Как проверить антифриз или ТОСОЛ: какую плотность должны иметь охлаждающие жидкости

Рекомендации ↑

Совет №1. Последнее время появилась практика покупки концентрата этиленгликоля и самостоятельной его разбавки до нужной плотности. В целом рациональное решение, так как позволяет сэкономить денежные средства. При покупке оптом, всегда была скидка. Плотность антифриза устанавливаем в соответствии с данными таблицы, указанными выше. Но, следует помнить, что сам концентрат очень боязлив минусовых температур. Если не уберечь от морозов, то уже при – 13 °С, он замёрзнет, превратиться в лёд.

Совет №2. Учитывая метаморфозность химического соединения этиленгликоль, будьте внимательны при концентрации. Если необходимо сделать тосол с показателем — 40°С, то шкала ареометра должна соответствовать показанию 1,08 г/см3 или 1,105 г/см3. Вот так бывает. Соответственно, процентное соотношение этиленгликоля будет равно 54% и 84%. Не верите – проверьте.

1 Тосол или импортный антифриз – у кого плотность «лучше»?

Независимо от того, какая охлаждающая жидкость находится в двигателе вашего авто, проверять ее состояние вы должны регулярно. Не сделав этого вовремя, вы рискуете потерять контроль над температурой в салоне машины, а также поспособствуете поломке важных деталей двигателя.

Охлаждающая жидкость для двигателя авто

Среди огромного количества российских автомобилистов бытует мнение, что плотность Тосола – антифриза отечественного производства – должна составлять 1,104 г/см3. Данный показатель учитывается только когда температура замерзания жидкости составляет – 40 ˚C. Зная об этом показателе, многие водители ошибочно считают, что плотность составов иностранных марок должна существенно отличаться. На самом деле разница между импортным и российским антифризом состоит только в рабочей температуре. Соответственно, плотность Тосола и составов других марок при температуре замерзания – 40 ˚C должна быть почти одинакова.

Тосол отечественного производства

На данное свойство жидкостей для охлаждения мотора влияют несколько основных факторов:

  • рецептура, которой придерживались производители антифриза;
  • типы и количество присадок в бензине и охлаждающей жидкости;
  • наличие моноэтиленгликоля;
  • количество нитритов;
  • температура кипения антифриза.

Плотность жидкости для охлаждения сильно влияет на ее теплопроводность. Чем выше эта характеристика, тем быстрее тепло проходит сквозь конструкцию двигателя и накапливается в салоне авто. Также слишком высокие тепловые свойства жидкости грозят перегревом двигателя и других важных деталей машины.



2 Проверяем плотность охлаждающей жидкости

Чтобы знать об этом показателе антифриза, его необходимо регулярно проверять

При этом совершенно неважно, каким составом вы пользуетесь – проверка всегда проводится по одному и тому же принципу. Для того чтобы получить более-менее правдивые данные, стоит использовать ареометр – специальный прибор для измерения характеристик автомобильных жидкостей

Проверка плотности антифриза

Температура замерзания хладагента

Необходимо помнить, что проверять состав нужно не при жаре в 30–40 ˚C и не во время сильных морозов. Лучше всего отобрать немного антифриза в прохладном сухом помещении.



Факторы плотности

Большинство автолюбителей знают о существовании концентрата охлаждающей жидкости, растворив которую очищенной водой, можно получить хладоноситель для двигательной системы автомобиля. Этот концентрат представляет собой этиленгликоль (двухатомный спирт). От содержания долей двухатомного спирта, кислот, а также водных масс определяется плотность раствора.

Хладоноситель современного типа представляет собой не только смесь спирта и дистиллированной воды. В композицию добавляют различные добавки, красящие вещества, чтобы получился нужный оттенок, ПАВ, ароматизаторы и многое другое. Несмотря на такое смешение различных элементов, основа все-таки остается за спиртом и очищенной водой. На долю добавок приходится около 5% от общего объема раствора, следовательно, они не воздействуют на окончательную плотностные свойства технической жидкости.

1 Тосол: характеристики и свойства

Но существует ситуация, когда способность тосола выполнять свои непосредственные функции резко уменьшается и происходит практически полная потеря способности сопротивляться температурам, которые сильнее обычных заморозков

Обычно это является прямым следствием изменения плотности охлаждающего раствора, вот почему важно вовремя ее измерить

Тосол изначально был названием торговой марки в СССР. Именем нарицательным это слово стало гораздо позже. Существует несколько гипотез относительно происхождения названия. По самой распространенной первые три буквы означают “Технологии органического синтеза”, а последние две – “Отдельная Лаборатория”, которая и разработала данную смесь. По другой теории “ол” – это обычное окончание большинства спиртов, таких как этанол и метанол.

Для того чтобы узнать плотность тосола, используют специально для этого созданное устройство – ареометр. Сейчас чаще всего в магазинах продаются устройства, которые имеют сразу две шкалы, чтобы узнавать плотность электролитов и иметь возможность определить температуру застывания охлаждающего раствора.

Прибор для измерения плотности электролитов

Для проверки плотности тосола или другой охлаждающей жидкости следует открыть капот автомобиля и выкрутить верхнюю часть радиатора. Далее нужно сдавить верхнюю часть ареометра, где находится баллон для того, чтобы избавиться от кислорода и затем вставить устройство в радиатор. После этого нужно нажать на грушу, что приведет к наполнению колбы специальным раствором.

После совершения всех предыдущих действий нужно перевести взгляд на шкалу в верхней части ареометра: черта, образующаяся при касании жидкости к стержню ареометра, считается соответствующей температуре перехода тосола в замерзшее состояние.

Шкала в верхней части ареометра

Если тосол обладает плотностью, которая не препятствует его использованию во время сильных морозов, шкала приобретет зеленый оттенок ( от 29 до 39 °С), если у смеси изменились морозоустойчивые свойства в меньшую сторону, шкала станет красноватой (19-29 °С), при серьезных изменениях характеристик она будет иметь желтый цвет (10-20 °С). Если тосол полностью утратит полезные свойства, шкала станет голубой (0-10 °С). Далее надо сдавить баллон в верхней части ареометра и впрыснуть тосол назад в радиатор. В ситуации, когда плотность смеси уменьшилась, к ней нужно добавить концентрированные добавки. И наоборот, при повышении плотности в охлаждающий раствор нужно добавить чистой отфильтрованной воды, хватит и литра.

После применения устройство нужно помыть обыкновенной водой и высушить.

Недостаточная или избыточная плотность антифриза – последствия

Риск замерзания жидкости на морозах есть всегда,
если плотность ниже или выше нормы. Выше было написано частично, к чему это
приводит. Ниже подробнее об этом:

  • заклинивает помпа, что приводит к обрыву
    ремня ГРМ и перегреву мотора;
  • перестает
    нагреваться радиатор;
  • повреждается
    термостат;
  • нестабильно
    работает печка.

Да
и вся система охлаждения может просто выйти из строя. Нередко срывает патрубки
и резиновые трубки, а металлические элементы покрываются трещинами. Все это
грозит разрывом ГБЦ и капитальным ремонтом.

Если все же жидкость замерзла, надо срочно принять
меры — возможно, что система еще в порядке. В первую очередь автомобиль следует
поставить в теплое помещение (гараж, бокс). Затем вскипятить воду и обдать ею
все магистрали системы, а также расширительный бачок. Потом с помощью
технического фена прогреть радиатор и другие части системы охлаждения. В
завершении нужно слить старый антифриз и заправить чистый, качественный состав.
Проверка плотности антифриза позволит избежать неприятных последствий.

Замена антифриза на ВАЗ 2107

Замена антифриза, в отечественных автомобилях ВАЗ 2107, производится со стандартной периодичностью — раз в 2 года или через 60 000 км. Здесь все зависит от того, какое из условий будет выполнено раньше. Кроме того, жидкость необходимо заменить, если она изменила цвет, к примеру, приобрела рыжеватый оттенок.

Какой антифриз лучше, и сколько его заливать?

Перед тем как слить антифриз, вы должны определиться с маркой новой охлаждающей жидкости и приобрести ее, в необходимом объеме. Машинам ВАЗ 2107 требуется 9,85 литра, для полной заправки охлаждающей системы. Это значит, что одной 10-литровой емкости антифриза будет достаточно

При покупке ОЖ, обратите внимание, что некоторые антифризы продаются в виде концентратов и требуют разбавления с дистиллятом, в пропорции 1 к 1

Для замены антифриза, можно использовать следующие типы:

  • Для «семерок» с 1998 по 2002 года выпуска, оптимальный вариант ОЖ G12 красного цвета. Сюда стоит отнести MOTUL Ultra, Лукойл Ультра, Castrol SF и прочие.
  • В ВАЗ 2107, изготовленный в период с 2003 года по 2012 года и далее, рекомендуется к применению антифриз G12+ или G12++ следующих марок — MOTUL Ultra, Castrol Radicool Si, Zerex G.

Процесс замены

Перед тем, как слить антифриз, запаситесь необходимым инструментом. Вам потребуется минимальный набор, в который входит ключ на «тринадцать», группа отверток, тара (именно в нее будет сливаться старая ОЖ), а также 10 л нового состава в канистре.

Замена антифриза начинается со слива старой рабочей жидкости. Для начала, найдите ровную поверхность, для выполнения всех манипуляций. Лучше работать на эстакаде или яме, в гараже. Если ровно поставить машину не удается, допускается подъем передней части немного выше, чем задней (обратная ситуация исключена).

Далее действуйте так:

  1. Демонтируйте, если имеется, защиту двигателя. Для этого, достаточно выкрутить двенадцать крепящих болтов. Также помните о наличии четырех пластмассовых креплений.
  2. Перейдите в салон и переместите в правую сторону рычаг, который отвечает за выход теплого воздуха, из системы обогрева в салоне машине. Как правило, он находится сверху.
  3. Откройте расширительный бачок. Оцените состояние его пробки и, при наличии дефектов, произведите замену.
  4. Откройте заливную горловину, вверху радиатора автомобиля.
  5. Выкрутите пробку, которая закрывает выход ОЖ из блока цилиндров двигателя. Перед тем, как слить антифриз, подставьте пустую тару (ведро или бутылку) для удаления старой ОЖ.
  6. Перенесите емкость или подставьте новую тару под радиатор, после чего откройте его слив. Дождитесь, пока старая ОЖ полностью выйдет из системы.
  7. Отбросьте ремень, который удерживает расширительный бачок. Теперь поднимите бачок вверх, для слива антифриза из подключенной трубки. Остатки ОЖ, в этом случае, выходят через слив в радиаторе.
  8. Оставьте машину на какое-то время, чтобы убедиться в полном выходе охлаждающей жидкости.

Заливка нового антифриза

Теперь перейдите к замене антифриза. Для этого действуйте так:

  • Верните бачок охлаждающей системы на прежнее место и вкрутите пробку на отверстие для слива, блока цилиндров ВАЗ 2107. Сделайте то же самое действие со сливной пробкой на радиаторе — закрутите ее на место.
  • Залейте новый антифриз в радиатор, после чего сделайте эту же работу применительно к расширительному бачку. Следите за положением ОЖ в системе, по контрольным отметкам. Прекратите лить антифриз в случае, когда его линия выше на 3-4 см черточки MIN.

Удаление воздуха из системы

Теперь уберите воздушные пробки из системы. Для этого найдите отводящую, перепускную и подводящую трубки радиатора, после чего, нажмите на них несколько раз, руками.

Можно сделать иначе. Поставьте машину так, чтобы передок был выше, заведите мотор и дайте ему поработать 5-6 минут на ХХ. Теперь верните пробки радиатора и бачка на исходные места. После первого пуска двигателя, еще раз проверьте уровень ОЖ в бачке. Если его мало — выполните доливку.

В завершение, учтите следующие моменты:

  • Замена антифриза должна производиться исключительно на холодном моторе.
  • Помните о токсичности ОЖ, поэтому работу стоит производить только на улице. Допускается выполнение всех манипуляций в помещении, но при наличии хорошей вентиляции.
  • Через трое суток, с момента замены, снова проконтролируйте уровень антифриза. Если требуется, доведите его до нормы.

Полезные советы

Как советуют специалисты, если антифриз куплен в виде концентрата, нужно после заливки в систему охлаждения готовой жидкости обязательно замерить плотность такого состава. Если же был приобретен готовый антифриз или ТОСОЛ, еще до заливки в систему нужно сразу промерять его плотность. Дело в том, что в продаже есть большое количество подделок под охлаждающие жидкости известных брендов (Shell, Liqui Moly, Bizol и т.д.). Если просто, там нет этиленгликоля/пропиленгликоля. Вместо базовой основы используют кислоты, сахар соль.

Опасность таких продуктов в том, что изначально замер плотности может показать норму, а также жидкость не будет замерзать на холоде. Однако через небольшой промежуток времени после нагревов и охлаждений поддельный антифриз потеряет свойства и замерзнет при небольшом морозе со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы избежать подобных рисков, через пару-тройку дней после замены антифриза лучше снова проверить плотность жидкости. Если заметны явные изменения в сторону уменьшения плотности, тогда это подделка. Нужно срочно сливать такой антифриз, тщательно промывать всю систему охлаждения и заливать качественный оригинальный продукт.

На практике, именно готовые антифризы (уже смешанные с водой) подделывают чаще всего, но исключать аналогичные манипуляции с концентратом тоже нельзя. Для страховки можно порекомендовать покупку антифризов, ТОСОЛов и других технических жидкостей исключительно в официальных или проверенных точках продажи.

Охлаждающая жидкость

Антифриз — важная составляющая радиатора. У тосола есть две главные функции:

  1. Защита запущенного двигателя от перегрева.
  2. Предотвращение замерзания охлаждающей жидкости зимой.

В промышленности существуют стандарты выпуска антифриза. Выделяются такие классы:

Первые две группы — самые выносливые, ведь входящим в них веществам свойственна высокая концентрация. Это позволяет жидкости сохранять свои свойства даже при отрицательной температуре в 80 градусов Цельсия.

Тосол также выполняет функции антифриза, однако предназначается для отечественных автомобилей. Он также делится на классы. Производят три основных вида:

Числовое значение демонстрирует критическую отрицательную температуру, при которой тосол сохраняет работоспособность. Например, для марок А40 и А65 — минус 40 и 65 градусов соответственно. АК — это концентрированный состав, который следует разбавлять водой. От соотношения зависят характеристики смеси. Скажем, при равной пропорции (50% концентрата в жидкости) тосол может кристаллизоваться примерно при минус 30 градусах Цельсия.

Что появилось раньше — тосол или антифриз?

При рассмотрении вопроса стоит разобраться с историей создания, составом и действующими маркировками. Рассмотрим эту информацию для каждого вида охлаждающей жидкости.

Антифриз

Подразумевает в себе все виды охлаждающих жидкостей для двигателя.

Представляет собой водный раствор, содержащий дополнительные компоненты: пропиленгликоль, этиленгликоль, глицерин, силикаты, красители и другие элементы.

Отличительной особенностью антифриза является способность сохранять текучесть при низких температурах.

История антифризов началась в 1920-х годах прошлого века. В основе таких жидкостей лежал глицерин, который закипал при 290 градусах Цельсия. Из-за небольшой температуры замерзания, насосу было сложно гонять густую жидкость по системе.

Со временем к глицерину добавили этанол, который значительно улучшил его текучесть. Недостатком были ядовитые пары, которые часто приводили к потере сознания среди автовладельцев.

В дальнейшем в составе стали появляться добавки, предназначенные для защиты от коррозии, очистки системы и решения иных задач.

Производители стали включать в антифриз метасиликат натрия, который применялся для защиты алюминиевых сплавов. Со временем стал использоваться нитрит, соли моно и дикарбоновых кислот и прочие добавки.

Новые версии антифризов содержат ингибиторы коррозии меди, красители и присадки для защиты от вспенивания. В них уже нет опасных элементов, которые добавлялись ранее.

По классу бывают следующих видов: G11, G12, G12+, G12++, G13.

G11 — силикатные

Предназначены для создания тонкой пленки, обеспечивающей защиту от коррозии. Имеют спецификацию VW-TL-774-C. Используются с 1996 года на машинах Фольксваген. Выделяются синим или зеленым цветом жидкости. В основном используется в автомобилях ВАЗ старых моделей и других аналогичных машинах.

Содержат в составе фосфаты, нитриты, нитраты, амины, силикаты и бораты. Примеры — Starex Green 10 л, SINTEC EURO G11 5 л, Febi G11 (синий) 5 л.

G12 — карбоксильные

Используются на авто европейского производства, выпущенных до 2001-го. Соответствуют спецификации VW-TL-774-D. Внешне выделяются розовым или красным оттенком. Примеры — SINTEC LUX G12 -40, VOLKSWAGEN G12 EVO, Sapsan Red, AGA Z65.

G12+

Более современные антифризы, предназначенные для моторов с повышенной нагрузкой. Используются на машинах с 1997 по 2008 годы выпуска. В РФ применяются на более новых авто. Внешне выделяются красным цветом.

Примеры — FELIX Carbox -40, Motul Auto Cool Optimal G12+, NIAGARA Антифриз RED G12+ -40.

G12++

Имеют в составе пропиленгликоль, который заменил этиленгликоль.

ОЖ группы J12. Относится к гибридным так как карбосиликатный состав включает в себя кроме органических также и силикатные добавки.  

Такие антифризы безвредны, отличаются небольшим сроком разложения и несут меньше рисков для окружающей среды.

Рекомендуются для заливки в машины, выпущенные после 2008 года. Примеры — Coolstream QRR, SINTEC UNLIMITED G12++, AVENOL LTC — Protect C12++ Premix -40°.

Спецификация — VW-TL-774-G и G13

Отличается желтым, фиолетовым или оранжевым оттенком. По своим свойствам мало чем отличается от G12++, но в основе лежит не пропиленгликоль, как у G12++, а этиленгликоль (не менее 73%), глицерин (не более 20%), которые на много безопасней в плане экологичности.

Слабым местом считается цена, которая «бьет по карману» обычных автовладельцев.

Примеры: Febi G13, Motul Auto Cool G13, Zalmer LLC ZR 4000 G13 (фиолетовый).

Многие из антифризов, которые продаются на рынке, не соответствуют упомянутым выше спецификациям. Каждый продукт должен пройти проверку в специальной лаборатории на факт соответствия требованиям производителя. На практике 99 из 100 продуктов, которые доступны в продаже, такой контроль не проходили.

Измерение плотности

Есть разные способы измерения плотности антифриза. Такие приборы, как рефрактометр и ареометр, применяются довольно часто. Однако следует учитывать, что ареометр выдаёт ориентировочные значения. Чтобы повысить точность показаний, нужно выполнять замер при внешней температуре в 20 градусов тепла. Зимой такие условия можно создать только искусственно — в отапливаемом гараже или автомобильной мастерской. Существуют и народные методы.

Плотность тосола измеряется в граммах на кубический сантиметр. Проверить плотность антифриза в домашних условиях недостаточно — следом за этим следует определить критическую температуру и количество этиленгликоля, для чего используют специальную таблицу зависимости этих параметров.

Плотность антифриза в зависимости от температуры:

Плотность антифриза, процентыКонцентрация этиленгликоля, граммы на кубический сантиметрТемпература, градусы Цельсия
1,11297,8-20
1,11093,0-30
1,10485,4-40
1,09878,4-50
1,09272,1-60
1,08665,3-65
1,08363,1-60
1,07858,0-50
1,07152,6-40
1,06345,6-30
1,05136,4-20
1,03426,4-10

Проверить плотность тосола лучше до наступления зимы. Именно весной охлаждающую жидкость заменяют или доливают, ведь смесь должна выдержать любую возможную отрицательную температуру воздуха.

Использование ареометра

При измерении плотности ареометром нужно выполнить простое правило безопасности — двигатель не должен быть горячим. Это обусловлено двумя причинами:

  1. Риск получить термический ожог.
  2. Неточность полученных результатов.

Перед тем как добавить купленный антифриз, его также следует проверить — нельзя исключать вероятности, что этиленгликоль слишком сильно разбавили водой в магазине либо изготовитель нарушил производственную норму. Для этого понадобится ёмкость с охлаждающей жидкостью и ареометр. На устройстве должны быть две шкалы. Одна — для демонстрации плотности, а вторая — температуры замерзания.

Общая характеристика и состав

Чтобы понять, как измерить плотность тосола и антифриза, необходимо разобраться в их характеристиках и определении. Представленное вещество нужно для охлаждения мотора в летний период и защиты зимой от механического разрушения.

В основе названия антифриза лежит аббревиатура. ТОС – технология органического синтеза. Последние две буквы названия обозначают принадлежность вещества к группе спиртов, которые, как известно, заканчиваются на «ол».

Основой тосола является гликолевый эфир. В состав входят около 10 различных присадок. Благодаря этому антифриз не поддается воздействию мороза или жары, не кипит и не пенится. Специальные присадки устраняют воздействие на материалы механизмов, благодаря чему они становятся не подверженными коррозии. Тосол возможно длительно хранить и эксплуатировать также благодаря особому составу.

Поддельный антифриз или ТОСОЛ

Что на последок, хочется сказать – ребята сейчас на рынке, очень много поддельной охлаждающей жидкости, вместо этиленгликоля или пропиленгликоля, используются кислоты и обычный сахар или соль. Такая жидкость, изначально, также не будет замерзать при отрицательных температурах, да и показатель плотности будет на нужном уровне.

НО вся проблема в том, что через небольшое количество времени, жидкость потеряет свои свойства, скажем от нагревания и охлаждения! И она уже через месяц работы, будет замерзать при малых температурах.

По опыту скажу, что сейчас очень много подделок, основанных именно на дешевых кислотах.

Думаю информация была вам полезна, читайте наш АВТОБЛОГ.

Как заменить тосол на ВАЗ 2107?

Если вы в сомнении в каком состоянии находится тосол или антифриз в системе охлаждения вашего автомобиля, то знайте, темпереатуру замерзания можно узнать по плотности охлаждающей жидкости. Здесь как раз мы и расскажем как это сделать, если ваш антифриз или тосол в основе имеет этиленгликоль. Это большинство антифризов и тосолов на сегодняшней день. Более подробно в статье «Виды тосолов и антифризов». Итак, разное соотношение этиленгликоля и воды соответственно образуют разную плотность. Так в частности 1 литр воды весит 1 кг, а вот 1 литр этиленгликоля уже 1,120 кг, таким образом из определения веса в 1 литре, то есть фактически из определения плотности можно сделать вывод о содержании этиленгликоля в воде и как следствие резюмировать температуру замерзания для данного антифриза или тосола. Измерение плотности тосола, антифриза производится ареометром или другими аналогичными, несложными в применении прибором. Как правило это обычный поплавок, который тонет в зависимости от плотности на разную глубину. Ведь при разной плотности сила Архимеда будет тоже различна, сила Архимеда — это сила равная массе вытесняемого раствора объемом погружаемого в него тела.

Таблица соотношения плотности и температуры замерзания тосола или антифриза

Иные приборы для измерения плотности охлаждающей жидкости

Плотность охлаждающей жидкости можно измерить не только при помощи ареометра, но также иных приборов: рефрактометра и специальных электрических.

Рефрактометр позволяет определить плотность путем измерения величины преломления света, проходящего через жидкость. Специализированные электрические приборы определяют рассматриваемую величину, вычисляя сопротивление антифриза.

Подобного рода устройства применяются обычно в официальных сервисных центрах и специализированных СТО. Смысла в их приобретении нет, так как по своей цене они сопоставимы со стоимостью канистры нового антифриза. Поэтому для измерения плотности охлаждающей жидкости лучше всего подходит обычный ареометр.

Тосол

Охлаждающая жидкость типа «Тосол» создана в СССР еще в 1960-1970-х годах. Пришла на замену устаревшей версии Paraflu-11, который до этого использовался в автомобилях ВАЗ.

В качестве разработчиков продукта выступили специалисты НИИ органической химии и технологии. Первые буквы взяты от названия отдела разработчиков — «Технологии Органического Синтеза».

Сразу после выпуска Тосол заливался в системы охлаждения машин отечественного производства. Он соответствовал требованиям ГОСТа и по параметрам был не хуже аналогичных продуктов из-за границы.

В дальнейшем термин «ТОСОЛ» прошел регистрацию в качестве торгового названия, а в 1990-х процесс изготовления был остановлен.

Сегодня некоторые производители продолжают выпускать охлаждающие жидкости и называют их «Тосол». На практике состав и качество такого товара не соответствует тому, что было в период СССР.

Тосол — охлаждающая жидкость, которая относится к отдельной марке. Выпускается с 1971 года и предназначена для использования на автомобилях ВАЗ. Получена с помощью технологии органического синтеза и имеет состав, который закреплен государственным стандартом.

В тосол входит этиленгликоль, бензоат натрия, бораты, нитрит натрия, пеногаситель, краситель, бутанол, декстрин, каптакс (органическое соединение класса бензотиазолов) и дистиллированная вода.

Содержание продукта может немного отличаться в зависимости от производителя и типа.

При изучении особенностей тосола стоит знать его маркировки:

А — концентрированная охлаждающая жидкость. Перед применением требует разведения с дистиллированной водой. Буква «А» обозначает «автомобильный». Информация о приготовлении доступна на упаковке. АМ — тосол-концентрат, являющийся улучшенной версией типа «А». Имеет похожий состав, в который добавлены и другие компоненты. Замерзает при температуре -35 градусов Цельсия. Отличается голубым оттенком и небольшой стоимостью. А-40М — тосол с гликолевым спиртом в составе. Имеет около десятка ингредиентов, защищающих от коррозии и предотвращающих появление пены. Такая марка охлаждающей жидкости отличается отсутствием запаха. Внешне выделятся голубым или светло-зеленым оттенком

При использовании А-40 М важно помнить о ядовитом составе и исключать попадание на кожу. А-40М не замерзает при температуре до -40 градусов Цельсия и кипит при +108 градусах

Имеет в составе добавки, которые защищают медные, стальные, латунные и чугунные элементы двигателя. Используется в отечественных автомобилях ВАЗ и грузовиках. Меняется раз в 1-2 года или через 40-65 тысяч километров. А-65М — тосол для легковых автомобилей, тракторной техники, грузовиков и машин иностранного производства. Выдерживает температурный режим от -65 до +110 градусов Цельсия. Не опасен для изделий из пластмассы, резины и металла. Содержит в составе этиленгликоль и может смешиваться с другими видами охлаждающих жидкостей. Кристаллизуется при -65 градусах Цельсия, а закипает при +110.

Тосол

Тосол появился в Советском Союзе вместе с ВАЗом. Для нового а/м (с новыми материалами в системе охлаждения) потребовался антифриз с лучшими (чем выпускались антифризы на тот момент), свойствами. Такой антифриз был создан в Государственном Союзном НИИ органической химии и технологии сотрудниками отдела «ТОС» («ТОС» – сокращенно – технология органического синтеза), откуда и произошло название «Т_О_С_ол».

Более полная история приведена ниже. В СССР ТОСОЛ стал что-то вроде торговой марки или коммерческого названия. Хотя правильнее было бы сказать, что это был некий стандарт антифриза, поскольку это была ОЖ с заданными составом и свойством, но выпускаемая разными предприятиями.

  • АНТИФРИЗ – импортная ОЖ, как правило высокого качества (хотя, думаю, в нашей стране на прилавках может быть что угодно), чаще концентрированная (но может быть и готовой к употреблению)
  • ТОСОЛ – отечественная ОЖ самого разного качества (от высококачественной ОЖ до подкрашенной воды), как правило готовой к употреблению (т.е. не требующей разбавления)

АНТИФРИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ – теперь уже устаревшее (но еще живущее) обывательское понятие ОЖ, выпускавшийся для грузовых а/м (хотя сегодня в грузовики льют все ту же жидкость с самым разным составом, продающуюся под единым нарицательным названием «ТОСОЛ»).

В большинстве случаев основой для ОЖ является этиленгликоль (если не ошибаюсь, МОНОэтиленгликоля, с Ткип=197 гр.С, т.к. есть и ДИэтиленгликоль, с Ткип=245 гр.С, тоже использующийся (или использовавшийся) для антифризов). Существуют (или существовали) антифризы на других основах – глицерине, пропиленгликоле, моноэтиленгликоле и др.

КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

Во время сгорания топлива в цилиндрах выделяется большое количество тепла, большая часть которого уходит вместе с выхлопными газами. Оставшееся тепло распределяется между поршнем, цилиндром и головкой блока цилиндров (ГБЦ). Благодаря этому повышается температура стенок поршня, блока цилиндров и ГБЦ, что облегчает воспламенение топлива и улучшает его сгорание. Если двигатель продолжит нагреваться даже после достижения оптимальной температуры, то топливо будет воспламеняться раньше, чем нужно (детонация), из-за чего начнут разрушаться шатуны, коленчатый вал, поршни, клапана и днище ГБЦ. Помимо этого, раннее воспламенение топлива приведет с падению мощности двигателя и ухудшению экономичности.

Дальнейший рост температуры приведет к:

    • появлению трещин в ГБЦ; разрушению клапанов и поршней;
    • перегреву масла и вызванному этим увеличению износа коленвала и вкладышей;

резкому снижению общего ресурса двигателя; заклиниванию коленвала.

 Помпа (водяной насос) системы охлаждения гонит охлаждающую жидкость (ОЖ) по каналам. Благодаря этому ОЖ омывает блок цилиндров и ГБЦ, унося с собой излишки тепла. После этого ОЖ поступает в радиатор, который обдувает входящий воздух. Использование вентилятора позволяет повысить эффективность обдува. После охлаждения в радиаторе ОЖ поступает в блок цилиндров, поднимается до ГБЦ и охлаждает мотор. Чем выше обороты двигателя, тем сильней вращается крыльчатка помпы и тем быстрей движется ОЖ по каналам системы охлаждения.

В тех регионах, где температура зимой не опускается ниже нуля градусов, в систему охлаждения раньше (20-60 года прошлого века) заливали дистиллированную воду. Так поступали, потому что не было специальных жидкостей, блоки цилиндров изготавливали из чугуна, а радиаторы из латуни. Если ожидались морозы, а на автомобиле нужно было ездить, то в воду добавляли этиленгликоль. Однако, переход на алюминиевые блоки цилиндров и радиаторы не позволяет применять такой подход, потому что этиленгликоль разъедает стенки каналов, радиатор и крыльчатку помпы. Поэтому в такую охлаждающую жидкость необходимо добавлять вещества, которые снижают повреждающее действие этиленгликоля (ингибиторы коррозии).

Что такое тосол? И какова его роль?

Тосол – это название охлаждающей жидкости (он же — антифриз), которая используется в системе охлаждения двигателя. Основное назначение этой жидкости – отвод тепла от мотора. Дело в том, что двигатель при работе очень сильно нагревается, и в случае перегрева его детали могут выйти из строя. Тосол циркулирует по системе мотора, забирает тепло от двигателя, переносит его в радиатор, где быстро охлаждается встречными потоками ветра. Далее уже охлажденный тосол снова поступает к двигателю и снова забирает его тепло.

С этой задачей может справиться обычная вода летом, однако зимой она может замерзнуть. Ее замерзание приведет к образованию льда и его расширению. В результате трубы, в которых циркулирует вода, могут лопнуть. А вот антифриз или тосол не замерзают из-за специальных добавок в составе. Следовательно, они могут использоваться даже зимой. Такие охлаждающие жидкости есть в каждом автомобиле – без них работа двигателя внутреннего сгорания невозможна. Однако стоит уточнить, что тосол – это старое название данной жидкости. Сегодня используется термин «антифриз». По сути, это одно и то же, просто люди называют его по-разному.

Антифриз для хендай и киа

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий