Полярность аккумулятора автомобиля: что нужно знать

Что будет, если перепутать полярность аккумулятора

В простой электрической схеме устройство с ротором и статором способно работать с прямой и обратной полярностью. Это касается и стартера машины. Если он оснащен обмоткой, направление тока одновременно меняется на подвижной и стационарной части, сохранив изначальное направление вращения. В моделях с постоянными магнитами изменение полярности провоцирует обратное вращение. Это свойство знакомо каждому, кто пользуется электроинструментом с реверсом. Именно для этой цели автомобильный стартер дополнен шестеренчатым приводом включения (бендиксом), который не допускает неправильного раскручивания ДВС.

Но электросхема автомобиля намного сложнее. Она оснащена полупроводниковыми предохранителями и диодным мостом, которые пропускают ток только в одном направлении. При изменении полярности они препятствует движению электронов, оказывают избыточное сопротивление и перегорают. Аналогичные процессы происходят в проводах и электронике.

Можно выделить несколько основных угроз, которые характерны неправильной полярности АКБ:

  • короткое замыкание сети;
  • перегорание предохранителей;
  • возгорание авто;
  • потеря емкости и частичная переплюсовка батареи;
  • выход из строя ЭБУ;
  • поломка диодного моста генератора;
  • оплавление изоляции проводки;
  • выход из строя триггерной системы сигнализации.

Даже краткосрочное изменение полярности, которое прошло без видимых последствий сейчас, со временем может проявиться в виде участившихся поломок электроники, систем и узлов. Именно поэтому, если принято решение купить аккумулятор Bosch для автомобиля с обратной полярностью, нужно искать модель с правой клеммой «+». Для авто с прямой полярностью подойдет АКБ Bosch, Solite, Topla или Moratti с левым плюсом.

В заключение

Электрические автосхемы рассчитаны на движение тока только в одном заданном направлении. Случайное изменение полярности разрушает защитные системы, провоцирует короткое замыкание, резкие скачки напряжения и сопротивления, сопровождаемые критическим нагревом токопроводящих элементов. Последствия могут быть как не очень значимыми в виде выгоревших предохранителей, так и глобальными, вплоть до разрушения платы ЭБУ и возгорания машины.

Назад | Все статьи

Что такое полярность?

Полярность — понятие, определяющее расположение полюсных выводов (внешние токовыводящие элементы) на крышке или лицевой стороне АКБ. Существует два стандартных типа положения:

  • Прямая.
  • Обратная.

Но токовыводы могут располагаться и иначе. Такие «экзотические» аккумуляторы не прижились у автовладельцев Европы и стран СНГ, поэтому попадаются на прилавках магазинов крайне редко. Осталось выяснить, что такое полярность аккумулятора прямая или обратная, есть ли между АКБ разница.

Прямая полярность аккумулятора

АКБ этого типа принадлежат разработке советских инженеров. Все авто, выпускавшиеся в СССР оснащались аккумуляторными батареями прямого типа. Для них характерно следующее расположение полюсных выводов — «+» слева и «-» справа. С таким расположение токовыводов выпускаются батареи и сегодня. Довольно внушительный процент транспортных средств иностранных брендов, которые собираются на территории стран СНГ оснащаются АКБ с левым «+».

Обратная полярность аккумулятора

Аккумуляторы обратной полярности изготавливают производители европейских государств. Поэтому все импортные транспортные средства комплектуются батареями, у которых токовыводы расположены с точностью до наоборот — «+» справа и «-» слева.

Чем отличаются аккумуляторы?

Если речь идет только о полярности, то отличие одно — расположение токовыводов на крышке оборудования. Никаких физических и эксплуатационных сверх особенностей раскладка полюсных выводов батарее не дает, но при установке в транспортное средство аккумулятора не той полярности неизбежно возникнут сложности с длиной проводов клемм. Не имеет значения, что и старая АКБ, и новая комплектующая изготовлены одним производителем. Длины проводов не хватит! Чтобы избежать дополнительных трат и потери времени на наращивание проводов, разумнее сразу выбрать и купить аккумуляторную батарею нужного типа.

Если речь идет о приобретении батарей разных изготовителей, то отличаться они могут как расположением «+» и «-», так и геометрией, размерами.

Эту задачку не решить даже наращиванием или заменой проводов, поскольку посадочное место под комплектующую всегда имеет строгие геометрические и физические параметры. Запасная часть может не поместиться в посадочное место. При благоприятных обстоятельствах не та полярность АКБ может и не быть проблемой. Если можно установить ее в гнездо правильно, развернув на 1800. В этом случае длины проводов клемм будет достаточно.

Это интересно: Почему не заряжается аккумулятор автомобиля от зарядного устройства, генератора: рассмотрим развернуто

Что такое полярность в аккумуляторе и какая она бывает

В аккумуляторах под полярностью подразумевают расположение токопроводящих элементов на крышке оборудования. К этим контактам и подключают электроцепь авто или зарядное устройство. В зависимости от расположения плюсовой и минусовой клеммы и определяется полярность устройства.

АКБ с прямой полярностью устанавливались на всех советских автомобилях.

Если смотреть на АКБ со стороны токовыводов, то при прямой полярности слева должен находиться плюсовой контакт, справа — минусовой. При обратной — клеммы будут расположены наоборот.

В батареях для грузовых авто расстановка клемм другая. В отличие от АКБ для легковушек, здесь контакты расположены не спереди, а слева. Если аккумулятор с прямой схемой — то ближайший к вам контакт будет плюсов, если обратную — то минусовым.

Вид на лицевую сторону АКБ грузового автотранспорта.

Как определить полярность аккумулятора

Сами клеммы, помимо знаков «+» и «-», отмечаются сокращением «POS» и «P» (для положительных контактов) или «NEG» и «N» (для отрицательных токопроводящих элементов). Также на некоторых моделях контакты могут отличаться по толщине: диаметр положительных обычно больше.

К сожалению, маркировка на изделии не всегда соответствует действительности, а иногда и вовсе отсутствует, в описании указывают недостоверную информации, а продавцы — не разбираются в вопросе полярности. Чтобы не потратить деньги зря, и тем более не повредить механизмы авто, внимательно и ответственно подходите к выбору батареи и не покупайте у сомнительных продавцов.

Помните, материальные потери после неправильного подключения АКБ вам никто не компенсирует, ведь такой случай не является гарантийным.

Как подключить аккумулятор другой полярности

Устанавливать на авто нужно именно те батареи, на которые оно рассчитано. Но если по какой-либо причине необходимо подключить АКБ другой полярности, сделайте это с помощью удлинения одного из подходящих проводов. Только помните, безопасно провести такой «трюк» можно лишь с минусовым контактом (так как он является массой). Наращивание плюсового провода может привести к печальным последствиям.

Смена полярности аккумулятора

Разобравшись, как определить полярность аккумулятора, что такое прямая или обратная полярность, рассмотрим способ переполюсовки АКБ. Процедура сводится к тому, чтобы поменять местами вывод «+» и «-». Делается это не только ради удобства эксплуатации батареи, но и при необходимости восстановить работоспособность устройства. Правда, операция считается критической. Рекомендуется только в экстренных случаях.

Алгоритм переполюсовки АКБ:

  • разрядить аккумуляторную батарею в «0» — повесить на клемму какую-нибудь нагрузку;
  • минусовой провод переподключить к плюсовой клемме, а плюсовой к минусовому;
  • зарядить АКБ;

Перед началом зарядки рекомендуют дать высокий ток — обычно достаточно 10% от емкости устройства.

Потом снизить до 2 Ампер. Следует также повысить сопротивление. Оно возьмет на себя нагрев. Достаточно маленького резистора. Закипание банок сигнализирует о выполнении переполюсовки.

Эта процедура чревата последствиями. Особенно в том случае, если аккумуляторная батарея не отличается высоким качеством. В дешевых устройствах используют очень тонкие свинцовые и диоксидные пластины. Их толщина чуть больше фольги. Они не выдержат сульфатацию, разрушатся. Не стоит проводить переполюсовку без проверки характеристик АКБ, если он уже эксплуатировался. Нужно проверить не мутный ли электролит внутри отсеков, нет ли замкнутых банок, достаточная ли плотность у устройства. Если есть хоть какие-то проблемы с батареей, то она не выдержит процедуру. Поэтому чтобы не тратить средства и не подвергать себя, авто опасности, разумнее разобраться с понятием полярность батарей, покупать те, которые рекомендованы производителем автомобиля.

Полезные советы и правила ухода за аккумулятором

Правильный уход за аккумулятором повысит его срок эксплуатации и эффективность использования.

  1. Всегда требуется внимательно относиться к соблюдению полярности.
  2. Следить за состоянием электролита в банках.
  3. Не допускать сильного загрязнения устройства.
  4. Производить правильную зарядку, используя качественное зарядное устройство.
  5. Ни в коем случае не допускать короткого замыкания или сульфатации аккумуляторной батареи.
  6. При окончании срока эксплуатации, всегда рекомендуется сдать старую АКБ в специализированный центр по переработке и утилизации устаревших источников питания.

Что такое полярность аккумулятора: прямая и обратная полярность акб – Сайт о

АКБ

Полярностью называют схему расположения токовыводов на лицевой крышке батареи. Специалисты выделяют два типа: обратную и прямую. Признаком, по которому их отличают, является нахождение клемм. Аккумулятор устанавливают в посадочную нишу. Положение, в котором его фиксируют, изменить нельзя.

Если клеммы будут подключены неправильно, эксплуатировать АКБ (AGM, гелевую, свинцово-кислотную) невозможно. Решить проблему можно с помощью удлинения проводов. Этот способ сопровождается потерей времени. Гораздо проще обменять или приобрести новый аккумулятор.

Как узнать полярность у аккумулятора

При покупке автомобильного аккумулятора следует обратить внимание на полярность. Если АКБ будет неправильно подключена, то электрика машины может полностью выйти из строя

Что такое полярность аккумулятора

Источник постоянного тока имеет, как положительный, так и отрицательный контакт. К ним подключаются потребители электричества. Узнать полярность батареи не составит большого труда. На корпусе имеются значки плюса и минуса, часто бывают цветовые обозначения.

Кроме того положительный контакт имеет больший размер. У большинства автомобилей положительная клемма 19,5 мм, а отрицательная 17,9 мм. У азиатских машин (Asia) плюсовая клемма 12,7 мм, а минусовая 11,1 мм.

Такие особенности почти полностью исключают вероятность неправильного подключения АКБ. Расположение батареи в автомобиле бывает разным. Под капотом справа или слева. В салоне или багажнике. Поэтому, следует выбрать устройство, которое будет иметь правильное расположение клемм.

Прочие виды полярности

Бывают и более редкие расположения клемм, что может существенно усложнить процедуру опознания. Например, существуют модели, имеющие полярность “6”, которая визуально определяется по наличию плюсовой клеммы справа, но сам корпус устройства имеет практически квадратный вид.

Полярность “9”, она же “5” также встречается не очень часто. Узнать о том, что аккумулятор относится к этой категории можно по расположению клемм ровно посередине АКБ.

Еще бывает полярность “2”, она также встречается на грузовых автомобилях и спецтехники. В этом случае клеммы расположены по диагонали.

Полярность 2 и 9

Как определить прямая или обратная полярность

Определяют принадлежность аккумулятора к той или иной категории, по расположению клемм на корпусе. Если полярность прямая, то плюс расположен слева, при обратной — плюсовая клемма находится справа.

Если аккумулятор старый и надписи стёрты или закрыты под большим количеством отложений, то воспользовавшись стрелочным вольтметром можно точно определить, где находится положительный вывод аккумуляторной батареи.

Что будет если перепутать полярность при подключении

Если при подключении перепутать клеммы, то возможны следующие последствия:

  1. Перегорание предохранителей.
  2. Пожар.
  3. Выход из строя ЭБУ.
  4. Перегорание диодного моста генератора.
  5. Оплавление проводки.
  6. Выход из строя сигнализации.

Самым опасным явлением при переполюсовке является возгорание, поэтому если при подключении клемм возникают искры, то следует прекратить процедуру. Так же может сильно повредиться электропроводка.

Тяговые аккумуляторы для лодочного мотора

Можно ли поменять полярность у аккумулятора

Поменять расположение электрических выводов на корпусе аккумулятора нельзя, но на некоторых автомобилях возможна установка АКБ другого типа. В этом случае достаточно повернуть батарею на 180 градусов, чтобы соответствующие выводы совпали с клеммами.

Этот способ подключения аккумулятора с неподходящим расположением электрических выводов может не подойти только при очень коротких проводах, которые идут от «массы» автомобиля и генератора двигателя.

Если на автомобиле провода, подключаемые к аккумуляторной батареи слишком коротки для установки неподходящей по расположению выводов детали, то достаточно заменить их на более длинный проводник.

При этом диаметр провода не должен быть меньше демонтированного элемента проводки.

Что означает прямая и обратная полярность аккумулятора

Расположение клемм на аккумуляторе происходит всегда в определенной последовательности, по стандарту стран производителей. Клеммы всего две, плюс и минус. Они могут иметь разное положение, но наиболее удобным для обслуживания оказалось вынести клеммы на крышку. При этом они бывают поднятыми или утопленными, отличая европейский и азиатский тип.

Ответы на часто задаваемые вопросы?

Мы подготовили ответы на часто возникающие вопросы.

Как подключить аккумулятор другой полярности?

Во избежание проблем важно покупать АКБ соответствующей полярности. В крайнем случае, можно использовать удлинитель из проводов подходящего сечения

Стоит учесть, что такой шаг доступен только для «минуса». В случае наращивания «плюса» результаты могут быть негативными для аккумуляторной батареи и автомобиля.

Что будет, если подключить аккумулятор с другой полярностью?

Результатом такого шага будет короткое замыкание. Сразу после подключения появятся искры, а оборудование начнет щелкать.

Если оставить провода в неправильной позиции, начинается плавление кабелей с выделением дыма. Если быстро отбросить провода, единственным последствием будут перегоревшие предохранители.

Что будет, если перепутать «плюс» и «минус» в аккумуляторе?

Ситуация схожа с описанной выше. Если в момент установки машина была заведена, сгорит диодный мост. На машинах с ЭБУ выпадет ошибка. Для устранения неисправностей придется провести диагностику и выявить поломку.

Что будет, если перепутать плюс с минусом при зарядке аккумулятора?

При ошибочном подключении страдает само ЗУ. Если устройство имеет высокое качество и цену, сгорают только вставки плавкие.

При ошибочном подключении контактов в китайских моделях может сгореть все устройство.

Многие зарядные устройства имеют защиту от такой ситуации, здесь важно изучить характеристики устройства. Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Что будет, если перепутать полярность аккумулятора

При попытке завести машину последствия могут оказаться фатальными. Повезет, если водитель поймет, что допустил ошибку и вовремя отключит прибор. Нередко подобные ошибки приводят к замыканию и выходу из строя предохранителей. Они таким образом предотвращают более серьезные проблемы, возникающие при несоблюдении полярности. Естественно, при замыкании отмечается ряд характерных симптомов:

  • Летят искры.
  • Начинают плавиться провода и клеммы.
  • Появляется дым и запах гари.

Если появятся подобные признаки, придется как можно скорее отключить клеммы. В итоге степень повреждений будет зависеть о реакции водителя и степени износа АКБ. В любом случае, при неправильном подключении батарея начинает работать неправильно. Если процесс будет длиться некоторое время, замыкание вызовет осыпание плюсовой пластины. Мощность упадет, завести мотор не получится.

Когда не идет заряд и все время светится лампа АКБ, это говорит о выходе из строя защиты генератора. Если защитный элемент отсутствует, может сгореть и сам генератор. Иногда ломается электронный блок управления, без которого машина не заводится. Замкнувшие клеммы способы привести к тому, что плата внутри ЭБУ сгорит, а на ее замену придется выделить немало денег. Нередко перестает включаться сигнализация, которая не может функционировать при неправильном подсоединении проводов.

Самые опасные последствия наблюдаются, если водитель не следит за аккумулятором после подключения. Нередко начинается пожар, а поскольку машина ездит на бензине, огонь быстро распространяется. Если устройство неправильно подсоединено к зарядному устройство, это не так страшно. Но сгорит предохранитель зарядного устройства, и придется его менять.

Из всего вышесказанного можно заключить, что при изменении полюсов не все узлы автомобиля выйдут из строя. Некоторые из них способны нормально функционировать и после изменения полярности. Мотор будет работать, но только крутиться он начнет в обратную сторону. Пострадает электроника, больше всего достанется устройствам, не имеющим предохранителей.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия»

Обычно эту информацию можно получить из технической документации оборудования, но существуют и другие способы определения полярности. Проблема часто решается путем визуального осмотра без использования дополнительных инструментов. На верхней части батареи или на колпачках электродов должна быть маркировка. Они обозначаются как «+» или «-«. Иногда «neg» означает минус, а «pos» — плюс.

Маркировка минусовой клеммы

В дополнение к маркировке используется цифра 0 или 1. Ноль указывает на обратную полярность, что характерно для европейских автомобилей. Один — для устройств с положительной полярностью, предназначенных для отечественных и азиатских автомобилей.

На минусовой стороне может быть установлено черное или синее кольцо, а на плюсовой — красное. Некоторые модели не имеют кольца, но оснащены защитными колпачками. Они также бывают черными (иногда синими) и красными

Если маркировка отсутствует, обратите внимание на толщину выводов. Минусовой имеет меньший диаметр, плюсовой — более толстый

Существуют различия в конструкции батарей «Европа» и «Азия». Азиатские версии имеют более узкое и высокое расположение электродов и часто не имеют ребер жесткости. В европейском автомобиле кронштейны расположены снизу и предназначены для более массивных батарей. Поэтому блок, предназначенный для азиатских автомобилей, будет выпадать.

Разница между европейскими и азиатскими батареями

Очевидно, что модель из Европы не сможет втиснуться в держатели корейского или китайского автомобиля. Кроме того, при азиатском типе расположения клемм монтажные планки находятся сверху, а не снизу коробки. Но иногда устройства с разной полярностью имеют одинаковый размер, поэтому этот метод идентификации не всегда точен.

Разобраться с полярностью можно, не вынимая аккумулятор, но сначала необходимо определить, какого он типа — азиатского или европейского. Далее необходимо открыть крышку капота; расположение блока зависит от модели автомобиля.

Затем водитель должен подойти к аккумулятору со стороны, где расположены клеммы. Если клеммы расположены ближе к ветровому стеклу, их следует рассматривать со стороны водительского сиденья.

При использовании батареи «Евро» плюс находится с правой стороны, т.е. полярность обратная. При установке ‘Asia’ положительная клемма находится слева, а полярность прямая.

Цифровой мультиметр обеспечивает большую точность измерений. Это необходимо, если маркировка стерлась, клеммы имеют одинаковый диаметр или используется обратная полярность. Стоимость мультиметра в магазине составляет около 350 рублей, и он часто будет необходим при ремонте электрики автомобиля. Можно купить аналог со стрелками, он стоит дешевле, но неудобен и считается устаревшим.

Прибор включается в режиме вольтметра, черный щуп подключается к земле, красный — рядом с вольтметром. Затем устанавливается постоянный ток 20 вольт.

Затем штыри прикладываются к токоподводам. Если получено отрицательное число, например, -3,9, полярность обратная, перейдите к следующему шагу.

Щупы инвертируются и снова проверяются выводы. Если на экране появляется положительное число, значит, полярность правильная. Там, где есть красный зонд, имеется положительный заряд.

Если у вас нет под рукой мультиметра, для проведения операции удобно использовать воду. Жидкость наливается в емкость, например, в стакан. От аккумулятора отходят два провода с клеммами. Их погружают в воду и внимательно наблюдают за поводками. В результате электролиза жидкости на отрицательной клемме появятся пузырьки.

Можно использовать и другой метод, для которого требуется картофель. Разрежьте сырой картофель на две половинки. Вставьте провода, подключенные к источнику питания, в картофель. Результат появится через 10 минут. Рядом с положительной клеммой появится зеленая точка.

Если у вас старый компьютер, вы можете проверить батарею с помощью кулера системного блока. Перед тестированием необходимо знать постоянное напряжение батареи. Для автомобильных моделей это обычно 12 вольт. Кулер рассчитан на 12 вольт, но он начинает вращаться при трех вольтах. Поэтому он идеально подходит для данного испытания.

Часто к радиатору подсоединены три провода, один из которых является заземлением. Но в данном случае требуются два других провода, красный и черный. Они подключены к клеммам аккумулятора. Если на черном проводе будет отрицательный заряд, а на красном — положительный, радиатор начнет вращаться. Если лопасти не вращаются, это свидетельствует о неправильном подключении.

Различные методы определения полярности рассмотрены в таблице ниже:

Расположение токовыводящих элементов

Чаще всего можно встретить две комбинации расположения клемм. Это и есть полярность, которая может быть:

  1. Прямой, когда плюсовая клемма находится слева, а минусовая — справа. Иногда такое распределение токовыводов обозначается единицей, что часто можно увидеть на аккумуляторах отечественных производителей. Найти маркировку довольно просто, достаточно повернуть батарею лицевой стороной таким образом, чтобы токовыводящие элементы располагались внизу. Если плюс стоит слева, то это прямая полярность. Такие АКБ установлены на российских авто. Ярким примером послужит «Приора».
  2. Обратной, когда плюсовая клемма расположена справа, а минусовая — слева. Нередко такой тип полярности обозначается нулем, что считается чисто европейской разработкой. Процесс нахождения информации о расположении полюсов такой же. Если на этикетке минус находится слева, то это говорит об обратной полярности АКБ. Чаще всего такие аккумуляторы встречаются в иномарках.

Как отличить аккумуляторы

Нередко в разговорах автолюбителей проскакивает фраза о мифической азиатской и американской полярности. На самом деле, это слухи: таких в природе не существует. Скорее всего, понятие расположения токовыводов путают с типоразмерами АКБ. Батареи азиатского типа отличаются более компактными размерами, отсутствием выступа на верхней крышке аппарата, тонкими клеммами. Американские аккумуляторы также имеют характерные признаки — это расположение токовыводящих деталей на верхней панели. Рекомендуем: Как обслужить необслуживаемый аккумулятор автомобиля Что касается полярности аккумулятора, российскую и европейскую легко можно различить по месторасположению клемм или маркировке (0 и 1). В остальном компоновка, размеры коробки, количество банок и прочие внешние признаки идентичны, поэтому даже опытный автомобилист может попасть впросак, не посмотрев на этикетку. Чтобы не угадывать, проще обратиться к продавцу, который подберет АКБ, соответствующую той или иной марке авто.

АКБ для грузовых автомобилей

Система расположения клемм на аккумуляторах для грузовых машин мало чем отличается от легковых. Оба вывода находятся на одной из коротких сторон коробки. Определить полярность АКБ просто, необходимо посмотреть на расположение клемм:

  • Если токовывод с обозначением «+» находится с левой стороны, то это обратная (европейская) полярность, которая также может помечаться тройкой.
  • Если положительный токовыводящий элемент размещен справа, то это прямая (российская) полярность. Некоторые производители могут обозначать ее четверкой.

Нередко батарейки для грузовых авто встречаются с компоновкой, которая помечается цифрой 2. В таком случае клеммы располагаются на верхней панели по диагонали.

Грузовые автомобили могут оснащаться одним из двух типов аккумуляторов, только клеммы у них обычно располагаются на одной из коротких сторон. Определить, полярность АКБ прямая или обратная, в этом случае также можно визуально:

Нужно повернуть батарею так, чтобы она была обращена к лицу смотрящего той стороной, на которой расположены клеммы и обратить внимание на то, какой из токовыводов будет слева, а какой справа.
Если «плюс» находится слева, то это обратная полярность, которая в случае с грузовыми автомобилями нередко называется европейской. Для ее обозначения была выбрана цифра «3».
Если же слева «минус», а справа — «плюс», это полярность прямая, которая также может называться российской. Такие батареи маркируются цифрой «4».

Такие батареи маркируются цифрой «4».

Рекомендуем: Moll batterien, лидер на рынке автомобильных аккумуляторов

Итак, две полярности аккумуляторов для легковых автомобилей обозначаются цифрами «0» и «1». Для обозначения аккумуляторных батарей, рассчитанных на установку в грузовых автомобилях, применяются цифры «3» и «4».

Нераспространенные типы батарей

Есть батареи, которые обозначаются цифрой «2», однако используются они не так часто. Расположение токовыводов на них можно назвать диагональным: в одном углу на верхней крышке находится клемма со знаком «минус», а в противоположном углу — клемма со знаком «плюс». В этом случае поверхность крышки можно сравнить в боксерским рингом, а сами клеммы — с боксерами в начале раунда.

Стоит также сказать еще о двух менее распространенных типах, которые маркируются цифрами «6» и «9». Если указана шестерка, значит, клеммы находятся на крышке в двух углах, но не в противоположных, а в соседних. Если указана девятка, то «плюс» и «минус» находятся друг напротив друга.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий