После запуска двигателя черный или сизый дым

О чем говорит разноцветный дым

Предположительную причину задымления легко определить по цвету выхлопа дизельного двигателя. Но не ориентируйтесь только на этот показатель. Съездите на станцию техобслуживания, чтобы специалисты выявили проблему с помощью профессиональной диагностики.

Дым из выхлопной трубы

Угольный

Распространенная причина черного выхлопа заключается в некачественном горючем, из-за которого в деталях накапливается сажа. Купите более дорогое топливо. Если же проблема не решилась, ищите источники неприятностей во внутренней системе. Наиболее распространенные:

  • Поломка маслосъемных колец. Из-за этого выхлоп дымит черным, а расход солярки увеличивается.
  • Сбой в газораспределительном механизме. Топливо проникает в камеру сгорания слишком рано или поздно.
  • Сбившиеся настройки регулировки топливного насоса. В форсунки поступает большой объем солярки, которая сгорает из-за малого количества воздуха. Излишки выходят через выхлопную систему в виде пара.
  • Сажа в камере сгорания. Она покрывает клапаны и область вокруг них, а затем частично выходит наружу в виде черного дыма.
  • Забившиеся воздушные фильтры. Они перестают чистить воздух в цилиндре от посторонних частиц, которые повреждают двигатель. Его мощность снижается, а солярка уходит впустую и дымит.

Проверьте топливную систему, если из трубы появляется черное облако, а двигатель запускается не сразу. Причина — забившиеся отверстия форсунок. Снимите их и осмотрите на наличие сажи.

Проблема бывает в разгерметизации воздушных каналов. Насосом создайте давление в системе и прислушайтесь. Если слышится шипение воздуха, дело именно в этом.

Выхлопная труба дымит черным из-за неотрегулированного впрыска топлива. Поэтому солярка воспламеняется слишком поздно, и цилиндр покрывается копотью.

Также причина сильного дымления из выхлопной трубы дизельного двигателя заключается в неисправности турбины из-за засора канала вывода воздуха или разгерметизации коллектора. Поломку легко выявить на слух. Сломанная деталь сильно свистит.

Выхлоп может дымить из-за чрезмерной нагрузки на двигатель. Обычно такое происходит, если водитель поднимается в гору и включает высокую передачу.

Белоснежный

Белый цвет дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя обычно появляется в двух случаях:

  • в камеру сгорания попала жидкость (чаще всего антифриз);
  • солярка сгорает не до конца.

Обязательно проконтролируйте уровень антифриза в бачке. Проблема обычно появляется на моторах с предпусковым подогревом. Охлаждающая жидкость попадает в камеру через прокладку впускного коллектора, смешивается с маслом и превращается в белую смесь. Откройте крышку расширительного бачка и осмотрите жидкость. Если она бурлит, покрыта маслянистой пленкой и пахнет выхлопными газами, белоснежный пар появился именно из-за этой проблемы.

белый дым из трубы

Труба дымит вследствие неполного сгорания солярки по следующим причинам:

  • увеличенное давление;
  • поломка свечей накала, поршней, топливного насоса.

Одновременно отмечается снижение мощности мотора, рост потребления горючего даже на холостом ходу и замедление реакции двигателя на нажатую педаль.

Белый дым во время запуска мотора не всегда указывает на какую-либо проблему. Он появляется из-за испарения водяного пара, который накопился во время стоянки машины. Одна часть конденсата оседает на выхлопной трубе, а вторая выходит из нее. Если причина именно в этом, то летом белоснежный пар перестает идти сразу после прогревания двигателя. В холода труба дымит чуть дольше.

Синий

Синий дым из дизельной выхлопной трубы появляется в двух случаях:

  • моторное масло в цилиндре;
  • горючее распределяется неправильно.

В первом случае дым пестрит разнообразием оттенков — от серовато-голубого до насыщенно-синего (все зависит от температуры двигателя и объема масла). Также отчетливо ощущается вонючий запах гари. Причины проблемы заключаются:

  • в разгерметизации поршневых колец;
  • поломке турбины;
  • или износе клапанных сальников.

Во втором случае голубоватый цвет выхлопа дизеля говорит о поломке топливного насоса или форсунок. Если вовремя не заменить делали, одна часть солярки будет сгорать не до конца и выходить наружу в виде облака. А вторая продолжит гореть в поршне, поэтому деталь перегреется, оплавится под влиянием высоких температур или полностью выгорит.

Если система дымит при включении мотора, причина в понижении компрессии двигателя.

Коричневый

Не бывает коричневого дыма из дизельной выхлопной трубы. Это промежуточный оттенок, а причины такие же, как при черном паре — сажа в камере сгорания, забившиеся фильтры, проблемы с топливной системой, повреждения внутренних деталей.

коричневый дым из трубы

Последствия проблемы синего дыма из глушителя

Сильный голубой дым, периодически появляющийся за автомобилем, указывает на проблему в районе поршневой группы. Найти «слабое звено» и устранить неисправность нужно немедленно.

Один из «сюрпризов», если не избавляться от «хвоста» сине-голубого оттенка, поджидает вас в виде калильного зажигания. Этот эффект сопровождается непредсказуемым поведением двигателя, при котором коленвал вдруг начинает вращаться в другую сторону: водителям со стажем случалось видеть, как мотор разносит в клочья.

Убирать задымление нужно из опасения, что заклинит поршневую. Причем делать ремонт нужно вовремя: для сравнения, заменить маслосъемные колпачки на БМВ стоит до 25 тыс. рублей, а всю поршневую – до 60 тысяч. Прибавьте сюда цену запасных частей

Это красноречиво демонстрирует, как важно не игнорировать синий дым из глушителя

Синий дым: причины повышенного расхода масла

Сизый дым из выхлопной трубы всегда сопровождается повышенным расходом масла. Основные причины высокого потребления двигателем смазочного материала:

износ уплотнения стержня клапана и направляющих клапана. Сальники клапанов предотвращают попадание масла по штоку клапана из полости ГБЦ в камеру сгорания двигателя; большой зазор подшипников скольжения турбонагнетателя. Поскольку надлежащая герметизация вала из-за большого зазора невозможна, масло всасывается во впускной тракт и сгорает в цилиндрах со свежим зарядом топливной смеси. Также возможно попадание масла в выпускной тракт, где оно будет выгорать с раскаленных деталей выхлопной системы, образуя дым с синеватым оттенком; забитая магистраль обратного слива масла с турбонагнетателя. Неисправность встречается при несоблюдении интервалов технического обслуживания, использования моторного масла низкого качества. Поскольку в турбину смазка подается под давлением, сопротивление сливу излишков масла обратно в поддон приводит к попаданию смазки во впускной тракт через подшипники скольжения; высокое давление картерных газов. Избыточное давление в поддоне двигателя создает воздушный подпор, препятствующий съему излишек масла поршневыми кольцами. Как итог, на поверхности цилиндров остается слишком много смазки, которая сгорает и провоцирует густой синий дым из выхлопной трубы; негерметичность стыка блока цилиндров и ГБЦ. Масло в камеру сгорания попадает через зоны ослабления прокладки головки блока цилиндров к блоку цилиндров. Если протечка не ограничивается маслом, и в цилиндры попадает еще и антифриз, из выхлопной трубы будет идти бело-голубой дым; последствие ремонта двигателя с нарушением технологии обработки, расточки, хонинговки и гильзовки блока цилиндров

Для создания масляной пленки правильной толщины (1-3 мкм) важно не только соблюсти геометрию цилиндров, но и выдержать степень шероховатости поверхности; неисправность цилиндропоршневой группы (ЦПГ)

Что делать если дымит из под капота

Прежде чем предпринимать действия, по устранению неисправности, которая вызывает задымление в подкапотном пространстве, нужно обратить внимание на то, как дымит моторный отсек автомобиля. Так, водитель может наблюдать, как из подкапотного пространства транспортного средства, идет пар, или белый, сизый либо черный дым

Пар

Существует много причин, по которым может идти пар из под капота автомобиля. Так, во время дождя, при попадании на перегретый капот, капли превращаются в пар. Он может идти и в случае, если вода попала на раскаленный радиатор охлаждения транспортного средства, например, при переезде через глубокую лужу. Парение возникает и при функционировании двигателя в условиях низких температур.

Пар не является признаком серьезных поломок и неисправностей, потому, при его возникновении, не следует беспокоиться, и можно эксплуатировать транспортное средство в штатном режиме работы.

Белый дым

Если идет интенсивный белый дым из моторного отсека, значит, закипел тосол или охлаждающая жидкость. Эту проблему надо оперативно устранить. Она возникает из-за плохой герметичности бачка, он может быть неплотно закрыт, в нем образовалась трещина и тосол попадает на защиту силового агрегата. Об этом будет свидетельствовать задымление белого цвета.

Чтобы устранить поломку, понадобится точно диагностировать источник возникновения проблемы. Радикальным методом решения задачи, является полная замена сломанного оборудования.

Синий дым

Появление дыма синего цвета, свидетельствует о том, что масло попало на прогретые элементы силового агрегата. Смазка, чаще всего, оказывается на цилиндрах мотора. Чтобы узнать причину задымления, следует проследить за показателями уровня масла. Если потребление смазывающей жидкости возросло, значит причиной появления сизого дыма, является утечка смазки.

Если мотор перегревается в результате перепадов давления, масло, находящееся в коллекторе, течет по цилиндровым стержням. При возникновении неисправности, потребуется заглушить мотор автомобиля. Далее необходимо воспользоваться услугами аварийных служб, так как самостоятельно решить проблему перегрева двигателя, и течи горелого масла из коллектора, не представляется возможным.

Черный дым

Если подкапотное пространство автомобиля дымится черным, значит, возникли серьезные неисправности в работе силового агрегата автомобиля. Черный дым является признаком следующих неисправностей:

  • Поломки сцепления и неисправности электрической проводки транспортного средства.
  • Поломка игольчатого клапана.
  • Разгерметизация форсунок.
  • Поломка электронных датчиков.
  • Неисправности функционирования насоса высокого давления.
  • Повреждение топливной системы транспортного средства.
  • Перелив в поплавковой камере.

Задымление может сопровождаться вспышкой, и последующим возгоранием транспортного средства. Необходимо немедленно заглушить мотор, и постараться потушить огонь с помощью бортового огнетушителя. Если меры по тушению не помогают, необходимо срочно вызвать пожарников.

Как определить причину

Если автовладелец знает строение, характеристики мотора, как происходит сгорание топлива внутри движка, то он может разобраться с проблемой самостоятельно.

Проблема с воздушным фильтром

О загрязнённом воздушном фильтре будет свидетельствовать ошибка P0171, P0172. Она обычно появляется на приборной доске транспортного средства. Увеличивается расход топлива.

При загрязнении воздушного фильтра, горючее сгорает впустую. Поэтому возможна потеря мощности автомобиля.

Опытные механики рекомендуют проводить смену воздушного фильтрующего устройства раз в двадцать тысяч километров. Если машина эксплуатируется в экстремальных условиях, на пыльных дорогах, на каменоломнях, то смена воздушного фильтра должна происходить один раз в 10 тысяч километров пробега.

Забитые форсунки

Раз в двадцать тысяч километров

Первый метод очищения форсунок будет таким:

  1. Машину прогревают, если она долго стояла без движения, либо процедура проходит при низкой температуре.
  2. В топливную систему льют специальный химический реагент под названием сольвент.
  3. Заводят машину и ждут минуту.
  4. Повторяют процедуру запуска движка несколько раз.

После этой процедуры двигатель должен нормально работать, а из выхлопа перестаёт выходить чёрный дым. Форсунки смогут проработать ещё некоторое время без капитальной чистки, которая будет описана в следующем способе.

Если первый метод чистит форсунки на 50 процентов, то полную очистку может дать второй способ. Его проводят в сервис-центрах, так как в гаражных условиях нет таких инструментов.

  1. Установить машину на яму.
  2. Снять форсунки с мотора транспортного средства.
  3. Положить в ультразвуковую ванну.
  4. Подождать, пока весь нагар сползёт с них и растворится.
  5. Установить обратно в двигатель.

Этот способ решает проблему полностью. Однако если жизненный ресурс форсунок подошёл к концу, то никакая промывка не поможет. Поэтому лучше заменить комплектующие на новые.

Поломка турбокомпрессора

Неисправностей может быть две:

  • воздуховодный канал засорён;
  • протекает впускной тракт или выпускной коллектор.

Если турбокмпрессор при включенном двигателе слегка свистит — это нормально. Если же молчит, то автовладелец должен проверить воздушный тракт на предмет засора.

Внимание! Различные присадки против дыма не помогают. Они только спрячут болезнь, которая будет постепенно развиваться и приведёт к капитальному ремонту двигателя

Поэтому дешевле будет вылечить мотор на ранней стадии неисправностей, чем ремонтировать движок в целом.

Проблемы с ТНВД

При неисправностях топливного насоса высокого давления, также возможны проблемы с мотором и из выхлопной трубы выбрасывает чёрный дым. Этому способствует негерметичность топливных форсунок либо неправильный угол наклона впрыска.

Если впрыск топлива опережает остальные компоненты, то возможна детонация мотора. Движок будет шуметь при работе в разных режимах. К этим проблемам также относится следующее:

  • разрушение формы факела;
  • поломка регулятора оборотов.

В этом случае требуется обратиться в сервис-центр для обнаружения точной неисправности и её лечения. Самостоятельно не рекомендуется настраивать ТНВД. Иначе можно разрушить двигатель до такого состояния, что придётся покупать новый или контрактный.

Езда с неисправными форсунками приводит к прогару форкамеры. Разрушаются перемычки и обгорают поршни. Чем дальше будет происходит усугубление неисправностей, тем больше двигатель будет требовать капитальных вложений.

О чем может рассказать черный цвет выхлопа

Черный выхлоп – признак того, что топливовоздушная смесь сформирована неправильно. Ей не хватает кислорода для полного сгорания. В результате этого часть смеси попросту обугливается. А черноту газу придают мельчайшие частицы сажи, образованные несгоревшими молекулами углеродных соединений.

Причинами неполного сгорания горючей смеси могут быть:

  • загрязнение воздушного фильтра;
  • неправильная регулировка подачи топлива насосом высокого давления;
  • поздний впрыск топлива;
  • забитый (засоренный) трубопровод возврата топлива;
  • неправильная регулировка клапанов;
  • неисправность форсунки (форсунок);
  • неполадки в работе турбокомпрессора (турбины);
  • недостаточное давление (компрессия) в камерах сгорания;
  • некачественное топливо.

Рассмотрим каждую из приведенных проблем.

Почему не работают поршневые кольца?

Причины выхода из строя колец:

  • потеря эластичности и упругости вследствие перегрева или большого количества циклов нагрева/остывания (естественная усталость металла, встречающаяся на больших пробегах);
  • закоксованность поршневых колец. Кольца залипают в случае образования внутри канавок поршней лаковых отложений и нагара. В случае залипания компрессионных колец в цилиндрах снижается компрессия, повышается термическая нагрузка на маслосъемное кольцо, растет давление картерных газов. На больших пробегах машина дымит синим дымом по причине закоксованности маслосъемных колец. В некоторых случаях неисправность возникает после долгого простоя авто без движения, использования некачественного моторного масла и игнорирования интервалов ТО;
  • недостаточный тепловой зазор. По мере теплового расширения кольца оказывают излишнее давление на цилиндр, из-за чего перегреваются, ускоренно изнашиваются и создают задиры на стенках цилиндров;
  • движение поршня с перекосом. Нарушение соосности в результате изгиба шатуна приводит к качающемуся движению поршня в продольной оси двигателя, из-за чего на стенках цилиндров и юбках поршней появляются задиры, а поршневые кольца принимают эллиптическую форму;
  • нарушение геометрической формы цилиндра. Случается вследствие закоксованности поршневых колец, движении поршня с перекосом или при неквалифицированном ремонте (некачественная расточка/гильзовка блока цилиндров, несоблюдение последовательности и момента затяжки болтов ГБЦ);
  • ошибки дефектовки деталей двигателя в процессе капитального ремонта. К примеру, установка новых поршней и колец в цилиндры с изношенной верхней частью приводит к тому, что кольца ударяются о «буртик», вибрируют, быстро изнашиваются и больше не обеспечивают должное уплотнение. Схожие симптомы возникают при едва заметном ударении поршней о ГБЦ, к которому приводит неправильный выступ поршней, малая толщина ремонтной прокладки ГБЦ. Нельзя устанавливать новые поршневые кольца, если цилиндр имеет эллипсовидную выработку;
  • неправильно установленные или подобранные поршневые кольца. Чрезмерное натяжение при неквалифицированной установке обязательно обернется в скором времени синеватым дымом при перегазовках и повышенным расходом масла.

Редкий случай

Иногда даже долгая диагностика не позволяет выявить причину черного дыма от дизельного мотора. В этом случае стоит осмотреть механизм зажигания. Некоторые модели моторов оснащаются клапаном, который регулирует работу блока зажигания. Момент работы такого блока регулируется при помощи болта на корпусе. Такие блоки построены на электромагнитном принципе регулировки.

Проверить работоспособность таких установок можно по звуку (исправный датчик начнет трещать), либо отключить его от системы. Если эта манипуляции наладила работу двигателя и пропала дымности это указание к замене элемента.

Методы диагностики при появлении белого выхлопа

Если установлено, что белый дым не вызван естественным испарением конденсата в выхлопной системе, проверьте и убедитесь в наличии проблемы, проверив следующее:

Выньте щуп и обратите внимание на цвет и состояние моторного масла.

Уровень охлаждающей жидкости двигателя.

Наличие следов масла в охлаждающей жидкости.

Контур охлаждения на предмет попадания в него выхлопных газов.

Изменение давления в контуре охлаждения при запуске ДВС.

Чистоту свечей зажигания (в бензиновом двигателе).

При смешивании хладагента с маслом образуется эмульсия воды и масла, которая сильно отличается от обычного масла как по цвету, так и по консистенции. Однозначно определить, что со смазывающей жидкостью явно не все в порядке, можно при визуальном осмотре, просто вытащив щуп.

Если есть течь охлаждающей жидкости, то ее уровень в радиаторе и расширительном бачке должен упасть. Значительное уменьшение количества жидкости в системе при отсутствии внешних утечек красноречиво свидетельствует о наличии утечек внутри двигателя

Параллельно нужно обратить внимание на состояние охлаждающей жидкости: если видны масляные пятна, значит в систему просачивается масло из соседнего контура смазки

Если есть вероятность попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, то выхлопные газы по тому же пути будут прорываться в контур охлаждения. Для проверки пережали верхний патрубок радиатора и завели двигатель. Если вы чувствуете рукой, что труба «раздувается» при запуске ДВС, газы из камеры сгорания попадают в контур и давление в системе охлаждения увеличивается.

В бензиновом двигателе также стоит выкрутить свечи зажигания и осмотреть их состояние. При наличии влаги в цилиндрах рабочая часть вместе с электродом будут выделяться своей чистотой, как будто их только что помыли. Хотя в природных условиях все должно быть покрыто черным нагаром.

В чем причина?

Главное, о чем говорит черный дым из выхлопной трубы, это о перенасыщенной топливо-воздушной смеси. Очень много топлива поступает в цилиндры, оно не успевает, как следует сгореть, и выхлоп окрашивается в черный цвет. Само собой, что он вреднее и токсичнее нормального выхлопа, и даже катализатор не может справиться с излишками топлива в выхлопных газах.

Основной причиной этого, являются неполадки в системе подачи топлива. Данная проблема может встречаться абсолютно у всех двигателей внутреннего сгорания, как в бензиновых, так и в дизельных.

Вторая причина кроется в системе зажигания. Топливо не поджигается в камере, и в глушитель выходит сырая смесь. Двигатель, при этом, будет очень сильно «троить» (Троит двигатель — мотор неправильно работает, так как топливо не полностью сгорает в каком-либо цилиндре. Например, три цилиндра работают как надо, а четвертый не совсем так. Либо не происходит воспламенения, либо топливо плохо сгорает).

Карбюраторное зажигание.

Что касается карбюраторных двигателей, то тут все довольно просто. Если выхлоп черного цвета, скорее всего, нестабильно работает сам карбюратор, а именно перелив в поплавковой камере. Причин может быть несколько:

  • Игольчатый клапан неисправен. «Иголка» может пропускать излишки топлива, так и вовсе залипать.
  • Жиклеры могли засориться. Основной причиной этого – некачественное топливо.

Чтобы устранить проблему, нужно разобрать и почистить карбюратор. Если же это не поможет, придется поменять «иглу» и жиклеры, а затем правильно установить уровень бензина в камере.

Инжекторный двигатель.

С одной стороны здесь все проще, так как нет никаких «иголок» и камер сгорания. А с другой стороны сложнее, так как здесь абсолютно другая система подачи топлива. Здесь топливо-воздушная смесь подается при помощи электроники, а впрыск осуществляется с помощью «инжекторов». Отсюда и название двигателя.

Главные причины черного дыма из выхлопной трубы на инжекторном двигателе следующие:

  • Главной здесь проблемой, может являться сам инжектор. Просто-напросто, он забивается и не подает как следует топливо. Накапливается давление, а затем происходит сильный впрыск, часто с излишним топливом. Из-за этого двигатель работает нестабильно, он начинает «плавать»: то низкие обороты, то высокие. Чтобы исправить это, инжекторы нужно прочищать. Существует несколько способов сделать это. Можно снять топливную рейку, а можно использовать специальные средства, которые добавляются в бензин. Что лучше – решать, конечно, вам, но это поможет избавиться от черного выхлопа. Процедуру лучше проводить раз в каждые 70000 километров.
  • Так как система инжекторного двигателя полностью автоматизирована, то при помощи датчиков, она отслеживает все различные циклы работы. Из этого следует, что неисправен датчик. Если это так, он либо будет подавать слишком много топлива, либо вовсе не даст запустить двигатель. Вряд ли можно выявить эту поломку самостоятельно, придется ехать на диагностику на СТО.
  • Третья причина – топливный насос. У автомобилей с инжекторными двигателями, он, обычно, находится в бензобаке, и бывают случаи, что он начинает подавать увеличенное давление. Это приводит к переливу в камерах впрыска. Решением проблемы является замена насоса.

Дизельные двигатели.

Если посмотреть, то для дизельного двигателя, черный выхлоп – это нормальное явление. Опять же, здесь другая система, топливо воспламеняется от давления, работает он на солярке, а она дает слегка черноватый выхлоп даже в нормальном состоянии. Но сегодня с этим явлением тоже стараются бороться, ведь выхлоп дизельного двигателя токсичен и содержит много свинца. Поэтому, чтобы соответствовать нормам EURO5, на всех дизелях начали устанавливать сажевые фильтры. Он очищает выхлопные газы и не дает вредным веществам попасть в воздух.

И какие же проблемы могут быть у дизелей?

  • Банальный выход из строя сажевого фильтра. Если это так, его нужно заменить. Но интенсивность дыма будет не такой высокой.
  • Вышел из строя насос высокого давления и идет перелив топлива. Опять же, все решается его заменой.
  • Неправильный угол опережения зажигания. Здесь нужно все правильно отрегулировать.

Разновидности дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя

Если сильно дымит из выхлопной трубы, то, в первую очередь, нужно обращать внимание на оттенок выброса. Это многое скажет о характере неполадки

Белый пар

Выброс белого полупрозрачного пара из глушителя при температуре воздуха ниже -10 °С – нормальное явление. В системе выведения отработанных паров скапливается конденсат, поэтому при разогреве двигателя в холодную погоду начинается интенсивное выделение водяных паров. Подтвердить норму вам поможет внешний осмотр. После прогрева двигателя на срезе выхлопной трубы, как правило, остаются водяные капли.

Насторожить может дым из выхлопной трубы бензинового двигателя интенсивного белого оттенка, когда на улице тепло.

Дым на холодную

Запуск холодного двигателя – это одна из проблем автомобилистов. Пока машина стоит на улице при низких температурах воздуха, она испытывает определенные нагрузки. Если ее периодически не прогревать, то начинают подмерзать важные элементы системы.

Появление густого дыма при холодном запуске может говорить о наличии мелких нарушений в работе:

  • Замерзание маслосъемных колпачков.
  • Западение поршневых колец.
  • Появление неисправностей в системе датчиков.
  • Использование некачественного бензина с примесями.

Как определить неисправность по цвету

Если у вас довольно изношенный двигатель с пробегом, то причина может быть в моторном масле. На работу влияет степень вязкости состава. Жидкие средства затекают в зазоры прежде, чем мотор успевает разогреться.

Синий (сизый) дым

Если сильно дымит из выхлопной трубы, но дым белый, то это может быть вариантом нормальной работы. При появлении сизого, синеватого или насыщенно-синего оттенка становится ясно, что внутри машины происходят нежелательные процессы.

Синий или сизый дым еще называют «масляным». Очевидно, что к такому выбросу приводит попадание моторного масла на цилиндры или поршни.

Причин для этого может быть несколько:

  • Износ цилиндров или поршней.
  • Износ подшипников или уплотнений ротора.

Все случаи требуют тщательной диагностики и замены старых деталей.

Еще один распространенный случай касается неисправности зажигания и негерметичности клапанов. Тогда один из цилиндров отключается, клапан получает прогар – дым становится бело-голубым. Определить дефект цилиндра довольно просто. Внутри детали компрессия малозначительная, сопутствующая свеча покрыта черным нагаром.

Черный дым

После образования черного дыма из глушителя вылетают частицы сажи. Это верный признак нарушения в системе топливоподачи. К этой проблеме, как правило, добавляются сопутствующие сложности:

  • Мотор заводится не всегда, работает неустойчиво, может заглохнуть.
  • Во время использования машины значительно повышается расход бензина.
  • Внутри двигателя падает мощность.
  • Выхлопной газ имеет резкий неприятный запах.

Причиной таких явлений может стать негерметичность форсунок – тогда необходим капитальный ремонт мотора. Неисправность этих деталей приводит к затеканию топлива внутрь двигателя, даже тогда, когда вы не ездите на машине. Результатом становится переобогащение топливно-воздушной смеси. Описанное явление ведет к повышению трения между деталями – это увеличивает риск преждевременного износа.

Одна из опасных разновидностей – черно-серый дым, причин для его появления может быть несколько:

  • Износ форсунок.
  • Нарушение системы регулировки подачи бензина.
  • Засорение воздушного фильтра.
  • Плохая работа заслонки дросселя.
  • Снижение качества зазоров внутри клапанов впуска.
  • Нарушения в работе турбокомпрессора.
  • Неправильное выставление меток теплоподачи или газораспределения.

Судить о степени неисправности можно по насыщенности оттенка. Чем гуще и плотнее дым, тем сильнее показатели износа деталей.

Искрообразователь

Первое место, где обычно автомобилисты ищут неисправность, становятся свечи зажигания. На старых отечественных автомобилях это делается просто — дедовским методом. Свеча зажигания выкручивается с блока цилиндров.

Далее, вставляется в наконечник и прислоняется к кузову автомобиля. Ключ зажигания поворачивается на 1-2 секунды и будет видно, есть ли искра. Данную процедуру стоит повторить со всеми четырьмя свечами. Конечно, если есть стенд для проверки свечей, то рекомендуется воспользоваться именно ним.

Чтобы совершить проверку высоковольтных проводов необходимо демонтировать их с транспортного средства, и при помощи мультиметра замерять сопротивление. Показатель должен составить около 5 оМ. Для Жигулей с карбюраторным двигателем рекомендуется использовать высоковольтные провода производства Тесла.

На движке ВАЗ 2106 используется стандартная Жигулевская катушка зажигания, которая также может выйти со строя. Поэтому, рекомендуется провести диагностику и этому элементу. В случае выхода из строя — заменить.

Причины синего дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя

«Масляный» выхлоп преследует авто на карбюраторах и инжекторах, равно как и на дизельных форсунках. Выгорание моторного масла в цилиндрах – единственная причина темного следа как за работягами «КамАЗом» и мотоциклом, так и изысканными «Фольксвагеном», «Фордом», «Киа Рио». Но пути попадания смазки в рабочие камеры разные.

Дефекты поршневых или маслосъемных колец

Важнейшие детали бензиновых силовых установок – поршни – имеют, чаще всего, компрессионные кольца вверху (2 штуки) и по одному нижнему МСК. Детали выполнены из керамики или устойчивых к высоким температурам сплавов.

Верхние кольца деформируются быстрее: наружная сторона трется о поверхность камер сгорания топлива, а внутренняя часть попадает под давление картерных газов. МСК удаляют излишки смазки со стенок цилиндров и одновременно смазывают компрессионные кольца.

Когда маслосъемные элементы изнашиваются, из глушителя валит бело-синий дым. Со временем появляется такой эффект: машина набирает скорость, а выхлопы светлеют и становятся плотнее.

«Провокаторами» повреждения колечек являются:

  • инородные вкрапления в моторной смазке;
  • царапины и ржавчина на внутренней стороне камер сгорания;
  • перегрев силовой установки;
  • грязные масляные фильтры;
  • недобросовестный ремонт агрегата, когда кольца устанавливают, не применяя съемник.

Также закоксовывание колец ведет к выходу из строя элементов.

Деформация цилиндра двигателя

Если вы допускаете частый перегрев ДВС, то цилиндры теряют свою идеально круглую форму: в средней части становятся овальными. А в верхней – сплющиваются, не давая уплотнительным кольцам выполнять свою функцию.

В результате нарушенной геометрии цилиндров появляются зазоры – входные ворота для смазывающих веществ. Участники дорожного движения в итоге наблюдают, как голубой дым вьется из выхлопной трубы вашего транспортного средства.

Повреждения цилиндров

Не только кольца становятся причиной сизого задымления: иногда сами цилиндры также получают повреждения.

Виновными, как правило, бывают собственники авто:

  • несвоевременно меняющие масло;
  • допускающие коррозию внутри камер сгорания, когда длительное время не запускается двигатель;
  • устанавливающие некачественные кольца.

Задиры на зеркале цилиндров появляются, если смазка недостаточно отфильтрована.

Проблемы с вентиляцией картера

Чтобы в картер во время работы мотора не попадали продукты сгорания и бензин, в автомобильной конструкции предусмотрена вентиляция. В момент загрязнения вентсистемы в поддоне создается избыточное давление газов: оно мешает удалению излишков моторного масла поршневыми кольцами. Тогда в результате горения масляных остатков из выхлопной трубы бензинового двигателя идет синий дым.

Дымит двигатель

Диагностировать вентиляционную систему просто: запустите мотор, откройте маслоналивное отверстие. Приложив к горловине ладонь, вы почувствуете, как руку притягивает к отверстию: тяга в контуре есть.

Износ маслосъемных колпачков или сальников клапана

Клапанные уплотнители изготовлены из резины. В холодное время года расходники страдают от перепада температур. Когда на улице мороз, двигатель быстро набирает обороты, уплотнители нагреваются до 200 °С. В результате сальники или колпачки дубеют, перестают быть препятствием для моторной смазки.

Это проблема старых двигателей: на современных 8- и 16-клапанниках («Пежо», «Субару», «Митсубиси») особенности устройства не позволяют маслу просачиваться в рабочую зону.

Проблемы с турбиной (при наличии)

Турбонаддув как средство повышения мощности силового агрегата и экономии топлива вполне оправдывает себя. Но неисправность турбины (свободный ход оси в подшипнике скольжения) ведет к попаданию масла сначала в охладитель наддувочного воздуха, потом – в ДВС.

Для моторов на дизеле проблема очень опасна: последствиями может быть полное разрушение агрегата. Для устранения неприятности проведите капремонт узла либо замените автокомпонент.

Редкие неисправности

Проблемы синего задымления знакомы даже владельцам автомобилей, купленных на первичном рынке. Тут все заканчивается благополучно, когда в рабочем режиме новые детали притираются друг к другу.

Однако существует ряд нестандартных неисправностей, влекущих синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя:

  • из-за высокой температуры сильно изменяется геометрия юбки поршня;
  • разрушаются перемычки между кольцами;
  • сбивается зажигание.

Вакуумный датчик нагрузки также бывает виновником синей дымовой завесы из выхлопного тракта, но такой эффект характерен только для машин с автоматической коробкой скоростей.

Как проверить причину выброса белого дыма

Летом при нормальной эксплуатации выхлоп дизельного автомобиля бесцветный. На холодную, в начале нагрева, глушитель выпускает легкое облачко водяного пара. Окрашивание выхлопных газов несгоревшими частицами свидетельствует о неисправности ДВС.

Проверка возможных причин появления белого дыма из выхлопной трубы дизеля:

  • замер масла щупом в картере;
  • цвет смазки;
  • наличие тени на выхлопе;
  • посторонний запах или осадок охлаждающей жидкости в бачке;
  • закопченные свечи;
  • рост потребления дизельного топлива;
  • неисправность форсунки;
  • задержка зажигания.

Реакция горячей топливной смеси в двигателе происходит при высоком давлении. В обычной дозировке все дизельное топливо соединяется с кислородом воздуха. В основном газ на выходе из дизельного глушителя состоит из воды и углекислого газа. Поэтому появление густого дыма – верный признак плохой работы двигателя.

Самостоятельная проверка

Диагностировать поломку можно самостоятельно, есть “дедовский” метод.

1) Прогреваем двигатель до рабочей температуры, хорошо бы после небольшого пробега.

2) Берем чистый лист бумаги и прикладываем его к выхлопной трубе. Не покрывая его полностью, примерно наполовину. Задержитесь на 10-15 секунд.

3) Смотрим на бумагу, если она мокрая как вода, то волноваться не о чем. Это просто вода. Если бумага жирная, как после масла, это плохо! Так в вашу систему попадает антифриз или тосол. Вам нужно ехать на заправку, не откладывайте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий