Когда не долететь и не доплыть
Андрей развозит на вездеходе запчасти от снегоходов (гусянки, масло, ремни и т.д.) по торговым точкам, расположенным даже в самых дальних уголках Ямала, а также доставляет людям крупные грузы — лодки, бани, и что-то помельче, что можно погрузить в салон или на крышу. У тундровиков снегоходы востребованы, на них — и до магазина, и по делам.
Андрей Анищенко и его друг-гигант. Фото: Равиль Сафарбеков
Я и сам раньше передвигался на снегоходе. А в 2016 году, когда пересел на вездеход, понял — классно! Тепло, ветра нет, и ты как в крепости на колёсах.
Андрей Анищенко
владелец вездехода
Впрочем, одними только грузоперевозками дело не ограничивается. Из отдалённых посёлков добраться до города можно разве что на вертолёте, который летает раз в неделю и не во всякую погоду, либо вплавь — летом. Кому-то нужно съездить паспорт получить, кому-то в больницу, кому-то к родственникам. Вот тут-то и выручает вездеход.
Однажды возил известного блогера Александра Лапсакова, который снимал фильм о вездеходах и о жизни северян. Дорога заняла несколько дней. Во время таких поездок Андрей и сам погрузился в неповторимый колорит ямальского быта и местных обычаев.
Этой весной брал с собой в Яр-Сале жителей разных отдалённых посёлков. Все они мечтали побывать на Дне оленевода и повидаться с родными, а вот добраться своими силами туда и обратно было проблематично.
На крышу вездехода можно положить тонну груза. Фото из архива Андрея Анищенко
Когда праздник закончился, на крышу вездехода погрузили почти тонну вещей, которые пассажиры взяли с собой. А ещё сварили специальные сани-прицеп для джипа — его нужно было доставить из Яр-Сале в посёлок Новый Порт, а также забрать и высадить людей в Мысе Каменном и Сёяхе — самом северном посёлке.
Путь неблизкий — несколько сотен километров. За день вездеход в среднем преодолевает километров по двести. Солярка ему нужна арктическая. Три бака на 480 литров и несколько канистр в запасе — можно отправляться со спокойной душой. Дорог как таковых нет — едешь по тундре, как по снежной пустыне, где ямы, где обрыв, где вода… Съехал чуть в сторону — провалился.
На Ямале может увязнуть даже могучий вездеход. Фото из архива Андрея Анищенко
Если путь накатанный, зимник ровный и тракторы почистили снег, вездеход идёт со скоростью 40-50 километров в час, расходуя примерно 25-30 литров. А вот когда условия тяжёлые, расход топлива может достигать и 100 литров на сотню километров.
Конечно, случаются и поломки. Так, однажды возле кладбища у Андрея перегорели три предохранителя. Ехавшие с ним пассажиры отметили: это случилось из-за того, что они забыли, собираясь в дорогу, духов задобрить. Налили духам чаю, поломку устранили — можно снова в путь. И на этом пути Андрею то и дело приходится кого-то вытаскивать, кто увяз в снегах.
Духов и деревянных идолов нужно задобрить перед дорогой. Фото из архива Андрея Анищенко
На Севере погода переменчива, бывает видимость — сплошное молоко. Тогда пургу, как утверждают водители вездеходов, лучше переждать. Иначе можно сбиться с дороги, потеряться и застрять в тундре. Так, в апреле из-за сильной пурги Андрею вместе с пассажирами пришлось пережидать несколько часов. На вертолёте эта дорога заняла бы четыре часа, на вездеходе — 27. Но никто из его спутников не жалел, что выбрал такой способ добраться до дома.
