Как определить, что двигатель перегрелся
На первый взгляд кажется очень просто – по показателям прибора температуры двигателя, или – датчика. Это верно, если бы не одно но – начинающие автомобилисты настолько увлечены дорожной обстановкой вокруг, что на панель приборов смотрят только в одном случае – сколько осталось топлива. Автомобилисты со стажем, наоборот, в силу уверенности в своих силах, также не смотрят на панель приборов автомобиля. И в результате, часто возникает ситуация, что перегрев обнаружен, когда температура двигателя давно превысила допустимые нормы, и двигателю нанесен непоправимый ущерб. Именно непоправимый перегрев – одна из самых сложных неисправностей, которая приводит к очень серьезным последствиям. Но об этом немого позже.
А ведь есть способ, который не даст пропустить момент перегрева. В пробке это проблематично, и не всегда присутствует явно, но следует знать вот о чем:
— Как только температура двигателя превысит допустимую норму, при резком нажатии на педаль газа, либо при ускорении автомобиля, даже небольшом, отчетливо прослушиваются детонационные стуки, которые в простонародии называются «стучат пальцы». Это не верно, но такое определение знают все.
Если Вы услышали такой звук – 99% вероятности, что двигатель перегрелся, и необходимо принимать меры.
Детонационный стук – звонкий металлический стук, частота которого совпадает с частотой вращения двигателя. Вы наверняка слышали такие звуки при заправке некачественным топливом. Откуда пошло понятие «стучат пальцы», мне лично неизвестно. А вот истинная причина возникновения подобных стуков – нарушение процесса сгорания топлива. То, что Вы слышите, не что иное, как взрывы топливной смеси. При нормальной работе двигателя, процесс сгорания – контролируемый, как только нарушается один из параметров работы – процесс выходит из-под контроля, и сгорание превращается во взрыв. Отсюда и понятие – детонационные (от слова детонировать — взрываться) стуки. При перегреве двигателя – это первый признак.
Прежде чем продолжить разговор, давайте определимся, что является нормально температурой, а что – перегревом. Односложного ответа нет, но есть общие правила.
Температура двигателя в пределах 85-95 градусов Цельсия, является рабочей.
Температура двигателя до 100 градусов, является допустимой. Это значит, что кратковременное повышение температуры до 100, иногда до 105 градусов – допускается. Именно кратковременно – до 5 минут.
Температура двигателя выше 105 градусов Цельсия – перегрев, и необходимо принимать меры.
Воздушная пробка и уровень охлаждающей жидкости
В этом случае перегреву предшествуют какие-то действия с охлаждающей жидкостью. Это может быть ее слив для проведения ремонта или полная замена. Образовавшаяся в системе воздушная пробка препятствует нормальной циркуляции.
Можно попробовать от нее избавиться, немного подняв передние колеса автомобиля. Для этого машина должна быть поставлена на пригорок, после чего ей нужно дать поработать на холостых оборотах. Если не помогло, то необходимо сделать следующее:
- с дроссельного узла снять патрубок, уходящий на обратку;
- в бачок необходимо залить охлаждающей жидкости;
- завести двигатель и дождаться, пока тосол побежит из штуцера ПДУ, после чего заткнуть его пальцем;
- теперь необходимо выждать, пока жидкость не пойдет из шланга, и после этого поставить его на место.
Перегрев двигателя ВАЗ 2110 может быть вызван недостатком охлаждающей жидкости. Произойти это может по естественным причинам, из-за ее испарения или, что чаще, в случае утечки. Со временем нарушается герметичность уплотнений, утрачивают эластичность резиновые детали. Все это приводит к подтеканию тосола. Если вовремя не исправить проблему, это может привести к серьезным повреждениям силового агрегата.
Грязная поверхность — частая причина перегрева двигателя. Ни для кого не секрет, что силовые агрегаты, пробег которых перевалил за 200 000 км, как правило, покрыты масляной пленкой, на которой оседает толстый слой пыли. Это ухудшает охлаждение двигателя воздушными потоками, которые циркулируют в подкапотном пространстве.
Чтобы исключить такое развитие событий, необходимо тщательно загерметизировать все соединения силового агрегата. Кроме того, нужно систематически удалять с него масляные потеки. Кроме двигателя, может загрязниться и сам радиатор. Это, естественно, тоже ухудшит охлаждение, и мотор может начать сильно греться. В этом случае необходимо аккуратно продуть радиатор компрессором.
Воздушная пробка и уровень охлаждающей жидкости
В этом случае перегреву предшествуют какие-то действия с охлаждающей жидкостью. Это может быть ее слив для проведения ремонта или полная замена. Образовавшаяся в системе воздушная пробка препятствует нормальной циркуляции.
Можно попробовать от нее избавиться, немного подняв передние колеса автомобиля. Для этого машина должна быть поставлена на пригорок, после чего ей нужно дать поработать на холостых оборотах. Если не помогло, то необходимо сделать следующее:
- с дроссельного узла снять патрубок, уходящий на обратку;
- в бачок необходимо залить охлаждающей жидкости;
- завести двигатель и дождаться, пока тосол побежит из штуцера ПДУ, после чего заткнуть его пальцем;
- теперь необходимо выждать, пока жидкость не пойдет из шланга, и после этого поставить его на место.
Перегрев двигателя ВАЗ 2110 может быть вызван недостатком охлаждающей жидкости. Произойти это может по естественным причинам, из-за ее испарения или, что чаще, в случае утечки. Со временем нарушается герметичность уплотнений, утрачивают эластичность резиновые детали. Все это приводит к подтеканию тосола. Если вовремя не исправить проблему, это может привести к серьезным повреждениям силового агрегата.
Грязная поверхность — частая причина перегрева двигателя. Ни для кого не секрет, что силовые агрегаты, пробег которых перевалил за 200 000 км, как правило, покрыты масляной пленкой, на которой оседает толстый слой пыли. Это ухудшает охлаждение двигателя воздушными потоками, которые циркулируют в подкапотном пространстве.
Чтобы исключить такое развитие событий, необходимо тщательно загерметизировать все соединения силового агрегата. Кроме того, нужно систематически удалять с него масляные потеки. Кроме двигателя, может загрязниться и сам радиатор. Это, естественно, тоже ухудшит охлаждение, и мотор может начать сильно греться. В этом случае необходимо аккуратно продуть радиатор компрессором.
Как понять, что двигатель перегрелся
Есть автомобили, у которых «предусмотрительные» (это стёб) конструкторы сделали указатель в виде контрольной лампы, которая своим «красным глазом» сигнализирует – «приехали», надо спасать мотор от перегрева. Коварство такого минимализма в том, что датчик ставит нас перед фактом, не позволяя заранее избежать неприятности
Слава Богу, небольшая часть таких машин, кроме красной, имеет ещё синюю (всё нормально) и жёлтую (осторожно!) «контрольки», по которым проще отслеживать нагрев антифриза
А что делать, если автомобиль вообще не имеет приборной панели (есть и такие), датчик по каким-то причинам не работает, или водитель занимался какими-то другими, более важными делами, чем смотреть на приборы?
Разумеется, самый прямой признак перегрева – вырывающиеся из-под крышки капота облака пара, свист, шипение и характерный запах подобно гейзеру низвергающихся на дорогу потоков кипящего антифриза.
Последствия перегрева двигателя
Если двигатель автомобиля перегрелся, это чревато целым рядом проблем. Мастера в сервисах обычно называют называют разные виды перегрева:
- Слабый или местный
- Перегрев средней тяжести
- Сильный перегрев, вследствие которого произошло заклинивание двигателя
Когда закипел двигатель, последствия бывают довольно ощутимыми. Так, если градус антифриза повышается, но автовладелец успел это заметить, не допустив превышения отметок, когда ситуация становится критической, есть шанс спасти двигатель. Для этого достаточно заглушить мотор.
При среднем перегреве, если мотор не успел заклинить, ему также не наносится ощутимый вред.
При серьезном перегреве могут проявиться следующие проблемы:
- Прогар прокладки ГБЦ
- Разрушение колец поршня
- Оплавка поршней
- Деформация привалочной плоскости головки блока цилиндров
- Появление трещин, которые сгруппируются в корпусе головки цилиндра
- Трещины на тарелках клапанов
Поломок на этом фоне может быть довольно много, включая расплавку вкладышей — как шатунных, так и коренных.
Что делать, если греется видеокарта на компьютер
Мы определили теоретические предпосылки того, почему сильно греется видеокарта.
Пора приступить к практической части и рассказать об их устранении:
- отключаем компьютер от питания;
снимаем боковую стенку системного блока;
проверяем состояние вентилятора и радиатора видеокарты;
в зависимости от найденных проблем (скопление пыли, неработающий кулер, высохшая термопаста) действуем согласно инструкциям, изложенным ниже.
Очистка пили
Пыль – самая явная проблема, определить которую легче всего:
- выключаем ПК и открывает боковую крышку системного блока;
используя кисточку, сухие тряпочки или специальный пылесос устраняем загрязнения с деталей видеокарты;
не забываем об остальных составляющих компьютера;
убеждаемся, что вентиляторы видеокарты и процессора вращаются без препятствий;
закрываем крышку и заново запускаем систему.
Пошаговая инструкция установки Windows ХР с флешки, для чайников, здесь.
Замена пасты
Высохшая термопаста – проблема, с которой пользователи сталкиваются не так уж часто. В зависимости от ее марки и интенсивности работы ПК ее может хватать от нескольких месяцев до года.
Чтобы самостоятельно заменить ее, следует следующим инструкциям:
- покупаем тюбик пасты в компьютерном магазине;
отключаем ПК и снимаем боковую крышку системного блока;
снимаем радиатор с видеокарты;
аккуратно удаляем остатки старой пасты;
наносим ее тонким слоем на чипсет видеоадаптера;
после замены термопасты возвращаем все составляющие на свои места и закрываем крышку.
Установка нового вентилятора
В случае поломки кулера нас ждет довольно трудоемкий процесс. Нам потребуется снять видеокарту и отремонтировать ее, заменив вышедшую из строя деталь. Наиболее выгодным решением в данном случае будет купить и переустановить вентилятор, что выйдет гораздо дешевле, чем полная замена видеоадаптера.
Пошагово это будет выглядеть следующим образом:
- выключаем ПК и открываем его боковую крышку;
отсоединяем кабель DVI-VGA;
на дополнительном питании карты находим специальную защелку, которая отвечает за отсоединение разъема;
откручиваем винт, на котором крепится устройство;
осторожно снимаем карту, отсоединяя зажим на ее внутренней части, которым она крепится к материнской плате;
крепеж отсоединяем с небольшим усилием, но стараемся не переусердствовать, ведь он может сломаться.
вынимаем карту, стараясь при этом не задеть расположенные рядом карты расширения;
отключаем штекер питания вентилятора;
откручиваем три винтика, которыми он крепится к радиатору (для этого лучше всего использовать намагниченную отвертку – они очень малы);
снимаем вентилятор;
аккуратно снимаем наклейку с корпуса, в котором расположен подшипник, здесь же находится и стопорное разжимное кольцо;
при помощи шприца капаем несколько капель машинного масла на подшипник;
помещаем ротор на его место и с помощью кольца фиксируем его положение (кольцо должно защелкнуться и прочно «осесть»);
вставляем новый кулер и закрепляем его специальными болтиками, которые мы вынимали ранее;
подключаем его питание;
ставим видеокарту на место, немного отведя в сторону уже знакомый нам зажим;
закрепляем ее с помощью крепежного болта;
подсоединяем питание карты;
подключаем все кабели и запускаем компьютер, после чего новый вентилятор должен запуститься без нагрузки и почти бесшумно заработать.
После установки нового кулера важно понаблюдать за его работой, время от времени проверяя его температуру. Сделать это можно несколькими способами:. Сделать это можно несколькими способами:
Сделать это можно несколькими способами:
- в параметрах экрана:
нажимаем правой кнопкой мыши на рабочий стол;
в появившемся меню выбираем «Дополнительные параметры»;
в окне свойств открываем вкладку «Адаптер»;
в поле «Тип адаптера» находим название вашей карты и ее параметры.
- через диспетчер устройств:
нажимаем кнопку «Пуск»;
наводим курсор на «Компьютер» и нажимаем правую клавишу мыши;
переходим в диспетчер и открываем вкладку «Видеоадаптеры»;
здесь можно посмотреть модель вашей карты.
- через DirectX:
нажимаем комбинацию клавиш Win+R;
в появившемся окне вводим «dxdiag» и нажимаем «Ввод»;
в окне диагностики открываем вкладку «Экран»;
находим поле «Устройство», где указана модель карты.
Надеемся, что наши простые инструкции помогли справиться с такой проблемой, как перегрев видеоадаптера. Этой проблемой не стоит пренебрегать, и при первых же симптомах стараться устранить ее, ведь длительное воздействие высоких температур может привести к поломке устройства.
Если у вас остались вопросы или комментарии – воспользуйтесь формой отправки сообщения, находящейся под статьей.
Советы и рекомендации
На практике большинство водителей, заметив повышение температуры, стремятся как можно быстрее заглушить мотор
Обратите внимание, если стрелка в красной зоне, тогда это решение можно считать единственно верным
Однако если перегрев есть, но температура не дошла до критической отметки, тогда двигатель лучше не глушить сразу. Оптимально сразу снизить обороты, после чего остановить машину и дать агрегату еще поработать на ХХ пару минут.
Дело в том, что такой способ помогает избежать деформации и растрескивания сильно нагретых деталей после их остывания. Также запрещается открывать крышку расширительного бачка на горячем двигателе, так как это может привести к ожогам. Еще запрещено доливать ОЖ в бачок до того момента, пока мотор не остыл. Разница температуры нагретых деталей мотора и заливаемой жидкости также способна вызвать деформацию.
Что касается профилактических мер для защиты от перегрева, регулярно контролируйте уровень жидкости в расширительно бачке, а также состояние самого тосола или антифриза. Если заметно снижение уровня, тогда нужно немедленно найти место протечки. Изменение цвета и запаха также является поводом к замене ОЖ.
Параллельно необходимо на каждом ТО проверять работоспособность помпы, а также состояние приводного ремня
В ряде случаев следует уделять внимание температурному датчику, который отвечает за срабатывание вентилятора охлаждения
Дополнительной рекомендацией является мойка радиатора и подкапотного пространства. При этом необходимо выполнять все работы грамотно, чтобы не залить электрооборудование, не повредить радиатор, вентилятор охлаждения и т.п. Для старых авто желательно также проводить внутреннюю очистку системы охлаждения, промывать радиатор от накипи и ржавчины.
Еще добавим, что если зимой двигатель и подкапотное пространство утеплялись при помощи различных утеплителей, тогда все указанные элементы нужно снять, чтобы улучшить охлаждение и снизить нагрузки на систему.
https://youtube.com/watch?v=0swgbqh-RkU
Секреты пользования отопителем
Чтобы печка ваз 2110 работала как можно дольше, необходимо следовать нескольким простым секретам:
- Посмотрите, как расположены ковры под ногами, не закрывают ли они выход горячего воздуха. Если сопла по какой-либо причине перекрыты, то их необходимо поднять.
- При наличии кондиционера в машине желательно его включать при повышенной сырости на улице.
- Желательно использовать оба положения обогрева – на стекло и на ноги. Первое положение подходит для быстрого осушения лобового стекла, а второе – для обогрева ног.
- Перед тем, как включать обогреватель, уберите со стекол все лишнее.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Руководство по эксплуатации Lada Granta
Причины перегрева дизельного двигателя
Дизель может перегреваться по разным причинам. Система охлаждения предназначена для поддержания рабочей температуры дизельного двигателя в строго ограниченных пределах. Для отслеживания и обнаружения резкого повышения или понижения температуры двигателя на приборной панели большинства автомобилей есть отдельный индикатор.
Как показывает практика, вовремя обнаружить отклонения от нормы во время движения удается не всегда. Также необходимо учитывать любые неисправности датчика температуры дизельного двигателя или указателя на комбинации приборов. Прямыми и косвенными признаками перегрева дизеля могут быть:
- постоянная работа вентилятора системы охлаждения на максимальной скорости вращения на холостом ходу (при наличии электропривода);
- повышение уровня шума и вибрации при работе ДВС, снижение мощности, детонационные удары;
- появление белых паров из моторного отсека, которые стали заметны во время езды;
Низкий уровень и утечка ОЖ
Одна из самых частых причин перегрева – недостаток охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизельного двигателя. Охлаждающая жидкость со временем испаряется, так как дистиллированная вода является строительным блоком. В этом случае необходимо долить воду или разбавить концентрат антифриза / антифриза водой в необходимой пропорции и только потом перелить полученную смесь в расширительный бачок.
Осторожно! Категорически запрещается проверять уровень и доливать охлаждающую жидкость в расширительный бачок до того, как двигатель остынет. В системе охлаждения создается избыточное давление, в результате чего жидкость вытекает из заливной горловины и вызывает серьезные ожоги
также запрещается заливать жидкость в горячий двигатель, чтобы не повредить двигатель из-за разницы температур между нагретым силовым агрегатом и свежей охлаждающей жидкостью. Если вы заметили сильное падение уровня после добавления охлаждающей жидкости, следует визуально осмотреть трубы и соединения, радиатор, сам расширительный бачок и расположение водяного насоса (помпы) системы охлаждения на предмет трещин или других повреждений и протечек.
Еще одной причиной падения уровня охлаждающей жидкости могут быть трещины в блоке цилиндров или ГБЦ, а также повреждение прокладки ГБЦ. Если это повреждение затрагивает каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость (рубашка охлаждения двигателя), часть жидкости из системы охлаждения может попасть в цилиндры дизельного двигателя, а также в систему смазки дизельного двигателя.
Радиатор и термостат
Если уровень охлаждающей жидкости в норме, но температура двигателя значительно выше допустимого значения, перегрев дизеля также может быть связан со снижением эффективности охлаждающей жидкости в радиаторе. Загрязненные «соты» радиатора не позволяют этому элементу системы охлаждения осуществлять нормальный теплообмен. В этом случае радиатор необходимо тщательно промыть.
Дизель также может перегреваться из-за неисправности термостата, особенно когда термостат дизельного двигателя застревает в отверстии. Постоянно закрытый термостат не открывается при повышении температуры двигателя, заставляя жидкость двигаться только по небольшому контуру (маленький кружок). Это означает, что охлаждающая жидкость не проходит по большому кругу (через радиатор), чтобы охладиться.
Другие неисправности
Критическое повышение температуры дизельного двигателя может быть вызвано неисправностью охлаждающего вентилятора или датчика температуры дизельного топлива. Еще одна причина перегрева дизельного двигателя – сильное загрязнение внутренних каналов системы охлаждения, препятствующее нормальной циркуляции охлаждающей жидкости.
Также стоит отметить неправильную регулировку момента впрыска топлива. По этой причине температура выхлопных газов значительно повышается, в результате чего повышается общая температура дизельного двигателя, особенно под нагрузкой. Насос заслуживает особого внимания. Разрушение лопастей водяного насоса и другие неисправности снижают эффективность циркуляции охлаждающей жидкости в системе и вызывают перегрев дизельного двигателя.
Последствия перегрева
Незначительный и непродолжительный перегрев мотора, который замечен своевременно, позволяет свести к минимуму риск серьезных последствий. В других случаях перегрев дизельного двигателя наносит большой ущерб силовому агрегату.
В системе охлаждения происходит образование паровых пробок, в результате чего ГБЦ перегревается. Результатом сильного перегрева дизеля становится деформация головки блока цилиндров и пробой уплотнительной прокладки. Головку блока от высокой температуры «ведет», нарушается плотность прилегания ГБЦ к блоку цилиндров.
Значительное увеличение температуры может также привести к трещинам БЦ и ГБЦ, недопустимому расширению деталей в конструкции ДВС. В подобных случаях мотор попросту заклинит. После остывания перегретый дизель станет непригодным для дальнейшей эксплуатации. Для восстановления работоспособности мотора потребуется дорогостоящий ремонт дизельного двигателя или даже полная замена агрегата.
Самые распространенные причины перегрева двигателя
Начнем с прописных истин: автомобиль и мотор в нем — предметы повышенной ответственности. Их надо регулярно обслуживать, не дожидаясь пока однажды машина встанет где-нибудь в пробке.
Низкий уровень антифриза. Банально, но многие открывают капот только зимой, чтобы залить незамерзающую жидкость, хотя следить за уровнем масла и антифриза нужно в любое время года. В системе охлаждения могут образовываться воздушные пробки, если охлаждающая жидкость постоянно на минимуме. Из-за этого мотор находится в постоянной зоне риска.
Некачественный антифриз. Тоже частая причина. Он может быть изначально плохого качества (скажем, вы залили его весной и никаких проблем до летней жары не было) или просто сильно разбавленный. Вторая причина чаще бывает у ленивых водителей, постоянно забывающих купить «охлаждайку», доливая в нее воду. От такой «жижи» в системе охлаждения проку мало и жди беды.
Забитый грязью радиатор. К сведению тех, кто не в курсе: радиаторов в автомобиле несколько. Обычно ближе к решетке установлен радиатор кондиционера, а за ним — основной, системы охлаждения. Доступ к нему затруднен и не всегда удается визуально проконтролировать состояние сот, тем более их очистить. В результате мы ездим с забитыми грязью радиаторами, процессы теплообмена нарушаются и вот вам снова риск перегрева. Популярный метод очистки струей воды под давлением результата практически не дает. Без демонтажа качественно промыть радиатор обычно не получается.
Неисправности элементов системы охлаждения. Каждый элемент выполняет свою задачу. Например, термостат переключает движение ОЖ между контурами: для быстрого прогрева двигателя пускает ее по малому контуру (через двигатель), после выхода температуры на рабочую — по основному (через радиатор). Если термостат заклинило в первом положении, жидкость может не поступать в радиатор и быстро перегреваться. Разумеется, причины перегрева ДВС могут быть и в неработающей помпе (водяном насосе), и в текущем патрубке. Иногда выходит из строя датчик температуры: на указатели вроде бы норма, а на самом деле температура высокая. Выход из строя вентилятора охлаждения радиатора обычно приводит к перегреву на малых скоростях, в дорожных заторах.
Самые распространенные причины перегрева двигателя
Начнем с прописных истин: автомобиль и мотор в нем — предметы повышенной ответственности. Их надо регулярно обслуживать, не дожидаясь пока однажды машина встанет где-нибудь в пробке.
Низкий уровень антифриза. Банально, но многие открывают капот только зимой, чтобы залить незамерзающую жидкость, хотя следить за уровнем масла и антифриза нужно в любое время года. В системе охлаждения могут образовываться воздушные пробки, если охлаждающая жидкость постоянно на минимуме. Из-за этого мотор находится в постоянной зоне риска.
Некачественный антифриз. Тоже частая причина. Он может быть изначально плохого качества (скажем, вы залили его весной и никаких проблем до летней жары не было) или просто сильно разбавленный. Вторая причина чаще бывает у ленивых водителей, постоянно забывающих купить «охлаждайку», доливая в нее воду. От такой «жижи» в системе охлаждения проку мало и жди беды.
Забитый грязью радиатор. К сведению тех, кто не в курсе: радиаторов в автомобиле несколько. Обычно ближе к решетке установлен радиатор кондиционера, а за ним — основной, системы охлаждения. Доступ к нему затруднен и не всегда удается визуально проконтролировать состояние сот, тем более их очистить. В результате мы ездим с забитыми грязью радиаторами, процессы теплообмена нарушаются и вот вам снова риск перегрева. Популярный метод очистки струей воды под давлением результата практически не дает. Без демонтажа качественно промыть радиатор обычно не получается.
Неисправности элементов системы охлаждения. Каждый элемент выполняет свою задачу. Например, термостат переключает движение ОЖ между контурами: для быстрого прогрева двигателя пускает ее по малому контуру (через двигатель), после выхода температуры на рабочую — по основному (через радиатор). Если термостат заклинило в первом положении, жидкость может не поступать в радиатор и быстро перегреваться. Разумеется, причины перегрева ДВС могут быть и в неработающей помпе (водяном насосе), и в текущем патрубке. Иногда выходит из строя датчик температуры: на указатели вроде бы норма, а на самом деле температура высокая. Выход из строя вентилятора охлаждения радиатора обычно приводит к перегреву на малых скоростях, в дорожных заторах.