Металлический стук в двигателе на холодную

Отчего появляется стук в двигателе при запуске на холодную

Шевроле Нива – автомобиль российского производства, основная задача которого – преодоление бездорожья. Основное преимущество автомобиля – постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала, позволяющий равномерно распределять крутящий момент. Но такая нагрузка не может не оказать негативного влияния на двигатель автомобиля. И со временем он будет требовать проведения ремонта. Но перед этим можно постараться диагностировать его по звуку работы и понять, какой из механизмов вышел из строя. Так стук в двигателе при запуске на холодную в Шевроле Нива может свидетельствовать о возникновении неполадок в нескольких основных узлах: системе ГРМ, клапана, маховик и т.д. В каждом конкретном случае этот стук будет отличаться в зависимости от места поломки.

Что ожидать

Если двигатель совсем не стучит, значит его или не завели,
или он уже давно сломался. Работающий двигатель постукивает деталями,
выполняющими возвратно-поступательные движения, в это число входят клапаны,
поршни, форсунки, гидрокомпенсаторы и т.д. Он присутствует во всех моторах. Стандартами
не определено на какую величину определяется норма, но даже неопытный,
начинающий водитель может различить посторонний возникший звук. При
возникновении ярко выраженного шума двигателя, который может быть звонким,
глухим, тихим, громким желательно как можно быстрее выяснить причину
возникновения. Это может нанести вредное воздействие двигателю, в результате
чего могут сломаться отдельные элементы деталей или коленчатый вал перестанет
вращаться («заклинит»).

Простой пример. Автомобиль проехал небольшое расстояние
после замены помпы. Через некоторое время при сбросе газа или наборе оборотов
под нагрузкой, а также при глушении мотора возникли стуки около помпы.
Оказалось, что новая помпа задевала крыльчаткой корпус. Двигатель подвергся
перереву и после перегрева возникли дополнительные проблемы связанные с
расходом масла и износом направляющих клапанов.

Неисправности

Нередко водители современных автомобилей, оснащенных моторами с гидротолкателями, сталкиваются с проблемами стучащих компенсаторов. Обычно подобные неисправности появляются на пробегах свыше 40 000км или больше. Почему стучат гидрокомпенсаторы? Причин для появления злополучного цокота может быть много, разберем их по порядку.

  1. Использование низкокачественного масла. и/или несвоевременная замена ГСМ.

При заливке в мотор дешевых и некачественных масел, детали гидрокомпенсаторы подвергаются преждевременному износу: засоряются масляные каналы и клапан компенсатора (шарик), из-за чего компенсатор не полностью закрывается. Кроме того, при низкокачественном масле и неправильной работе плунжерной пары, часто происходят утечки масла и неправильный выбор зазора.

  1. Несвоевременная замена ГСМ.

Редкая смена моторного масла также является одной из причин стука компенсаторов. Масло потерявшее свои рабочие свойства склонно к пригоранию и закоксовыванию, из-за чего отложения на стенках каналов мешают нормальному проходу и оттоку масла от компенсаторов.

  1. Недостаточное количество масла в системе.

Автовладельцам не стоит забывать, что необходимо постоянно следить за уровнем масла в двигателе посредством щупа, причем делать это рекомендуется при каждом открытии капота, благо эта процедура по времени не занимает больше двух минут. Поэтому при появлении цокота из под клапанной крышки в первую очередь следует проверить уровень масла.

Разные модели силовых агрегатов имеют свои типичные «болячки», одна из таковых — утечки масла. И если подобные конструктивные недостатки в современных моделях двигателей можно встретить крайне редко, то проблемы с расходниками встречаются гораздо чаще. Использование неоригинальных или некачественных сальников и прокладок способно спровоцировать течи масла и понижение общего давления масла. Поэтому не стоит удивляться, если при «запотевшей» крышке ГБЦ или при подтеках на блоке цилиндров, начнут стучать компенсаторы. Кроме текущих сальников и прокладок проблемным местом также может быть неисправный масляный фильтр, из-за которого падает давление в системе и масло плохо поступает в колодцы для компенсаторов.

  1. Поломки компенсаторов.

Выход из строя компенсаторов на иностранных автомобилях — явление не частое, но при эксплуатации в условиях стран РФ и СНГ всё-таки случается. Основных причин здесь две: — некачественные ГСМ (поддельное или дешевое масло, низкооктановый бензин со вредными присадками и т.д); — дешевый (ненадежный) производитель самих компенсаторов.

Использование низкокачественных ГСМ ведет к тому, что элементы гидротолкателей со временем попросту выходят из строя: — заклинивает плунжерная пара; — выходит из строя пружина плунжера.

  1. Естественный износ.

При большом пробеге гидротолкателей (свыше 60 000 — 70 000 км) внутренние части компенсатора изнашиваются, в следствие чего появляются утечки масла из внутренней полости детали. Также на таких пробегах не редки случаи с подклиниванием плунжерной пары из-за чего часто возникает паразитный цокот.

Курьёзный случай со стуком в двигателе

После капитального ремонта двигателя автомобиля КАМАЗ Он был установлен на автомобиль из заведен. Через некоторое время стал прослушиваться металлический стук, идущий с верхней части двигателя. Особенно отчетливо он был слышан вдалеке от работающего двигателя. Но стук не был похож ни на какой из выше перечисленных. Сразу возникло подозрение. Что он не связан с работой деталей двигателя. И действительно причиной стука была не правильно установленное резиновое уплотнение между частями впускного коллектора. После того как прокладка была установлена заново стук пропал.

Стук создавал воздух, попадающий через нарушенное уплотнение. Поэтому при сборке необходимо внимательно проверять соединение всех навесных деталей.

Случай, когда не было стука при разбитых вкладышах

Двигателя ЯМЗ славятся своей надежностью. В двигателе сильно начало бежать масло из под коренного сальника коленчатого вала. Для того что бы его заменить требуется снять КПП. Корзину сцепления и маховик. После того как все работы сделаны. Было обнаружено, что причина течи масла не сальник, а трещина в плите на которой сальник установлен. Чтобы её снять необходимо снять поддон. После удаления поддона обнаружилась плачевная картина. 4 и 8 шатуны просто болтались на шатунной шейке коленчатого вала. Вкладыши уже были разбиты и выпали в поддон. Шейка коленчатого вала сильно разбита. Внутренние поверхности  шатунов также не подлежат восстановлению. Но автомобиль при этом приехал своим ходом. И не было слышно ни малейшего стука. Давление масла двигателя также было в норме. Хотя по логике должен был слышен сильный стук  в двигателе. Более не мог не заклинить коленчатый вал. Оказывается, бывает и такое.

Стук при запуске двигателя

По опыту, чаще всего шум и стук при запуске связан не с неполадками в двигателе, а с нарушениями в приводе системы электростартерного запуска или нарушениями в креплении мотора. Так при неполадках в системе запуска стуки со скрежетом могут возникать: при отпуске креплений стартера и перекосе шестерни, входящей в зацепление с венцом двигателя, при износе зубьев венца маховика.

Если отпущено крепление или есть нарушенная подушка подвеса двигателя в результате вибрации силового узла при запуске могут возникать чистые, кратковременные стуки, которые после запуска исчезают, но могут повторятся при резком повышении оборотов или их сбросе.

Почему стучит двигатель, в чём причина

Стучать в силовом агрегате может что угодно. Это могут быть шумы в навесном оборудовании. К примеру, шумят подшипники генератора, либо водяного насоса. Это может быть шум шатунных вкладышей или поршней.

Основные причины стука в двигателе следующие:

  1. Проблемы, связанные с масляным картером: недостаточно масла.
  2. Силовой агрегат эксплуатируется с залитым маслом низкого качества. Игнорируются или пропускаются сроки замены смазывающих веществ.
  3. Эксплуатация ДВС с повышенными постоянными нагрузками. Это может быть агрессивная манера вождения транспортного средства, нарушение скоростных режимов.
  4. Мотор часто перегревается.
  5. Износились детали КШМ (кривошипно-шатунного механизма) и/или цилиндропоршневой группы.
  6. Стук клапанов двигателя при неправильной регулировке.
  7. Причиной могут стать проблемы связанные с приводом ремня ГРМ, помпой, гидравлическим усилителем рулевого управления, других шкивов и так далее: то есть, навесного оборудования.

Что касается дизельных силовых агрегатов. Обычно, это проблема стука плунжерных пар ТНВД.

Если транспорт эксплуатируется в тяжёлых погодных и дорожных условиях, замена смазки проводится чаще.

Дело в том, что из-за повышенного трения деталей масло мотора темнеет быстрее. К тому же, теряет смазочные свойства.

Фото: Смотрите, к чему может привести несвоевременная смена смазывающего вещества. В таком моторе стучать будет всё, что угодно!

Если появился стук в двигателе необходимо прекратить эксплуатацию транспорта и поставить его в сервисный центр для проведения диагностики и дальнейшего технического лечения.

Специалисты определят, откуда исходит стук при запуске двигателя, используя для этого современные средства сканирования, в том числе, прибор, мотор-тестер. Но, можно и самостоятельно выяснить причины стука в двигателе.

Датчик контроля стука

Узнать стучит ли сильно двигатель можно посредством датчика
детонации установленного на блоке цилиндров. Датчик представляет собой
пьезокристалл, который сжимаясь от ударной волны вырабатывает напряжение,
которое поступает на логический элемент блока управления. Если при проверке
сканером в параметрах напряжение датчика детонации показывает выше 3 Вольт это
означает, что появились посторонние стуки, вызванные, износом направляющих
клапанов или свободно перемещается поршень в цилиндре. 

Главное назначение датчика детонации заключается в
моментальном изменении угла опережения зажигания. Неправильно поджигаемая смесь
со взрывом вызывает стуки внутри двигателя, что приводит к поломке поршней и
шатунов.

Поэтому датчик является важным при работе мотора, защищая
его от детонационных стуков.

При неисправности датчика детонации возможны пропуски
воспламенения смеси, так как угол опережения зажигания становится не
контролируемым. Пропуски зажигания (правильнее – воспламенения), возникшие в
двигателе, контролирует программа драйверной диагностики отключая неисправный
цилиндр. После отключения цилиндра блокированием работы форсунки, включить ее
вновь возможно переключением замка зажигания.

Таким образом, мы частично рассмотрели вопросы, связанные со
стуками на автомобиле, их причины и возможные места. Природа стуков при
эксплуатации автомобиля очень разнообразна. Стучать может установленная защита,
пластмассовая декоративная крышка на двигателе, акпп или крестовина карданной
передачи. При возникновении любого постороннего стука необходимо выяснять
причину его возникновения и незамедлительно устранять, так как растет
вероятность сложной и дорогостоящей поломки.

Возможные причины стука ДВС

Стоит отметить, что стук может прогрессировать не одинаково, то есть быстро или медленно усиливаться в процессе эксплуатации. В списке основных элементов ЦПГ, ГРМ и КШМ, которые могут стучать, отмечены:

  • стук поршня в цилиндре;
  • стучат поршневые пальцы;
  • стучит распределительный вал в головке блока;
  • стук коленвала в блоке цилиндров;
  • коромысло и ось клапанного механизма;
  • клапан и направляющая клапана;
  • клапан и ГБЦ;

В случае износа двух деталей ГРМ, которые изготовлены из твердого материала, двигатель может одинаково стучать долгий период времени. Если произошел износ мягких элементов, которые работают в паре с деталями из более твердого материала (коренной, шатунный вкладыш, подшипники распредвала), тогда посторонний звук будет быстро усиливаться. Далее мы рассмотрим наиболее опасные стуки двигателя.

Стучат поршни

Звук стучащего поршня в цилиндрах локализуется в блоке цилиндров, отличается глуховатым тоном (напоминает звук постукивания по глиняной посуде), а также может сопровождаться щелчками. Наиболее часто проявляется на холодную, а также на малых оборотах и при резком сбросе газа в движении. После прогрева стук поршней на холодном двигателе пропадает, так как происходит температурное расширение поршня. Обычно поршень стучит при появлении зазора около 0.3 — 0.4 мм.

Стук поршневых пальцев

Поршневые пальцы стучат звонко и высоко по тону, стук явно металлический. Отчетливо прослушивается во время перегазовки, а также в момент сброса газа или нажатия на акселератор для ускорения. Зоной локализации является блок цилиндров. Обычно появляются при наличии зазора около 0.1 мм.

Дополнительно диагностируется неисправность путем выкручивания свечи зажигания. Со снятой свечей процесс сгорания топлива в цилиндре не происходит, что означает отсутствие нагрузок на поршень.

Добавим, что подобный стук также возникает в результате использования неподходящего для данного типа двигателя топлива (детонация), а также при значительной нагрузке на мотор при низких оборотах коленвала (движение в гору на повышенной передаче).

Стук коренных подшипников (вкладышей) коленвала

Такой стук возникает в результате износа, который появляется на вкладышах коленчатого вала. По звучанию стук металлический, немного приглушенный, локализован в области картера двигателя. Отчетливо прослушивается на низких оборотах прогретого мотора (слабое давление моторного масла), при резком поднятии оборотов и сбросе газа. Зазоры увеличиваются между шейкой и вкладышем, составляя около 0.1-0.2 мм. При падении давления смазки до критически низких показателей стук будет звонким на всех режимах.

Необходимо отметить, что резко начать стучать коленвал может также по причине использования моторного масла низкого качества или такого смазочного материала, который не соответствует допускам производителя для данного типа ДВС. В этом случае масло нужно незамедлительно сменить, а перед заменой система смазки требует промывки.

Стучат вкладыши шатунов

Если стучат шатунные вкладыши, тогда звук похож на аналогичную неисправность коренных подшипников, но прослушивается более отчетливо. Появление такого стука с резко возрастающей интенсивностью в моменты смены оборотов коленвала указывает на необходимость срочного ремонта. Эксплуатировать двигатель с таким стуком запрещается, так как мотор, выражаясь простым языком, рискует «словить клин».

Металлический стук в двигателе

это всегда так было или недавно звук появился?

Причины: увеличенный зазор между коромыслом и стержнем клапана или износ этих деталей, неточная регулировка зазора при сборке двигателя.

Помните! При малых зазорах подгорают клапаны и их седла. При больших зазорах снижается мощность двигателя, возникает характерный металлический стук. А также, неплотное закрытие выпускного клапана из-за ненормальных зазоров характеризуется “выстрелами” в глушителе, а неплотное прилегание впускного клапана – “чиханием” в карбюраторе.

– Шум: глухой, низкий стук в нижней части картера; заметно усиливается при увеличении частоты вращения коленвала.

Причины: Возможно имеется большой износ коренных подшипников. Другим симптомом является снижение давления масла в системе смазки двигателя. Как устранить? Нужно заменить вкладыши коренных подшипников. если Вы уверены в своих силах, дерзайте, ведь работа не из легких. Ну а если нет – обратитесь в автосервис.

– Шум: Ритмичный, звонкий, металлический стук; при выключении зажигания пропадает; при увеличении нагрузки возрастает.

Причины: Возможно износились шатунные подшипники. Для устранения шума следует их заменить.

– Шум: Звук, напоминающий стук глиняной посуды, при запуске холодного двигателя; ослабевает или исчезает с прогреванием.

Причины: Возможно, увеличен зазор между поршнями и цилиндрами. Нужно заменить изношенные детали новыми стандартного размера или перешлифовать их.

– Шум: Ритмичный, высокий, с резким металлическим оттенком стук, слышный при всех режимах работы двигателя; усиливается с повышением нагрузки.

Причины: Такой звук при отключении свечи неисправного цилиндра может полностью исчезнуть. Здесь может быть две неисправности: слишком раннее зажигание или увеличение зазора между поршневыми пальцами и втулками головки шатуна в бобышке поршня. В первую очередь проверьте и отрегулируйте зажигание. Если это не устраняет стук, то необходимо заменить поршневые пальцы, поршни и втулки. При замене палец подбирать нужно правильно: смазанный маслом, он должен входить в отверстие от простого нажатия большого пальца руки и не выпадать в перевернутом положении поршня.

– Шум: Частый, металлический стук, сливающийся в общий шум.

Причины: Может прослушиваться при значительном износе зубьев шестерни привода распредвала. Изношенную шестерню заменяют.

– Шум: Звонкий металлический стук, дымит глушитель, двигатель перегревается.

Причины: Это характерные признаки большого нагарообразования в камерах сгорания цилиндров, детонационного горения смеси, то есть, слишком быстрого завершения процесса сгорания в цилиндре в результате самовоспламенения части рабочей смеси перед фронтом пламени. При детонации лишнее тепло от сгоревших газов отдается в стенки камеры сгорания и днище поршня. В результате двигатель перегревается, поверхность камеры сгорания и днище поршня разрушаются, что выражается сначала в появлении на поверхности металла небольших щербин. Первыми обычно разрушаются кромки прокладки между цилиндром и его головкой, и прокладка прогорает. Но даже ещё до появления видимых разрушений работа двигателя с детонацией приводит к ускорению износа его деталей.

Удалить нагар можно двумя способами. Можно снять головку блока цилиндров и механически очистить нагар с деталей, предварительно замочив все в керосине. Сложно, но эффективно. А можно залить в каждый цилиндр прогретого двигателя по 20 мл смеси: 80% керосина и 20% масла. Затем пусковой рукояткой проверните коленвал на 6-8 оборотов. Потом примерно через сутки заведите двигатель и дайте поработать около получаса, за это время нагар должен выгореть. Этот способ менее эффективен и, после удаления нагара, нужно заменить масла в двигателе и масляный фильтр.

Другие причины детонации: раннее зажигание, несоответствие топлива двигателю, бедная рабочая смесь, неисправность системы охлаждения двигателя, длительная работа с малой частотой вращения коленвала.

Как прослушать и стук в двигателе

Учитывая то, что шум работы мотора распространяется по всему его объёму, не имея должного опыта очень сложно определить место распространения стуков, тем более если вы хотите диагностировать работу силового узла на ранней стадии появления нехарактерных для работы шумов.

Прослушка стетоскопом

Профессионалы для прослушивания стука используют автомобильные стетоскопы, которые по принципу действия не отличаются от медицинских стетоскопов. Так же при должном опыте можно использовать в качестве прослушивателя гарнитуру в комплексе портативными с наушниками и микрофоном.

В качестве самого примитивного устройства для прослушивания можно использовать деревянную сухую палку из плотной древесины, которую одним концом плотно прислоняют к месту, предполагаемому эпицентру распространения стука в двигателе, а другой к ушной раковине. Перемещая съёмник звука устройства по поверхности блока или головке двигателя находят самое громкое место передачи стука. Определив эпицентр распространения и учитывая конструктивные особенности силовой установки предварительно определяют место неполадки в механизме.

Две основные причины стука

Зная, почему стучит двигатель, можно дальше уже действовать в соответствии с причиной. Как утверждают специалисты, стук в моторе при запуске бывает лишь по 2-м общим причинам.

  • Это либо износились элементы внутри силового агрегата;
  • Либо, если начал стучать мотор, произошла детонация.