Пройти все испытания
yle=”text-align:” class=”Typography_text__WDByQ Typography_size__15__DJDOw Typography_none__FajqV Typography_primary__29LdH “>Что брать с собой в такую сложную дорогу? В этом вопросе у водителя вездехода, как у дальнобойщиков, есть правила: планируешь быть в пути неделю — бери с собой еды на две. А ещё — обязательно сменное бельё для себя и для товарища, на случай, если попадёте в наледь и промокнете. Спутниковая связь — чтобы можно было сообщить о проблеме и своём местонахождении и, конечно, поддерживать общение с близкими. Однажды, в 2017 году, Андрей попадал в передрягу: отвалилось колесо. Зима, ночь, позади 60 км пути, впереди — 150. Связи нет. Хорошо, что встретил рыбаков, те помогли. С тех пор он обязательно берёт с собой в рейс спутниковый телефон.
Андрею в дорогу супруга всегда снаряжает вкусные обеды — сытные блинчики, термос с чаем. А он в долгом пути обязательно сообщает ей, где находится и как с погодой, чтобы не переживала.
Чего только не повидал Андрей на своём пути в дальних поездках: и старый маяк из вертолётных лопастей, и заброшенную базу геологоразведки, и гору Динозавров, и Нефритовое ущелье.
Куда только не забирался Андрей на своем вездеходе. Фото из архива Андрея Анищенко
Каждая поездка — уникальна, за городом они все непростые. Никогда не знаешь, что ждёт тебя в пути. Да, вездеход — транспорт комфортный, вместительный, лучший для Севера, но всё зависит не от машины, а от водителя.
Андрей Анищенко
владелец вездехода
Управлять вездеходом «Русак», кажется, несложно: в кабине — привычная коробка передач на пять скоростей, руль, панель почти как в «Газели». Да и сама машина вполне податлива. Но, как шутят вездеходчики, поехать может каждый — не каждый сможет вернуться. Порой случается и такое, когда кто-то вообще вверх колёсами лежит. Выручат лебёдка, лопата, якорь, иной раз подручные средства — какие-нибудь палки и, конечно, смекалка.
Чтобы управлять вездеходом, обычные водительские права не подойдут. Нужны права машиниста-тракториста категорий АI или АII — для обычного, и АIII или АIV — для большого вездехода.
От опыта и мастерства водителя зависит слишком многое. Так, к примеру, порой на гружёном вездеходе надо приспустить шины, чтобы они не прорезались, и машина шла мягче.
Независимая подвеска — бесспорный плюс вездехода. То есть, когда одно колесо оказалось над ямой или кочкой, за счёт остальных движение продолжается, и, находясь внутри, этого почти не ощущаешь: большие колёса словно «проглатывают» все неровности.
В салоне «Русака». Фото из архива Андрея Анищенко
Вездеход — настоящий трудяга, впрочем, как и его хозяин. И их ждут в самых разных уголках Ямала. Возможно, в будущем Андрей запустит для своих земляков такую брутальную «маршрутку» — чтобы люди точно знали, когда, куда и на чём они смогут добраться. А ещё планирует создать на Ямале сеть глэмпинг-отелей, чтобы как можно больше людей могли повидать красоты Полярного Урала, проживая в комфортных условиях. И здесь без помощи вездехода, скорее всего, тоже не обойдётся.
Текст: Алла Маковеева
Журнал «Ямальский меридиан», №7
Обеспечить безопасность
Почётный полярник РФ, кандидат физико-математических наук Виктор Боярский заявил в комментарии RT, что новейший вездеходный транспорт упростит экономическое и военное освоение высоких широт. Наиболее востребованными он назвал колёсные амфибии с шинами низкого давления, которые не наносят ущерба уникальной арктической флоре.
«Сейчас в России существует определённая нехватка многофункциональных машин, адаптированных под суровые природно-климатические условия Арктики. Но судя по всему, отечественные инженеры находятся на правильном пути. Главное, чтобы новые вездеходы обеспечили безопасность работ в полярных районах с учётом погодных сюрпризов», — подчеркнул Боярский.
Аналогичной точки зрения придерживается ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Валерий Журавель. По его мнению, транспортная доступность в Арктике — ключевая преграда в освоении полярных регионов РФ.
Сами с ушами
Первая кабина была изготовлена простым перепиливанием из «газоновской». Получилось так себе. Второй вариант изготовляло известное в российских автомобильных кругах ателье «Буран-Стайлинг». В результате на свет появились две кабины, установленные на 2-й и 3-й образцы шасси. По многим параметрам они не устроили заказчика. Именно тогда и возникло решение изготовить каркасно-панельную кабину самим. Что получилось в итоге, вы видите на фотографиях. Кстати, она заняла место одной из «бурановских», и из-за этого пробег шасси тестируемого автомобиля уже около 20 тыс. км, а кабины – в 10 раз меньше.
Вы когда-нибудь садились на барные табуреты? Если да, то помните странное ощущение: вроде высоко, но и сесть удобно, и встать просто. Нечто подобное испытываешь при входе в кабину «Русака». Все логично, раз – и там. Как оказалось, ларчик просто открывается: ширина дверного проема – 1120 мм. Много это или мало – судить вам. Лично я даже попробовал специально скрючиться и все равно без проблем оказался на земле. Может, стоило попробовать выйти, держа в руках набор инструмента и домкрат?
Хотя это уже была бы глупость: для этого по бокам кабины предусмотрены два небольших, но довольно удобных бокса с наружным доступом. Естественно, они запираются на ключ, вот только сможет ли личинка замка противостоять грязи? Для более ценных вещей есть два пенала под крайними сиденьями. Другие мелочи легко размещаются в карманах дверей, в большом перчаточном ящике перед крайним пассажиром справа или на полке над ветровым стеклом.
Верхнюю одежду можно повесить за сиденьями, туда же бросить спецовки, каски и др. Конечно, для ворсистого покрытия это не здорово, но главное – есть место.
Качество подгонки материалов порадовало. Зазоры панелей одинаковые. Стыки обивки и напольное покрытие не топорщатся. Двери прилегают равномерно, постороннего свиста не слышно. Нет и непонятных поскрипываний. Про скрипы это мне недавняя поездка в новенькой «Приоре» навеяла воспоминания.
Как истинный журналист, обязанный находить и негатив, я вышел из кабины и полез имитировать ЕТО… Угол подъема передней крышки позволяет стоять в полный рост. Масляный щуп вынимается без проблем. Долив технических жидкостей тоже хлопот не доставит. Даже в пресловутый бачок омывателя, который многие производители грузовиков почему-то считают третье-, а порой и четырехстепенным, «незамерзайку» можно долить без воронки. Напоследок, откинув кабину, я полюбовался, как надо правильно делать шумоизоляцию. М-да… Вот тебе и опытный образец…
Топ-3. ТТМ-3902 ГР Тайга
Автономное оборудование.
Внедорожник, предназначенный для длительных путешествий с размещением непосредственно в автомобиле. Автомобиль оснащен всем необходимым для автономного жизнеобеспечения, включая кухню.
Средняя цена: 4 300 000 рублей.
Длина основания (мм): 6480
Дорожный просвет (мм): 400
Колея (мм): 2180
Вместимость сидений: 6
Скорость на ровной поверхности (км/ч): 45
Снаряженная масса (кг): 6360
Гусеничный снегоход «Тайга» создан на базе классического «Буханки» от УАЗа. Однако от обычного внедорожника сохранилась только оригинальная кабина с круглыми фарами. Рама стала прочной и изолированной. Транспортное средство может плавать и имеет крейсерскую скорость до 7 км. На борту есть все необходимое для самостоятельного функционирования. Имеется мощный отопитель, не подключенный к двигателю. Есть возможность установить кондиционер и небольшую кухню. На снегоходе могут разместиться 6 человек, причем для всех пассажиров можно организовать спальное место. Отдельно от пассажиров находится вместительный багажный отсек, в котором может поместиться даже небольшая лодка. В целом, это лучший вариант трека для длительных поездок с ночевкой.
Плюсы и минусы
Автономное оборудование
Множество вариантов оборудования
Относительно высокая крейсерская скорость
Несколько вариантов гусениц, включая одну для движения по асфальту
Только механическая коробка передач
Большой собственный вес
Зайца не видали?
Найти завод оказалось непросто. Ни тебе громадных цехов, ни помпезной проходной с железными воротами. Все довольно скромно, и основной ориентир для поиска – старая водокачка. После такого начала к машине подходил с изрядной долей скептицизма. Но…
Автомобиль сразу показался довольно приличным. Первый признак опытных экземпляров – свисающие и закрученные изолентой провода – отсутствовали. Они были спрятаны в гофру так, как многим китайцам и не снилось. Не было ни перекошенных бамперов, ни зазоров толщиной в палец. В общем, серийная машина, скорее, импортная… Весь скепсис сразу растворился.
Основное направление деятельности, которое пророчат «Русаку» его создатели, – работа со спецнадстройками в коммунальном хозяйстве городов. Исходя из этого и проектировали машину.
Так, базовой комплектацией считается пневмоподвеска заднего моста с деформируемыми рычагами и ограничителями поперечного смещения, дополненная амортизаторами. Это сделано для того, чтобы при необходимости можно было изменять величину дорожного просвета. Хотя как опция возможна установка и рессорной подвески. Кстати, в рабочем положении расстояние между дорогой и креплением амортизатора всего 180 мм.
Передняя подвеска менее оригинальна: двухлистовые полуэллиптические рессоры и амортизаторы. Да еще стабилизатор поперечной устойчивости.
Тормоза сделаны барабанными, для городских скоростей этого хватит с лихвой. Для особо быстрых предусмотрена ABS.
Сначала немного смущало то, что многие детали едва не касаются асфальта. Задний грязезащитный щиток всего в 300 мм от земли. А крепление «запаски» и того ниже – 250 мм
Но потом, рассудив, что город не проселок, просто отметил: ресиверы, равно как и другое жизненно важное оборудование, от земли достаточно далеко. Даже тормозные камеры спрятаны в раму
Внешне «Русак» тоже не подкачал. В пластиковый бампер довольно органично вписана головная оптика. Подножки плавно перетекают в крыло. А подштамповка на дверях кроме эстетической выполняет и практическую функцию – снижает завихрения воздуха.
Ну, с конструкцией более-менее ясно. А что с кабиной, ведь тоже собственная разработка?
Разновидности вездеходов
Вездеходная техника обычно делится на легкую и тяжелую. Примерами легкого вездехода являются модель Unex или кроссовый вездеход Tarus 2X2. К тяжелым вездеходам относятся такие аппараты, как, например, Unkor.
Все вездеходы классифицируются в соответствии с их специализацией. Существуют гусеничные модели, на воздушной подушке, четырехосные и трехосные, с полным приводом и шинами низкого давления.
На гусеничном ходу
Гусеницы обеспечивают лучшую проходимость, чем колеса. Даже самые узкие колеи имеют преимущество перед колесами на шинах. Однако гусеничные модели имеют тот недостаток, что потребляют больше топлива. Кроме того, они медленнее передвигаются.
Основными характеристиками гусеничного снегохода являются:
- высокая маневренность;
- малый вес;
- высокая трансграничная мобильность;
- приспособленность к холодному климату.
На шинах низкого давления
Благодаря описанным выше характеристикам, этот тип вездехода может без проблем пересекать болота и грязь. Недостатком является низкая скорость. Она также не подходит для скалистой местности из-за риска проколов.
Вездеходы-амфибии
Амфибийное транспортное средство — это транспортное средство, способное автономно передвигаться по воде или твердому грунту. В эту категорию входят модели, приводимые в движение воздушным винтом, колесом или водяным приводом.
Вездеход-амфибия на воздушной подушке — это разновидность. В качестве двигателя они используют воздушные винты. Сама подушка иногда наклоняется для обеспечения движения.
Худшей амфибийной машиной с точки зрения функциональности является колесная версия. Колесный вездеход-амфибия имеет мало возможностей для маневрирования на воде, так как поворот осуществляется с помощью колес.
С тремя мостами
Вездеход с тремя осями делятся на 2 разновидности:
- Небольшие вездеход, вмещающие до четырех пассажиров. Оси на этих машинах расположены симметрично. Расстояние между осями колес более или менее одинаковое. Компактные вездеходы показывают гораздо лучшие результаты на бездорожье по сравнению с аппаратами с двумя осями. Шины низкого давления еще больше повышают проходимость.
- Тяжелая техника, аналогом которой являются трехосные военные вездеходы. Оси расположены асимметрично — одна ось спереди и две оси сзади. Расстояние между осями сзади мало по сравнению с расстоянием до передней оси. Тяжелые вездеходы используются для перевозки больших групп охотников и рыболовов. Такие машины пользуются популярностью у организаторов охотничьих или рыболовных экспедиций.
С четырьмя мостами
Транспортные средства с четырьмя мостами имеют очень высокую пропускную способность. Количество колес напрямую влияет на внедорожные способности. Чем больше колес, тем меньше давление на грунт. В результате автомобиль меньше увязает в мягком грунте.
На рынке представлены преимущественно небольшие модели вместимостью до четырех-шести человек. Однако существуют и тяжелые вездеходы с четырьмя осями, которые могут перевозить гораздо больше пассажиров.
С полным приводом
Модели с полным приводом обеспечивают наилучшую проходимость на бездорожье. Это стало возможным благодаря конструкции трансмиссии, которая передает крутящий момент, создаваемый двигателем автомобиля, на все колеса. Колеса, соединенные полуосями, считаются за 1 колесо. Существуют различные макеты вездеходов, включая 2×2, 4×4, 6×6, 8×8.
Через тернии к звездам
Максим Шелепенков
Честно говоря, на группу компаний «КОМ» мы обратили внимание только после того, как они в 2007 году показали на выставке в Москве свой прототип грузового автомобиля «Русак». До этого в целом успешный бизнес компании по производству коробок отбора мощности практически для всех моделей отечественных автомобилей оставался за пределами нашего интереса
А зря!
Таких компаний, как «КОМ» в России немного. И дело даже не в ассортименте выпускаемой продукции, хотя он абсолютно уникален, а в отношении к своей работе.
«Да, я патриот! – гордо заявляет Василий Владимирович Маньковский, председатель Совета директоров группы компаний «КОМ». – И считаю, что мы можем не хуже других производить у себя в стране сложные технические изделия высокого качества. Это касается не только коробок отбора мощности, различных редукторов и коробок передач, но и автомобиля в целом».
И подтверждает свои слова делом – сегодня коробки отбора мощности с маркой «КОМ» доказали свою работоспособность и высокое качество на тысячах автомобилей. Практически все специальные автомобили КамАЗ сегодня укомплектованы именно этими коробками, и эксплуатационники знают, что проблем с ними не бывает.
Кроме основного рода деятельности компания самостоятельно разрабатывает и изготовляет небольшими тиражами редукторы для отечественных вездеходов различных марок, в основном для машин с колесами низкого давления, где к надежности трансмиссии предъявляются особые требования. Компания «КОМ» совместно с НАМИ разработала целый модельный ряд коробок передач, которые надежнее, компактнее и проще ныне выпускаемых, для таких автомобилей, как ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ.
А главная мечта Василия Владимировича – строить собственные грузовые автомобили. «Утопия», – скажут некоторые… Ничего подобного, исключительно реальный расчет. Опытные образцы автомобилей уже построены и испытаны, более того, на последний вариант, представленный на этих страницах, уже успешно проводятся сертификационные испытания для получения ОТТС на партию 100 штук.
Но для того чтобы затея была выгодной, необходимо рассчитывать минимум на производство 750 автомобилей в год. Собственные производственные площади под это уже имеются в городе Богородске (Нижегородская область), но еще необходимо вложить 5 млн. евро, чтобы завод заработал. По нынешним меркам сумма невелика, даже может показаться, что она нереально низкая (где это видано, чтобы автомобильное производство разворачивали на столь малые деньги?).
Но сумма просчитана уже не раз. Она в основном требуется для приобретения недостающего оборудования. Под нее Василий Владимирович даже готов заложить всю прибыль своего предприятия – если даже проект с автомобилем прогорит, с кредиторами компания сумеет расплатиться в течение 5 лет, выпуская основную продукцию без ущерба для жизнедеятельности компании.
Только Маньковский верит, что автомобиль они создали неплохой и потребителей он обязательно заинтересует. А с учетом специфики основного производства они рассчитывают поставлять потребителям подготовленные шасси под установку специального оборудования с внедренными в конструкцию необходимыми коробками отбора мощности или ходоуменьшителями. Именно на такие комплектации сегодня наблюдается дефицит на рынке грузовых автомобилей.
P. S. Обычно, знакомясь с новыми проектами, я часто сталкиваюсь с шапкозакидательскими настроениями: «Сейчас мы выйдем на рынок и всех порвем!» Но чаще всего чем грандиознее озвучиваются планы, тем меньше в результате бывает дела. Побывав в Набережных Челнах, я увидел совсем другое – никаких заоблачных мечтаний у всех, с кем мне удалось пообщаться на заводе. Только вера в себя, даже если никто не придет на помощь, они будут поднимать проект своими силами, благо денег на это требуется действительно не так много. Просто это больше растянется во времени.
Машины для северных широт
К вездеходам, предназначенным для условий Арктики и Крайнего Севера, предъявляются особые требования. Сама местность в этих регионах чрезвычайно сложная: заболоченные участки перемежаются открытой водой и холмистой местностью, заросшей деревьями. Здесь никогда не было дорог и вряд ли они когда-то появятся, поэтому можно уповать только на надёжную и мощную технику с большими колёсами. Всё это вместе со сложными погодными условиями заставляет инженеров совершать чудеса во время создания уникальной техники, которую большая часть людей не увидит даже на фотографиях. К ним относится и семейство снегоболотоходов «Русак».
Скачок в…
Никто не спорит, можно пересесть в «Русак» из MAN TGL 8.180 и долго рассуждать о том, что «немец» более внимателен к мелочам, что в нем чувствуется надежность, что он более универсален, а за плечами еще и развитая сеть сервисных станций. Да и бренд как-никак дорогого стоит. Правда, в этом месте, скорее всего, запнешься, вспомнив цифру на ценнике.
А потом влезть за руль отечественного или даже китайского аналога. И тоже… нет, рассуждением это назвать сложно, скорее, долго выражать свои эмоции, причем на страницах журнала их разместить не позволит цензура. Все познается в сравнении.
Лично изучая конструкцию, я сначала удрученно качал головой и, вздыхая, рассказывал коллеге, что MAN и тут сделал логичнее, и там учел больше. А потом вдруг понял, что вполне серьезно провожу сравнение этих двух машин. Причем не делая никаких скидок ни на происхождение «Русака», ни на то, что это всего лишь опытный образец. Я напрочь забыл о том, что это первая разработка молодого завода. Просто сравнивал те или иные конструкционные решения конкурентов. Кстати, не всегда то, что применяли немцы, казалось, предпочтительнее – «львенок» и «зайчонок» сражались на равных!
А когда осознал, то сразу бросил это занятие. Люди, создавшие автомобиль, способный с ходу меряться силами с именитыми производителями, смогут исправить любые просчеты. Главное, чтобы было кому обнаруживать и указывать на них.
Полная масса, кг
| 10 0004000 6000 |
Грузоподъемность, кг | 6000 |
Габаритные размеры, мм | 5200х2500х3310 |
| ММЗ Д-245.9Е3, дизель 4752 136/ 2400 460/ 1400 |
| СЗАА-3206, синхронизированная5/ 1 |
| Рессорная, зависимая с амортизаторами и стабилизатором |
Тормозная система | Пневматическая |
Минимальный радиус поворота, м | 7,2 |
Пока перспективы завода очень туманны. Можно было бы отказаться от своих разработок, организовать сборку в стиле Lego (как уже поступали многие) и на этом успокоиться. Но видя горящие глаза конструкторов, слушая их рассказы о «Русаке», о выборе тех или иных решений, я как-то сразу поверил словам генерального директора о том, что Lego-путем предприятие не пойдет. Лучше совсем откажется от проекта, но собирать пазл из импортных комплектующих не будет.
Что ж, в русском фольклоре заяц-русак всегда преодолевал любые препятствия, возникающие на его пути. Надеюсь, что грузовичок, нареченный именем «Русак», сумеет не отступать от этой традиции. Ведь машина, без преувеличения, получилась очень достойной, и хочется, чтобы это смогли оценить не только журналисты…
Автомобиль для теста предоставлен Группой компаний «КОМ»
Технические характеристики и проходимость
В основе этой уникальной на сегодняшний день машины была использована конструкция модульно-унифицированного типа и абсолютно безопасные в экологическом плане технологии, прошедшие все необходимые этапы тестирования. В качестве силовой дизельной установки, трансмиссии и четырехдверного кузова, рассчитанного на два внутренних ряда и семь человек, разработчиками была задействована продукция компании Iveco Daily.
Нашлось здесь место и для:
- автономного отопления Webasto, помогающего сохранить тепло даже в самые лютые морозы;
- встроенной в бампер оптики;
- эргономичных ступеней, расположенных с обеих сторон кабины, позволяющих попадать в ее грузовое отделение, выполненное в виде своеобразной бортовой платформы со съемной каркасной конструкцией и раскладывающимся тентом.
Для фиксации основных рабочих узлов и агрегатов была задействована надежная рама-лодка с выходящими из нее кенгуринами, защищающими передний и задний бампер.
В качестве трансмиссии была задействована 6-ступенчатая МКПП, которая прошла полный апргейд, в итоге став роботизированной и лишившись педали сцепления, что только упрощает управление этим нестандартным автомобилем в условиях полного бездорожья, а также при езде по снежной каше и в глубоких сугробах.
Распределяющая крутящий момент раздаточная коробка получила две ступени, механизм дифференциальной блокировки, позволяющий преодолевать наиболее сложные участки пути, и автономный отбор мощности, приводящий в действие двигатель интегрированной в заднюю часть вездехода водометной установки.
Скорость следования вездехода будет ограничена, не превысив 50-60 км/ч, что обусловлено использованием шин низкого давления «Авторос», наиболее подходящих для эксплуатации на Севере. Исследования показали, что именно такие колеса способны передвигаться в снежной колее, по насту, каменистому грунту и в болотистой местности, не оказывая на них большого давления.
При этом разместившиеся на борту транспортного средства топливные баки (в количестве двух штук) дают внушительный запас хода, варьирующийся в диапазоне от 650 до 1000 км, тогда как его средний расход окажется довольно внушительным, составив от 22 до 30 литров на каждую пройденную сотню.
Способен автомобиль передвигаться и вброд, пересекая до 150 км по воде с течением до 5 км/ч благодаря своим амфибийным качествам, которые, конечно же, не стоит сравнивать с полноценными лодками. В таких условиях максимальный скоростной режим вездехода не должен превышать 10 км/ч. Габариты автомобиля позволят ему передвигаться не только по самым непроходимым участкам, но и на магистралях общего пользования, легко преодолевая уклоны до 30 градусов.
Ожидается, что практическая реализация проекта позволит задействовать вездеход не только для преодоления сложных участков пути, но и для ликвидации последствий стихийных бедствий и обеспечения связи в условиях чрезвычайных ситуаций.
На сегодняшний день образец успешно прошел все испытания в республике Саха и на Чукотке, продемонстрировав блестящие результаты, а это значит, что его массовое производство начнется уже в наступившем году. При этом колесные модели будут выпускаться в Богородске Нижегородской области, тогда как гусеничные «Русаки» станут производить на заводе в Набережных Челнах (Татарстан).
votes
Рейтинг статьи