса;
  • ослабляют поочерёдно специальные винты с отверстием, предназначенные для прокачки.

На каждый штуцер надевают прозрачный шланг или виниловую трубку. Затем её опускают в ёмкость для сбора жидкости. Травить воздух обычно начинают с колеса, расположенного дальше всего от главного цилиндра. Потом несколькими нажатиями задействуется тормоз и блокируется — за это время нужно открыть штуцер и стравить воздух. Когда педаль опустится до конца в пол, процедуру следует повторить. Делается это до тех пор, пока по шлангу не пойдёт чистое масло без пузырей.

Прокачка тормозной магистрали

Большой зазор

Барабанную систему, которая по‐прежнему устанавливается на многих автомобилях, нужно проверять регулярно. Причина в том, что она не оснащена автоматической настройкой, как дисковая. Из‐за этого рабочий промежуток между колодками и вращающимся механизмом со временем увеличивается, что и становится причиной мягкости педали тормоза. Проблема решается заменой цилиндров.

Повышенное биение

Износ или сильное загрязнение элементов тормоза может вызвать повышенное биение дисков. Это значение более 0,15 мм, при котором привод выжимается не характерно мягко и вибрирует. Деформированные элементы нужно менять в срочном порядке.

Рычаг может становиться мягким также из‐за неисправного ручника. Часто такое случается на японских машинах, где стояночный трос оснащён механизмом автоматической регулировки. Если привод забивается грязью, топалка начинает проваливаться.

Описание ТС

Тормозная система предназначается для безопасного снижения движения и для полной остановки авто. Торможение возникает после создания сопротивления, которое происходит от тормозных сил в контакте с колесами и дорожным полотном. Торможение колес возникает с помощью фрикционного устройства. В экстренных ситуациях требуется большая сила торможения, именно этой особенностью должна обладать ТС.

Устройство ТС подразделяется на следующие виды:

Рабочая — помогает снизить скорость машины при обычном режиме эксплуатации.

Запасная — позволяет уменьшать скорость движения, если произошли неполадки ТС.

Стояночная — удерживает машину неподвижно на наклоненной поверхности в момент, когда водителя нет в салоне.

Вспомогательная — нужна для езды на длинных спусках. Помогает поддерживать постоянную скорость.

Автоматическая — прицеп, при внезапном отсоединении от тягача, автоматически останавливается.

Основные неисправности тормозной системы автомобиля будут рассмотрены на примере гидравлической системы, поскольку именно она устанавливается на всех легковых авто.

Гидравлика — это довольно протяженная система, которая распределена по всему авто. Именно от нее полностью зависит безопасность движения. Водители должны контролировать ее состояние. Ведь как ни странно, неисправности возникают в самый неподходящий момент.

Основные неисправности тормозной системы

Движение автомобиля с неисправными тормозами запрещено. Водитель должен следить за техническим состоянием системы и отмечать изменения в работе.

По поведению машины можно определить состояние тормозов. Характерными признаками нарушения в работе являются следующие отклонения от нормы:

  • Жесткая педаль сигнализирует о неисправности вакуумного усилителя, отсутствии разрежения в камере.
  • Посторонний шум или свист при торможении, биение колёс указывают на износ, деформацию, трещины диска или барабана.
  • Увод автомобиля в сторону говорит о неисправности рабочего цилиндра или замасливании тормозной колодки.
  • Увеличенный ход или провал педали тормоза свидетельствует о том, что система не герметична.

Если при нажатии на педаль машина не тормозит для остановки нужно использовать ручной тормоз. Если устранить неисправность на месте остановки невозможно, следует вызвать эвакуатор или использовать буксировку на жёсткой сцепке.

Метки: москвич 2141, течь масла

Комментарии 10

Закерни. Навареный аллюминий мягкий — поры перекроет

А как холодная сварка работает в условиях мороза? Успеет ли она схватиться?

А как холодная сварка работает в условиях мороза? Успеет ли она схватиться?

Я бы на твоем месте не занимался порнографией с холодной сваркой, а просто запаял бы. Один раз, гарантированно и навсегда. Тем же припоем пос 40 с температурой плавления 183–238 °C который есть во всех магазинах. Только сначала обработай место пайки флюсом для низкотемпературной пайки алюминия (стоит рублей 150-300, в зависимости от объема), также широко распространен. Хоть будешь уверен, что гермет не отвалится в какой-нибудь прекрасный день.

источник

Назначение, виды и устройство тормозных систем автомобилей

Регулирование скорости движения машины, остановка и удержание её в неподвижном состоянии выполняется при помощи тормозной системы – в этом её назначение. На транспорте применяются приводы тормозных систем трёх видов: гидравлический, пневматический и механический.

Гидравлическим приводом оборудованы легковые автомобили. В роли рабочего агента применяется жидкость. На коммерческом транспорте – автобусах, грузовиках, полуприцепах, используется пневматическая система. Усилие на исполнительные механизмы передаётся сжатым воздухом. Механический привод морально устарел, в основной системе не применяется. Сохранился элемент этого привода в качестве ручного стояночного тормоза.

В современных автомобилях применяется резервирование. В двухконтурной системе, при разгерметизации одного из контуров, второй работает в качестве аварийного, а в одноконтурной – аварийное торможение осуществляется ручным тормозом.

Основные узлы гидравлического привода перечислены ниже:

  • Педаль тормоза с толкателем.
  • Вакуумный усилитель, сообщающийся трубкой с всасывающим коллектором двигателя.
  • Главный тормозной цилиндр.
  • Бачок, оборудованный поплавковым реле уровня.
  • Металлические трубки, соединяющие главный цилиндр с тормозными механизмами колёс и регулятором давления.

Поршень главного цилиндра приводится в движение толкателем педали, создавая давление в трубках. Жидкость передаёт давление на поршни цилиндров тормозных механизмов колёс.

Вакуумный усилитель разделён диафрагмой пополам, одна камера сообщается с атмосферой, а другая со всасывающим коллектором двигателя. Разность давлений в камерах создаёт толчок диафрагмы – это позволяет нажимать на педаль с меньшим усилием. При остановленном двигателе вакуумный усилитель не работает, поэтому движение накатом недопустимо.

Регулятор давления задних колёс задерживает срабатывание задних тормозов – одновременная блокировка всех колёс заносит машину. Дополнительно регулятор задаёт силу прижима колодок к барабану.

Тормозной механизм передних колёс дискового типа. Колодки вставлены в суппорт. При торможении жидкость толкает поршни цилиндра – колодки прижимаются к диску с двух сторон. Трение замедляет скорость вращения колёс. После прекращения воздействия на педаль колодки возвращаются в первоначальное положение от биения диска.

Механизм задних колёс барабанного типа. При возникновении давления в цилиндре поршни давят на колодки, которые прижимаются к внутренней поверхности барабана. В исходное положение колодки возвращаются под воздействием пружин после падения давления.

Неподвижность автомобиля на склоне обеспечивает ручной стояночный тормоз. При подъёме рычага тормоза на 3–4 щелчка натягиваются тросы, прижимая колодки к барабану, задние колёса блокируются.

Причины поломки

Соответственно, тормоза выходят из строя по самым разным причинам:

  • неправильное использование тормозной системы (не проверяли время от времени работу, использовали некачественную тормозную жидкость);
  • приобретали детали низкого качества;
  • использовали старые элементы системы, которые вышли из срока эксплуатации;
  • не учитывали влияния внешних факторов, таких как грязь, вода и прочее.

Если вы обнаружили один из признаков в автомобиле, то нет времени сомневаться в неисправности. Откладывать ремонт и профилактику не рекомендуется — с неисправными тормозами вы в ответе за свою жизнь, жизнь других водителей и пешеходов.

Когда нужно прокачивать тормоза

Рекомендуется прокачивать систему торможения по мере замены «тормозухи».

Это должно производиться один раз в два года или через 60 000 км пройденного пути.

Однако на практике такую процедуру приходится иногда выполнять раньше названного срока.

Перечислим случаи, когда эта операция делается раньше срока:

  1. После замены ГТЦ, главного тормозного цилиндра.
  2. При разгерметизации системы торможения, возникающей по причине неисправности шлангов, ослабления соединительных хомутов, падения уровня жидкости в бачке ниже минимальной отметки.
  3. Педаль торможения при нажатии вначале твёрдая, а потом начинает проваливаться.
  4. Колёса машины неравномерно затормаживаются, машину при торможении уводит в сторону.
  5. После замены вакуумного усилителя системы.
  6. Работа педали становится мягкой, торможение малоэффективным.

Зачем прокачивать тормоза

При обнаружении перечисленных признаков следует незамедлительно заняться прокачиванием тормозной системы.

Рассмотрим случай, когда прокачка делается после замены дисков или колодок.

Отметим, что сама процедура установки новых деталей системы торможения не затрагивает механизм, воздух в систему проникнуть не может.

Однако есть вероятность ослабления соединения со шлангом, также может случайно во время механического контакта получить повреждение сам трубопровод с тормозной жидкостью и т. д.

Во время работы случается всякое, и излишняя осторожность в этом деле не помешает – прокачка гарантирует сохранения нормального рабочего режима механизма. Также эта процедура даст возможность штокам конструкции цилиндра торможения принять исходное положение

Также эта процедура даст возможность штокам конструкции цилиндра торможения принять исходное положение.

При заполнении технической жидкостью системы они вернутся в рабочее состояние из разведённого, в котором они оказались при снятии колодок.

Описание ТС

Тормозная система предназначается для безопасного снижения движения и для полной остановки авто. Торможение возникает после создания сопротивления, которое происходит от тормозных сил в контакте с колесами и дорожным полотном. Торможение колес возникает с помощью фрикционного устройства. В экстренных ситуациях требуется большая сила торможения, именно этой особенностью должна обладать ТС.

Устройство ТС подразделяется на следующие виды:

 Рабочая – помогает снизить скорость машины при обычном режиме эксплуатации.

 Запасная – позволяет уменьшать скорость движения, если произошли неполадки ТС.

 Стояночная – удерживает машину неподвижно на наклоненной поверхности в момент, когда водителя нет в салоне.

 Вспомогательная – нужна для езды на длинных спусках. Помогает поддерживать постоянную скорость.

 Автоматическая – прицеп, при внезапном отсоединении от тягача, автоматически останавливается.

Основные неисправности тормозной системы автомобиля будут рассмотрены на примере гидравлической системы, поскольку именно она устанавливается на всех легковых авто.

Гидравлика – это довольно протяженная система, которая распределена по всему авто. Именно от нее полностью зависит безопасность движения. Водители должны контролировать ее состояние. Ведь как ни странно, неисправности возникают в самый неподходящий момент.

Неисправность направляющих

Основной проблемой, при несрабатывании тормоза, может стать заклинивание и закисание направляющих суппорта.

Ремонт данной неисправности своими руками не составит трудности. Кстати, в этом случае нет разницы при разборке как переднего, так и заднего суппорта. Для этого необходимо открутить и вытащить обе направляющие. Очистить их от грязи или некачественной смазки, снять и заменить порванные пыльники новыми, предварительно забив их специальной смазкой для суппортов.

Затем одеть их на место, вставить и закрутить направляющие обратно. После чего следует попробовать, как свободно перемещается по ним прижимная планка. Визуально это можно посмотреть в приложенном видео в конце статьи.

Не следует забывать о корпусе данного элемента тормозов. При обнаружении на нем значительной ржавчины, вмятин, мест прогиба или других механических повреждений следует заменить его полностью.

В случае если ремонт пришлось делать на снятом суппорте, то после установки его на место следует прокачать систему тормозов.

Статья впервые появилась на AutoRemont2.ru

Диагностика системы

Наиболее частая жалоба при визитах в сервисные центры звучит как «я нажимаю на тормоз, а педаль проваливается». Водитель оказывается в беспомощном состоянии и не может оказать влияние на движение автомобиля. Диагностика тормозной системы, наравне с диагностикой подвески, является одной из наиболее востребованных услуг сервисного центра. Когда проваливается педаль тормоза, причины неполадок обычно проявляются из-за несвоевременного обслуживания. Некогда завернуть на автосервис, водителю кажется, что единичная проблема решится сама собой. В ряде случаев проблема решается прокачкой тормозов и доливом или заменой тормозной жидкости. Но в запущенных случаях приходится менять систему целиком.

Читать далее:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий