Отзывы на видеорегистратор Neoline G-Tech X77 AI

Полезные мелочи

Держатель с GPS-приёмником крепится на стекло за счёт 3M-скотча. Она очень крепко держится на стекле. Однако в комплекте есть ещё одна полоска на всякий пожарный случай.

Мне очень нравится магнитное крепление у всех видеорегистраторов серии G-Tech X. Чтобы снять регистратор, нужно всего лишь потянуть его с небольшим усилием на себя — достаточно даже одной руки. А развернуть регистратор объективом в салон нельзя. В таком случае питание прерывается, девайс попросту не работает.

Дата, время, госномер, координаты с широтой и долготой — всё это фиксируется прямо поверх видео, достаточно лишь один раз настроить и забыть. Таким образом, Neoline G-Tech X77 можно запросто использовать в качестве доказательной базы в суде. Главное — не выкидывать коробку и сопроводительную документации — всё это может пригодиться в судебном процессе, если дело дойдёт.

Введённые ранее данные и актуальные настройки никуда не пропадут, даже если снять регистратор и унести с собой домой на несколько недель. Это особенно актуально для лютых морозов в зимний период или во избежание перегрева девайса на солнце. У G-Tech X77 есть встроенный суперконденсатор — это своеобразная замена аккумулятора, только стабильнее, по крайней мере, так утверждают в Neoline. Без прямого подключения к бортовой сети автомобиля или к павербанку девайс, разумеется, не работает. Однако для сохранения настроек суперконденсатора более чем достаточно.

Neoline G-Tech X77 умеет следить за автомобилем в режиме парковки. Даже при выключенном двигателе встроенный акселерометр будет отслеживать перемещение автомобиля или толчки. А объектив отслеживает движение спереди. В обоих случаях девайс начинает экстренную запись. Такого рода видео помещаются в особую защищённую папку на флешке, откуда файлы можно удалить лишь при полном форматировании. Кстати, начать экстренную запись можно и вручную. Для этого на левом торце есть большая физическая кнопка.

Режим парковки активируется через меню и работает при подключении регистратора напрямую к блоку предохранителей авто. Для этого нужно докупать специальный аксессуар Neoline Fuse Cord X7 за 990 рублей

Важно помнить, что в таком режиме девайс активно расходует аккумулятор машины, поэтому он должен быть качественный и не изношенный, с отличным уровнем заряда

Качество записи

Помимо прочего, в G-Tech X77 появилась новая настройка качества записи — Full HD 60 кадров в секунду. Предыдущие модели могли похвастаться записью 60 кадров при разрешении только 720p, не более. В X77 удалось реализовать полноценное 1080p-качество, хотя на деле его заметить не просто.

Не знаю, в чём тут дело, но более плавной картинки я не заметил. Возможно система добавляет виртуальные фреймы и удвоение кадров заметно лишь в настройках файлов. Но на деле видеоролики не отличаются от обычных, снятых в формате FHD и 30 кадр/с. Так что про эту настройку можно забыть.

А вот режим Full HD MAX игнорировать не стоит. С ним качестве действительно становится чуточку лучше. Я выбрал его по умолчанию.

Внешний вид и характеристики

Специально сфотографировал комплект поставки, чтобы вы понимали: ребята продают не просто какое-то китайское барахло с питанием от прикуривателя, а устройство буквально премиум класса. Оно и понятно – компания NEOLINE существует уже более 10 лет, и все это время занимается автоэлектроникой.

У них в ассортименте есть и попроще видеорегистраторы, но всем автовладельцам в редакции однозначно понравился NEOLINE G-TECH X53, и вот почему:

● две камеры, которые фиксируют обстановку спереди и сзади авто
● установка управляющего блока в незаметном месте
● камеры автоматически пишут видео в случае срабатывания датчика удара в машине, если она стоит на месте
● во время движения, если срабатывает датчик удара, видеофайл автоматически блокируется и его невозможно удалить с карты памяти
● есть встроенный GPS/Глонасс модуль, так что на видео показывается не только дата и время, но и скорость с координатами

А чтобы гаджет работал и зимой, внутри основного блока установлен конденсатор вместо стандартной батареи. Конденсатор гораздо устойчивее к высоким температурам и обладает длительным сроком службы.

Изображение с камер транслируется в реальном времени на смартфон.

Так что NEOLINE G-TECH X53 не перегреется, не потеряет файлы, а «глазки» камер не запотеют в самый ответственный момент.

Технические характеристики NEOLINE G-TECH X53:

Чтобы подключиться к видеорегистратору после его установки в авто, нужно скачать приложение Neoline G-Tech. Оно бесплатно как в App Store, так и в Google Play.

Всё просто: скачал, запустил, ввёл пароль по умолчанию, подключился к камерам. В настройках приложения можно выставить параметры записи, качество и интервал.

Запись видео на Neoline G-Tech X74

Производитель использовал в данной модели матрицу Sony Exmor и процессор Novatek — проверенное решение, которое позволило добиться высокого качества съемки. Важной особенностью является высокий битрейт записи, но для корректной работы видеорегистратора необходима карта памяти с высокой скоростью записи (10 класс). Благо, сейчас такую флешку можно купить за 500 рублей (32 ГБ)

Качество съемки видео на Neoline G-Tech X74 порадовало. В разрешении Full HD запись ведется с частотой 30 кадров в секунду. Если установить разрешение поменьше (720p), запись идти вестись с частотой 60 кадров в секунду. В обоих случаях видео плавное и с хорошей детализацией.

На расстоянии около 10 метров хорошо читаются номера машин и дорожные знаки. На видео можно рассмотреть не только номера автомобиля перед вами, но и через машину.

Если выезжаете за город или любите ездить со скоростью выше 60 км/час, нужно быть готовым, что дорожные знаки начнут немного «размываться» (особенно при разрешении Full HD). Использование антибликового фильтра помогает в солнечную погоду. Благодаря этому аксессуару почти полностью пропадают блики от солнца и фар встречных автомобилей.

Со съемкой в ночное время ситуация классическая — на скорости могут появляются шумы, которые затрудняют распознавание номеров и знаков. Часто выручает ночной режим. Его уникальность заключается в том, что он «измеряет», насколько трудны условия съемки в данный момент, и уже затем корректирует цветность. Например, если света достаточно, практически все цвета еще можно будет различить, но с ухудшением видимости получаемая в итоге картинка будет приближена к черно-белой.

Real-World тестирование. Часть 1 — GPS база

Neoline X-Cop 9100s выводит на экран информацию не только об установленном радаре, но и об ограничении скорости на данном участке, расстоянии до радара, вашей текущей скорости и времени. В случае если вы превышаете, экран начинает мигать красным.

Вы можете настроить: минимальную скорость, при которой выводятся уведомления, допустимое превышение скорости, предупреждать ли о муляжах и постах ДПС, но гораздо важнее — информирование о «засадах». Под этим термином подразумевается местность, которую облюбовали любители лёгкой наживы, где постоянно устанавливают треноги или просто контролируют скорость.

При проезде участков, на которых радары контролируют среднюю скорость средствами фотофиксации, не страшно пролететь первую камеру с превышением — страшно не снизить после этого скорость до второй камеры. X-Cop 9100s в таком случае покажет вам и вашу текущую среднюю и ограничение на данном участке, чтобы вы могли затормозить и избежать штрафа при проезде второго пункта контроля.

С моей точки зрения, подобные средства фиксации, к которым раньше относилась «Автодория» — самые безобидные, наверное поэтому они исчезают с дорог. Самое опасное для нарушителя, что есть сегодня — это «Автоураган», — система видеофиксации, не излучающая радиосигнала и детектирующаяся только по GPS-базе. Эти комплексы значительно дешевле радаров с излучателями, и из-за этого свойства они наводняют наши дороги с опасной скоростью. Имя им — Легион, потому что их много.

Вполне естественно, что чем чаще вы обновляете базу «засад» в гибриде, тем лучше, и вот здесь вызывает недоумение тот факт, что у нас на дворе 2019 год вот-вот начнётся, а гибрид Neoline X-Cop 9100s не умеет взаимодействовать со смартфоном. Казалось бы, что проще — подключил его по Wi-Fi или Bluetooth к телефону, и пусть обновится сам, пока вы прогреваете двигатель? Но нет, в этом плане мы по-прежнему стоим на уровне пятилетней давности, когда все обновления вручную скачиваются с сайта и подаются в гибрид на флешке. Хорошо, тогда возникает закономерный вопрос: избавит ли нас радарный модуль от того, чего нет в GPS-базе?

HDR

Предыдущие видеорегистраторы Neoline могли похвастаться лишь WDR (широкий динамический диапазон), который работал неплохо — выравнивал баланс белого в зависимости от погоды, освещения и т. д. Однако противостоять яркому солнцу WDR всё же не мог. С HDR ситуация кардинально меняется. Просто оцените примеры ниже.

CPL-фильтр в комплекте и в теории он защищает от бликов на стеклах других автомобилей и прочих неприятностей. Однако, на мой вкус, особой погоды он не делает. А вот зашитый в систему расширенный динамический диапазон — очень полезная опция, особенно в свете неминуемо приближающегося лета.

Обзор видеорегистратора Neoline G-Tech X76 с двумя камерами — снимает сразу на два фронта

Большинство спорных ситуаций на дороге случается спереди. Однако бывает, прилетает и сзади. В таких случаях неплохо снимать на видео не только все, что происходит перед, но и позади автомобиля. Для этой цели и создан видеорегистратор Neoline G-Tech X76.

Линейка G-Tech X предполагает наличие одной-двух функций, которые конкретный регистратор выполняет особенно хорошо. Например, G-Tech X72 — начальная модель, которая просто качественно снимает видео. X74 получил встроенный GPS-приёмник и базу данных камер и других приборов отслеживания скорости на дорогах. Полезная фича, ничего не скажешь. К слову, это мой основной регистратор, которым пользуюсь уже больше полугода. Модель X77 AI лишена спутниковой навигации, зато самостоятельно распознаёт дорожные знаки и предупреждает об ограничениях — все засчет умных алгоритмов (искусственный интеллект).

И вот наконец Neoline G-Tech X76! Ключевая фишка новинки — съёмка видео сразу на два фронта: спереди и сзади. Причём, вторая камера из комплекта снимает ничуть не хуже основной. Пожалуй, это ключевое отличие от конкурентов, которые пихают в комплект тыловую камеру, что было чем похвастаться на бумаге.

Как функционирует TSR

На сегодняшний день ведущие производители автомобилей (такие, как Ford, BMW, Audi, Volkswagen, Opel, Mercedes-Benz) устанавливают ее на свою продукцию. Основным предназначением этой новинки является предупреждение тех, кто в данный момент за рулем, о необходимости соблюдения максимальной скорости движения. В тот момент, когда машина минует очередной знак, установка фиксирует текущую скорость движения и то, насколько водитель ее придерживается. Если же нет, то оборудование напоминает водителю о недопустимости превышения. Интересно, что у разных производителей такие установки могут называться по-разному, хотя выполняют схожие функции. Так, у Mercedes Benz она именуется Speed Limit Assist (буквально, система по контролю за ограничением скорости), у Opel — Opel Eye (признана лучшей инновацией в сфере автобезопасности за 2010-й год). Производитель Вольво назвал свое детище Road Sign Information, что в переводе звучит, как комплекс информирования о дорожных знаках.

Почему надо брать видеорегистратор NEOLINE

Найдите камеру, которая пишет видео в Full HD на фото.

Автолюбители знают, что любая вещь в салоне может привлечь внимание грабителя. Сколько раз сам видел – выходят люди из машины, и забирают не только сумки-рюкзаки, но и видеорегистратор снимают

Незачем дразнить потенциального хулигана.

Так вот, основная фишка NEOLINE G-TECH X53 в том, что его не нужно каждый раз забирать с собой из салона. В комплекте идут сразу передняя и задняя камеры, которые максимально незаметно крепятся один раз и навсегда – одна на лобовое стекло рядом с зеркалом заднего вида, вторая на заднее стекло.

Кроме двух камер в авто устанавливаются центральный блок управления, микрофон, отдельный GPS/Глонасс датчик и физическая кнопка блокировки видеофайлов от перезаписи и удаления.

Блок управления прячется под рулевой колонкой, а крошечный микрофон можно прикрепить на передней боковой стойке, чтобы писать звук из салона, и всё. Никто и не заметит наличие записывающей аппаратуры, если не будет очень внимательно присматриваться.

В коробке с этим гаджетом есть все необходимые провода, чтобы оборудовать любое авто. Видео пишется на карточку micro-SD, а при желании можно моментально подключиться к NEOLINE G-TECH X53 по Wi-Fi, чтобы посмотреть изображения с камер в реальном времени, а также сохранить себе в память смартфона уже записанные видео.

Лучшие видеорегистраторы 3 в 1 стоимостью до 10000 рублей

Среди видеорегистраторов 3 в 1 есть и более доступные модели, которые обладают хорошей сборкой и характеристиками. Они подходят для водителей желающих пользоваться всеми тремя функциями и при этом сэкономить.

Ibox Combo F5 – с продолговатым корпусом

Этот видеорегистратор выполнен в длинном корпусе с камерой и антенной на узкой части и экраном на широкой. Кнопки управления расположены по бокам: слева для настройки съемки видео, а справа для введения данных и указаний для антирадара.

Меню так же разделено вкладками с этими категориями, поэтому пользователю невозможно запутаться. Все надписи уже на русском языке. Аппарат крепится на лобовое стекло, а длинный провод позволяет выполнить скрытую проводку к адаптеру питания.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

10 лучших автомобильных навигаторов с видеорегистратором и радар-детектором

Плюсы:

  • хорошее крепление с возможностью разворота шарнира на 360 градусов;
  • задается порог чувствительности к радарам и показатель максимальной скорости, после чего будет срабатывать предупреждение;
  • отдельная встроенная настройка прибора по регионам (Россия, Москва, Казахстан);
  • выбор длины роликов и установки штампов записи;
  • в зависимости от времени суток можно настроить экспозицию для лучшей видимости;
  • редкие ложные срабатывания лишь в районе автоматических парковок;
  • заблаговременное определение переносных радарных комплексов, где времени хватает, чтобы откорректировать движение;
  • регулярный выход обновлений.

Минусы:

  • боковые кнопки справа не видны водителю и придется запомнить их расположение;
  • через многочисленные вентиляционные отверстия внутрь залетает много пыли;
  • невозможно разместить на торпеде из-за не переворачивающегося экрана;
  • немного загораживает обзор водителю в машине с низким лобовым стеклом.

SilverStone F1 HYBRID UNO — динамика и практичность

Девайс похож на тонкий фотоаппарат, в котором присутствуют все необходимые функции. Все кнопки расположены сзади вокруг экрана. Здесь же динамик и микрофон. Слева подключение питания и разъем для карты памяти.

Экономия коснулась экрана имеющего диагональ всего 2,31 дюйма. Угол обзора 135 градусов. Цифровая обработка сигнала. Для удобства применяется несколько режимов срабатывания радарного оборудования.

Плюсы:

  • работа антенны во всех диапазонах, применяемых в России и СНГ;
  • фиксация лазерного излучения;
  • «видит» радары «Кречет», «Кортон», «Арена», «Сокол», «Радис»;
  • засекает камеры средней скорости;
  • регулировка яркости на экране для снижения в ночное время или добавления в солнечную погоду;
  • поддержка HD;
  • автоматический старт записи;
  • выбор длительности роликов от 1 до 5 минут;
  • максимально компактные размеры корпуса, несмотря на функционал 3 в 1;
  • приятное меню в сине-голубых тонах не раздражает зрение;
  • защищен от ложных срабатываний на радиостанции дальнобойщиков и сети АЗС;
  • GPS антенна детектирует радары, которые не излучают сигналов, и предупреждает о них, что защищает пользователя от камер, расположенных сзади машины и направленных в спину.

Минусы:

  • угол обзора 135 градусов;
  • небольшой экран за счет экономии на размерах корпуса;
  • класс карты памяти не ниже 10-го, а емкость не меньше 16 ГБ.

SHO-ME Combo 3 – функциональность за доступные средства

Модель имеет оригинальный дизайн с широким объективом и наложенной сверху частью корпуса, где расположен GPS модуль и антенна с чувствительностью радаров. Всю заднюю часть занимает квадратный экран.

Существует возможность подключения через специальный переходник к бортовому устройству, где присутствуют постоянные 12 В, чтобы камера снимала круглосуточно даже при выключенном зажигании.

Плюсы:

  • GPS модуль снабжен предустановленной базой с радарами и камерами;
  • засекает «Кречет», «Сокол», «Поток-С», «Кордон», «Визир», «Беркут», « Радис»;
  • лазерный детектор чувствителен ко всем направлениям;
  • удобное управление кнопками на передней части корпуса;
  • дешевизна (9000 руб.);
  • запись видео 1920х1080;
  • циклическая запись с делением от 1 до 5 минут;
  • GPS трекер отмечает маршрут на карте;
  • отметка на видео даты и времени, а также номеров автомобилей;
  • защита файла от перезаписи.

Минусы:

  • процессор А2 имеет устаревшую технологию и не такой быстродействующий, но это для экономии;
  • угол обзора 140 градусов захватывает не такое широкое поле, как другие модели;
  • диагональ экрана 2,4 дюйма;
  • аккумулятор всего 280 мА/ч, что не дает снять аппарат и выйти с ним из машины.

Основные характеристики Neoline G-Tech X74

Кратко пройдемся по основным отличительным особенностям, которые выделяют G-Tech X74:

  • 5 вариантов разрешения записи видео, максимальное — Full HD Max (1920×1080 / 30 к/c)
  • Угол обзора 140 градусов.
  • Возможность установки светофильтра (уже идет в комплекте с устройством).
  • GPS-модуль для предупреждения о камерах ГИБДД.
  • Улучшенный режим парковки.
  • Ночной режим.
  • Магнитное крепление.
  • 2-дюймовый экран.
  • Официальная цена Neoline G-Tech X74: 6990 рублей.

Комплектация:

  • Видеорегистратор.
  • Кабель.
  • Магнитное крепление на скотче 3M.
  • Антибликовый CPL-фильтр.
  • Переходник в прикуриватель на два USB-разъема.
  • Документы.

Дневная съемка

Фронтальная камера может снимать в разрешении Full HD (1920×1080) при 30 к/c. Угол обзора при этом увеличился до 150 градусов. В целом можно сказать, что камера снимает очень хорошо, передавая четкую картинку без искажения цветов. Номера легко читаются на расстоянии двух корпусов машин, несмотря на то что на скорости наблюдается некоторый «шум» изображения. Из-за сверхширокоугольного объектива немного смущает бочкообразная дисторсия, но на качестве изображения по краям кадра это никак не сказывается.

Задняя камера снимает в разрешении HD (1280×720) при тех же 30 к/c, однако угол обзора тут уже 100 градусов. Для дополнительного объектива, учитывая, что большую часть времени он находится в пыли, этих параметров достаточно, чтобы отображать хорошую картинку

Тут, правда, стоит обратить внимание на то, что задний «глаз» может быть использован как камера заднего вида, а не как регистратор

Именно из-за функции камеры изображение передается инверсией, то есть с зеркальным отображением. При включении заднего хода появляется статичная парковочная разметка, которая в режиме съемки «строго назад», увы, масштаб приближения передает крайне неточно — ориентироваться на него не получится. Для адекватной работы регистратора как камеры заднего вида объектив нужно ставить «взглядом» в землю, чтобы в него попадал край заднего бампера своей машины. В случае с нашим седаном без сверления крышки багажника подобная установка, увы, невозможна.

На экран можно вывести картинку с обеих камер в разных вариантах отображения. Лучше всего, с нашей точки зрения, вариант «картинка в картинке» с приоритетом на передний «глаз»

Дизайн и функции

  • Угол обзора: 140°
  • Максимальное разрешение съемки: Full HD, 30 или 60 fps
  • Диагональ экрана: 2 дюйма
  • Антибликовый фильтр
  • Магнитное крепление
  • Режим парковки
  • Датчик удара, GPS-датчик

Новый Neoline G-TECH X77 как две капли воды похож на модель G-TECH X74, которую мы уже тестировали. Характеристики и функции почти те же самые — разве что новый регистратор умеет снимать в Full HD с частотой не только 30, но и 60 кадров в секунду. Сочетание высокого fps и разрешения может быть полезно на больших скоростях: например, при съемке в 720p и 30 кадрах в секунду из автомобиля, движущегося около 100 км/ч  номера встречных машин уже не разглядеть. 

Но главная особенность G-TECH X77 — это возможность распознавания знаков ограничения скорости и сравнения лимита с текущей скоростью. С определением последней проблем не возникает — GPS-датчик позволяет сделать это с высокой точностью. Вопрос только в верной идентификации знаков в разных дорожных условиях. 

Для начала коротко о самом регистраторе — это на случай, если вы не читали наш тест его «родного брата» G-TECH X74. Устройство относительно компактное, с большим 2-дюймовым экраном и простой системой управления. Крепится с помощью магнитного кронштейна на ветровое стекло. То есть сам кронштейн можно приклеить на скотч, проложить к нему провода, а видеорегистратор просто прицеплять к магнитному разъему. Не надо каждый раз возиться с кабелем — питание поступает через контакты разъема. 

Аккумулятора у регистратора нет — только суперконденсатор. Это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо тем, что ничто не взорвется внутри даже, если оставить гаджет под солнцем на целый день. Плохо — потому что стоит снять устройство с крепления, оно выключается. Даже настраивать его не очень удобно (хотя можно подключить непосредственно с помощью кабеля через USB-разъем).

Регистратор может записывать как видео, так и звук в салоне. Есть несколько полезных режимов: например, парковки, в котором запись начинается при обнаружении движения

Или блокировки видео от перезаписи, если на нем запечатлено действительно что-то очень важное. 

Построение нейронной сети

Для создания нейронной сети будет использоваться библиотека Keras]. Чтобы классифицировать изображения по соответствующим категориям, мы построим модель CNN (сверточная нейронная сеть). CNN лучше всего подходит для целей классификации изображений.

Архитектура нашей модели:

  • 2 Conv2D слоя (filter=32, kernel_size=(5,5), activation=”relu”)
  • MaxPool2D слой ( pool_size=(2,2))
  • Dropout слой (rate=0.25)
  • 2 Conv2D слоя (filter=64, kernel_size=(3,3), activation=”relu”)
  • MaxPool2D слой ( pool_size=(2,2))
  • Dropout слой (rate=0.25)
  • Flatten слой, чтобы сжать слои в 1 измерение
  • Dense слой (500, activation=”relu”)
  • Dropout слой (rate=0.5)
  • Dense слой (43, activation=”softmax”)

class Net: @staticmethod def build(width, height, depth, classes): model = Sequential() inputShape = (height, width, depth) if K.image_data_format() == ‘channels_first’: inputShape = (depth, heigth, width) model = Sequential() model.add(Conv2D(filters=32, kernel_size=(5,5), activation=’relu’, input_shape=inputShape)) model.add(Conv2D(filters=32, kernel_size=(5,5), activation=’relu’)) model.add(MaxPool2D(pool_size=(2, 2))) model.add(Dropout(rate=0.25)) model.add(Conv2D(filters=64, kernel_size=(3, 3), activation=’relu’)) model.add(Conv2D(filters=64, kernel_size=(3, 3), activation=’relu’)) model.add(MaxPool2D(pool_size=(2, 2))) model.add(Dropout(rate=0.25)) model.add(Flatten()) model.add(Dense(500, activation=’relu’)) model.add(Dropout(rate=0.5)) model.add(Dense(classes, activation=’softmax’)) return model

Итог

Neoline G-Tech X77 справляется с большинством задач на ура, плюс ко всему, имеет пару дополнительных плюшек. В текущей итерации появилась поддержка HDR, так что яркие солнечные лучи теперь не помеха качественной видеозаписи. У X77 есть неплохой IPS-экран, чтобы можно было оперативно просмотреть отснятый контент или удобно настроить работу устройства. А ещё наконец-то видеорегистраторы Neoline научились распознавать ёмкие карты памяти объёмом до 256 ГБ.

В качестве бонусов — фиксация штампов скорости (через GPS), госномера и других данных, удобное снятие-установка регистратора на стекло и, конечно, интеллектуальное уведомление о превышении скорости. Если ты отвлёкся, пропустил знак ограничения скорости, но регистратор напомнит об этом аккуратным уведомлением. Для этого здесь присутствует собственное машинное зрение — тот самый «AI» в названии модели. Однако корректность работы системы в ночное зависит от множества факторов: освещение, мощность фар и прочее.

В любом случае, все эти плюшки стоят свои 6 990 рублей — такова цена Neoline G-Tech X77 AI на рынке.

P.S. В дополнение можно ознакомиться с обзором предыдущей модели — Neoline G-Tech X74.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий