Как правильно зарядить необслуживаемый автомобильный аккумулятор

Как рассчитать время заряда необслуживаемого аккумулятора

Сначала может показаться, что это мероприятие сложное и лучше воспользоваться специальными индикаторами и измерительными приборами, но напомним – актуальность их применения целесообразно только для обслуживаемых АКБ.

Поэтому для расчета времени заряда необходимо выполнить следующее поэтапные действия:

  • Необходимо понять, что разряженный аккумулятор находится в диапазоне напряжений от 11 В до 11,7 В. Значение даже в 0,7 В влияет на время подзарядки. Заряженная батарея достигает значения в 12,7 В
  • 12,7 – 11,7 = 1 В. Получается, что это 10% от общего заряда.
  • Что касается емкости, то для данных типов АКБ она варьирована: 55 – 60 – 75 и т.д. ампер*час. Такую величину аккумулятор отдает за час непрерывной работы. Грубо говоря за полчаса работы, емкость снизится с 75 до 60. Можно за один час (в нашем примере) подать 30А, но это убьет АКБ. Таким образом для восполнения 30 А – потребуется 6 часов.

Как рассчитать время зарядки

Зарядка АКБ

Перед тем, как заряжать необслуживаемый аккумулятор, необходимо рассчитать, сколько времени потребуется на данный процесс. Это связано с тем, что необслуживаемый аккумулятор можно безвозвратно испортить, если недозарядить или перезарядить его. В том случае, если потребуется заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор, рассчитанный на 12 Вольт или 60 Ач, на 95 или же на 98%, придется потратить на это не менее суток и пары часов. Кстати, многое будет зависеть от того, насколько мощным будет зарядное устройство, поскольку тогда автомобильный аккумулятор простоит на зарядке не менее двух суток.

Правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор, выпущенный фирмами Varta или Bosch, — дело весьма трудоемкое и долговременное, поэтому многие владельцы несколько раз думают прежде чем установить на автомобиль такую АКБ.

Каким зарядным устройством заряжать

Оптимальное устройство для зарядки необслуживаемых аккумуляторов должно быть автоматическим. Ниже представлен рейтинг пяти наиболее популярных в России ЗУ:

  1. Smart Power SP-8N. Относится к категории полупрофессиональных аппаратов. Используется для восстановления работоспособности АКБ любого типа ёмкостью 4–160 А/ч. Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля зарядным устройством Smart Power происходит за 9 циклов, есть режим десульфатации.
  2. Орион Вымпел 57. Зарядка, выполняющая и предпусковую функцию. Диапазон регулировки тока – 0,8–20 А, напряжения – 7,4–18 В. Допустимая ёмкость АКБ – 200 А/ч. Имеется защита от КЗ, переполюсовки.
  3. СТЕК MXS 3,8. Автомат, заряжающий за 7 циклов. Корпус защищён от перегрева, проникновения влаги, пыли. Зарядный ток – до 3,8 А, ёмкость АКБ – до 130 А/ч. Можно выбирать зарядный режим. Как зарядить необслуживаемую АКБ с помощью CТЕК? Достаточно воткнуть его в розетку и подсоединить щупы.
  4. Quattro Elementi-Charge 10. Полный автомат с дисплеем. Максимальный ток заряда – 10 А, ёмкость батареи – 100 А/ч. Все виды защиты: электронная от КЗ, обычная – от перегрева корпуса, попадания внутрь влаги, грязи.

Зная, как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством, вы значительно увеличите его эксплуатационный ресурс. Это убережёт вас от лишних финансовых трат, и вы будете уверены в своём источнике тока при поездке на любые расстояния и в любых условиях.

Ускоренная форсированная зарядка кальциевой батареи

Иногда можно прибегнуть к ускоренной зарядке батарей. Это возможно при зарядке постоянным током, но только на батарею подается не 10% от емкости, а 50%-70%. Время зарядки, таким образом, уменьшится в разы. При таком методе заряда начнется активные процесс электролиза, которые приведет к частичному оплыванию активной массы с электродов, что в последствии вызовет частичную потерю емкости. Поэтому нельзя допускать длительных циклов такого заряда: при форсированном заряде током 70% — время заряда не более 30 минут, 50% — не более 45 минут, 30% — не более 1, часов. Также нужно постоянно следить за перегревом батареи – она не должна нагреваться свыше 40-50 градусов Цельсия. Прибегать к такому заряду не рекомендуется, уж лучше один день воспользоваться такси, чем убить батарею ценой 3-5 тысяч рублей.

Последствия перезаряда

Перезарядить батарею современными автоматическими ЗУ сложно. Но если у вас старое зарядное устройство с ручным управлением, тогда это вполне вероятно.

Из-за перезаряда начинается процесс электролиза. То есть электролит кипит, выделяя газы водорода и кислорода. Если бы корпус был полностью герметичным, от внутреннего давления его бы разорвало. Но инженеры в необслуживаемых АКБ предусмотрели предохранительный клапан, открывающийся для сброса избыточного давления.

Да, если не прекратить зарядку, электролит начнёт испаряться, и восполнить его уже будет проблематично. Потому лучше следить за процессом заряда и своевременно отключать ЗУ.

Заряжать такие АКБ дома даже проще и безопаснее, нежели обслуживаемые аналоги

Важно лишь придерживаться инструкций и соблюдать технику безопасности

Меры предосторожности

Внутри необслуживаемого аккумулятора газ может находиться под значительным давлением. Состав такой смеси может быть легко воспламеняемым, поэтому во время сверления корпуса не следует курить. Выполнение работ должно осуществляться на значительном удалении от открытого огня, например, газовой горелки или камина.

Кроме этого, для предохранения органов зрения и кожи от разбрызгивания кислоты потребуется использовать следующие средства индивидуальной защиты:

  • Резиновые перчатки.
  • Очки.
  • Специальную одежду.

Разлитая кислота может не только причинить вред здоровью, но и половому покрытию, стенам или обстановке комнаты. Работы такой сложности следует выполнять в гараже, но если это невозможно, то следует использовать полиэтиленовую плёнку, которой необходимо тщательно застелить мебель, пол и стены помещения.

Чем отличается от обслуживаемых аккумуляторов?

Собственно они отличается  немного другим строением пластин, все же даже гибридные батареи иногда не дотягивают до характеристик кальциевых. И ПОЧТИ герметичным корпусом, в необслуживаемых, внутри зачастую запертая атмосфера. ПРОБОК ЗДЕСЬ НЕТ! А состояние электролита контролируется так называемым «зеленым глазком»

В обслуживаемых АКБ зачастую сверху есть пробки для откручивания и просмотра «банок» внутри. ТО есть вы можете физически заглянуть внутрь, посмотреть уровень и состояния электролита (не мутный ли он), замерить его плотность, осмотреть пластины на осыпание, на сульфатацию.

ДА и строение обслуживаемых аккумуляторов отличается, у них в пластинах немного другие добавки – например в сурмянистых (старых вариантах) использовалась только сурьма, но она начинает закипать при зарядке уже при 12,5В, поэтому закрывать банки нельзя, они просто лопнут. В гибридных — бывает сочетание кальций и сурьма, кальций + сурьма + серебро и т.д. их как правило тоже не закрывают, а делают пробки на каждую банку, все же опять есть вариант закипания!

Однако оказывается со всеми преимуществами («беспробочного» варианта) есть и большое количество минусов этих типов батарей.

Как заряжать необслуживаемый АКБ

Зарядка необслуживаемого аккумулятора производится двумя способами:

Постоянным током.

В этом случае начальный ток не меняется, нужно изменять подачу напряжения. Например, постоянный ток 2А, напряжение в начале 15В, а к концу заряда 14.3 В.

Постоянным напряжением.

В этом методе начальное напряжение не подвергается изменениям, достаточно менять показатели тока. Например, в начале процесса необходимо выставить напряжение 14.4В, а ток 10А. К концу ток может снизиться до 0.2А.

Инструкция зарядки выглядит следующим образом:

  1. Установить АКБ на ровную поверхность или оставить внутри авто.
  2. Подключить крокодилы от зарядника к АКБ согласно полярности.
  3. Оценить выдаваемое напряжение батарей. Если параметр меньше 11 вольт, значит батарея перенесла глубокий разряд и полностью восстановить ее емкость не получится.
  4. Примерно оценить время заряда батареи, используя выдаваемое напряжение.
  5. Подавать напряжение 12.6В, понаблюдать за устройством 30 минут. Если не произошел разогрев батареи, повысить до 14.4В.
  6. Следить за снижением параметров на амперметре. По достижению нижних пределов 0.5-1А, заряд прекратить.