Детонация

Начнем с детонации, так как она может создавать непоправимые проблемы. Детонация – это уже тревожный сигнал водителю, который обязан знать, что это такое и в чем заключаются причины такого явления при запуске или работе двигателя.

Возникает детонация по причине неправильного распределения внутри цилиндров смеси воздух/топливо. Это, в свою очередь, дает неравномерное горение. Топливо, бензин или солярка, сгорает в цилиндрах силовых агрегатов автомобиля, если обеспечиваются нормальные условия, в процессе смешивания с воздухом. Это должны знать все автомобилисты, даже новички.

Когда происходит детонация, внутри цилиндров происходит взрыв, смесь сгорает неравномерно, что может привести к повреждениям стенок или самого поршня.

Явление это известно давно, с тех пор, как создали ДВС. Описывается практически во всех источниках, как автоматическое зажигание газа. Раньше не было возможности досконально проверить это явление. По этой самой причине в те времена думали, что детонация связана с зажиганием, но это не так.

Датчик детонации был специально придуман и им оснастили практически большинство современных авто. Регулятор этот воспринимает механическую энергию колебаний, происходящих в цилиндрах, а затем передает электрический импульс в ЭБУ.

Датчик детонации

Примечательно, что при детонации происходит явный стук, более звонкий. Любой специалист или опытный водитель со стажем умеет распознать детонацию на слух. Стук появляется в этом случая из-за различных дополнительных нагрузок на мотор машины.

  • Это может быть резкое ускорение;
  • Медленное движение, к примеру, на подъемах;
  • Движение на несоответствующей скоростной передаче и многое другое.

Итак, причины, по которым возникает детонация при запуске.

  • Очень высокая температура цилиндров или поршня на различных участках;
  • Слишком большая степень сжатия, которая возникает из-за чрезмерного слоя нагара, остающегося на днище поршня;
  • Большая нагрузка на мотор, происходящая при низкой частоте вращения коленвала;
  • Плохое качество топлива (бензин/дизель), заливаемого на российских АЗС;
  • Раскаленный нагар, остающийся в камере сгорания;
  • Свечи зажигания, которые тоже могут стать причиной, если неисправны или не соответствуют тепловому режиму.

Износ компонентов двигателя

Стук может случиться, как и говорилось выше, из-за износа, к примеру, шатунов или вкладышей. Если такой стук уже появился, то ничего не поможет: ни пользование более вязким маслом, ни позднее зажигание, ни различные подкладки или «шубы», которые ставят под вкладыши. Хотя на время, все же, это поможет. В частности, износившийся шатун, бьющийся об шейку коленвала, уже не будет издавать такой сильный стук, а лишь приглушенный, практически незаметный.

Шатун

Шатунный стук не обошел стороной и дизельный двигатель. Правда, здесь картина шума может быть несколько иной. Поршни дизельного агрегата при движении автомобиля вплотную подходят к ГБЦ, что вынуждает их касаться цилиндров. Даже после того, как «стучащий» цилиндр прекратит свою работу, грохот остается и продолжается некоторое время. Стоит отметить, что на автомобилях, дизельный он или бензиновый, ездить со стучащим из-за шатуна моторе, тем более, в горячую, нельзя. Стучать могут и другие части силового агрегата. Это могут быть, к примеру, клапана, привод бензонасоса, дающий неприятный звук во время стука, шкивы и т.д. Дизельный двигатель способен преподнести владельцу автомобиля и еще один сюрприз. Стук плунжерных пар, с которым ничего не поделаешь. Хотя с таким стуком можно довольно долго ездить, ведь это ни на что не влияет. По мнению специалистов, может случиться, что года через три такой стук приведет все же к износу некоторых важных компонентов, а машина может расходовать намного больше бензина, чем нужно.

Причина 2: стук гидрокомпенсаторов

Что такое гидрокомпенсатор? — это устройство, посредством которого осуществляется регулировка зазоров клапанов в двигателе. Гидрокомпенсатор избавляет от необходимости самостоятельно регулировать клапана. ПричиныСтучать компенсаторы могут в следующих ситуациях:

  • неисправность самой конструкции гидрокомпенсатора;
  • двигатель, точнее его системы, отвечающие за подачу масла также могут стать причиной стука.

Неисправности конструкции компенсатора. Причины:

  • стук компенсаторов может быть вызван износом ударной площадки плунжерной пары. Это возникает из-за того, что кулачки распредвала со временем делают вмятины на рабочей площадке плунжера;
  • брак отдельных элементов компенсатора может быть вызван заводским фактором;
  • засоряется клапан, что подает масло, и он может залипать;
  • попал воздух в компенсатор — как следствие ограниченного потока масла в механизм;
  • загрязняются детали гидравлического компенсатора. Происходит это из-за постепенного нагара масла, и при попадании в него неорганичных примесей.

Двигатель. Системы, связанные с подачей масла. Причины:

  • воздух в масле (если его уровень в двигателе отклоняется от нормы);
  • нагар и грязь в масляных каналах, которые доставляют масло в гидрокомпенсатор;
  • неисправность масляного фильтра;
  • не грамотно подобрано масло;
  • двигатель перегрелся (меняется состав моторного масла).

Опасны ли стуки на непрогретом двигателе? Возникает стук, когда двигатель не прогрет? — это не всегда критично. Суть такова, что в прогретом двигателе у масла будет иная вязкость, ибо по мере нагрева она меняется. В связи с тем, что масло не может просочиться внутрь компенсатора и возникает стук. Диагностика: какой гидравлический компенсатор стучит? Опытный слесарь без проблем определяет место стука. В основном, пользуются акустической диагностикой — точно определяет, какой именно гидрокомпенсатор постукивает. Когда стучащий элемент обнаружен, нужно его снять и промыть.  После — поставить обратно и завести двигатель повторно. Если все также стучит — компенсатор под замену. Если стук есть и после замены, то нужно искать причину в двигателе — в других его частях, а также оценить качество масла.

Стук гидрокомпенсаторов. Последствия

Стоит знать о последствиях, ибо едва различимый стук может в будущем способен попортить двигатель и доставить крупные проблемы. Неисправность гидрокомпенсаторов сокращает ресурс привода ГРМ, и пагубно влияет на ГБЦ, поршни. Негативное воздействие происходит медленно, но мучительно. Поэтому, дабы избежать проблем в двигателе, лучше заменить компенсаторы на новые.

Почему возникает стук в двигателе

Тут может быть много причин, поэтому и важно определять характер неисправности и условия, при которых она проявляется:

  1. Недостаток или отсутствие масла в смазочной системе.
  2. Утрата смазкой свойств, забивание эмульсией каналов в блоке, из-за чего отдельные узлы работают на сухую и начинают стучать.
  3. Неисправные гидрокомпенсаторы. Эти элементы обеспечивают нормальную работу клапанов и при выходе из строя начинают сильно шуметь.
  4. Неправильная регулировка клапанов. Эта проблема встречается в старых моделях, где клапаны нужно выставлять по щупу и гидрокомпенсаторов нет.
  5. Некачественное топливо.
  6. Износ отдельных узлов, из-за чего нормальные зазоры нарушаются и свободный ход становится слишком большим, что и провоцирует стук.

Для более детального изучения проблемы ниже даны описания конкретных ситуаций и особенностей стуков, возникающих при определенных условиях.

Как можно убрать шум в двигателе

Чтобы избавиться от шума двигателя необходимо разобраться с причиной, по которой он возник. В первую очередь нужно проверить уровень масла в картере, антифриза в охладительной системе и других технологических жидкостей. Второе простое действие — проверка наличия ошибок в памяти ЭБУ. Если соответствующие ремонты не помогли — значит, надо диагностировать шум по описанным выше признакам. В некоторых случаях устранить либо временно убрать проблему можно специальными присадками, но помните, что они не “лечат”, а лишь маскируют шумы.

Присадки для снижения шума двигателя

Atomex F8 Complex Formula

Производители современной автохимии предлагают автолюбителям присадки, уменьшающие шум двигателя. Обычно в таком качестве выступают антифрикционные либо уменьшающие расход масла присадки.

Есть еще присадки, повышающие качественные характеристики топлива. Примерами могут служить Atomex F8 Complex Formula или Jet100 Euro 4 Petrol. Они защищают топливную систему и снижают шум двигателя в случае, если был залит некачественный бензин.

Однако перед использованием присадки необходимо понимать, что соответствующее средство не устраняет причину поломки, а лишь маскирует ее симптомы. Поэтому пользоваться присадками рекомендуется исключительно в профилактических целях.

Что делать при стуке на холодном двигателе

Гидрокомпенсатор очень чувствителен к свойствам и качеству масла. Холодное масло густое и вязкое. Именно из-за этого оно с трудом продавливается через отверстия и клапан устройства, что приводит к его плохой работе и стукам. Нагревшись, масло возвращает свою номинальную текучесть, и проблема исчезает. В этом случае необходимо проверить, соответствует ли масло классу вязкости по рекомендациям автопроизводителя (см. Инструкцию по эксплуатации авто).

Также проблемы возникают из-за некачественного масла. В полостях компенсатора скапливаются вязкие отложения, что нарушает работу. В этом случае требуется полная замена масла с предварительной промывкой специальным промывочным составом.

Если это не помогает, проводится диагностика непосредственно самих компенсаторов. Их состояние можно оценить предварительно по следующей схеме:

  1. Снимается крышка головки блока цилиндров.
  2. Проворачивается распредвал, открывается доступ к толкателю компенсатора.
  3. Простым нажатием определяется его ход и усилие, которое требуется.
  4. Сравнивается усилие на всех компенсаторах. В норме оно одинаковое. Провал, слабый нажим или застревание означает неисправность.

На разных моделях авто могут стоять гидрокомпенсаторы разной конструкции. В любом случае диагностика этих деталей доступна автовладельцу, который может делать несложный ремонт своего авто своими силами. Но замену этих деталей лучше доверить работникам автосервиса.

Почему мотор на холодную стучит, а на горячую нет

Почему на холодную, особенно зимой, двигатель шумит, а после прогрева шумы и стуки пропадают? У двигателя есть естественный износ деталей. По мере прогрева металл расширяется, и зазоры принимают нормальное значение. Шум полностью исчезает.

Чаще всего стук в двигателе на холодную, особенно в зимнее время связано с увеличенным зазором между стенкой цилиндра и поршнем.

Во-первых, происходит это из-за того, что у гильзы присутствует естественный износ. Расстояние между поршнем и цилиндром увеличивается.

Во-вторых, поршни сделаны из алюминия. По мере прогрева этот материал быстро расширяется, и звук через 2-3 минуты прогрева двигателя исчезает.

Подведем итоги

Появление стука клапанов указывает на необходимость скорейшего решения данной проблемы. Кроме увеличения зазора причинами повышенного шума могут быть:

  • изношенные кулачки распредвала;
  • сломана клапанная пружина;
  • появился дефект направляющей втулки клапана;
  • произошло ослабление ремня/цепи ГРМ;
  • наблюдается снижение эффективности подачи смазки через каналы распредвала на ножки клапанов;
  • возникли проблемы с фиксацией распредвала;

Для качественного ремонта потребуется разобрать двигатель (снять клапанную крышку или ГБЦ), после чего производится дефектовка распределительного вала и других элементов ГРМ. Добавим, что своевременная профессиональная регулировка клапанов позволяет существенно увеличить ресурс газораспределительного механизма и самого ДВС.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий