Как пользоваться роботом
Управление автомобилем с роботизированной коробкой передач осуществляется аналогично управлению авто с классическим автоматом или вариатором. Даже внешний вид рычага может быть похожим, например, как у Audi и Infiniti. Но чаще разработчики избавляются от режима «Р» (парковка), например, как это сделали инженеры Toyota и Citroen. При этом, стоянка автомобиля осуществляется на нейтралке (N) или, если в автомобиле предусмотрен мануальный режим, — на первой передаче. В последнем случае позиция “D” может заменяться на “A/M” для переключения между автоматическим и ручным режимами управления авто. Прогревать автомобиль с роботом перед началом движения можно на нейтральной передаче, температура коробки даже при этом условии поднимется до необходимого уровня. Однако, лучше догревать и прогревать автомобиль уже в процессе движения. Для этого достаточно проехать спокойно, без резких рывков примерно 1 км после трогания, используя только треть, максимум половину хода педали газа. На роботе, в отличие от классического автомата, можно буксовать, это не приведет к поломке. Также, при определенных навыках, можно использовать прием выезда из сугробов и ям «в раскачку», поочередно понемногу двигаясь вперед-назад. Многие знают о неприятной особенности роботов «дергаться» при каждом переключении передач (это не относится к роботу DSG с двумя сцеплениями). Естественно каждый такой рывок не вызывает особо приятных ощущений у водителя и, тем более, пассажиров. Также очевидно, что такое поведение робота может быть особо опасно при движении по снегу или по скользкой поверхности. Для того, чтобы уменьшить неприятные ощущения и риск застрять в снегу или уйти в занос, водителю во время переключений нужно ослабить нажим на педаль газа или вообще убирать с нее ногу. Тогда переключения будут происходить гораздо более плавно. Правда научиться подгадывать момент переключения передач осуществляемый электроникой бывает довольно сложно, но с наработкой опыта этот навык обязательно придет. Следует помнить, что устройство коробки передач робота практически аналогично устройству обычной МКПП, с тем различием, что сцепление здесь «выжимает» электроника, а не водитель, давя на соответствующую педаль. Поэтому при медленном движении в пробках следует переводить РВД в нейтральное положение. Ведь если автомобиль стоит, а передача включена, то сцепление находится в выжатом включенном состоянии, при этом изнашиваются корзина сцепления, выжимной подшипник и сам ведомый диск. Перед тем, как заглушить двигатель и поставить автомобиль на длительную стоянку, передачу, как и на механике, лучше оставить включенной.
Обязательным правилом эксплуатации автомобиля с роботизированной механикой является включение ручного тормоза при постановке авто на стоянку.
Смотрите видео о том, как правильно использовать роботизированную коробку передач: Последнее, что можно добавить о роботизированной и вариаторной КПП – это ручной режим управления или, так называемый, типтроник. Реализуется он переводом рычага выбора передач в специальный дополнительный паз, обозначенный знаками «+» и «-» для повышения и понижения передачи соответственно, а узнать больше об этом варианте кпп можно в нашем материале. В целом же можно сказать, что, даже несмотря на разнообразие нюансов в управлении вариатором и роботом, при определенном опыте вождения вырабатываются привычки и навыки, которые здорово помогают в процессе управления автомобилем. Соблюдение же наших советов и вышеперечисленных правил помогут значительно продлить жизнь коробке передач и всему автомобилю.
Гидроблок – обычный, старого типа
Гидроблок традиционно расположен в поддоне вариатора и фактически является наиболее уязвимым местом узла. Но преимущество Jatco JF015E на Лада Веста в том, что в нем установлен старый гидроблок с четырьмя линейными соленоидами и одним электромагнитным клапаном, который отвечает за включение и выключение блокировки трансформатора. То есть, этот соленоид управляет клапаном гидроблока, переключающим режимы работы гидротрансформатора. Они ремонтопригодные и в случае появления неисправностей поддаются легкой замене.
То есть, достаточно часто приходится либо просто промыть гидроблок, либо сменить соленоид новым оригинальным экземпляром и на этом проблема решена. Что касается соленоидов нового типа, то их замена не всегда возможна. Чаще всего в случае поломки соленоида автовладелец вынужден покупать новый гидроблок или искать восстановленный на вторичном рынке. В любом случае, при появлении первых симптомов поломки следует сразу обращаться в СТО для квалифицированной диагностики. Своевременная диагностика Jatco JF015E способна спасти гидроблок, следовательно, сэкономить денежные средств автовладельца.
Что вызывает поломку вариатора
Основной причиной известных неисправностей вариаторов является нарушение элементарных правил эксплуатации:
Дополнительными причинами неисправностей могут быть разнообразные недочеты конструктивных составляющих (брак, непродуманная конструкция, некачественное соединение), а также естественный физический износ составляющих элементов, проявляющийся через 150000 — 200000 км пробега.
Неисправности вариатора могут возникать как в его электронном модуле управления, так и в механических узлах.
Дефекты электроники
В первом случае обнаружение конкретной поломки осуществляется с использованием компьютерной диагностики. Диагностический код присвоен каждому дефекту. Таким образом легко определяются:
Вероятной причиной дефекта в электронике может также быть нарушение целостности электропроводки либо ненадежный контакт в разъеме.
Механические неисправности
Для обнаружения механических неполадок используются не только средства компьютерной диагностики. В этом случае подходить к проблеме необходимо в комплексе и контролировать параметры рабочей жидкости, проводить дорожные испытания, осуществлять считывание диагностического кода, уточнять признаки неисправностей.
Откажитесь от резких стартов
Хорошо известно, что коробка вариатор не предназначена для использования на спортивных автомобилях. Резкие старты с места и экстремальные ускорения могут привести к быстрому выходу из строя этого агрегата. Также следует воздержаться от длительной езды на высокой скорости, что приводит к перегреву двигателя и трансмиссии, как результат отмечается повышенный износ вариатора.
Старайтесь правильно прогревать двигатель и коробку передач, в особенности в зимнее время года. Не лишним будет дать поработать автомобилю несколько минут на холостых оборотах, после чего можно начинать движение, будучи уверенным в качестве смазки в моторе и вариаторе.
Нюансы пользования вариатором
Теперь о нюансах вождения авто, оснащенного вариаторной коробкой. Первое и одно из главных условий – не начинать движение на авто сразу после запуска двигателя, особенно это касается зимнего периода.
Начало движения
При длительной стоянке все масло стекает в поддон коробки передач, а поскольку низкие температуры делают масло более вязким, то начало движения сразу после запуска приведет к тому, что элементы вариатора будут работать без смазки. В результате это способствует их интенсивному износу. Поэтому после запуска следует дать время, чтобы масло под давлением попало на все смазывающиеся поверхности.
Примерно то же касается и перевода положения в «N» при краткосрочных остановках. При переходе на этот режим давление масла в вариаторе снижается, а после быстрого переведения в режим «D» и начала движения, масло не успеет в нужном количестве поступить к трущимся поверхностям. Поэтому лучше при остановке на светофоре не трогать селектор и оставлять его в положении «D», поскольку вариатор рассчитан на работу в таком режиме и при остановке.
Особенности при маневрировании и прохождении поворотов
Нужно учитывать, что вариатор реагирует на повышение оборотов двигателя. То есть, вначале водитель увеличивает акселератором обороты, на что и реагирует данная КПП. В зависимости от выбранного режима вариатор будет реагировать соответственно, но на эту реакцию ему нужно некоторое время.
При совершении обгона в первую очередь нужно учитывать этот фактор – добавить обороты коленчатого вала, а после уже начинать совершать маневр.
То же касается и при прохождении поворотов, нужно на педаль нажимать в момент начала поворота руля, тогда КПП отреагирует правильно и непредвиденных последствий не будет.
Транспортировка
Транспортировка прицепов или буксировка других авто для вариатора крайне не желательна, поскольку она значительно увеличивает нагрузку на трансмиссию, и как следствие – усиленный ее износ. Допускается только транспортировка прицепов с полным весом до 1 тонны.
Не стоит часто использовать авто с вариатором на пересеченной местности. То есть, многие кроссоверы и внедорожники с вариатором хоть и являются автомобилями с повышенной проходимостью, но особо на проходимость их не стоит особо рассчитывать – они больше являются городскими авто, чем «покорителями бездорожья».
Буксирование
Есть и нюансы, касающиеся буксировки авто с вариаторами. Допускается буксировать такое авто на жесткой или гибкой сцепке только при работающем силовом агрегате и нейтральном положении селектора. Если таковых условий нет, то буксировка производиться только путем частичной погрузки авто (обязательно должны быть вывешены ведущие колеса) или эвакуатором.
Достоинства и недостатки вариатора
Вариаторные коробки передач на грузовые автомобили практически не устанавливаются из-за повышенных нагрузок на двигатель.
Вариаторная трансмиссия имеет свои преимущества и недостатки, о которых следует знать перед покупкой автомобиля с вариатором.
Плюсы и минусы
Обеспечивает очень плавный разгон, вождение и торможение.
На длинных подъемах замедления нет.
Обеспечивает более экономичный расход топлива, чем классическая АКПП.
Привод обеспечивает очень низкий уровень шума и вибрации при работе двигателя.
Обеспечивает быструю реакцию при выборе оптимального передаточного числа.
Устраняет критическую нагрузку на двигатель.
Вариатор исключает пробуксовку ведущих колес.
Имеет более простую конструкцию, чем классический редуктор.
Желательно не перегревать вариатор на полных оборотах двигателя, увлекаясь ездой «газ в пол», длительной пробуксовкой на одном месте. Это может вызвать быстрый износ конических дисков и ремня.
Работа привода контролируется несколькими датчиками контроля, выход из строя любого из них потребует дорогостоящего ремонта.
Коробка передач CVT требует периодической замены трансмиссионного масла, причем чаще, чем в классической коробке передач. Да и стоимость масла для вариатора выше, чем для «автомата».
Каждые 100-120 тысяч пробега нужно менять ремень вариатора.
Ремонт вариатора очень дорог и часто дешевле заменить вариатор на новый, чем ремонтировать старый.
Устройство вариатора
Вариатор, вид изнутри
Вариатором называется устройство, которое передает крутящий момент и имеет способность к плавной смене передаточного отношения в некотором диапазоне регулирования. Вследствие этого имеющаяся мощность двигателя используется наиболее эффективно. Подобные конструкции довольно часто встречаются в разной технике. Особенности данной коробки передач заключаются в том, что для водителя нет необходимости в переключении передач, как в случае с МКПП. Рывки при автоматическом переключении скоростей тоже минимизированы. Работа автоматики уменьшает время разгона и позволяет использовать наиболее оптимальный режим для работы мотора.
Виды и принцип работы вариатора
Поскольку вариатор, как трансмиссионное устройство, в массовое автомобилестроение пришло не так давно, то стоит отметить, что производители стараются производить и усовершенствовать конструкцию вариаторов постоянно.
Поэтому, каждый современный авто концерн стремится разработать все новый и новый способ бесступенчатой передачи крутящего момента. На сегодня существует несколько видов вариативных коробок переключения передач.
К их числу относятся такие вариаторы:
- Клиноременые;
- Тороидальный.
Клиноременный
Это такой вид вариаторной КПП, при котором передача крутящего момента осуществляется посредством двух шкивов и ремня с трапецеидальным сечением. Шкивы состоят из двух конусообразных дисков, между которыми располагается ремень.
При этом, изменение передаточного числа, осуществляется путем изменения расстояния между двумя такими дисками. Данный процесс, традиционно, осуществляется на обоих шкивах. Так достигается максимальная эффективность в распределении крутящего момента.
Некоторыми авто производителями вместо ремня может применяться цепь. Работа каждого из них контролируется электронной системой, которая осуществляет это посредством расположенных рядом датчиков с сервоприводами и блока центрального управления. Изменяя близость расположения дисков, изменяется и сила трения, которая, в свою очередь, влияет на изменение крутящего момента.
Шкивы делятся на:
- ведущий — это шкив, на который передается вращение коленчатого вала;
- ведомый — это шкив, на который крутящий момент передается от ведущего.
Название клиноременной получила из-за ремня, который выступает в роли клина, находясь между конусообразными дисками.
Тороидальный
Тороидальный вид КПП характеризуется иным видом как самого механизма, так и способа, в который он передает крутящий момент. Он выглядит в виде пары колес с поверхностью в виде сферы, между которыми располагается ролик.
Пары колес разделяются на:
- ведущее;
- ведомое.
В данном случае, изменение передаточного числа происходит ввиду изменения силы трения, возникающей между роликом и колесами. В случае изменения положения ролика, относительно поперечной плоскости, происходит изменение силы трения и соответственно, передаточного числа.
Типичные поломки
В большинстве случаев вариатор уходит на покой, когда заканчивается ресурс его основных трущихся элементов: ремень+конусы. Обычно это происходит по следующему сценарию. Ремешок проскакивает, стачиваются поверхности, затем образовавшая стружка несется по каналам и уничтожает всё на своем пути: маслонасос, подшипники, редукционный клапан, гидроблок, гидротрансформатор и т.д, что ещё сильнее вынуждает ремень буксовать.
Задиры на конусах
Ещё одна частая проблема – перегрев. Обычно всё проходит не так страшно, так как коробка отслеживает температуру масла и предупреждает водителя о том, что нужно снизить скорость. Другое дело – не все делают, что требуется.
Бывают, конечно и частные проблемы в роде отказа только насоса или только подшипников конусов, но реже. Обычно дело в стружке, а стружка сами знаете откуда. Стоит понимать, что любая «болезнь» всегда прогрессирует, пока машина не уйдет в аварийный режим и не будет обездвижена.
Масляный насос вариатора Jatco
Самое страшное, чего стоит опасаться, так это обрыв ремня. Обычно после такого сильно повреждаются практически все узлы, включая сам корпус трансмиссии, а это уже замена всей коробки целиком.
Изношенный ремень вариатора
Виртуальные передачи
Многие современные вариаторы оснащены так называемыми «виртуальными» передачами, позволяющими имитировать режим ручного переключения. Это достигается фиксацией ремня в определенных положениях, соответствующих определенным передаточным числам. «Виртуальные» передачи актуальны при обгоне на трассе, езде в сложных дорожных условиях. Они помогают контролировать автомобиль и преодолевать препятствия в ситуациях, когда электроника с этим не справляется. В таком варианте использования этой опции вреда для коробки нет.
Но есть любители практически постоянно ездить на ручном режиме. Поскольку электроника фиксирует ремень в определенных позициях, со временем в этих местах шкив изнашивается сильнее, особенно если водитель в большинстве случаев выбирает одну и ту же передачу. Это может привести к появлению рывков при движении. Следовательно, «виртуальные» передачи предназначены для использования в определенных ситуациях, а не постоянно. В таком случае это совершенно не влияет на срок службы коробки.
Конструктивные особенности
В этом типе трансмиссии нет шестерней разного диаметра. Внутри коробки размещаются два шкива, которые соединены ремнем или цепью. С их помощью крутящий момент двигателя передается колесам. Форма шкивов V-образная, поэтому при смене их взаимного расположения меняется радиус вращающихся поверхностей. Благодаря этому и происходит смена передач. Такой механизм обеспечивает максимально плавное переключение без рывков и толчков.
Процесс переключения передач управляется электроникой, а функцию сцепления выполняет гидротрансформатор или диски, находящиеся в трансмиссионной жидкости.
Как работает бесступенчатая CVT коробка передач
Рассмотрим принцип работы двух типов вариаторов: клиноременных и тороидальных (роликовых) вариаторов.
Ременной или цепной
В этом случае принцип работы тот же. Разница лишь в использовании ременной или цепной передачи в качестве передачи крутящего момента. Устройство коробки привода не меняется.
С помощью подвижного механизма, закрепленного на одном из конусов ведущего и ведомого шкивов, изменяется рабочий диаметр ремня. То есть в каждом из шкивов меняется внутренний диаметр. Следовательно, изменяется передаточное число между ведущим и ведомым валами.
По мере увеличения оборотов двигателя противоположные конусообразные пластины перемещаются или раздвигаются, каждая на своем шкиве. Они выталкивают ремень, когда сходятся, или опускают его, когда растягиваются.
Здесь нет фиксированных передач, потому что нет набора звездочек. Поэтому вариатор может иметь неограниченное количество передач, а значит широкий диапазон передачи крутящего момента.
В современных вариаторах по-прежнему две звездочки или дополнительная планетарная передача. Он предназначен для блокировки на пониженной или первой передаче, чтобы момент передавался не ремнем, а шестернями. Это предохраняет ремень от проскальзывания, а шкивы от царапания при запуске автомобиля под нагрузкой. Например, при выезде с остановки на бордюр, подъеме в гору на минимальной скорости или скольжении по грязи.
Задняя и нейтральная передача
Рассматривая устройство вариатора, сказали, что в его конструкции есть планетарная передача и набор фрикционов. Так что все это хозяйство отвечает за «нейтральную» и заднюю скорость.
Ведущий шкив жестко связан с водилом планетарной передачи. Солнечная шестерня установлена на приводном валу, который двумя рядами сателлитов соединен с зубчатым венцом. Они соединены своими осями с носителем.
Чтобы транспортное средство продолжало двигаться прямолинейно, необходимо зафиксировать зубчатый венец с солнечной шестерней. За это отвечает первый пакет фрикционов. Это набор тарелок. Один ряд которых имеет зубцы снаружи, они соединены с коронкой. Во втором ряду зубья расположены внутри пластины, они жестко связаны с солнечной шестерней. Весь набор вставок может перемещаться в осевом направлении по шлицам.Как выглядят фрикционные диски и как они работают в планетарной передаче.
Таких рядов несколько, пластины чередуются друг с другом. Между ними есть определенное пространство, и они свободно вращаются, каждая со своей шестерней. В этот момент включается нейтральная передача. Под действием гидропривода они закрываются. За счет силы трения между ними они фиксируют планету с короной. Теперь вся конструкция движется как единое целое, обеспечивая движение автомобиля вперед.
При включении задней передачи включается второй пакет фрикционов, а первый размыкается. Второй комплект пластин отвечает за крепление планетария к корпусу бокса.
Так вступают в игру спутники. Зубчатый венец вращается в одном направлении, а шестерни в другом. Поскольку они жестко связаны с конвейером, он вращается в противоположном направлении относительно входного вала. Это обеспечивает движение автомобиля на задней передаче.
Тороидальный вариатор
Как известно из его устройства, он имеет два неподвижных конуса, направленных друг против друга. Ролики вращаются между собой, которые меняют свое положение относительно этих конусов.
У каждого производителя свой механизм изменения положения роликов. В некоторых моделях ролики вращаются относительно оси конусов. В других вариаторах ролики перемещаются по оси вала, а их вращение относительно конусов происходит за счет прижатия к ним. Ролики самостоятельно меняют свое положение в плоскости за счет центробежной силы.
Как правильно ездить на машине с вариатором
Управление машиной с вариатором в целом схоже с управлением автомобилем с классическим «автоматом». Но, машина с вариатором более чувствительна к перегревам и перегрузкам, поэтому, чтобы продлить вариатору жизнь, нужно строго соблюдать правила обращения с вариаторной коробкой.
Трогаться с места нужно очень плавно, при попытке резкого старта возникает пробуксовка ремня в вариаторе, что при частом повторении вызовет поломку ремня.
- При трогании с места на режиме Drive нельзя нажимать одновременно педаль тормоза и газа, так как это ведет к быстрому нагреву трансмиссионного масла. Иногда так поступают в машинах с «автоматом», чтобы сделать старт более резким. В машине с вариатором такой принцип не работает и лишь ведет к износу коробки передач.
- На машине с вариатором лучше не допускать пробуксовки колес как во время трогания с места, так и во время движения. Такая пробуксовка может возникать в зимний период, когда поверхность дороги покрыта снегом и наледью. При излишнем нажатии на педаль газа пробуксовка может резко начаться и резко прекратиться, что приведет к ударным нагрузкам в коробке и значительной пробуксовке ремня. Лучше пускать машину медленно и внатяг. По той же причине лучше не давать машине буксовать длительное время на одном месте.
- На автомобиле с вариатором лучше избегать плохих грунтовых дорог, где придется буксовать. Любая подобная нагрузка ведет к перегрузке трансмиссии, так как излишний крутящий момент с двигателя сразу уходит в пробуксовку ремня вариатора.
- На машине с вариатором нельзя буксировать другую машину. Особенно плачевно может сказаться на вариаторе попытки вытащить другую машину, застрявшую в грязи.
- Во время езды лучше не ставить переключатель в положение N (нейтралка). Это не приведет к экономии топлива, но отрицательно сказывается на вариаторе.
- Во время кратковременной остановки (например, на светофоре) лучше включать положение N (нейтралка) или P (Parking). Вариатор имеет достаточно простое строение по сравнению с «автоматом» и «роботом», поэтому во время недолгих остановок лучше отключать механическое напряжение от двигателя к вариатору. В «автомате» и «роботе» так лучше не делать, чтобы лишний раз не переключать их сложные механизмы.
Почему нужно обращаться в сервисный центр
По своим конструктивным особенностям вариатор является сложной деталью. Она состоит из огромного количества узлов и механизмов. При возникновении первых признаков неисправности с вариатором, необходимо отказаться от дальнейшей езды на автомобиле.
Если попробовать самостоятельно выполнить ремонт или доверить автомобиль мастеру с небольшим опытом, можно столкнуться с негативными последствиями, еще более серьезными поломками. Для выполнения диагностики и обслуживания вариатора, необходимо использовать электронное или механическое оборудование. Чтобы не сталкиваться с проблемами, признаками неисправностей вариатора, необходимо соблюдать все рекомендации производителя. В инструкции указаны сроки замены масла, фильтрующих элементов.
Если появились признаки неисправности вариатора, необходимо позвонить в автомобильный сервис обслуживания и записаться на диагностику. Мастера имеют большой опыт работы, используют в работе современное и профессиональное оборудование. Они смогут точно найти все неисправности, устранить их в короткие сроки.
Какими вариаторами оснащается ниссан «Кашкай»
В отличие от классических автоматов и роботизированных КПП, вариаторы обладают большей плавностью, экономичностью и меньшей стоимостью.
Поставщиком вариаторов для автомобилей концерна Renault-Nissan является компания Jatco. Комплектация ниссана «Кашкай» предусматривает три разновидности КПП CVT в зависимости от типа двигателя. Маломощный 1,2 DIG-T (мощностью 115 л. с.) оснащается одним вариатором, 2-литровый атмосферник (мощностью 144 л. с.) – другим, а наиболее выносливая разновидность CVT предусмотрена для 1,6-литрового турбированного двигателя (мощностью 130 л. с.). Цепной механизм привода позволяет вариатору развивать крутящий момент до 380 Нм, аналогичными трансмиссиями оснащаются Infiniti QX 60.
На российский рынок официально поставляются два последних вида вариаторов на ниссаны. Ими комплектуются последние поколения автомобилей.
Во втором поколении вариаторов, выпускаемых компанией Jatco, представлены модели JF010E и JF011E, относящиеся к так называемому десятому семейству. Более поздняя модель JF011E дополнена атмосферными бензиновыми двигателями объемом 2.0 и 2.5 л, более ранняя JF010E поставляется в паре с силовыми агрегатами объемом 3.5 л.
Вариаторы не имеют конструктивных отличий. Разница заключается в том, что ряд элементов выполнен с большим усилением, чтобы выдерживать более высокий крутящий момент. Вариаторами JF011E комплектовали ниссан «Кашкай» и «Икс Трейл» предпоследнего поколения, а также два последних поколения митсубиси «Аутлендер». Моделью JF010E оснащали, к примеру, ниссан «Мурано» (Z50 и Z51), а также «Тиана» (J31 и J32).
У десятого семейства вариаторов Nissan нет серьезных недочетов, они рассчитаны на пробег 150–200 тыс. км. К окончанию этого срока износ конуса и ремня, подшипников конусов, мест их посадки в корпусе, клапанов в гидроблоке, масляном насосе достигает критических значений.
Надежность бесступенчатых трансмиссий CVT проверена в том числе российскими дорогами и климатом. Тем не менее, среди моделей определенных годов выпуска отмечались неисправности, носящие массовый характер.
Какой вариатор лучше – Альпина или Сафари
В сегменте мотобуксировщиков и снегоходов в части коробок передач идет неусыпная конкуренция между двумя зарекомендовавшими себя агрегатами – Сафари и Альпина. Оба изделия штатно устанавливаются на снегоходы Тайга и Буран. Также оба имеют схожие характеристики – отличия присутствуют лишь в деталях – максимальная работа оборотов и общая масса. Однако при детальном сравнении вполне возможно выявить нюансы, которые позволяют отдать предпочтение Сафари, а именно:
- максимальная тяговая масса буксируемого веса у Сафари пусть и не намного, но все же выше – 150 кг (в отличие от 140 кг);
- максимальное количество оборотов также выше у Сафари, что позволяет развить большую скорость;
- в плане ремонтопригодности оба изделия заслуженно приобрели хорошую репутацию среди владельцев как надежные устройства и довольно доступные для самостоятельного ремонта;
- по стоимости оба конкурента также примерно равны – вариатор Сафари в сборе или Альпину можно приобрести в пределах 4-6 тысяч рублей.
С небольшим преимуществом Сафари по потребительским характеристикам и свойствам обходит своего конкурента Альпину. Остальные модели отечественного и китайского производства по своим характеристикам в сумме уже значительно уступают данным моделям.
Как вариатор относится к бездорожью
Многие владельцы кроссоверов или внедорожников с вариаторами стремятся испытать свое транспортное средство на бездорожье. Но следует знать, что бесступенчатая трансмиссия не приспособлена к таким условиям эксплуатации. Езда по ухабам часто приводит к механическим повреждениям коробки передач, а пробуксовка вызовет перегрев, последствия которого могут быть катастрофическими.
Если вы попали в сложные дорожные условия, нужно управлять автомобилем аккуратно, ехать максимально плавно. Автомобиль с вариатором не является полноценным внедорожником. Если вы хотите эксплуатировать транспортное средство в сложных дорожных условиях, лучше приобретите механику.
Если вы застряли в снегу или грязи, не стоит пытаться выехать в раскачку, как это привыкли делать владельцы МКПП. При многократном переключении с передней на заднюю передачу быстро выходят из строя шлицевые соединения, поэтому постарайтесь найти другой вариант, который позволит продолжить движение.
Обслуживание вариатора
Если механическая КПП не нуждается в особом обслуживании, вариатору нужно уделять достаточное внимание. Владелец такого автомобиля должен регулярно следить за уровнем трансмиссионной жидкости и своевременно проводить ее замену
Если не менять масло или использовать жидкость низкого качества, износ деталей существенно увеличивается, а срок службы агрегата сокращается. Это связано с тем, что со временем в масле появляется взвесь из металлической стружки, которая может привести к появлению царапин на деталях и выходу из строя электронной части.
Когда нужно менять масло, прочитайте в сервисной книжке вашего авто. Обычно производители указывают цифру порядка 60 тыс. км пробега. Но практика показывает, что при езде по отечественным автодорогам менять трансмиссионную жидкость нужно в 1,5-2 раза чаще. Посоветуйтесь с автомехаником и выполняйте его рекомендации. Лучше поменять жидкость раньше, чем с задержкой.
Обслуживайте вариатор на авторизированных станциях техобслуживания. В таких сервисах используют оригинальное масло хорошего качества. Трансмиссионные жидкости, приобретенные у случайных продавцов, могут нанести вред коробке передач.
Не менее важно следить за чистотой радиатора. Если он забился пылью, тополиным пухом иди другими сторонними элементами, то перегрев трансмиссии может возникать даже при езде в обычном режиме
Чистоту радиатора нужно проверять таксе после длительных поездок в грязную погоду.
Второе место – замена масла
И тут может показаться, что все рекомендации по правильному обслуживанию похожи на АКПП. Не спорю, совместимость немного есть, НО есть и отличия.
Начну с того тезиса, что масло (а вообще это специальная жидкость, зачастую отличная от ATF), нужно менять – ОБЯЗАТЕЛЬНО! НА старых НИССАН вообще интервал замены был – 30 000 км, потом вариаторы усовершенствовали (или якобы усовершенствовали), и сейчас нужно менять через 60 000 км. Сейчас могут устанавливать различные датчики старения масла, можете опираться на их показания. Однако опять же есть компании, которые говорят, что замена не требуется, и она рассчитана на весь срок службы, это не правильно.
Здесь как и в АКПП, нужно менять жидкость + фильтр (если есть возможность). Если нет возможности поменять фильтр, тогда сделайте интервалы замены смазки внутри короче, например через 50 000 км (а не через 60 тысяч). Так смазка масло не будет сильно загрязняться и вы его будете удалять еще светлым, и наливать свежее.
Так почему же так важно, менять масло внутри? ДА все просто, здесь также есть гидроблок и соленоиды, только они работают по-другому. Зачастую от их качества работы, зависит давление в системе, которое сводит конуса
Если масло грязное (в любом случае износ происходит), частички грязи, могут забить гидроблок или эти соленоиды. В итоге недостаточное давление, не правильно сводятся конуса (нет нужного давления), проскальзывания ремня – задиры.
Основные советы владельцам автомобиля с вариатором
- Стиль вождения машины с вариатором должен быть плавным и спокойным, исключающим экстремальные нагрузки.
- Точно следуйте инструкции управления вариаторной коробкой, не нажимайте две педали одновременно.
- Проводите техобслуживание вариатора согласно рекомендациям производителя. Многие опытные водители рекомендуют делать это в два раза чаще.
- Покупайте только оригинальные расходники у официальных дилеров.
- Трансмиссионное масло, заливаемое в вариатор, должно иметь уровень вязкости, соответствующий климату, где вы живете.
- Не смешивайте разные трансмиссионные масла, особенно с разным уровнем вязкости.
- При замене масла очистите магниты от продуктов износа, проверьте исправность системы охлаждения коробки.
- Обслуживание, диагностику и ремонт вариаторов лучше доверить сертифицированным центрам, имеющим хорошую репутацию.
Подведем итог
Вариатор — довольно удобная и надежная трансмиссия, но подходит она не всем автовладельцам. Для водителей, предпочитающих спокойную езду и уделяющих внимание техническому обслуживанию такая коробка отлично подойдет и долго будет служить верой и правдой. Но для любителей бездорожья, высоких скоростей, агрессивного стиля вождения и буксировки вариатор — не лучший выбор
Таким водителям лучше присмотреться к механике, ведь при покупке вариатора может настигнуть глубокое разочарование и большие непредвиденные расходы.
Срок службы вариатора в многом зависит от условий его эксплуатации. Если строго соблюдать рекомендации, данные в этой статье, то трансмиссия не будет создавать проблемы. Но если игнорировать правила пользования коробкой передач, то финансовые и временные затраты на ремонт будут колоссальными.