Рекомендуется производить зарядку внутри теплого помещения. Если подзарядка необслуживаемого аккумулятора происходит в гараже, то можно не вынимать батарею. Главное отключить возможные источники потребления питания, чтобы качественно зарядить аккумулятор.

Отличия необслуживаемых от обслуживаемых АКБ

Необслуживаемую АКБ очень просто узнать: гладкая поверхность корпуса, а в верхней части вмонтированы индикатор и два (или более) отверстия, по которым отводится газ.

Необслуживаемый аккумулятор состоит из следующих элементов:

  • Пластины из свинца, которые имеют форму решетки и разделены на положительно и отрицательно заряженные.
  • Банки – отдельные емкости для помещения пластин.
  • Электролит – раствор серной кислоты с дистиллированной водой.
  • Корпус, в котором смонтирован индикатор заряда.

Структура решетчатых пластин постоянно находится в электролите и пропитывается им. В итоге возникает гальваническая химическая реакция и накопление заряда. Пластины разделены специальным диэлектрическим промежутком – сепаратором. В противном случае они соприкоснутся, и произойдёт короткое замыкание.

Корпус АКБ всегда изготавливается из прочных материалов, которые инертны к кислотам и внешним механическим воздействиям.

Зарядка замершего в лед аккумулятора

Иногда случается так, что аккумулятор замерз. Чтобы вызволит энергию из ледяного плена, нужно сначала батарею отогреть. Сделать это можно оставив ее при комнатной температуре на несколько часов. Если требуется ускорится, можете поставить батарею в емкость с горячей водой, но при этом вода должна обновляться новой горячей водой, т.к. старая будет быстро остывать. Если батарея относительно чистая и не имеет потеков электролита, можно проделать следующую процедуру. Берете емкость, ставите ее в ванну/душ, ставите в емкость аккумулятор, включаете горячую воду, чтобы она текла в емкость, но при этом не подала на крышку аккумулятора. Емкость переполнится, и вода будет постоянно обновляться горячей. Не стоит включать кипяток, достаточно 60-70 градусов, чтобы за 15 минус разморозить батарею. После того, как лед сойдет, ставьте АКБ на зарядку.

Можно ли заряжать дома

Только соблюдая все советы и инструкции, которые были нами упомянуты, вы можете проводить эту операцию дома. В любом случае, лучше найти для этого более подходящее место, но, когда круг вариантов сократился до вашего жилища, не отчаивайтесь. Так что на вопрос, а можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор в домашних условиях, мы отвечаем положительно.

В заключении мы не можем сказать о плохих сторонах аккумулятора подобного типа, так как он обходит своих соперников по многим показателям и соответствует новым тенденциям. Спокойно приобретайте автомобили с такими батареями и экономьте своё время вместе с ними. Оставляйте ваши комментарии и пожелания ниже, мы будем рады услышать ваше мнение и предпочтения. Приятных поездок, и будьте внимательны на дорогах.

#АКБ#Как зарядить#Необслуживаемые аккумуляторы#Уровень электролита

Полезные рекомендации

Старайтесь не эксплуатировать необслуживаемую АКБ в режимах перезаряда и недозаряда. Перезаряд, это когда в электросети автомобиля напряжение больше 14,4В. Недозаряд – меньше 13,9В.

Хотя бы раз в два – три месяца проверяйте напряжение на клеммах АКБ.

Помните, что идеальными условиями для любого АКБ является холод. При + 5 градусов за полтора года любая заряженная и исправная батарея потеряет только 20% от полной емкости. При таких температурах саморазряд минимален.

Если позволяют условия, то необслуживаемую полностью заряженную батарею желательно поставить на постоянный подзаряд. Ток подзаряда, как правило, равен 200мА.

Вреда при этом не будет, а АКБ будет всегда на 100% заряжено.

Но не смотря на выше сказанное, многие автолюбители эксплуатируют необслуживаемую батарею не полностью заряженной. Как правило это 90%.

Делается это для того, чтобы обезопасить бортовую сеть автомобиля от скачков напряжения, которым могут возникнуть при выходе из строя реле регулятора или других устройств.

В этом случае аккумулятор играет роль конденсатора и поглощает переизбыток напряжения в сети, спасая этим электронику автомобиля. При этом сама батарея остается невредимой.

Важными элементами электросети автомобиля являются реле регулятор и генератор. Если они исправны, то вы никогда не получите в бортовой сети напряжение больше 15,1В.

Периодически проверяя работу этих устройств, вы значительно продлите срок службы любого аккумулятора, включая и необслуживаемого.

Как рассчитать время заряда?

Это уже более интересный вопрос, действительно неудобство складывается в том – что вам нужно четко понимать, насколько разряжен ваш необслуживаемый аккумулятор. То есть вычисляем его емкость. Но как это сделать?

Опять же просто – мы с вами знаем, что 100% заряд это напряжение в 12,7 Вольта. А вот полностью разряженный АКБ – это 11,7 Вольта. Конечно, можно разрядить еще больше, но это не рекомендуется, вообще 10Вольт, это уже серьезный разряд.

Если подсчитать грубо, разница получается в 1В, (12,7 – 11,7). Если разделить «1» на 10, то получаем 0,10В, это собственно и есть 10% от заряда.

Соответственно 0,1 Х 5 = 0,5. Теперь прибавляем 11,7 + 0,5 = 12,2В. Это своего рода разряд до 50%.

Теперь немного про емкость, у аккумуляторов она равна 55 – 60 – 75 и т.д. ампер*час. То есть эту величину тока, он сможет отдать за один час. Если у нас разряд на 50% значит, у нас ушло примерно половина емкости — например от 60 Ампер ушло 30 и т.д.

То есть, чтобы восполнить 50% от емкости, нам нужно подать определенный ток и «заполнить» АКБ. Можно за один час (в нашем примере) подать 30А, но это убьет АКБ. Рекомендуемый заряд это 10% от емкости. В нашем случае, это 6А. А так как нам нужно восполнить 30А, то 30/6 = 5 часов. То есть при таком токе нам нужно заряжать его пять часов.

Наверное, запутал я вас, но главное научиться определять степень разряда батареи. Запомните нижний предел 11,7В, верхний 12,7В.

В чем отличия обслуживаемых и необслуживаемых АКБ?

Сегодня все источники питания можно поделить на два вида:

Обслуживаемые.

Первые обслуживаемые аккумуляторы были свинцово-кальциевого типа. Их главное преимущество — способность работать в течение двух лет без доливки электролита.

Но был и минус — глубокий разряд оказывался «смертельным» для батареи. Всего несколько циклов заряда и разряда, и АКБ можно было нести на мусор.

В конце 90-х годов появились более современные — свинцово-кальциевые изделия. Их особенностью стала большая устойчивость к разрядам и отсутствие необходимости в доливке дистиллированной воды.

На следующем этапе появились свинцово-кислотные АКБ (их используют и сегодня).

Внешне обслуживаемый аккумулятор — моноблок, в котором есть несколько выходов с крышками на краях (для доливки жидкости).

Несмотря на все свои преимущества (большую емкость, долгожительство, стойкость к глубоким разрядам), аккумулятор требовал постоянного внимания.

Протекание электрохимических реакций приводило к «выжиганию» электролита и необходимости доливки дистиллированной воды.

В частности, главная проблема обслуживаемых источников питания — наличие сурьмы на токоотводе.

Последняя посредством химических реакций перемещается на катод и способствует снижению напряжения на выходе АКБ.

Результат — молекулярное разложение, а далее — активное выделение кислорода и водорода. Высвобождение газов происходит настолько активно, что возникает процесс «кипения».

Кроме этого, в процессе эксплуатации электролит неизменно находит себе пути наружу (крышки не могут быть герметичными вечно). Появившийся на поверхности состав должен быть нейтрализован щелочным раствором (к примеру, смесью воды с содой).

Как заряжать обслуживаемые аккумуляторы читайте ЗДЕСЬ.

Необслуживаемые аккумуляторы.

В современном варианте источники питания встречаются трех видов.

  1. С обычными электролитами внутри, корпус которых запаян со всех сторон. Возможность долива дистиллированной воды отсутствует.
  2. С жидким электролитом, которым пропитывается нетканый полипропилен.
  3. Гелевые аккумуляторы. Внутри герметично запаянного корпуса находится оксид кремния, который пропитан электролитом. Вся масса имеет белый цвет.

Особенность гелевых АКБ — отсутствие электролита внутри, роль которого берет на себя специальный тиксотропный гель.

К преимуществам таких АКБ можно отнести:

  • отсутствие проблем с гелем, который не переливается за границы емкости аккумулятора и не требует доливки;
  • отсутствие саморазряда и способность пережить большое количество циклов заряда и разряда;
  • удобство применения, ведь не нужно думать о необходимости обслуживания аккумулятора и выполнения каких-либо сложных действий.

Но, как правило, на автомобилях используются необслуживаемые АКБ с обычным электролитом, так как, они имеют адекватную цену.

А гелевые аккумуляторы применяются там, где требуется продолжительное под нагрузкой, потребление электроэнергии. К примеру, на лодочных электромоторах, электромобиля, детских автомобилях и т.д.

Как заряжать гелевый аккумулятор зарядным устройством

Как понять степень заряда

После цикла зарядки проверяйте нагрузочной вилкой степень заряда батареи.  Полностью заряженная  выдает 12,7-12,9 Вольт, когда температура в помещении 20 – 25 градусов тепла.

Прибор «нагрузочная вилка» в электронном исполнении выглядит так (фото внизу), как правильно ей пользоваться я сейчас объясню.

Пользоваться просто и удобно:

  • Сначала нам нужно замерить напряжение, какое будет при холостых оборотах, поэтому переключаем вилку в режим измерения напряжения — вольтметр и отключаем сопротивления.
  • Затем, клемму «крокодильчик» цепляем на клемму «минус».
  • Измерительным щупом касаемся плюсовой клеммы и проводим замер.
  • Чтобы  оценить состояния АКБ измеряем напряжение, но уже под нагрузкой.
  • Включаем измерительную спираль, соответствующую нагрузке.
  • В том же режиме (вольтметра) касаемся измерительным щупом к клемме «плюс» и ждем 5 секунд.
  • Процесс замера происходит автоматически,  об окончании снятия показаний вилка подаст нам звуковой сигнал.
  • Спустя пару секунд выдаст на экране числовое значение.

По этому значению можно понять, какое напряжение батарея выдаст под нагрузкой, включенная в сеть питания машины, если значение сильно различается от холостого, примерно вдвое, это свидетельствует о разрушении внутренних пластин батареи и выработке активного вещества, такая батарея годится запустить мотор 1-2 раза, в лучшем случае и то в теплое время года, зимой вы не заведетесь, заряд держать не будет,  только новая исправит ситуацию.

Кроме того, цифровая вилка сохраняет предыдущие значения и может автоматически определить уровень заряда, это удобно – вам не нужно запоминать либо записывать показания каждый раз.

Если нет такого прибора, посмотрите на индикатор заряда, имеющийся на большинстве современных батарей, он должен быть зеленый. Можно ли по нему судить о 100 процентной зарядке?  Скажу сразу нет, он не имеет такой точности, однако зеленая зона означает почти полную зарядку, достаточную для пуска мотора.

Напряжение на клеммах без нагрузки вы можете замерить мультиметром или даже вольтметром, только включите режим постоянного напряжения и нужный диапазон.

Проверяется замером нагрузочной вилкой на клеммах батареи при запущенном моторе. Если напряжение ниже, батарея в процессе езды на машине постепенно разряжается и вы можете больше ее не завести в один «прекрасный» момент. Повышенное же напряжение ведет к разрушению пластин батареи, потере ее ресурса и мощности. Так что проверяйте раз в 2-3  месяца зарядное напряжение, если что то не так – нужен ремонт генератора.

Вот  и вся премудрость, ничего сложного, сверхъестественного  от вас не требуется, у меня все, до новых встреч, мои дорогие подписчики и читатели, подписывайтесь на обновления, кто еще не успел, делитесь ссылками с друзьями, кто этого еще не сделал, и будьте в курсе событий.

Мифы про необслуживаемые батареи

Самым распространенным будет такой – раз батарея не обслуживаемая, то и заряжать ее не нужно. На самом деле, в необслуживаемую батарею невозможно долить воды и померить плотность электролита. А заряжать можно и нужно.

Второй миф – она не взрывается, взрывается еще как!

Третий – она же закрытая, можно заряжать дома, это не вредно и не опасно. В принципе любую АКБ можно зарядить в помещении, только во первых проветриваемом, во вторых в этом помещении нельзя курить и разводить огонь – при зарядке любой АКБ будет выделяться водород и прочие горючие, а так же ядовитые соединения в воздух, попадание искры приводит к взрыву!

Четвертый миф – что его можно восстановить, просверлив дырки и переделав в обслуживаемый – если не обслуживаемый аккумулятор уже отработал пять лет и более, его безопаснее сдать на лом и купить новый, чем с риском для здоровья пытаться реанимировать кустарным способом. Да и эффект от таких действий будет кратковременный – месяц с хвостиком.

Как проводится зарядка

Теперь непосредственно о том, как правильно зарядить свой необслуживаемый аккумулятор и что для этого потребуется узнать.

Процедуру можно выполнять 2 способами.

  1. Постоянный ток. Здесь параметры начального тока меняться не будут. Зато потребуется менять подачу напряжения. К примеру, постоянный ток составит 2 А, а напряжение сначала 14,8, а к концу процедуры снижается до 14,3 В.
  2. Постоянное напряжение. Здесь начальное напряжение меняться не будет, но корректируется значение по току. К примеру, изначально выставляется напряжение 14,4 В, а то будет 10 А. К концу заряда ток падает до 0,2 А.

Устанавливать зарядное напряжение выше 15 В в случае с необслуживаемыми АКБ из-за герметичного закрытого корпуса ни в коем случае нельзя.

Самостоятельная зарядка необслуживаемого аккумулятора от автомобиля, проводимая в домашних условиях, при использовании современных зарядных устройств особых проблем вызывать не должна.

Можно дать примерную инструкцию о том, как правильно заряжать необслуживаемые автомобильные аккумуляторы:

  • Батарея ставится на ровную поверхность. Но можно оставить и в подкапотном пространстве, соблюдая технику безопасности.
  • Далее подключаются крокодилы от зарядного устройства с соблюдением полярности.
  • Сделайте замеры текущего напряжения от батареи. Если заряд упал до 11 В, заряжать уже бессмысленно. Это указывает на глубокий разряд, после которого восстановить устройство невозможно.
  • Рассчитайте время для заряда, опираясь на данные по выдаваемому напряжению.
  • Подайте напряжение, равное 12,6 В. В первые 30 минут наблюдайте за АКБ. Если электролит не начал кипеть, напряжение можно поднять до 14,4 В.
  • Параллельно следите за тем, как падают показатели на амперметре. Как только они достигнут нижнего предела 0,5-1 А, ЗУ можно выключать.

Это позволит понять, как правильно зарядить свой необслуживаемый аккумулятор, если пользоваться обычным зарядным недорогим устройством для АКБ. Современные зарядки усовершенствовали, и тут требуется лишь подключить клеммы, включить в розетку и запустить процесс. Автоматика сама выключит заряд, когда он достигнет нужных значений.

Отталкиваясь от представленной инструкции, вы сможете подзарядить свой необслуживаемый аккумулятор самостоятельно. Если процедура выполняется без снятия с автомобиля, убедитесь в том, что все потребители энергии отключены.

Оптимальным решением будет использование автоматического ЗУ. С его помощью заряжать дома севший необслуживаемый аккумулятор одно удовольствие.

В первый час работы такие АКБ дают максимальный ток, на второй час снижают его в 2-3 раза, а после 5 часов процесс протекает на минимальных значениях.

Применение автоматических ЗУ позволяет сделать правильный заряд и предотвратить вскипание электролита.

Так что при возможности используйте именно такие зарядные станции.

Для чего их нужно заряжать

Теперь к вопросу о том, можно ли на деле заряжать необслуживаемые аккумуляторы, зачем и когда такая необходимость возникает.

В идеальных условиях заряжать такие АКБ не нужно. В теории, когда аккумулятор отдаёт свой заряд на стартер и способствует запуску двигателя, в работу включается генератор. Он питает всех потребителей бортовой сети, и АКБ тоже становится одним из них. То есть теперь уже батарея забирает энергию от генератора. За счёт этого удаётся компенсировать те потери, которые АКБ понесла при запуске мотора.

В действительности всё несколько иначе. Очень часто генератору не хватает времени, чтобы восполнить заряд в аккумуляторе.

На это влияет сразу несколько факторов.

  1. Условия эксплуатации. Большинство автомобилистов эксплуатируют машины примерно по одинаковой схеме. Это городская езда, когда в день редко преодолевается расстояние более 100 км. Причём поездки сопровождаются частыми остановками, повторными запусками двигателя. Чтобы АКБ зарядилась от генератора, нужно без остановки на средних оборотах проехать около 40–50 км. Зимой дистанция увеличивается до 80–100 км. Если не выполнять это условие, батарея не будет полностью заряжена. Последующие запуски и небольшие подзарядки приведут к тому, что АКБ полностью сядет. Приходится задействовать зарядное устройство.
  2. Неисправность генератора и его компонентов. Генератор может выдавать слишком большой ток заряда, либо же недостаточный. Чаще всего вина лежит на реле-регуляторе. С помощью этого устройства от генератора к АКБ подаётся необходимое стабильное напряжение. Если это условие не соблюдается, может возникнуть недозаряд.
  3. Погодные условия. Жара пагубно влияет на состояние батареи. Но разряд усиливается именно при отрицательных температурах. Это способствует ускорению саморазряда. Нередко после ночной стоянки зимой утром машина попросту не заводится.

Если бы это была обслуживаемая батарея, в неё можно было бы залить электролит нужной плотности, дать аккумулятору постоять, и шансы на реанимацию повысились бы. Здесь всё иначе. Доступа к секциям нет.

Из-за этого следить за уровнем заряда приходится достаточно тщательно, чтобы не допустить глубокий разряд. Многие автомобилисты, зная эту особенность, берут за правило проводить профилактическую зарядку по 1–2 раза в месяц. Кто-то делает это реже, кто-то чаще. Всё зависит от состояния источника питания и условий эксплуатации.

Общие рекомендации по подготовке автомобильного аккумулятора к зарядке

Однако форма, в которую помещен электролитический состав батареи автомобиля, не является главным критерием того, каким образом следует правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Процесс зарядки АКБ обычно выстраивается по определенной схеме, стандартной для автомобильных аккумуляторов любой разновидности. Главное — знать точный алгоритм действий и соблюдать определенную технику безопасности в случае, если вы имеете дело с батареями и с наиболее подходящими для них зарядными устройствами.

Вынимаем батарею

Если возникает необходимость, допускается заряжать батарею без снятия ее с автомобиля. Но лучше всего поставить аккумулятор на зарядку, предварительно вынув его из машины. Заодно не будет лишним, если вы проведете «генеральную уборку» подкапотного пространства и проверите, нет ли утечки жидкости из батареи (если речь идет о свинцово-кислотной АКБ).

Перед тем как начать отсоединять аккумулятор от электроцепи вашей машины, отключите всю ее бортовую сеть и выньте ключ зажигания. Не лишним будет узнать, какую клемму снимать первой с аккумулятора.

Вынимая из машины аккумулятор, внутри которого находится опасная химическая жидкость, и проверяя подкапотное пространство, не забудьте надеть на руки резиновые перчатки во избежание попадания кислоты на открытые участки тела. Если это все же произойдет, обработайте кожу щелочным содовым раствором. Вспомните школьный курс химии: щелочь — это лучший антидот кислоты .

Обращаем внимание на клеммы

Также перед снятием батареи из машины проверьте и состояние клемм автомобиля, насколько сильное имеется окисление. Если на клеммах вы увидите налет белого цвета, это и есть окисление, бороться с которым на современном этапе можно уже не дедовскими способами, а с помощью применения специальных смазок.

Кстати, если вам кажется, что емкость аккумулятора падает, а видимых причин именно в батарее для этого нет, проверьте автомобильные клеммы. Скорее всего, вы обнаружите на них тот самый толстый слой белого налета, из-за которого контакт между аккумулятором и бортовым электрообеспечением автомобиля становится слабым. Часто именно окисленные клеммы мешают полноценной подаче тока. О том, почему окисляются клеммы аккумулятора, читайте здесь →

Техника безопасности

Перед тем как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством, позаботьтесь о его хорошей очистке. Не допускайте случайного попадания пылевых и грязевых частиц внутрь электролитической жидкости батареи

В помещении, где будет проводиться зарядка аккумулятора (неважно, гараж, жилая комната, либо иное место) не должно быть газовых плит и повышенной огнеопасности. Проветривание следует обеспечить наиболее оптимальное

Даже при условиях зарядки максимально безопасной гелевой батареи старайтесь соблюдать одни и те же правила и подстраховывайте себя лишний раз. Безусловно, гелевые батареи считаются вариантом с минимальным риском. Но если, например, в корпусе такой АКБ будет хотя бы небольшой дефект, незаметный простому глазу, «утечка» опасных химических веществ тоже возможна.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора?

Основное отличие будет заключаться в том, что у вас нет доступа к банкам для проверки плотности электролита. А однозначно судить о степени заряженности автомобильной аккумуляторной батареи можно только, измерив, плотность электролита с помощью ареометра. У большинства необслуживаемых аккумуляторов есть встроенный индикатор заряда. Но он показывает приблизительное значение. К примеру, при наборе 80% ёмкости индикатор может показать полный заряд. Поэтому полагаться на него не стоит.

Индикатор заряда АКБ

Те модели, которыми заряжают малообслуживаемые аккумуляторы, вполне подходят для необслуживаемых АКБ.

Если вам интересует вопрос, а нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки, читайте статью по указанной ссылке.

Дополнительно можете прочитать материал о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством.

Режим с постоянным током следует использовать, если аккумулятор был сильно разряжен. Такой режим заряда довольно долгий и требует постоянного контроля. Но батарея в этом случае получает максимальное восстановление ёмкости. Давайте, коротко рассмотрим основные этапы зарядки постоянным током:

  • Первый этап. Выставляем ток заряда 0,1*Сн (номинальной ёмкости батареи). Например, 6 ампер для аккумулятора 60 Ач. Этим током заряд ведётся до напряжения на выводах АКБ равного 14,4 В. Естественно, чтобы устанавливать ток нужной величины, нужно зарядное устройство (ЗУ) с такой возможностью;
  • Второй этап. При увеличении напряжения до 14,4 вольта активизируется электролиз воды и начинается «кипение» электролита. Для снижения интенсивности этого процесса уменьшаем ток заряда в 2 раза и продолжаем процесс заряда;
  • Третий этап. Когда напряжение на выводах аккумулятора достигнет 15 вольт, нужно ещё в два раза снизить ток. После этого продолжаем заряд и периодически проверяем напряжение и ток. Если они не меняются, то АКБ можно считать полностью заряженной.

Этот режим используется в большинстве недорогих зарядных устройств. Плюс заключается в том, что не требуется никакого контроля со стороны человека.

Здесь можно выделить следующие варианты заряда, которые отличаются величиной напряжения и степенью заряженности:

  • Напряжение 14,4 вольта. Степень заряда аккумулятора через сутки примерно 80%;
  • Напряжение 15 вольт. Степень заряда 90%;
  • Напряжение 16 вольт. Аккумулятор будет заряжен практически на 100%.

Есть также ускоренная зарядка АКБ, которая может быть использована и для необслуживаемых АКБ. Заряд в ускоренном режиме может потребоваться, если аккумулятору нужно вернуть работоспособность очень быстро. Допустим, батарея села, а вам нужно срочно ехать. Ускоренная зарядка вернёт ему часть ёмкости необходимой для пуска двигателя.

У многих современных ЗУ присутствует режим зарядки Boost. При включении подаётся увеличенный ток и в течение 20 минут АКБ быстро набирает ёмкость. Если у вашей модели ЗУ есть регулировка тока, то режима Boost и не нужен. Просто ставите увеличенный ток, и всё. Не ставьте ток более 30% от штатного значения. То есть, если вы обычно заряжаете током 4 А, то не увеличивайте больше 5,5 А в режиме Boost. Это отрицательно сказывается на состоянии пластин и уменьшает срок эксплуатации батареи.

Другие особенности необслуживаемых АКБ

Для ответа на вопрос, как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля правильно, следует изначально учитывать некоторые общие особенности, характерные для всех батарей нового типа. Как уже говорилось, корпус их, в подавляющем большинстве случаев, герметичен, и замеры плотности электролита проводить невозможно.

Наличие корпуса, не имеющего отверстий, подразумевает то, что заряжать необслуживаемый аккумулятор слишком быстро, используя токи большой величины, нельзя. Зная об этих тонкостях и применяя их на практике, уже можно понять, как правильно заряжать современные АКБ, соблюдая всю необходимую технику безопасности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий