Виды трансмиссионных масел: классификация по эксплуатационным свойствам

Когда нужна замена смазки, правила промывки мотора

Заменяя смазку, водитель должен помыть силовой агрегат. Промывка осуществляется также при попадании в движок посторонних веществ (охлаждающая жидкость, горючее), проведении ремонта, связанного со вскрытием головки цилиндрового блока.

Также, если автомобиль был приобретен с рук, при этом нет данных о периодичности замены смазки, нужно обязательно промыть мотор.

Силовой агрегат автомобиля промывается следующим образом:

  1. Выполните прогрев мотора и слив отработанного автомасла. Подождите, пока из движка не вытечет как можно больше смазки. Желательно установить машину на подъемник.
  2. Налейте новую смазку. Установите другой маслофильтр.
  3. Не перегружайте двигатель хотя бы пару суток.
  4. Опять замените масляную жидкость. Повторите вышеперечисленные действия, включая смену маслофильтра.
  5. Следующую замену осуществите, когда проедете половину прошлого пробега. К примеру, если раньше вы меняли смазку каждые десять тысяч километров, то теперь придется проводить замену каждые пять тысяч километров.

Если вы по-прежнему сомневаетесь в чистоте мотора, уменьшите интервал замены. Это точно не повредит силовому агрегату.

Всесезонная полусинтетика оптимально подходит почти для любых агрегатов. Она содержит множество особых присадочных веществ, которые уменьшают трение соприкасающихся деталей.

Всесезонные смазки универсальны, могут улучшить работу автомобиля. Перед тем, как заливать автомасло, посоветуйтесь с сотрудниками автомобильного сервиса. Используемый нефтепродукт должен быть одобрен автоизготовителем.

Вязкость трансмиссионного масла по SAE

Вязкость – физическая величина, показывающая способность трансмиссионного масла смазывать трущиеся запчасти и формировать пленку, защищающую их поверхности. Этот термин обозначает то, как текучие вещества сопротивляются перемещению содержащихся в них слоев по отношению друг к другу.

Динамическая вязкость показывает силу внутреннего трения трансмиссионного масла. Кинематическая вязкость отражает качества текучести, является отношением динамической вязкости к плотности масляной субстанции.

Классификация трансмиссионных масел по вязкости и температуре была разработана SAE, Society of Automotive Engineers («Сообщество автомобильных инженеров»).

Согласно сведениям в принятой классификации, существуют 3 большие группы трансмиссионных масел: зимние, летние, всесезонные.

Лучшие минеральные трансмиссионные масла

Роснефть «Kinetic MT», минеральное, 80W-90

Роснефть «Kinetic MT», минеральное, 80W-90 – это всесезонная недорогая минеральная автомобильная смазка эксплуатационного класса API GL4, которая подойдет для всех видов техники, в числе которой:

  • автомобили;
  • мотоциклы;
  • производственное оборудование, оснащенное коробкой передач;
  • прочие транспортные средства.

Обладает индексом вязкости 95, что обеспечивает достаточно неплохую работу. Стабильно функционирует даже в сильный мороз. Однако нижний порог рабочей температуры – 37 градусов Цельсия, поэтому подойдет для Центральной России и южных регионов. В более холодных уголках страны лучше не использовать.

Имеет набор современных присадок, обеспечивающих высокую эффективность.

Прошла исследования на ПАО «Автоваз» и рекомендована к использованию в трансмиссии продукции Тольяттинского автомобильного завода.

В российских магазинах средняя стоимость четырехлитровой канистры Роснефть «Kinetic MT», минеральное, 80W-90 составляет приблизительно 650 – 700 рублей.

Роснефть «Kinetic MT», минеральное, 80W-90

ENI Rotra FE 75W-90

Еще одна смазка эксплуатационного класса API GL 4 испанского производства стандарта SAE 75w85. Рассчитана на применение в механических коробках передач, совмещенных с дифференциалом. Имеет среднюю вязкость. Способно стабильно функционировать при температуре окружающей среды от – 40 до + 35 градусов по Цельсию. Не очень дешевое – стоит в четыре раза дороже продукта от Роснефти. Идеально подойдет для эксплуатации в переднеприводных машинах, оборудованных МКПП.

ENI Rotra FE 75W-90

ENEOS «Gear GL-5», минеральное, 75W-90, 0,9

Дорогое японское масло для трансмиссии эксплуатационного класса API GL4 стандарта 75w90. Также подойдет для обслуживания заднего моста машины, дифференциала. Разработана с ориентиром на использование в «механике», однако можно использовать и в «автоматах» за неимением другого варианта. Может работать и в холод (диапазон – от – 40 до + 35 градусов по Цельсию), Средняя стоимость четырехлитровой канистры продукта фирмы ENEOS в российских автомагазинах составляет от 1 500 до 2 000 рублей, что не очень дешево.

ENEOS «Gear GL-5», минеральное, 75W-90, 0,9

LIQUI MOLY Hypoid Getriebeoil (GL-5) 85W-90

LIQUI MOLY Hypoid Getriebeoil (GL-5) 85W-90 – продукт из Германии, который отличает высокая эффективность, приемлемое качество и относительно низкая цена. Изготовлен без использования синтезированных компонентов путем перегонки нефти. Имеет весь необходимый набор присадок. Прошел сертификацию для использования с автомобилями Volvo, а также с грузовиками DAF. Оптимизирован для МКПП. Эксплуатационный класс — API GL4, стандарт 85W-90.

Средняя стоимость литровой канистры LIQUI MOLY Hypoid Getriebeoil (GL-5) 85W-90 в Российской Федерации составляет всего 500 рублей.

LIQUI MOLY Hypoid Getriebeoil (GL-5) 85W-90

ЛУКОЙЛ ТМ-4, минеральное, 80W-90

Недорогой отечественный продукт известной российской марки, ничем не уступающий по эффективности и качеству зарубежным конкурентам. Имеет стандарт 80W-90, позволяющий использовать его при достаточно низких температурах в мощных двигателях. Оптимизирован под климат средней полосы России. Эксплуатационный класс — API GL4. В состав включен набор необходимых присадок.

Средняя стоимость канистры объемом четыре литра в автомагазинах России составляет 500 рублей.

ЛУКОЙЛ ТМ-4, минеральное, 80W-90

3 Лукойл 80W90 ТМ-4

Российский Лукойл – лидер среди производителей в РФ. Это масло отличается ценой, а также добавлением пакета присадок. Сфера применения широкая: легковые, грузовые автомобили, техника и другие механизмы. Отличная износоустойчивость за 120 рублей, а также антиокислительные и антикоррозийные свойства. Многого от этого масла ожидать не стоит, но именно этот продукт является одним из лидеров в этой категории. Несмотря на относительную универсальность, масло подходит для GM-4 систем. В целом, довольно эффективное масло за крайне приятную цену.

Достоинства:

  • Цена
  • Простой состав
  • Неплохая устойчивость к низким температурам
  • Хорошие смазывающие свойства

Недостатки не обнаружены.

Что необходимо делать при смешивании автомобильных масел для трансмиссии

Предположим, что водитель все-таки смешал разные автомасла для трансмиссии, и стал замечать, что функционирование коробки переключения передач ухудшилось. Следует немедленно полностью поменять смазку, используя особые промывающие жидкости.

К примеру, в эксплуатационном руководстве нет данных о том, какое автомасло заливать в трансмиссию, или у вас нет самой инструкции (актуально для б/у авто). В этом случае лучше посоветоваться с работником автомобильного сервиса или дилерского центра. Кроме того, можно зайти на веб-сайт изготовителя транспортного средства и узнать там все, что нужно.

Итак, становится ясно, что ответ на вопрос, можно ли смешивать трансмиссионные масла, очевиден. В обычных условиях делать этого категорически не рекомендуется. Смешивание не обернется ничем хорошим для вашего транспортного средства.

Иногда случаются сложные ситуации. Например, вам нужно срочно пополнить запас смазки в трансмиссии, а под рукой нет подходящего автомасла. Тогда можете залить в коробку переключения передач то, что имеется.

Помните, что это считается экстренной мерой и лучше никогда до такого не доводить. Для этого возите в багажнике канистру с нефтепродуктом, оптимально подходящим для вашей трансмиссии.

Так вы избежите многочисленных проблем и избавите себя от необходимости обращаться в автосервис. Отпадает необходимость в полной замене автомасла, включающую в себя промывание коробки переключения передач.

Классификация вязкости

Главная задача трансмиссионных масел – смазывать механизмы коробки передач. Дабы процесс смазки был максимально эффективным, средство должно иметь и сохранять определенные технические свойства. В первую очередь речь идет о вязкости. Помимо трех видов масел по характеру производства, дополнительно они разделяются по вязкости. Существует три основные классификации вязкости:

  • по SAE;
  • по API;
  • по ГОСТ.

Рассмотрим каждую классификацию подробнее.

По SAE

Данную классификацию разработали инженеры из США. Это наиболее распространенная градация, которую используют по всему миру. Она включает в себя 9 категорий масел, отличающихся между собой степень вязкости (сСт):

  • 70W, до -55°с, сСт 4,1/-;
  • 75W, до -40°с, сСт 4,1/-;
  • 80W, до -26°с, сСт 7,0/-;
  • 85W, до -12°с, сСт 11,0/-;
  • 80, cCт 7,0/<11,0;
  • 85, cCт 11,0/<13,5;
  • 90, cCт 13,5,0/24,0;
  • 140, cCт 24,0/41,0;
  • 250, cCт 41,0/-.

Масла с буквой W в индексе используются в условиях отрицательных температур воздуха. Масла, предназначенные для использования в летний период, не имеют такого индекса. Имеются и всесезонные масла. У них двойная маркировка. Например, 70W-80.

По API

Если предыдущая классификация делит масла по вязкости, то разделение API относится к назначению масел. Этот параметр определяет тип механизма, температуру, нагрузки и другие параметры, к которым рекомендуется соответствующее масло. Масла в этой категории присваивается один из шести индексов:

  • GL-1 — средства с минимальным количеством присадок, используются для всех зубчатых передач с маленькой скоростью вращения;
  • GL-2 — жидкости с антифрикционными присадками, используются с червячными передачами;
  • GL-3 — жидкости с присадками, уменьшающими износ металла, применяются для КПП с несколькими ступенями;
  • GL-4 — масла с множеством присадок, подходят для коробок с высокой скоростью вращения и маленьким крутящим моментом;
  • GL-5 — масла, предназначенные для суровых условий эксплуатации с множеством присадок на основе серофосфорных элементов;
  • GL-6 — средства с максимальным количеством присадок, используются в наиболее жестких условиях эксплуатации.

В большинстве современных автомобилей используют GL-4.

По ГОСТ

Классификация данного типа является российской. Данной разделением предусмотрен ГОСТ 17479.2-85. По разделению отечественная классификация напоминает модель API. Здесь предусмотрено 5 классов ТМ (от 1 до 5). Они являются чуть ли не полными копиями классов GL. Только в классификации по ГОСТ дополнительное указаны максимальные нагрузки и температура эксплуатации:

  • ТМ-1 — 900 – 1600 МПа, t не выше +90°с;
  • ТМ-2 — не более 2100 МПа и +130°с;
  • ТМ-3 — не выше 2500 МПа и +150°с;
  • ТМ-4 — до 3000 МПа и +150°с;
  • ТМ-5 — свыше 3000 МПа и до +150°с.

Классы трансмиссионных масел по системе API

Трансмиссионные масла разделены по системе API на несколько классов:

  • GL-1 — трансмиссионные масла состоящие только из базовых масел без присадок, предназначены для передач работающих в легких условиях, используются в конусных, червячных передач и механических коробках передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин, могут включать в свой состав в небольших количествах ингибиторы коррозии, антиокислительные, депрессорные и противопенные присадки.
  • GL-2 — трансмиссионные масла содержащие противоизносные присадки, предназначены для передач работающих в средних по тяжести условиях, используются в червячных передачах транспортных средств, применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.
  • GL-3 — трансмиссионные масла содержащие до 2,7 % противоизносных присадок, предназначены для передач работающих в средних по тяжести условиях, используются для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей, не предназначены для гипоидных передач.
  • GL-4 — трансмиссионные масла содержащие до 4,0 % противозадирных присадок, предназначены для передач работающих в разных условиях тяжести, используются для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, применяются для несинхронизированных коробок передач североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов, для главных и других передач всех автотранспортных средств, в настоящее время используются и для синхронизированных коробок передач.
  • GL-5 — трансмиссионные масла содержащие до 6,5 % противозадирных присадок и другие многофункциональные присадки, предназначены для передач работающих в самых суровых условиях, используются для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей, применяются для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробок передач), для синхронизированных механических коробок передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
  • GL-6 — трансмиссионные масла содержащие еще большее количество серофосфорсодержащих противозадирных присадок, чем масла GL-5, используются для гипоидных передач с увеличенным смещением осей, работающих в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок.
  • MT-1 — эквивалентны маслам класса GL-5, но более термостабильны, предназначены для высоконагруженных агрегатов, используются в несинхронизированных механических коробках передач мощных тягачей и автобусов.
  • PG-1 — трансмиссионное масло предназначенное для механических коробок передач тяжёлых грузовых автомобилей и автобусов, обладают высокой термической стабильностью.
  • PG-2 — трансмиссионное масло предназначенное для ведущих мостов грузовых автомобилей и автобусов, обладает хорошими высокотемпературными свойствами, иногда масла класса PG-2 называют маслами GL-7.

Неправильно считать, что масло класса GL-5 лучше по качеству масла класса GL-4, это просто разные по свойствам классы трансмиссионного масла, нельзя сказать что одно из них хуже, а другое лучше.

При замене масла в коробке передач или другом агрегате вашего автомобиля следует заливать только масло указанное в руководстве по эксплуатации данного автомобиля, несоблюдение этого правила может привести к плохим последствиям для вашего автомобиля.

Виды, свойства и особенности масла для КПП

Основной задачей  добавок является стабилизация вязкости с учетом различных температур, формирование прочной масляной пленки на деталях для их защиты, моющие свойства, сниженное пенообразование и т.д.

При этом масла для КПП отличаются от моторных, то есть  нельзя использовать масло для двигателя в коробке передач. Что касается базовой основы масла, трансмиссионная жидкость может быть минеральной, синтетической или полусинтетической.

Как правило, синтетическая основа получается искусственным путем (синтез), отличается улучшенными характеристиками в плане вязкости, а также имеет увеличенный срок службы (не так быстро окисляется и стареет).

На практике в холодное время года такие жидкости  наилучшим образом сохраняют свою текучесть

При этом важно понимать, что после выхода на рабочую температуру данные смазки сильно разжижаются. В отдельных случаях  могут возникать  утечки через сальники  КПП.

Минеральное масло для КПП является «натуральным» нефтепродуктом. Основным его преимуществом является доступная стоимость, особенно на фоне дорогой синтетики. Также такое масло способно сформировать плотную и надежную пленку на деталях и поверхностях.

Однако главным минусом минеральных масел для коробки передач является заметное изменение характеристик вязкости в холодное время года и склонность к быстрой потере полезных свойств (небольшой срок службы).

Минеральная основа густеет на морозе, что ухудшает текучесть, снижается прокачиваемость и т.д. Также такую смазку нужно чаще менять. На деле это может оказывать прямое воздействие на ресурс и качество работы КПП до полного прогрева агрегата (повышается износ, затруднены переключения передач, коробка работает шумно «на холодную» и т.д.).  

Полусинтетическая основа представляет собой масло, которое является средним вариантом по основным показателям (в сравнении с минеральным и синтетическим). Простыми словами, полусинтетика  позволяет избавиться от многих недостатков минералки, однако стоит  при этом дешевле синтетических смазок. Срок службы таких продуктов на 25-30 % больше, чем у минеральной основы.

Обратите внимание, в коробку нужно заливать только такое масло, которое рекомендует сам производитель. Также настоятельно не рекомендуется смешивать трансмиссионные масла!. Еще смазочные жидкости для КПП отличаются с учетом типа коробки передач (механика, автомат, робот, вариатор).  Если просто, условно их можно разделить на масла для МКПП (MTF) и АКПП (ATF)

Еще смазочные жидкости для КПП отличаются с учетом типа коробки передач (механика, автомат, робот, вариатор).  Если просто, условно их можно разделить на масла для МКПП (MTF) и АКПП (ATF).

Масло для механики рассчитано на работу именно в агрегатах подобного типа, эффективно смазывает и защищает зубчатые передачи, пары трения, увеличивает срок службы подшипников МКПП и т.д. При этом учитывается способ доставки смазки (масляная ванна и разбрызгивание), так как принудительная подача под давлением на механике встречается редко.

Масло для АКПП отличается тем, что к такой жидкости изначально выдвигаются более высокие требования по сравнению со смазками для МКПП.  Как уже было сказано выше, ATF является специальной гидравлической жидкостью для плавной работы фрикционов, улучшенного отвода тепла и т.д.

Как правило, АТФ имеют более высокий индекс вязкости, в них добавляется специальные присадки, предотвращающие вспенивание. Также ATF менее агрессивна к сальникам и уплотнениям, отличается повышенной стойкостью к окислению.

По этой причине возможно ответить на частый вопрос, можно ли использовать масло для АКПП в МКПП и наоборот. В случае с ATF в механическую коробку, использовать такую жидкость можно, однако возможно возникновение течей, уменьшение ресурса агрегата, выход из строя синхронизаторов и т.д.

Что касается масла в АКПП, в такую коробку нельзя заливать никаких других масел, кроме рекомендуемых самим заводом-изготовителем автомобиля или коробки передач. Более того, зачастую нельзя использовать даже жидкости ATF, которые не имеют соответствующих допусков.

Лучшие полусинтетические трансмиссионные масла

Рекомендуется выбирать «полусинтетику», если вас не устраивает качество синтетических смазок, однако вы не готовы тратить крупные суммы на частую покупку минерального масла. «Полусинтетика» обладает как достоинствами, так и недостатками этих двух видов смазок.

Полусинтетические жидкости способны снизить трение между деталями, продлив их срок службы. Из-за высокого процентного содержания присадок смазка может разъесть металлическую поверхность, однако уровень общего износа будет заметно снижен

Обратите внимание на марки полусинтетических трансмиссионных масел, которые будут описаны далее, ведь они входят в тройку лучших.

1. ZIC ATF Multi Vehicle

Открывает топ лучших марок «полусинтетики» именно «Зик», поскольку его предпочитают многие автопроизводители по всему миру. Это стало возможным благодаря оптимально подобранным присадкам, водящим в состав жидкости. Данная смазка не универсальная, использовать ее можно исключительно в АКПП. Жидкость снижает трение между поверхностями, препятствует образованию отложений. Если в коробку будет залита данная марка трансмиссионного масла, никаких вибраций при переключении не будет, автомат станет работать плавно и ровно.

Преимущества масла данной марки:

  • остается текучей даже при низких температурах;
  • способствует быстрому переключению передач;
  • обладает высокой термоокислительной стабильностью;
  • в своем составе имеет антифрикционные присадки;
  • снижает износ, обладает антикоррозийными свойствами.

Минусы:

отсутствуют.

2. «Лукойл GL5 75W90»

Главная особенность трансмиссионного масла марки «Лукойл» заключается в том, оно подходит для высоконагруженных КПП, смазка сохраняет свои свойства в широком температурном диапазоне. В состав входят присадки, которые препятствуют износу и образованию задиров. Многие автомобилисты отмечают универсальность смазки данной марки, ведь она подходит как для легковых, так и для грузовых авто. Имеет класс вязкость SAE 75W-90. Это значит, что ваш автомобиль будет потреблять меньше горючего.

Преимущества смазки данной марки:

можно использовать в МКПП, не важно, какой тип зубчатой передачи;
изготовлена из масел, прошедших высокую очистку;
является экологически чистой;
обладает антиокислительными свойствами;
эффективно смазывает трущиеся поверхности.

Минусы:

нельзя выбрать подходящий литраж, реализуется в таре объемом 4 литра.

Трансмиссионное масло данной марки наилучшим образом подходит для авто отечественного производства: VAZ, Niva.

3. Liqui Moly Hypoid-Getriebeoil TDL 75W-90

Данная марка трансмиссионных масел обрела популярность благодаря универсальности. Жидкость имеет много допусков, удовлетворяет высоким требованиям и стандартам качества.

Аббревиатура «TDL» в названии указывает на то, что смазка подходит для автомобилей с разными приводами. Ее можно заливать в любые автомобили, поэтому данная марка – оптимальный вариант, если автомобильный парк смешанный. Залить новую жидкость своими руками сможет даже новичок без обращения в сервисный центр.

Преимущества смазки данной марки:

  • имеет двойной допуск GL-4/5;
  • снижает износ трущихся элементов;
  • в своем составе имеет антифрикционные присадки;
  • можно использовать как в синхронизированных, так и несинхронизированных коробках переключения передач;
  • допускается использование в редукторах с гипоидным зацеплением.

Минусы:

высокая стоимость.

Как выбрать трансмиссионное масло

Автопроизводители рекомендуют менять через каждые 30-50 тысяч километров пробега. Чтобы проблем с коробкой не возникало, трансмиссионное масло в КПП нужно правильно подбирать. Какое масло залить в коробку Приоры, Калины и других российских автомобилей?

Заливать в механическую коробку авто необходимо только подходящее по вязкости и по допуску масло.

Классификация масел для трансмиссии по вязкости

Классифицируются масла в зависимости от степени вязкости по двум системам:

  • SAE — по данной системе масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные;
  • API — по этой системе масла разделяются на 7 групп, среди которых самые популярные и используемые GL-4 (ТМ-4) и GL-5 (ТМ-5).

Для автомобилей «ВАЗ» с передним приводом рекомендуется GL-4, а для заднеприводных — GL-5. Также встречаются масла, совмещающие обе категории по системе API GL-4/GL-5

Заливать масла одной группы вместо другой категорически не рекомендуется. Они попросту не совместимы между собой и не взаимозаменяемы!

Трансмиссионное масло GL-4

Для трансмиссионных коробок переднеприводных ВАЗовских авто подходит масло с маркировкой GL-4. В тросовую КПП 2181 заливается только такое масло.

Такие масла рекомендуются для КПП Нексии, вазовских Калины (в том числе Кросс), Весты, Приоры, ВАЗ 2110, Гранты. Используются также для коробок Лады Ларгус, Шевроле Нива и Лачетти, Great Wall Ховер Н3 и других автомобилей.

Трансмиссионное масло GL-5

Для заднеприводных авто марки ВАЗ подойдут масла с маркировкой GL-5.

Данные трансмиссионные масла можно заливать в КПП Нивы и других автомобилей согласно рекомендациям автопроизводителей. Например, для Ferrari, Porsche и Subaru чаще всего используется именно GL-5.

Как подобрать масло в КПП по показателю SAE

По классификации SAE масла подразделяются на следующие категории:

  • летние — с индексами 80, 85, 90 и т. д., подходят только для использования в летний период;
  • зимние — рассчитаны на использование вплоть до морозов, в зависимости от индекса — отличить можно по букве «W», например 70W до -55 градусов, 75W до -40 град, 80W до — 26 град., 85W до -12 град;
  • всесезонные — подходят и для лета, и для зимы благодаря широкому температурному диапазону, имеют двойную маркировку, например 75W90 .

Для российских погодных условий чаще всего целесообразно выбирать всесезонные жидкости с индексами SAE 75W90 или 80W85, чтобы не пришлось часто его заменять.

Различия по составу

Различают 3 вида трансмиссионных масел, отличающихся составом:

  • минеральное;
  • синтетическое;
  • полусинтетическое.

В коробку можно заливать любой из этих видов масел, но только подходящей категории (GL-4 или GL-5). Минеральное масло всегда дешевле синтетики и полусинтетики.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий