Как часто менять ремень ГРМ на автомобиле: что нужно учитывать

Через сколько км нужно менять ремень ГРМ

Оcoбeннocтью peмня ГРМ являeтcя eгo pacпoлoжeниe cнapужи двигaтeля. Он нe нуждaeтcя в cмaзкe мoтopным мacлoм, кaк, нaпpимep, цeпь внутpи двигaтeля – peмeнь ГРМ paбoтaeт в «cухую». Сo вpeмeнeм, пpaвдa, нужнo пpoизвoдить eгo зaмeну. Вeдь нa нeгo пocтoяннo дeйcтвуeт cилa вpaщeния вaлa. Глaвнoe — нe упуcтить тoт мoмeнт, кoгдa oн ужe изнocилcя.

Тaкaя нeбpeжнocть пpинeceт вaм пpoблeмы. Снoшeнный peмeнь в oдин мoмeнт нe выдepжит нaпpяжeния и лoпнeт, в peзультaтe чeгo в двигaтeлe вoзникнeт диcбaлaнc и клaпaн пoгнeтcя. Хoтя тeхникa coвepшeнcтвуeтcя, и ужe ceгoдня двигaтeли зacтpaхoвaны oт этoгo – их пopшни имeют «ямки».

Тaк чepeз кaкoй пpoмeжутoк вpeмeни нужнo мeнять peмeнь ГРМ, чтoбы пoдoбныe пpoблeмы вac нe кocнулиcь? В тoм cлучae, кoгдa вы пoкупaeтe нoвую мaшину, и у вac нa pукaх ecть гapaнтия, тo зa этo мoжeтe нe пepeживaть.

А вы думали, что оказывает влияние на ресурс ремня ГРМ? Почему на иномарках он может ходить по 120 — 150 000 километров, …

Вeдь вce нeпoлaдки будут уcтpaнятьcя пo гapaнтии. Нo в бoльшинcтвe cлучaeв зaмeну нужнo пpoвoдить чepeз 40-50 тыcяч км пpoбeгa, ecли этo aвтoмoбиль oтeчecтвeннoгo пpoизвoдcтвa, или 60-70 тыc. км, ecли aвтoмoбиль импopтный.

Слoжнee, ecли вы пoкупaли aвтoмoбиль «c pук» и, ecтecтвeннo, нe знaeтe, кoгдa в пocлeдний paз пpoизвoдилacь зaмeнa peмня, или пpoизвoдилacь ли oнa вooбщe. Пoпытaйтecь paзузнaть этoт фaкт у пpeдыдущeгo хoзяинa.

Еcли peмeнь ГРМ eщe нe мeнялcя, тo этo cpoчнo нужнo cдeлaть (a вooбщe мoжнo пocмoтpeть пo пpoбeгу). Кoгдa peмeнь ужe cмeнный, тo c ним мoжнo пpoeздить eщe гдe-тo 30 тыc. км (oтeчecтвeнный aвтoмoбиль) или 50-60 тыcяч (импopтный).

Вaжным тaкжe выcтупaeт вoпpoc, гдe мeнялcя peмeнь ГРМ. Еcли этo дeлaли нa oфициaльнoй cтaнции, тo ecть вce шaнcы, чтo peмeнь opигинaльный. Пpoхoдит oн cooтвeтcтвeннo дoлгoe вpeмя.

К тoму жe вaм пpeдocтaвят гapaнтию. Дpугoe дeлo, ecли c вoпpocoм зaмeны peмня вы oбpaщaлиcь к кaкoму-тo мecтнoму «дядe», кoтopый paбoтaeт у ceбя в гapaжe. Тут кaк пoвeзeт – мoжнo пoпacть нa хopoшую зaпчacть, a мoжнo и «пpoгopeть».

Нужнo oтмeтить oдин интepecный мoмeнт в дaннoм вoпpoce. Случaeтcя, чтo peмeнь мeнялcя 10-15 тыcяч нaзaд, a ужe пopвaлcя (кaк пpaвилo, кacaeтcя этo нaших aвтoмoбилeй).

Объяcнить этo мoжнo тeм, чтo бoльшинcтвo влaдeльцeв aвтo пepeд пoeздкoй пpoгpeвaют двигaтeли (чacтo этo пpoдoлжaeтcя нa пpoтяжeнии 10 мин.). В peзультaтe двигaтeль paбoтaeт (и peмeнь), a cпидoмeтp cтoит.

А вooбщe зaпoмнитe, ecли пpoизвoдитeль зaявляeт, чтo нoвый peмeнь мoжeт «пpoхoдить» 120 тыc. км, тo лучшe вce жe пoмeнять eгo чepeз 80. Оcтaльныe 40 мoжнo cпиcaть нa изнoc и пpoгpeвы двигaтeля зимoй. И пpиoбpeтaть нужнo тoлькo пpoвepeнный peмeнь ГРМ. Вeдь, cэкoнoмив, мoжнo «пoпacть» нa вecьмa дopoгocтoящий peмoнт.

Для чего служит ремень ГРМ

Этот элемент газораспределительного механизма гарантирует эластичное соединение коленчатого вала с распределительным валом. Также он обеспечивает закрытие и открытие клапанов в соответствии с работой поршней. Его задача заключается во вращении распредвала со скоростью, в два раза меньшей скорости коленчатого вала.

Ремень ГРМ изготавливается из эластичного материала с зубчатой поверхностью

Надежность этого элемента необходима в моторах, где клапана и поршни могут встретиться друг с другом. Это возможно при нарушении синхронности работы. В таких силовых агрегатах они движутся в одном пространстве. Их траектории движения пересекаются. Но ремень ГРМ обеспечивает синхронность их движения, чтобы поршни никогда не встретились с клапанами.

Если ремень порвется, то поршень ударит в головку клапана и загнет его. В результате потребуется дорогостоящий ремонт.

Признаки критического износа ремня

Признаки износа различают: прямые и косвенные.

К прямым признакам износа относятся:

  • наличие трещин на поверхностях ремня (внешней и внутренней);
  • сколы на внутренних поверхностях зубьев;
  • продольные срезы на внешней поверхности;
  • наличие сильных загрязнений;
  • видимое биение и растяжение ремня ГРМ;
  • экстремальные случаи – обрыв ремня, «слизывание» зубьев.

Перечисленные признаки можно обнаружить визуальным осмотром. В большинстве случаев для этого необходим демонтаж кожуха ремня. В некоторых моделях автомобилей это требует «вывешивание» двигателя, проведение комплекса демонтажных работ. Поэтому перед принятием решения о диагностике состояния ременной передачи, необходимо оценить косвенные признаки износа, к которым относятся:

  • пропуски зажигания в цилиндрах двигателя;
  • детонация, особенно в момент останова;
  • неравномерность холостых оборотов.

Эти признаки можно исследовать компьютерной диагностикой. Наиболее эффективный результат при проведении диагностирования достигается исследованием угла зажигания в динамическом режиме (на заведенном двигателе). Обычно он должен быть в пределах плюс-минус пять градусов. При этом угол опережения зажигания при вращении двигателя на холостых оборотах не должен значительно изменяться.

Что случается при обрыве ремня

Многие водители не заморачиваются и не меняют ремень или цепь до последнего. И когда ремень обрывается или ролики разрушаются, то пропадает связь между распредвалом и коленвалом.

К чему это ведет? Клапаны, которые располагаются в головке блока цилиндров, больше не двигаются и остаются в том же положении, когда оборвался ремень. При этом поршни продолжают двигаться и дальше. А поскольку поршни и клапаны должны работать синхронно, остановка вторых ведет к удару поршней о клапаны. В результате ломаются и первые, и вторые.

В моторах, отличающихся в конструктивном плане, эту проблему решают по-разному. Иногда нужно ремонтировать поршневую группу. Иногда – систему клапанов. А иногда из-за встречи поршней с клапанами владелец попадает на полноценную замену двигателя.

На каких двигателях гнёт клапана?

На машинах с 8-ми клапанным двигателем загибает реже всего, а вот 16-ти и 20-ти кл., будь-то бензин или дизель загиб происходит в большинстве случаев. Правда иногда это может быть один или несколько клапанов, а если двигатель работал на холостых, то и вовсе беда пронесет. Но таких случаев мало, в основном, последствия необратимы. Таблица со списком двигателей на которых гнет клапана всех популярных автомобилей при обрыве ремня газораспределительного механизма.

Тем не менее, есть небольшая вероятность, что клапана остались целы при обрыве ремня ГРМ, особенно, если двигатель старый. Раньше в них делали специальные проточки под клапана как раз на такой случай. В конструкции новых двигателей этим пожертвовали ради увеличения мощности.

Поэтому, если у вас порвался ремень ГРМ в движении, стоит ожидать худшего — обойдется такой ремонт очень дорого.

Как часто надо менять ремень ГРМ

На периодичность замены влияет конструкция мотора. Для восьмиклапанных моторов она составляет 50 000 км. Для 16-клапанных – 40 000 км. Исходя из вышесказанного, в среднем периодичность замены – отметка 50 000 км.

Рекомендуется каждые 25 000 км диагностировать натяжение ремня и при необходимости корректировать его. Если пришлось повторно менять деталь вскоре после предыдущей замены и при этом ролики не меняли, нужно это учитывать. Стоит вычесть из ресурса новой детали пробег, который отходили ролики. Ролики рекомендуется менять совместно с ремнем.

Многие производители говорят о том, что ресурс детали снижается на 25–30 % при эксплуатации автомобиля в теплых странах

Также нужно принимать во внимание марку автомобиля и рекомендации его производителя. Изредка пробег до замены может быть до 90 000 км.

Функции и значение ремня ГРМ

Его задача – передавать крутящий момент от коленчатого к распределительному валу. Коленвал вращается при ходе поршней от нижней к верхним мёртвым точкам. Распредвал обеспечивает открытие и закрытие клапанов для подачи топливной смеси точно в определенный момент, когда поршень находится в нужном месте.


Ременной привод в двигателе

Поэтому ременный привод не просто передает движение, но делает это синхронизированно. Для этого ремни делают с зубчиками, чтобы избежать даже незначительного проскальзывания и рассихронизации работы всего двигателя.

Любая несогласованность работы этих механизмов приводит к проблемам с работой двигателя: от потери мощности до тяжелых поломок. Такое может быть, если ремень порвался и поршень по инерции поднялся к ВМТ в то время, когда клапан открыт и опущен в камеру сгорания. Тогда возможен удар головки поршня о клапан.

Это серьезная неисправность. Далее могут быть поломки разных масштабов:

  • разрушение поршня;
  • изгиб и заклинивание клапана в седле;
  • повреждение распредвала.

Все это приводит к дорогому ремонту.


Поршень ударяется об клапаны из-за порыва ремня

Удар поршня о клапан возможен не во всех, но в некоторых моделях ДВС из-за конструктивной особенности. Но любой ДВС при порыве перестает работать

На этом примере понятна важность исправной работы этого элемента

На некоторых моделях ДВС этот же привод вращает и водяную помпу.

Профилактика нарушений работоспособности ремня ГРМ

Прежде всего, выбирайте новую деталь с умом, оцените при покупке следующие пункты:

Техсостояние.

Такая деталь как ремень ГРМ чаще всего производится из резины, которая портится от множества воздействий – влага, тепло и холод, солнце и прочее. Под воздействием вышеперечисленного материал меняет свойства, трескается, растягивается. Также на боках автодетали могут выбиваться наружу кордовые нити.

Соответствующая маркировка.

Маркировка элемента должна точно соответствовать той, которая упоминается в инструкции к автомобилю. В противном случае, ремень ГРМ быстро выйдет из строя за счет того, что его зубцы не соответствуют нужным параметрам.

Какие есть профилактические меры нарушений работоспособности ремня газораспределительного механизма?

  • Регулярно осматривайте детали на предмет повреждений.
  • Следите за ресурсом конкретной детали и других частей ГРМ.
  • Вовремя меняйте детали, срок службы которых истек.

Если вы не являетесь опытным автомехаником, не стоит пытаться менять автодеталь самостоятельно, когда она пришла в негодность через определенное количество километров пробега. Лучше отправьте машину в автосервис и поручите работу специалистам.

Когда необходимо менять ремень ГРМ

При каком пробеге меняется ремень ГРМ, указано в технических документах по эксплуатации автомобиля. Как правило, это делают при плановом техническом осмотре машины. Поскольку авто разных производителей имеют свои характеристики, то и сроки замены ремня различаются, обычно это значения от 60 тыс. до 200 тыс. км.

Сравнение цен актуально на 23.03.2023

Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!

Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену

Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!

Перейти к акциям

Основные ориентиры по срокам замены ремня ГРМ — пробег авто и время, прошедшее с момента предыдущей замены. Конечно, моделей машин очень много, различаются и марки двигателей, поэтому и сроки могут значительно варьироваться: 50-150 тыс. км либо 5-10 лет работы двигателя. Ниже дана таблица, в которой указаны интересующие нас параметры от разных производителей.

Модель автомобиля

Пробег, тыс. км

Lada Vesta

90 000

Renault Logan

90 000

Volkswagen Polo

75 000

Audi A4

120 000

Chery Tiggo 5

60 000

Mitsubishi Outlander

90 000

Volvo S60

120 000

Subaru Forester

100 000

Range Rover Evoque

130 000

Стоит упомянуть о том, что в последнее время в газораспределительных механизмах используются не просто резиновые ремни, усиленные армированием, а металлические цепи. Они, как правило, более износостойки (требуют замены при пробеге от 150 тыс. км). По мнению некоторых автопроизводителей, такую цепь и вовсе не придется заменять — настолько она надежна. Среди марок авто, где используется цепь вместо ремня, — УАЗ, BMW, Toyota, Mazda, Kia, Hyundai и некоторые другие.

Несмотря на то что ремень ГРМ закрыт защитным кожухом, нужно стараться регулярно проводить его визуальный контроль с целью оперативного обнаружения повреждений.

Если при осмотре будет найден хотя бы один из «симптомов», перечисленных ниже, то это значит, что настал момент, когда нужно менять ремень ГРМ:

  • На ремне появились трещины.
  • Разлохматились края ремня.
  • Ременные зубцы расслоились, стерлись или повредились иным образом.
  • На ремне видны признаки прижога или потертости.
  • Детали, находящиеся в контакте с ремнем, либо защитный кожух покрыты темной резиновой пылью.

Имеется еще несколько показателей, говорящих о том, что, возможно, пора производить замену ремня ГРМ:

  • В работе системы зажигания происходят сбои, наблюдается троение двигателя либо его запуск совершается не с первого раза. Причиной этого может быть то, что зубец ремня встает не на свое место на шкиве, а воспламенение топлива происходит раньше или позже, чем нужно.
  • Из выхлопной трубы выходит дым черного цвета, указывающий на то, что, возможно, ремень ГРМ ослабился, из-за чего топливо сжигается не полностью, а его догорание происходит в выхлопной системе. В итоге температура чересчур повышается, что может привести к порче катализатора.
  • Щелчки или звуки, напоминающие тиканье часов, что нехарактерно для нормального двигателя. Чем выше число оборотов двигателя, тем громче могут быть звуки. Среди причин их возникновения – как значительный износ ремня ГРМ, так и повреждения генератора либо подшипника водяной помпы.
  • Отсутствие запуска двигателя при вращении стартера вследствие вероятного разрыва ремня ГРМ.
  • Следы подтекания масла или антифриза в области кожуха, защищающего ремень. Источником масла может быть сальник коленчатого вала, а антифриза — водяная помпа. Когда эти вещества попадают на ремень, это означает, что его нужно менять, а вместе с ремнем ГРМ — еще и ролики со шкивами.

Опытные автомеханики рекомендуют заменять ремень ГРМ чаще, чем это указано в инструкциях от производителя: раз в 3 года при условии, что за год в среднем машина пробегает 15 тыс. км. Другими словами, замена нужна каждые 40-45 тыс. км пробега. Таким образом, увеличивается вероятность не допустить разрыва ремня, а значит, будущий ремонт обойдется дешевле.

Если пробег у автомобиля маленький, но с момента установки ремня ГРМ прошло уже больше 7-8 лет, то его также рекомендуется заменить. Дело в том, что резина, из которой ремень изготовлен, имеет срок эксплуатации и со временем теряет свои свойства, а значит, с каждым годом риск разрыва ремня и дорогого ремонта увеличивается. Целесообразно и удобно вместе с ремнем заменить также и водяную помпу.

Кто должен менять ремень ГРМ

Конечно все работы по замены ремня ГРМ должен проводить профессионал. Так что если вы не имеете опыта в этом даже не думайте менять ремень самостоятельно. Для этого нужен опыт и практика, которую можно получить только под пристальным контролем профессионального автослесаря.

Главный риск при замене ремня ГРМ, это то что после его замены при запуске двигателя коленвал и распредвал должны сразу начать работать синхронно. Малейшая ошибка при установки может быстро вывести  двигатель из строя.

Помните что даже малейшее отклонение в синхронизации коленвала и распредвала приведет к тому что клапана могут встретиться с поршнями двигателя. Причем произойти это может сразу после запуска двигателя. 

Вот таблица с интервалами плановой замены ремня ГРМ для многих современных автомобилей. Также в таблице указан срок замены ремня по времени его использования в машине, в случае если машина не эксплуатируется часто.

Сроки замены ремня ГРМ: Интервалы замены по километражу и по времени (по моделям автомобилей) *
Модель
Двигатель
Мощность
Интервал (пробег) / Срок службы ремня
Alfa Romeo Giulietta
1.6 JTDM (дизельное топливо)
105 л.с.
120000 км / 4 — 6 лет
Alfa Romeo MiTo
1.4 16V
95 л.с.
120000 км / 4 — 5 лет
Audi A3 (8P)
1.9 TDI (дизель)
105 л.с.
120000 км
Audi A3 (8P)
2.0 TDI (дизель)
140 л.с.
120000, 150000 или 180000 км (в зависимости от типа двигателя)
Audi A4 (B8)
2.0 TDI (дизель)
143 л.с.
180000 км
Audi A4 Cabrio
2.0 TFSI
200 л.с.
180000 км
Renault Duster
1.5 DCI (дизельное топливо)
107 л.с.
100 000 км / 5 лет
Renault Sandero
1.4 MPI
75 л.с.

120 000 км / 5 лет или 80000 км /4 года или
100000 км/5 лет (в зависимости от типа двигателя)

Fiat 500
1.2 8V
69 л.с.
80000-120000 км / 5 лет
Fiat 500
1.4 16V
100 л.с.
80000-120000 км / 5 лет
Ford Fiesta (от 8.2008)
1:25
82 л.с.
160 000 км / 8 лет
Ford Fiesta 6 2008 ген
1.4
80 л.с.
160 000 км / 8 лет
Ford Focus (II)
1.6 TDCI (дизельное топливо)
90 л.с.
200 000 км / 10 лет
Ford Focus C MAX
1.6 Ti-VCT
115 л.с.
160 000 км / 8 лет
Ford Galaxy II
2.0 TDCi (дизельное топливо)
115 л.с.
200000 км для МКПП (100000 км для АКПП) / 10 лет
Ford Kuga
2.0 TDCi (дизельное топливо)
136 л.с.
200 000 км / 10 лет
Hyundai Tucson
2.0 CRDi (дизель)
140 л.с.
120000 км / 8 лет
Kia CEE’D ED
2,0
143 л.с.
135000 км / 6 лет
Kia Picanto
1.1 LX
65 л.с.
проверка на 60,000 км / 4 лет, замена на 90 000 км  / 6 лет
Opel Astra G и H
1.7 CDTi (дизельное топливо)
80-110 л.с.
150 000 км / 10 лет
Opel Astra (H)
1.6 Twinport
105 л.с.
150 000 км / 10 лет
Opel Astra (J)
1.6
115 л.с.
150 000 км / 10 лет
Opel Corsa (D) (цепь)
1.2 16V
80 л.с.
Цепь, Визуальный осмотр каждые 50,000 км
Opel Insignia
2.0 CDTI (дизельный двигатель)
130 л.с.
120000-150000 км / 10 лет
Opel Mervia B
1.7 CDTi (дизельное топливо)
130 л.с.
90000-150000 км / 10 лет
Opel Zafira B
1.6
115 л.с.
150 000 км / 10 лет
Renault Mégane III
1.6 16V
110 л.с.
120000 км / 6 лет
Renault Twingo (II)
1.2 16V
76 л.с.
120000 км / 6 лет
Seat Altea
1.6
102 л.с.
Проверка на 90000 км, а затем проверять каждые 30000 км и при необходимости заменить
Skoda Octavia I
1.9 TDI (дизель)
110 л.с.
Каждые 15000 км или 12 месяцев Визуальный осмотр
Skoda Octavia II
2.0 TDI (дизель)
140 л.с.
120000-150000 км
Skoda Roomster
1.9 TDI (дизель)
105 л.с.
Без DPF на 120000 км с DPF на 150000 км
Skoda Superb (тип 3Т)
2.0 TDI (дизель)
170 л.с.
150000 км
Skoda Superb I
1.9 TDI (дизель)
130 л.с.
для всех машин выпуском до 07/2003 90000 км, с 08/2003 120 000 км
Skoda Yeti
2.0 TDI (дизель)
140 л.с.
120000 км
Toyota Avensis (второе поколение)
2.0 D-4D (дизельное топливо)
115 л.с.
105000 км
Volvo V60
D3 (дизельное топливо)
163 л.с.
180000 км /6 — 8 лет
VW Golf (IV)
1.4 16V
75 л.с.
Проверить на 90000 км, а затем через каждые 30000 км
VW Golf (V)
1.4 16V
80 л.с.
Проверить на 90000 км, а затем через каждые 30000 км
VW Golf (V)
1.6
102 л.с.
Проверить на 90000 км, а затем через каждые 30000 км
VW Golf V GTI
2.0 TSI
200 л.с.
180000 км
VW Passat (B7)
1.6 TDI (дизель)
105 л.с.
210000 км
VW Polo (V)
1.6 TDI (дизель)
75 л.с.
210000 км
VW Sharan II / Seat Alhambra
2.0 TDI (дизель)
140 л.с.
210000 км

* Обратите внимание. Точный интервал замена ремня ГРМ вы сможете узнать в руковдстве по эксплуатации и техническому обслуживанию  вашего автомобиля.

Информационное издание: Новости гаи, дтп, штрафы пдд, ГИБДД, Экзамен ПДД онлайн

Техосмотр

Информационное издание: Новости гаи, дтп, штрафы пдд, ГИБДД, Экзамен ПДД онлайн. Техосмотр

Признаки умирающего ремня

Визуальные

Существует мнение, что визуальный осмотр поможет определить срок жизни привода. Разлохмачивание, надрывы, трещины и т.д. могут подсказать, будет еще «ходить» ремень или порвется через несколько километров.

Давайте сразу разберемся. Ремень может не только порваться. Происходит износ зубцов на нем. Это чревато его «проскоком» на распределительном валу. Собьются фазы газораспределения, двигатель не только потеряет свою мощность, но и работать будет с трудом. В некоторых случая могут встретиться поршни с клапанами. Результатом их «союза» будет капитальный ремонт.

Так вот, визуальный осмотр может не показать износ или облом зубцов. Некоторые из них могут быть спрятаны далеко от ваших глаз. Другие в это момент будут находиться на звездочках валов. С виду все хорошо, а реально они уже на грани облома.

Во-вторых, не на всех двигателях ремни ГРМ находятся в визуальной досягаемости. Некоторые спрятаны защитными кожухами, которые под передней плитой мотора. Чтобы добраться до них, нужна частичная разборка. На большинстве необходимо «опускать» силовой агрегат, чтобы долезть до ГРМ. Добравшись до него, смысл его осматривать? – Раз вы уже там, то лучше его заменить сразу, чтобы подом не заниматься ерундой еще 60-100 тыс. км.

Например, ремни моторов Опель Кадет можно свободно рассмотреть, открыв капот автомобиля. Но таких моделей очень мало, поэтому к такому признаку износа привода ГРМ можно относиться скептически.

Срок годности

Извините, это что, продукты питания? Бытует мнение, что есть срок годности ремня ГРМ. Его соблюдение гарантирует надежную работу чисто на этот период.

У каждого производителя автомобилей существует регламент замены привода газораспределительного механизма. Только строгое его соблюдение может дать какую-либо гарантию и то не стопроцентную.

Сюда же относится миф, об обратной зависимости мощности двигателя и срока службы ремня. V-образные монстры, объемом более 4 литров, могут жить с «родным» ремешком долгие сотни тысяч километров. И наоборот, малообъемники, например моторы VAG не всегда доживают до 100 тыс. км.

Многие рекомендую менять ремень после 5-6 лет эксплуатации авто. Но если за этот период машина проехала 200 тысяч, то конечно. Если пробег еле перевалил за 30000, а машине 7 лет, то зачем делать не всегда дешевую операцию по замене, если он еще «походит» достаточно времени?

Многие могут возразить, это резиновое изделие, которое со временем рассыхается, теряет свои механические свойства. Да, но если на него не оказывают никакого негативного воздействия внешние факторы, агрессивные жидкости, пыль, грязь, реагенты, то почему он должен портиться? – Это очередной миф.

В отличие от шланг системы охлаждения, тормозов и топлива, сайлентблоков подвески, которые сталкиваются с разрушающими факторами, то ремень ГРМ этого не испытывает. Только в исключительных случаях он может начать быстрее «стареть», но об этом поговорим ниже.

Посторонние звуки

Это еще один признак скорого обрыва ремня. С этим я готов согласиться. По своему опыту замечу, что в 80 % случаев шаркающие, циклические звуки будут прямым признаком, указывающем на необходимость замены.

Но, так могут шуметь ролики-натяжители, звездочки. Отдаваться эхом некорректная работы навесного оборудования, например, помпа. В этом случае обязательно «вскрытие» передней плиты или более детальная диагностика с целью выявления источника неприятного шума.

Масло

Это 100% признак, что ремень ГРМ нужно менять. Как говорилось выше, встреча резиновых изделий с агрессивными средами, к ним можно отнести масло, приводит к быстрой потери ими механических свойств.

Опять же, не всегда есть возможность визуально это диагностировать. Да, если на передней плите в районе шкива есть потеки масла, не запотевание, то шанс промасленного ремешка возрастает. Течь сальника коленвала приведет к попаданию масла на ремень.

В случаях Опель Кадет, где ремень не закрыт ничем, он может пострадать не только из-за масляных отложений, но и антифриза, например. Здесь обращаемся к первому признаку – визуальный осмотр делает чудеса диагностики.

Подержанный автомобиль

Это не просто признак, а первостепенная необходимость. После покупке б/у машины, первым делом нужно ехать на сервис и менять ремень ГРМ. Провести дефектовку натяжителя, «башмаков», звездочек, успокоителя, если такой есть, на предмет износа. Часто прежние владельцы не заморачивались подготовкой автомобиля к продаже. Зачем менять что-то, если собираешься «скинуть» старую тачку.

Признаки износа ремня

Как мы уже отметили, необходимо регулярно контролировать состояние ремня ГРМ.

Это позволит заметить его повреждения ещё до того, как он полностью выйдет из строя, повредив детали двигателя.

  1. Первым признаком будет значительный износ материала. Если это так, то вы рискуете получить соскальзывание или же обрыв при значительной нагрузке на авто, а также при повышенной влажности воздуха.
  2. Далее следует то, что износ происходит, как правило, при отклонении положения ролика для натяжения и шкива, а также при значительной температуре подшипника или же его неудовлетворительной работе. Заметить это можно по тому, что материал будет изношен, и из него будут торчать тканевые остатки.
  3. Третий признак предполагает наличие трещин или же отслоений. Чем больше таких повреждений, тем выше шанс, что ремень очень скоро порвётся.
  4. Проблемы характерны и для ситуации, когда обратная поверхность ремня имеет низкий показатель эластичности и значительную твердость. Выдаст это ещё и характерный блеск ремня. Это не позволит обеспечить ему хороший контакт со шкивом.
  5. Во время эксплуатации, ремень может удлиняться. Если этот параметр стал слишком большим, то стоит заменить ремень новым, тем более что его эластические способности будут значительно снижены.
  6. И, конечно же, если положение ремня отклоняется от заданного, то это подскажет о ситуации, когда компоненты натяжного ролика могут выйти из строя.

Ремень ГРМ снятый для осмотра, ещё походит, но владелец решил его заменить

В данном случае ремень ещё в хорошем состоянии

Когда пора менять ремень ГРМ?

Производитель рекомендует осуществлять замену в соответствии с регламентом. Однако стоит учесть, что расчет ресурса делается с запасом, поэтому в случае, если пробег будет больше нормативного, ничего страшного не случится.

По каким признакам можно определить необходимость замены?

Существуют явные признаки, говорящие о том, что пришла пора заменить ремень ГРМ. Перечислим основные:

  • Возраст ремня. Обычно его определяют по пробегу. В зависимости от марки машины, граница эксплуатации может находиться в пределах 75–120 тыс.км.
  • Двигатель запускается неуверенно или теряет мощность. Среди причин такого поведения может оказаться растянутый ремень ГРМ. В результате нарушается работа систем газораспределения и зажигания.

    Необычный дым из выхлопной трубы – возможно проблема с ГРМ

  • Дым из выхлопной трубы. Признак косвенный, но в некоторых случаях переобогащение смеси происходит именно из-за проблем с приводом ГРМ. Чтобы определить причину наверняка, нужно проверить показания диагностических сканеров (коды ошибки укажут на соответствующую проблему).
  • Тикающий звук при работающем двигателе. Это может говорить о большом износе зубцов или о необходимости замены помпы.
  • Визуальный износ ремня ГРМ. Трещины и потертости говорят о необходимости замены.

    Трещины на ремне – признак необходимости замены

  • Двигатель не заводится: стартер крутится свободно, но зажигание не «схватывает». Стоит проверить состояние ремня, возможно произошел обрыв.

Последствия обрыва ремня ГРМ

После обрыва ремня газораспределительной системы, вероятнее всего потребуется капитальный ремонт двигателя. В лучшем случае придется заменить только сам зубчатый ремень и шкивы. Но обрыву могут сопутствовать и другие поломки:

Повреждение головки блока цилиндров вследствии обрыва клапанов

  • Повреждение клапанов. Наиболее распространенная проблема. Клапана вместе с распредвалом «замирают» при обрыве, а коленвал продолжает толкать поршни, при ударе гнутся клапана.
  • Пробивки поршней.
  • Повреждение пастели распредвала.

Пробитый поршень — последствие обрыва ремня

В чем заключается опасность разрыва

Обрыв детали приводит к негативным последствиям для водителя автомобиля. Не своевременная замена может послужить причиной для дорогостоящего ремонта двигателя.

При разрыве ремня происходит рассинхронизация распределительного и коленчатого валов, когда первое устройство остается в неизменном положении, а второе продолжает крутиться. При данных условиях поршень в двигателе выходит из-под контроля и начинает бить по клапанам, постепенно сгибая последних.

В тяжелых случаях возникает необходимость полной замены поршневой отделения мотора, что приводит к высокооплачиваемому ремонту.

Для чего нужна замена

Если произойдет разрыв из-за несвоевременной замены, последствия могут быть серьезными. В группе риска– силовые установки, в которых поршни и клапаны находятся в одном блоке, ведь они не встречаются друг с другом только благодаря ремню ГРМ, который выступает их синхронизатором. При порыве они продолжают двигаться по инерции, поршни наскакивают на клапаны и загибает их.

Поскольку это важнейшие части, загиб клапанов ведет к капитальному ремонту мотора, но не всегда все ограничивается этим. Существуют другие компоновки, где поршни и клапаны разведены чуть дальше и даже обрыв не приводит к их встрече, но и здесь есть нюансы. Если ремень все же порвется– это может повлечь за собой и другие неполадки:

  • повреждение всего двигателя, он попросту перестанет запускаться;
  • деформация газораспределительного механизма, вплоть до непригодности к ремонту;
  • повреждение подшипников распределительного вала;
  • клин в поршневой группе.

Конкретные неполадки зависят еще и от того, какие обороты присутствовали на момент разрыва, модели машины.

Обратите внимание!
Не следует доводить дело до выхода расходника из строя, следует покупать новый в соответствии с рекомендациями производителя и признаками, свидетельствующими об износе.

Через сколько тысяч километров нужно менять

Предсказать точно продолжительность жизни ремня ГРМ невозможно, особенно если он уже менялся, и была установлена неоригинальная деталь механизма. Ставить неоригинальную деталь вообще довольно рискованное занятие, которое может привести к неприятным последствиям для механизма и двигателя в целом.

Выясняя периодичность замены, следует также брать во внимание условия эксплуатации автомобиля. На срок службы ремня ГРМ влияет ряд факторов

Кроме того, что деталь постоянно подвергается динамическим нагрузкам, неблагоприятное воздействие оказывают перепады температур в подкапотном пространстве, контакт со случайными предметами, попадание жидкостей, загрязнений и пр. Ускорить износ способны также повреждения и некорректная работа иных элементов газораспределительного механизма.

Когда менять ремень ГРМ можно узнать из технической документации к транспортному средству, поскольку для конкретной марки машины периодичность замены может отличаться в силу конструктивных особенностей, а также материала самого изделия. В среднем нужно менять ремень ГРМ спустя 50 000 километров пробега авто и какой бы пробег не был указан производителем, необходимо учитывать, что имеются в виду идеальные условия эксплуатации. Так что если в документации заявлена цифра в 120 000 км, то её можно смело снизить на 30-40 000 км.

Для нового автомобиля отечественного производство обычно деталь подлежит замене через 60 000 км пробега, для импортного авто через 70-80 000 км. Если на машине ремень ГРМ уже менялся, сроки сокращаются до 50 000 и 60-70 000 км соответственно.

Когда автомобиль приобретался с рук, вообще не ясно, через сколько км нужна замена, стоит ли заводская деталь или предыдущий владелец уже менял её. К тому же неизвестно, как и в каких условиях эксплуатировалось авто. Если нет возможности уточнить эти моменты, с учётом пробега меняют ремень (если не менялся) сразу же. Когда деталь уже заменялась, с нею можно проездить около 30 000 км для отечественного автомобиля или 50 000 для импортного.

В зимний период многие автомобилисты прогревают машину перед поездкой, тогда двигатель и соответственно ремень работают вхолостую, ну а поскольку транспорт стоит, спидометр также не ведёт счёт километров. Этот факт также следует учитывать и менять ремень не чётко в установленный срок, а по обстоятельствам. Важную роль играет и конструкция двигателя. Если модель предполагает два распределительных вала, нагрузок на деталь больше, соответственно и степень износа будет выше.

Совместно с работами по смене ремня ГРМ меняют и ролики-натяжители, если нет желания проверять, заклинит механизм, порвётся ли новый ремень либо на сей раз пронесёт. Ролик-натяжитель предназначен для удержания ремня в натянутом определённым образом положении. Подлежат замене уплотнители и сальники, которые препятствуют протеканию смазки. Менять нужно и помпу (водяной насос), поскольку её ресурс также примерно совпадает со сроком службы ремня. Все обнаруженные утечки необходимо обязательно устранить при замене детали.

Последствия обрыва ремня ГРМ

Для бензиновых моторов могут следующие последствия после обрыва ремня:

  1. Выход из строя всех элементов мотора.
  2. Газораспределительный механизм может быть непригоден даже к ремонту. Это может быть вызвано сильным ударом поршней, после чего деформируется головка ГРМ.
  3. Повреждение блока цилиндров. Пришедшие в негодность поршневые кольца наносят вред зеркальной поверхности камеры сгорания.

В дизельных двигателях обрыв ремня ГРМ часто приводит к таким последствиям:

  • повреждению подшипников распределительного вала;
  • деформации шатунов поршней;
  • поломке впускных клапанов.

Каналом «Программа Автомобиль» сняты последствия обрыва ремешка газораспределительного механизма.

Последствия обрыва ремня ГРМ

Для бензиновых моторов могут следующие последствия после обрыва ремня:

  1. Выход из строя всех элементов мотора.
  2. Газораспределительный механизм может быть непригоден даже к ремонту. Это может быть вызвано сильным ударом поршней, после чего деформируется головка ГРМ.
  3. Повреждение блока цилиндров. Пришедшие в негодность поршневые кольца наносят вред зеркальной поверхности камеры сгорания.

В дизельных двигателях обрыв ремня ГРМ часто приводит к таким последствиям:

  • повреждению подшипников распределительного вала;
  • деформации шатунов поршней;
  • поломке впускных клапанов.

Каналом «Программа Автомобиль» сняты последствия обрыва ремешка газораспределительного механизма.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий